Смотреть кинофильмы России и СССР (общественное достояние)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть кино России и СССР (общественное достояние)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

В 6 часов вечера после войны (1944)
В большом городе (1927)
В Брянском полесье (1930)
В глубинах моря (научно-популярный, 1939)
В дальнем плавании (1945)
В людях (1938)
В мире насекомых (научно-популярный, 1936)
В огне рожденная (1929)
В поисках радости (1939)
В тылу врага (1941)
Вавила грозный и тётка Арина (мультфильм, 1928)
Валерий Чкалов (1941)
Василиса Прекрасная (1939)
Ваша знакомая (1927)
Великий гражданин (1937), 1 серия
Великий гражданин (1939), 2 серия
Великий перелом (1945)
Великий утешитель (1933)
Великое зарево (1938)
Веселые ребята (1934)
Веселые сценки из жизни насекомых (мультфильм, 1912)
Весенний поток (1941)
Весной (1929)
Ветер с Востока (1940)
Взятие Зимнего дворца (1920)
Во имя бога (1925)
Во имя Родины (1943)
Возвращение (1940)
Возвращение Максима (1937)
Возвращение Нейтана Беккера (1932)
Возвращенное солнце (мультфильм, 1936)
Воздушное приключение (1937)
Воздушный извозчик (1943)
Возрождение Сталинграда (документальный, 1944)
Воинственные бобры (мультфильм, 1939)
Волга-Волга (1938)
Волочаевские дни (1937)
Волшебная флейта (мультфильм, 1937)
Волшебное зерно (1941)
Вражьи тропы (1935)
Вратарь (1936)
Всадники (1939)
Встреча папанинцев (документальный, 1938)
Встречный (1932)
Выборгская сторона (1938)
Вынужденные прыжки с парашютом (1945)
Высокая награда (1939)


Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

ГАДКИЕ УТЯТА ИЗ БИСКВИТНОЙ КОРОБКИ

Отечественная мультипликация - это своего рода параллельный мир советского кинематографа. Сейчас, когда экраны заполонили зарубежные мультсериалы, трудно представить, что и у нас была своя история, свои взлеты и падения - и свои безусловные достижения в жанре. В том числе и связанные с фантастикой.

РОЖДЕНИЕ ЖАНРА: ДЕТИ ПРАКСИНОСКОПА

Анимация - один из самых молодых видов искусства. Тем не менее она старше натурного кино почти на двадцать лет. Официальной датой рождения рисованной мультипликации киноведы считают 20 июля 1877 года. В этот день талантливый изобретатель-самоучка Эмиль Рейно прочитал во Французской академии доклад о своих работах. Рейно продемонстрировал академикам праксиноскоп - аппарат, собранный из бисквитной коробки и зеркального барабана и позволяющий просматривать на прозрачной ленте фазовые картинки, создающие иллюзию движения фигур. Впоследствии Рейно неоднократно модифицировал свое изобретение. Он даже создал в 1892 году "Оптический театр", в котором в течение 7 лет шли представления в "комнате фантастики" Музея Гревен на Монмартре. Так анимация заявила о своем родстве с фантастикой.

В какой-то мере мультипликация является антагонистом реалистического натурного кино - из-за гипертрофированной условности выразительных средств. В тоже время близость мультипликации к кинематографу необычайного, сказочного и фантастического вполне очевидна. Обладая всеми достоинствами игрового кино, анимация предоставляет больше возможностей для выражения иносказаний, метафор, парадоксов.

Казалось бы, обреченная стать одним из ведущих направлений в искусстве двадцатого века, мультипликация тем не менее практически затерялась в огромной тени "серьезного" кинематографа. В течение долгого времени анимацию не принимали всерьез ведущие режиссеры "большого кино", а если и использовали, то лишь как инструмент для создания спецэффектов в игровых фильмах. Примерно такое же отношение складывалось и у представителей так называемой реалистической литературы к литературе фантастической. Фантастику тоже считали "недоискусством", литературой для детей и подростков, полигоном для начинающих авторов. Возможно, именно поэтому две падчерицы "старших" жанров - фантастика и мультипликация - нашли друг друга. И на стыке этих жанров было рождено немало шедевров.

НЕЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: НЕМНОГО О ТЕХНОЛОГИИ

В мультипликации самой распространенной технологией съемки является рисованная мультипликация. Менее распространена объемная, или кукольная, анимация. Широко популярный на заре анимации метод перекладок (съемки с использованием плоских марионеток) сегодня почти не применяется на профессиональном уровне. Впрочем, такие гениальные работы Юрия Норштейна, как "Ежик в тумане" и "Сказка сказок", говорят о том, что и в этом направлении еще не сказано последнее слово.

Таковы "три составляющие, три основные части" анимации. Однако многие режиссеры пытались сказать новое слово в технологии съемок анимационного кино. Например, "игольчатый экран", созданный в тридцатых годах французским режиссером русского происхождения Александром Алексеевым, состоял из сотен тысяч выдвигающихся и сдвигающихся стерженьков. Возникало изображение, напоминающее живые гравюры. На стыке рисованного и кукольного кино возникла модная ныне "пластилиновая техника" мультипликации. Режиссер В.Самсонов, профессиональный художник, пришедший в анимацию, создал так называемую "динамическую живопись", рисуя маслом на стекле.

Компьютер свел к минимуму черновую работу и создал новые, почти безграничные возможности визуализации образов. Компьютерная анимация сейчас практически вытеснила остальные формы. Однако современный компьютерный мультфильм порой ничем внешне не отличается от рисованной продукции 30-х годов.

НАЧАЛО ВЕКА: ОТ РОГАЧЕЙ К ОКНАМ РОСТА

Праксиноскоп Рейно вскоре появился и в России. Он пользовался немалым успехом в качестве забавной игрушки. Однако истинной датой рождения российской мультипликации стал 1911 год. Именно тогда выдающийся оператор, художник и режиссер Владислав Старевич подарил миру объемно-мультипликационное кино. Используя чучела животных и препарированных насекомых, режиссер достигал такой правдоподобности их движений на экране, что большая часть публики считала Старевича великим дрессировщиком. Соответственно, и кукольные фильмы, в которых главными персонажами были животные, носили сказочный характер, хотя зачастую в них проглядывала едкая сатира на реалии тогдашней жизни. Наибольшей популярностью пользовался цикл о "войнах насекомых", рогачей и усачей, а также первые детские мультфильмы о жизни обитателей леса. Старевич был воистину пионером русской анимации - он же снял первый русский рисованный фильм "Петух и Пегас". Возможно, именно он первым в мире осуществил совмещение мультипликации с игровым кино, поставив в 1913 году "Ночь перед Рождеством" со знаменитым Иваном Мозжухиным в главной роли.

Казалось, такой мощный задел обрекал русскую анимацию на лидирующие позиции в мире, но... Искусство мультипликации было позабыто в раздираемой распрями стране.

Вновь интерес к движущимся картинкам пробудился в середине двадцатых годов. Владимир Маяковский и документалист Дзига Вертов решили оживить агитплакаты для показа в альманахе "Киноправда". Используемый метод плоских марионеток, наиболее быстрый способ съемок мультфильма в те времена, позволял оперативно реагировать на злобу дня. Подобный утилитарный подход к мультфильму как орудию классовой борьбы скверно отразился на развитии жанра.

В то же время группа молодых, но уже известных художников - Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Юрий Меркулов, - воодушевленных идеями "динамической графики", предложили Якову Протазанову, работающему в тот момент над игровым фильмом "Аэлита", создать анимационные вставки. Осторожный и консервативный Протазанов не пошел на это, и художники создали свой мультфильм по готовым марсианским эскизам. Так появился на свет первый советский научно-фантастический мультфильм "Межпланетная революция" - своеобразная пародия на протазановскую "Аэлиту". Несмотря на обилие пропагандистских штампов, фильм так и не пустили на большой экран, но успех в ограниченном показе он имел значительный.

БРАВЫЕ ПИОНЕРЫ: ОТ ГУЛЛИВЕРА ДО КОСМОНАВТА

"Межпланетная революция" все же имела некоторый резонанс в киноискусстве. К той самой группе художников примкнуло несколько молодых режиссеров: Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, сестры Брумберг. Все они впоследствии прославили советскую мультипликацию. Тогда же и определился круг тем, за пределы которого анимация не могла выйти в течение последующих 30 лет: политический памфлет, детская мультипликация, экранизации литературной и фольклорной сказки. Но и в этих границах было создано немало замечательных произведений, часть из которых можно условно причислить к жанру фантастики. Это в основном экранизации, такие, например, как "Похождения Мюнхгаузена" (1929, реж. Д.Черкес, И.Иванов-Вано, В.Сутеев) или "Одуванчик" (1933, реж. Н.Ходатаев, по мотивам "Истории одного города").

В 1935 году появляется еще одна масштабная экранизация: кукольно-игровой "Новый Гулливер" Александра Птушко. Фильм откровенно выполнял социальный заказ. Политическая сатира Свифта была поставлена на службу советского агитпропа, а Гулливер превратился в пионера.

К концу тридцатых годов, невзирая на запреты, в СССР постепенно стали проникать и реализовываться на практике идеи гениального менеджера и режиссера Уолта Диснея. Новые музыкальные решения, накладка звука, передние планы, дифференциация функций режиссера и художников, введение узких специализаций и другие находки американца все больше завоевывали советскую анимацию. В 1936 году была создана студия "Союзмультфильм" - производственный конвейер, оснащенный техникой целлулоидной мультипликации, почти целиком "слизанной" с диснеевских лабораторий. Да и творчество многих режиссеров все более приближалась к западным образцам. Импортная технология, наложенная на русскую самобытность, обещала небывалый взлет отечественной анимации. Но...

1941 год. Война. Режиссеры и художники уходят на фронт, студия "Союзмультфильм" эвакуируется в Самарканд и практически прекращает работу, ограничиваясь антифашистскими фильмами-плакатами для киножурналов. Тут уж не до фантастики и сказки...

Послевоенный период характерен резко усилившимися атаками партии и правительства на любые проявления творчества, не укладывающиеся в рамки прокрустова ложа "соцреализма". Под удар, в первую очередь, попадают жанры, имеющие к реализму слабое отношение. В их числе - фантастика и анимация. И, как всегда, выход был найден в очередном слиянии этих жанров! Мультипликация пошла проторенной дорожкой, активно возрождая экранизации детской литературной сказки. В то же время, осознав перспективу, многие замечательные писатели обратились к мультипликации со своими сказками, баснями, оригинальными сценариями. Среди них Юрий Олеша, Валентин Катаев, Евгений Шварц, Лев Кассиль, Сергей Михалков, Корней Чуковский. Практически каждого из них можно смело причислить к когорте фантастов, особенно если не вкладывать в понятие "фантастика" научно-утилитарное значение. Все, что тогда снималось, можно отнести, скорее, к сказочно-фэнтезийному жанру: "Конек-горбунок", "Снегурочка" и "Двенадцать месяцев" Ивана Иванова-Вано, "Золотая антилопа" и "Снежная королева" Льва Атамонова, а также множество экранизаций Пушкина, Гоголя, Перро, Гауфа сестер Брумберг.

Первый же послевоенный чисто научно-фантастический мультфильм был снят сестрами Брумберг в 1953 году. Назывался он "Полет на Луну" и рассказывал о том, как к потерпевшему аварию космическому кораблю отправляется спасательная экспедиция в составе Профессора, Женщины-штурмана и, конечно же, Пионера. Сюжет фильма вполне соответствовал идеологемам, сложившимся в фантастике ближнего прицела, хотя технически был сделан с большим вкусом.

Но времена менялись, и советское искусство менялось вместе с ними. Наступила оттепель, близились шестидесятые...

"ПОЛИГОН" ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ: ЭПОХА ДЕБЮТОВ

Конец пятидесятых ознаменовался взлетом фантастики литературной. Авторы, породившие так называемую "третью волну советской фантастики", на несколько десятилетий стали законодателями мод. Примерно то же случилось и с советской мультипликацией. Но несколько позже. В первой половине шестидесятых возникла целая когорта замечательных режиссеров, а после создания в 1953 году творческого объединения кукольных фильмов в рамках "Союзмультфильма" объемная мультипликация получила мощный импульс для дальнейшего развития.

Вступление в научно-фантастические 60-е рисованная анимация отметила банальным "Мурзилкой в космосе" (1960, реж. Б.Степанцев и Е.Райковский). Это выглядело, скорее, как дань новой моде на все фантастическое. Кукольная мультипликация порадовала полнометражной "Баней" (1962, реж. С.Юткевич) и двухчастевым "Летающим пролетарием" (1962, реж. И.Боярский, И.Иванов-Вано), снятым по произведениям В.Маяковского. Сценарий последнего был написан А.Галичем, что в дальнейшем сказалось на экранной судьбе мультфильма.

В 1961 году Федор Хитрук, проработавший до того 25 лет художником-мультипликатором, неожиданно "уходит в режиссеры". Это и впрямь было судьбоносное решение для нашей мультипликации. Воистину, Хитрука можно назвать крестным отцом современной анимации. Широкий зритель помнит его в основном по трилогии о Винни-Пухе и знаменитой комедии "Фильм, фильм, фильм!", любителям же фантастики и серьезного кино он знаком по социальному гротеску "Человек в рамке" (1966), фантастической комедии о роли женщины в обществе "Дарю тебе звезду" (1974, специальный приз жюри в Канне) и антиутопии "Остров" (1973, Гран-при Каннского фестиваля).

В 1966 году жестким социально-сюрреалистическим фильмом о кругосветном путешествии чиновника "Жил-был Козявин" дебютирует в мультипликации Андрей Хржановский, впоследствии снявший известные притчи "Стеклянная гармоника" (1968), "Шкаф" (1971), а также экранизацию знаменитого рассказа Рэя Брэдбери "Бабочка" (1972).

Эстафету у Хржановского в технике "плоской марионетки" принимает и доводит почти до совершенства другой дебютант Юрий Норштейн, фильм которого "Сказка сказок" (1979), выполненный в необычном для анимации стиле "поток сознания", неоднократно назывался критиками "лучшим мультфильмом всех времен и народов".

Тогда же, в конце шестидесятых, фильмом "Варежка" громко заявил о себе режиссер-кукольник Роман Качанов...

Но не только в Москве созидалась фантастическая мультипликация. Возникают интересные режиссерские школы, в частности, на Украине, в Грузии и Армении. Весьма ярко периферийная мультипликация заявляет себя и на студии "Таллинфильм". Родоначальники эстонской мультипликации Эльберт Туганов и Хейно Парс неоднократно обращаются к фантастике. Можно вспомнить такие фильмы, как "Отть в космосе", "Почти невероятная история" и научно-сказочный цикл Туганова об Атомике, а также "Яак и робот" Парса. В начале семидесятых приходит в мультипликацию один из самых интересных режиссеров анимации - Рейн Раамат.

В самом конце шестидесятых годов на студии "Союзмультфильм" по инициативе Анатолия Петрова создается молодежный альманах мини-фильмов "Веселая карусель", ставший школой мастерства для многих начинающих режиссеров. Самого же Петрова можно назвать первым советским режиссером, посвятившим свое творчество фантастике.

Уже его ранние мини-сюжеты "Голубой метеорит" (1971) и "Чудо" (1973) выполнены в оригинальной манере, впоследствии получившей название "тотальная мультипликация". Это сложный по технике исполнения стиль рисованной анимации, в котором иллюзия трехмерности создается за счет постоянного изменения точки зрения на рисованные предметы. В таком же стиле снят и один из самых значительных фильмов Петрова - "Полигон" (1978). Поставленный по известному антимилитаристскому рассказу Севера Гансовского, он снят в весьма реалистичной манере, а персонажи напоминают реальных киноактеров - Петров использовал образы популярных тогда Жана Габена, Пола Ньюмена, Мэла Феррера.

В семидесятых годах фантастическая литература впала в состояние комы. Вслед за ней оказалась в прострации фантастическая анимация - созданные за десятилетие фантастические мультфильмы можно пересчитать по пальцам. Тем не менее есть один важный итог семидесятых - дебют в 1976 году фильма "Зеркало времени" безусловного лидера отечественной анимационной фантастики Владимира Тарасова. *

Попытки авторов повторить опыт пятидесятых и уйти в родственный киножанр мультипликации заканчивались порой весьма оригинально. Например, рождением новых писателей. Вот фрагмент из воспоминаний Бориса Стругацкого: "В январе 1972 года мы начали писать сценарий мультфильма под названием "Погоня в Космосе". Сценарий этот сначала очень понравился Хитруку, через некоторое время - Котеночкину, но потом на него пала начальственная резолюция (в том смысле, что такие мультфильмы советскому народу не нужны), и он перестал нравиться кому бы то ни было. И вот тогда АН взял сценарий и превратил его в сказку. Так появился С.Ярославцев - девяносто процентов А.Стругацкого и десять процентов А. и Б., вместе взятых".

"ТАЙНА ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА": ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СЕМИДЕСЯТЫЕ

Ренессанс наступил неожиданно и странно. Модный режиссер-кукольник Роман Качанов, знаменитый своим циклом о Чебурашке, решил попробовать себя в рисованной анимации. Полнометражный фантастический мультфильм для детей "Тайна третьей планеты", поставленный по повести Кира Булычева "Путешествие Алисы", снимался около трех лет и вышел в 1981 году. Фильм о космических приключениях девочки Алисы мгновенно стал необычайно популярен не только в детской аудитории, но и получил одобрение у изголодавшейся по хорошей фантастике взрослой публики.*

"Тайна третьей планеты" положила начало настоящему ренессансу фантастической мультипликации, длившемуся около 10 лет. Все кинулись снимать фантастику! Писатели-фантасты не были готовы к такому прорыву, и оригинальных сценариев было на удивление мало (хотя А.Стругацкий, например, в 1981 году участвовал в работе над сценарием фильма "Космические пришельцы"). Поэтому за основу сценариев брались известные фантастические произведения. Больше всех повезло Булычеву - его рассказы имели добрый десяток анимационных воплощений: "Два билета в Индию" Р.Качанова, "Узники Ямагири-Мару" А.Соловьева, "Перевал" В.Тарасова, "Чудеса в Гусляре", "Копилка" и "Кладезь мудрости" А.Пулушкина - и это не полный список. Экранизировались рассказы Р.Лафферти ("Исчезатель"), Г.Уэллса ("Как потерять вес"), Р.Силверберга ("Честный контракт") и многие другие.

Узбекский режиссер Н.Туляходжаев создал прекрасный мультфильм по рассказу Рэя Брэдбери "Будет ласковый дождь", но этого ему показалось мало, и он ушел в "большое кино", сняв по рассказам того же Брэдбери полнометражный натурный фильм "Вельд".

В это же время целая плеяда талантливых режиссеров студии "Киевнаучфильм" обратила свои взгляды на мультфантастику. Продолжая традиции "тотальной мультипликации", украинский режиссер Михаил Титов экранизирует известный рассказ Стивена Кинга "Сражение" и по оригинальному сценарию киевского писателя Владимира Зайца снимает фантастическую ленту "Встреча". Елена Баринова, работая в такой же манере, создает великолепную по технике исполнения комедию "Савушкин, который не верил в чудеса"...

В восьмидесятые годы гадкий утенок мультфантастики начал медленно, но верно превращаться в большую белую птицу...

И тут грянуло время перемен...

РУССКАЯ АНИМЭ: НОВЫЕ НАДЕЖДЫ

Как ее ждали! Ту самую вожделенную свободу. Режиссеры и художники, писатели и сценаристы. Фантасты и аниматоры, уставшие быть "гадкими утятами" и жаждущие превратиться в "белых лебедей". Но...

Огромный поток западной штампованной мультпродукции хлынул на экраны страны, все более вытесняя отечественную. Обнищал и практически перестал функционировать "Союзмультфильм". Студия "Пилот" под руководством А.Татарского, хоть и собрала под свое крыло многих талантливых режиссеров, вынуждена зачастую кормиться заказами на рекламу и производство видеоклипов. Многие режиссеры разъехались по разным странам (тот же В.Тарасов три года проработал по контракту в Индии), многие ушли заниматься спецэффектами в "большое кино". Те, кто смог освоить компьютерную анимацию, во многих случаях работают на зарубежные фирмы - рисуя для анимэ-сериалов и прочего ширпотреба. Попытка создать русский коммерческий мультпроект "Незнайка на Луне" закончилась полной творческой неудачей - фильм смотрится бездарной копией японских поделок. Хотя в коммерческом плане все прошло удачно, и сейчас вышла на экраны очередная серия приключений нового Незнайки. А пока нас потчуют конфетами и шоколадками с изображением мультинкарнации героев книжки Носова.

Тем не менее надежды на возрождение не гаснут. Особенно, когда посмотришь альманахи "Лифт" студии "Пилот". Здесь, как и когда-то в "Веселой карусели", молодые и талантливые режиссеры показывают, на что они способны. Успехов им...

Дмитрий БАЙКАЛОВ