Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Свинарка и пастух
Жанр
комедия
Режиссёр
Иван Пырьев
Автор сценария
Виктор Гусев
В главных ролях
Марина Ладынина Владимир Зельдин
Оператор
Валентин Павлов
Композитор
Тихон Хренников
Кинокомпания
Мосфильм
Длительность
88 мин
Страна
СССР СССР
Язык
русский язык
Год
1941
Выход фильма «Свинарка и пастух»
«Свина́рка и пасту́х» — чёрно-белый фильм 1941 года, музыкальная комедия Ивана Пырьева.
Сюжет
Свинарку Глашу и конюха Кузьму из колхоза в Вологодской области посылают на сельскохозяйственную выставку в Москву. Кузьма пользуется успехом у девушек, ухаживает за Глашей, но недалёк, и думает только о московских магазинах. Глаша по наказу бабушки старательно изучает опыт других свиноводов.
Случайно на выставке она встречает дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула, и они полюбили друг друга. Они договариваются снова встретиться на ВСХВ через год.
По возвращении в колхоз Глаша добивается постройки нового свинарника, ухаживает за свиньями, изобретает кормилку для поросят.
Кузьма только ходит по деревне с гармонью и надоедает Глаше.
Мусаиб с собакой вступает в схватку с тремя волками, чтобы защитить лучших овец из отары.
Мусаиб шлёт письма Глаше. Но никто не может их прочитать. Кузьма вызывается помочь и даёт Глаше фальшивку, в которой написал, что Мусаиб женился. Кузьма утешает несчастную Глашу. Их свадьба назначена на Петров день.
На ВСХВ Мусаиб узнаёт о свадьбе Глаши и едет в её село. Он успевает приехать перед началом свадьбы и объясняется с Глашей. Та с позором прогоняет Кузьму.
Географически малозначительные населённые пункты, в которых разворачиваются события художественной картины, существуют и по сей день.
В заметке соб. корр. областной газеты "Правда Севера" (Архангельск) В.Черепанова, опубликованной 21 марта 1941 года, сообщалось, что в Няндомском районе Архангельской области работает филиал группы по съёмке кинофильма "Свинарка и пастух". Информация со слов руководителя филиала ассистента режиссёра фильма Позднякова: "Основным материалом для новой картины служит фольклор Севера и Кавказа. Павильонные съёмки производятся в Москве. Няндомский район привлёк нас богатством лесных пейзажей и разнообразием пейзажей северной деревни. С удовлетворением отмечаю даже такую деталь, как подбор лошади, необходимой нам для съёмок. Колхоз им. XVIII партийного съезда предоставил в наше распоряжение орловского рысака - буквально копию того, которого снимают наши коллеги на Кавказе".
Первая крупная роль в кино Владимира Зельдина
В этом фильме прозвучала песня «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», которая впоследствии окажется визитной карточкой Владимира Зельдина, т.к он эту песню поёт и поныне, а также танцует.
Мировая премьера фильма состоялась 6 июня 1944 года.
В США фильм шёл под названием «They Met in Moscow» («Они встретились в Москве»).
По ТВ и сегодня показывают фильм с купюрами, сделанными ещё в ходе борьбы с атрибутами «культа личности» Сталина: из начальных титров изъято упоминание о режиссёре Пырьеве, поскольку к его имени в титрах была прибавлена фраза «Сталинский орденоносец», нет кадров со статуей Сталина на ВСХВ. Полная версия картины была записана на видеокассете киновидеообъединением «Крупный план» в серии «Киноклассика России».
Существует легенда, основанная на воспоминаниях Ярослава Голованова, что этот фильм якобы шёл по Центральному телевидению СССР в момент первой высадки на Луну экипажа корабля Аполлон-11, когда более чем 1 млрд человек в остальном мире смотрели прямую трансляцию с Луны. Однако в этот момент, 6 часов утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач — в 1969 году передачи ЦТ начинались только в 8 утра.
Три звездных часа Владимира Зельдина
К столетию актера
Когда мне исполнится сто лет, я приглашу на день рождения своих учителей и… Нет, вряд ли. Тогда так: когда мне исполнится сто лет, я приглашу на день рождения своих друзей-ровесников и… Нет, боюсь, это тоже не пройдет. Ага, вот что: когда мне исполнится сто лет, я заранее приглашу Владимира Зельдина, чтобы он порепетировал со мной столетие и рассказал, как надо себя на нем вести, что танцевать и что петь. Свое столетие он продумал заранее и несколько дней репетировал – Владимир Михайлович до сих не понимает, как дни рождения можно праздновать где-то, кроме как на родной сцене.
Примерно девяносто лет назад, вскоре после окончания гражданской войны, мальчик Володя Зельдин чуть было не поступил в балетную школу. Он хотел танцевать. Но почему-то его папа, Михаил Зельдин, совсем не хотел, чтобы его сын танцевал. Поэтому он уговорил педагогов не брать мальчика в балет, соврав им, что у Володи больное сердце. Интересно, что сейчас Там думает Михаил Зельдин, глядя, как его сын с «больным сердцем» отмечает столетие?
Хоть не получилось у Зельдина с танцами в жизни, но, видно, тяга к возможности передавать чувства языком тела так и не покинула его. Ведь не зря же самым известным его спектаклем стал «Учитель танцев». Впервые в этой пьесе Лопе де Вега Зельдин сыграл, когда ему не было еще и тридцати. И играл тридцать лет – только в 60 решился передать роль Федору Чеханкову. Вообще-то тогда, в военном 44-ом, никто не думал о том, что «Учитель танцев» обретет свое место в вечности. Думали, что сделают праздничный спектакль. Театр Красной армии, где уже тогда работал молодой Зельдин, на тот момент был в эвакуации. Но все надеялись, что война скоро кончится, и были уверены: ничто так не поможет поднимать страну из руин, как искусство. Решили взять пьесу Лопе де Вега «Учитель танцев» - веселая, простенькая, но со смыслом, радостная, как летний дождик. Как раз то, что нужно измотанным войной людям.
Причем Зельдин на эту роль попал почти случайно – постановщика никак не устраивал исполнитель роли Альдемаро, «учителя танцев». Было что-то личное, просто не нравился – и все, хотелось чего-то другого. Зельдина порекомендовал один из его приятелей-актеров, постановщик посмотрел на Владимира, вздохнул – «все равно не то, но все же лучше, чем предыдущий» - и оставил на роли. Думал, что ненадолго. Оказалось – на тридцать лет. Спектакль получил такую оглушительную популярность, что сама собой пришла идея снять по нему фильм. Сняли. Фильм получился так себе, но оглушительной славы спектакля хватило и на фильм тоже. Это был второй звездный час Зельдина. Первый случился до войны.
Когда Иван Пырьев задумал фильм «Свинарка и пастух», на роль пастуха из далекого аула ему, разумеется, понадобился кавказец. Никто не знает, сколько грузинских актеров пересмотрел Пырьев. Ни один не глянулся. Зато глянулся русско-еврейский юноша Владимир Зельдин. Почему – Пырьев так и не смог объяснить. Но роль Мусаиба, влюбившегося в простую белобрысую Глашу (Марина Ладынина) и отбившего ее у коварного конюха Кузьмы (Николай Крючков), стала той ролью, после которой и играть ничего не надо – вечная слава обеспечена. Вся огромная страна хором пела «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», прогоняя под эту песню с советской земли остатки фашистов.
Можно много рассуждать о том, что фильм – типично советский продукт, что это агитка, что «так не бывает», что это лакировка и пр. Все это так. Но когда-нибудь все об этом забудут, а песня останется. И новые поколения будут знать, что в Москве когда-то можно было дружить и любить. И что человек в бурке когда-то вызывал не ужас, не образ боевика с гор, не мысли о двух чеченских войнах, но радостное чувство единения.
Больше семидесяти лет прошло с премьеры фильма – она состоялась 6 июня 1944 года, хотя снят фильм был в 1941-ом. Зельдину – сто лет, но до сих пор хотят легенды о покоренных им женских сердцах. Человек в бурке, с такими усами и с таким голосом не может не быть покорителем женских душ.
Зельдин родился до революции. Пережил гражданскую войну, репрессии, Великую Отечественную, опять репрессии, оттепель, застой, перестройку, расстрел парламента, правление Путина, аннексию Крыма. И никогда, нигде, ни разу не появилась его подпись под коллективным письмом с требованием уволить, расстрелять, отозвать, лишить. Ни в страшные сталинские времена, ни в глухие брежневские, ни в агрессивные нынешние. Это его третий и, наверное, самый главный звездный час.
Не забыть бы спросить его, когда он будет мне помогать репетировать мое собственное столетие, - как ему это удалось?