Сороконожка фирмы Арадо — один из первых в истории авиации специализированных военно-транспортных самолетов и первый в мире самолет подобного назначения, способный действовать с абсолютно неподготовленных площадок. Разработка началась весной 1939 г., когда рейхсминистерство авиации заказало фирмам «Арадо» и «Физелер» проекты нового военно-транспортного самолета, призванного заменить Ju 52/3m. Согласно заданию, самолет предполагалось оснастить двумя 14-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения BMW 801 (1600 л.с), а его грузовая кабина должна была вмещать две бронемашины. После рассмотрения конкурсных предложений осенью 1939 г. лучшим признали проект Е440 фирмы «Арадо», получивший обозначение Ar 232. Конструкторы предложили высокоплан с объемистым фюзеляжем, снабженным кормовой рампой, с двухкилевыми оперением, установленным на относительно тонкой хвостовой балке. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик крыло снабдили развитой механизацией. Весьма интересным было шасси: для эксплуатации с хороших аэродромов самолет снабдили нормальным трехстоечным шасси (с носовой стойкой), а для полетов с неподготовленных площадок — 22 небольшими колесами под фюзеляжем.
В начале июня 1941 г. закончили сборку прототипа Ar 232V1, и 28 июня он выполнил первый полёт. Вскоре был готов второй прототип Ar 232V2, получивший достаточно мощное оборонительное вооружение: 20-мм пушку MG 151/20 в верхней башне и 2 13,2-мм пулемета MG 131 — в носовой установке и над хвостовой рампой. Кроме того, в окнах предусматривалась установка до 8 пехотных пулеметов MG 34 из состава вооружения перевозимого десанта. Испытания шли в целом успешно, но к тому времени было ясно, что Ar 232 не имеет шансов попасть в массовое производство — двигатели BMW 801 остро требовались для боевых самолетов. Адекватной по мощности замены в Германии не существовало, поэтому фирме поручили перепроектировать машину под четыре мотора меньшей мощности — 9-цилиндровые Bramo 323 «Фафнир». Переделка оказалась довольно простой — пришлось лишь заменить центроплан. Прототип Ar 232V3 с новой силовой установкой был облетан в мае 1942 г., за ним последовал Ar 232V4. Однако и в таком исполнении самолет массово не строился — в 1943 г. начавшийся было выпуск новых транспортников свернули в пользу увеличения производства боевых самолетов. Фактически все ограничилось производством двух предсерийных партий — в двух- и четырехмоторном вариантах (в общей сложности порядка 20 единиц — точное число не установлено, поскольку неизвестно, включались ли в это количество прототипы).
Основные модификации
Ar 232А-0 — два мотора BMW 801А (1600 л.с). Вооружение соответствовало Ar 232V2, но иногда во всех трех огневых точках устанавливались 7,92-мм спаренные пулеметы MG 81Z. Масса перевозимого груза — 6000 кг, вместимость при перевозке пехоты -24 чел. Экипаж — 4 чел. Построено 8 самолетов.
Ar 232В-0 — четыре двигателя Bramo 323R-2 (1200 л.с). Вооружение, нагрузка и экипаж соответствовали Ar 232А-0. Изготовлено 8-10 единиц.
Летно-технические характеристики самолета Арадо Ar 232А-0
- Двигатели: BMW 801А
- количество х мощность, л.с.: 2×1600
- Размах крыла, м.: 32,0
- Длина самолета, м.: 23,5
- Высота самолета, м.: 6,6
- Площадь крыла, кв. м.: 138
- Масса, кг:
- пустого самолета: 11 135
- нормальная взлетная: 16 100
- максимальная взлетная: 18 600
- Максимальная скорость, км/ч: 308
- Скороподъемность, м/с.: 475
- Практический потолок, м.: 7600
- Дальность полета, км.: 1500
Боевое использование Ар-232 «Tausendfussler»
С осени 1942 г. два первых прототипа Ar 232 привлекались к снабжению немецких войск под Сталинградом. Зимой 1942/43 г. здесь действовали и четыре Ar 232В-0, летавших в «котел» вплоть до капитуляции армии Паулюса. Привлекались Ar 232 и для транспортных перевозок в труднодоступных районах Норвегии. Но главной их задачей стало снабжение немецких частей, оказавшихся в окружении, а также разведывательных групп, действовавших в советском тылу. Этому способствовало «вездеходное» шасси, позволяющее осуществлять посадку на самые сложные участки, преодолевая стволы поваленных деревьев толщиной до 15 см и канавы шириной до 1,5 м. К концу войны уцелевшие Ar-232 были сосредоточены в составе эскадры специального назначения KG 200.
Два самолета Ar 232В-0, находившиеся в хорошем состоянии, стали британскими трофеями. После испытаний их некоторое время эксплуатировали на линии, связывавшей британские гарнизоны в оккупированной Германии с Англией.
Arado Ar 232 может с полным правом считаться предшественником современных военно-транспортных самолетов, перенявших схему высокоплана с кормовой рампой. Задачу создать достойную замену для Ju-52/3m конструкторы выполнили — изделие «Арадо» при вдвое большей грузоподъемности превосходило старого «юнкерса» в скорости на 70 км/ч. Однако Германии во второй половины войны уже не могла себе позволить производство столь специализированного самолета, и Ju 52/3m так и остался основным транспортником люфтваффе.