Смотреть Свинарка и пастух (1941)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Свинарка и пастух (1941)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Свинарка и пастух
Svinarka i pastuh.jpg
Жанр

комедия

Режиссёр

Иван Пырьев

Автор
сценария

Виктор Гусев

В главных
ролях

Марина Ладынина
Владимир Зельдин

Оператор

Валентин Павлов

Композитор

Тихон Хренников

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

88 мин

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Язык

русский язык

Год

1941

«Свина́рка и пасту́х» — чёрно-белый фильм 1941 года, музыкальная комедия Ивана Пырьева.

Сюжет

Свинарку Глашу и конюха Кузьму из колхоза в Вологодской области посылают на сельскохозяйственную выставку в Москву. Кузьма пользуется успехом у девушек, ухаживает за Глашей, но недалёк, и думает только о московских магазинах. Глаша по наказу бабушки старательно изучает опыт других свиноводов.

Случайно на выставке она встречает дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула, и они полюбили друг друга. Они договариваются снова встретиться на ВСХВ через год.

По возвращении в колхоз Глаша добивается постройки нового свинарника, ухаживает за свиньями, изобретает кормилку для поросят.

Кузьма только ходит по деревне с гармонью и надоедает Глаше.

Мусаиб с собакой вступает в схватку с тремя волками, чтобы защитить лучших овец из отары.

Мусаиб шлёт письма Глаше. Но никто не может их прочитать. Кузьма вызывается помочь и даёт Глаше фальшивку, в которой написал, что Мусаиб женился. Кузьма утешает несчастную Глашу. Их свадьба назначена на Петров день.

На ВСХВ Мусаиб узнаёт о свадьбе Глаши и едет в её село. Он успевает приехать перед началом свадьбы и объясняется с Глашей. Та с позором прогоняет Кузьму.

В ролях

Актёр Роль
Марина Ладынина Глафира Андреевна Новикова Глафира Андреевна Новикова знатная свинарка
Владимир Зельдин Мусаиб Гатуев Мусаиб Гатуев знатный пастух
Никита Китаев Иван Иванович почтальон Иван Иванович
Николай Крючков Кузьма Сергеевич конюх Кузьма Сергеевич
Татьяна Барышева колхозница
Александра Данилова подруга
Осип Абдулов Левон Михайлович Левон Михайлович буфетчик
Владимир Уральский шофёр
Георгий Светлани почтальон

Съёмочная группа

  • Режиссёр-постановщик: Иван Пырьев
  • Сценарист: Виктор Гусев
  • Оператор-постановщик: Валентин Павлов
  • Композитор: Тихон Хренников
  • Художник-постановщик: Артур Бергер
  • Монтаж — Анна Кулганек

Интересные факты

  • Географически малозначительные населённые пункты, в которых разворачиваются события художественной картины, существуют и по сей день.
  • В заметке соб. корр. областной газеты "Правда Севера" (Архангельск) В.Черепанова, опубликованной 21 марта 1941 года, сообщалось, что в Няндомском районе Архангельской области работает филиал группы по съёмке кинофильма "Свинарка и пастух". Информация со слов руководителя филиала ассистента режиссёра фильма Позднякова: "Основным материалом для новой картины служит фольклор Севера и Кавказа. Павильонные съёмки производятся в Москве. Няндомский район привлёк нас богатством лесных пейзажей и разнообразием пейзажей северной деревни. С удовлетворением отмечаю даже такую деталь, как подбор лошади, необходимой нам для съёмок. Колхоз им. XVIII партийного съезда предоставил в наше распоряжение орловского рысака - буквально копию того, которого снимают наши коллеги на Кавказе".
  • Первая крупная роль в кино Владимира Зельдина
  • В этом фильме прозвучала песня «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», которая впоследствии окажется визитной карточкой Владимира Зельдина, т.к он эту песню поёт и поныне, а также танцует.
  • Мировая премьера фильма состоялась 6 июня 1944 года.
  • В США фильм шёл под названием «They Met in Moscow» («Они встретились в Москве»).
  • По ТВ и сегодня показывают фильм с купюрами, сделанными ещё в ходе борьбы с атрибутами «культа личности» Сталина: из начальных титров изъято упоминание о режиссёре Пырьеве, поскольку к его имени в титрах была прибавлена фраза «Сталинский орденоносец», нет кадров со статуей Сталина на ВСХВ. Полная версия картины была записана на видеокассете киновидеообъединением «Крупный план» в серии «Киноклассика России».
  • Существует легенда, основанная на воспоминаниях Ярослава Голованова, что этот фильм якобы шёл по Центральному телевидению СССР в момент первой высадки на Луну экипажа корабля Аполлон-11, когда более чем 1 млрд человек в остальном мире смотрели прямую трансляцию с Луны. Однако в этот момент, 6 часов утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач — в 1969 году передачи ЦТ начинались только в 8 утра.

Три звездных часа Владимира Зельдина

К столетию актера


Когда мне исполнится сто лет, я приглашу на день рождения своих учителей и… Нет, вряд ли. Тогда так: когда мне исполнится сто лет, я приглашу на день рождения своих друзей-ровесников и… Нет, боюсь, это тоже не пройдет. Ага, вот что: когда мне исполнится сто лет, я заранее приглашу Владимира Зельдина, чтобы он порепетировал со мной столетие и рассказал, как надо себя на нем вести, что танцевать и что петь. Свое столетие он продумал заранее и несколько дней репетировал – Владимир Михайлович до сих не понимает, как дни рождения можно праздновать где-то, кроме как на родной сцене.


Примерно девяносто лет назад, вскоре после окончания гражданской войны, мальчик Володя Зельдин чуть было не поступил в балетную школу. Он хотел танцевать. Но почему-то его папа, Михаил Зельдин, совсем не хотел, чтобы его сын танцевал. Поэтому он уговорил педагогов не брать мальчика в балет, соврав им, что у Володи больное сердце. Интересно, что сейчас Там думает Михаил Зельдин, глядя, как его сын с «больным сердцем» отмечает столетие?


Хоть не получилось у Зельдина с танцами в жизни, но, видно, тяга к возможности передавать чувства языком тела так и не покинула его. Ведь не зря же самым известным его спектаклем стал «Учитель танцев». Впервые в этой пьесе Лопе де Вега Зельдин сыграл, когда ему не было еще и тридцати. И играл тридцать лет – только в 60 решился передать роль Федору Чеханкову. Вообще-то тогда, в военном 44-ом, никто не думал о том, что «Учитель танцев» обретет свое место в вечности. Думали, что сделают праздничный спектакль. Театр Красной армии, где уже тогда работал молодой Зельдин, на тот момент был в эвакуации. Но все надеялись, что война скоро кончится, и были уверены: ничто так не поможет поднимать страну из руин, как искусство. Решили взять пьесу Лопе де Вега «Учитель танцев» - веселая, простенькая, но со смыслом, радостная, как летний дождик. Как раз то, что нужно измотанным войной людям.


Причем Зельдин на эту роль попал почти случайно – постановщика никак не устраивал исполнитель роли Альдемаро, «учителя танцев». Было что-то личное, просто не нравился – и все, хотелось чего-то другого. Зельдина порекомендовал один из его приятелей-актеров, постановщик посмотрел на Владимира, вздохнул – «все равно не то, но все же лучше, чем предыдущий» - и оставил на роли. Думал, что ненадолго. Оказалось – на тридцать лет.
Спектакль получил такую оглушительную популярность, что сама собой пришла идея снять по нему фильм. Сняли. Фильм получился так себе, но оглушительной славы спектакля хватило и на фильм тоже. Это был второй звездный час Зельдина. Первый случился до войны.


Когда Иван Пырьев задумал фильм «Свинарка и пастух», на роль пастуха из далекого аула ему, разумеется, понадобился кавказец. Никто не знает, сколько грузинских актеров пересмотрел Пырьев. Ни один не глянулся. Зато глянулся русско-еврейский юноша Владимир Зельдин. Почему – Пырьев так и не смог объяснить. Но роль Мусаиба, влюбившегося в простую белобрысую Глашу (Марина Ладынина) и отбившего ее у коварного конюха Кузьмы (Николай Крючков), стала той ролью, после которой и играть ничего не надо – вечная слава обеспечена. Вся огромная страна хором пела «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», прогоняя под эту песню с советской земли остатки фашистов.


Можно много рассуждать о том, что фильм – типично советский продукт, что это агитка, что «так не бывает», что это лакировка и пр. Все это так. Но когда-нибудь все об этом забудут, а песня останется. И новые поколения будут знать, что в Москве когда-то можно было дружить и любить. И что человек в бурке когда-то вызывал не ужас, не образ боевика с гор, не мысли о двух чеченских войнах, но радостное чувство единения.


Больше семидесяти лет прошло с премьеры фильма – она состоялась 6 июня 1944 года, хотя снят фильм был в 1941-ом. Зельдину – сто лет, но до сих пор хотят легенды о покоренных им женских сердцах. Человек в бурке, с такими усами и с таким голосом не может не быть покорителем женских душ.


Зельдин родился до революции. Пережил гражданскую войну, репрессии, Великую Отечественную, опять репрессии, оттепель, застой, перестройку, расстрел парламента, правление Путина, аннексию Крыма. И никогда, нигде, ни разу не появилась его подпись под коллективным письмом с требованием уволить, расстрелять, отозвать, лишить. Ни в страшные сталинские времена, ни в глухие брежневские, ни в агрессивные нынешние. Это его третий и, наверное, самый главный звездный час.


Не забыть бы спросить его, когда он будет мне помогать репетировать мое собственное столетие, - как ему это удалось?


Екатерина Барабаш