Смотреть По щучьему веленью (1938)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть По щучьему веленью (1938)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

по щучьему велению "Союздетфильм"

О фильме : Сценарий фильма "По щучьему велению" напмсан авторами в основном по двум сказкам. Из одноименной сказки трехтомного сборника известного собирателя русских сказок А. Н. Афанасьева взят лишь мотив поимки щуки и ее готовности благодарить «мужика убогого». Из другой сказки этого же сборника — «Несмеяна царевна» —> взята лишь одна история о царской дочке, которую никто не мог развеселить. Сценарий содержит много новых, придуманных авторами событий, но, если внимательно проанализировать существо действия, окажется, что оно развивается в полном соответствии с принципами и духом народной сказки.
«Жил-был бедный мужичок; сколько он ни трудился, сколько ни работал — все нет ничего!» Так начинается народная сказка. Далее сразу же развивается основной мотив. В праздник пошел мужик за водой: «Пойду хоть воды принесу — ужо вместо щей похлебаю». Поймал щуку, выслушал ее просьбу, отпустил, и затем следует первое чудо, возникающее «по щучьему велению»,— появляется накрытый стол, полный яств. Первые эпизоды фильма следуют точно по сюжету народной сказки о щуке-волшебнице. Но кинозрелище требовало не только конкретизации литературных сказочных образов, но и такого запева, который соответствующим образом настраивал бы зрителя, давал представление о том, где именно будет происходить действие.
Фильм начинается с зимних пейзажей занесенной снегом деревеньки. Холод и бедность — все это выразительно было передано в изображении. Обессилевшему от голода крестьянину трудно нести в гору ведра. Естественно, что прежде всего он попросил щуку, чтобы ведра сами в дом пришли. Комбинированная съемка этого чуда обыграна режиссером мастерски. Трюк продолжается около двух минут экранного времени: вот удивляется «чуду» Емеля, бегут по улице между сугробами ведра, обгоняют Емелю, он их снова догоняет, падает, с испугом на все это смотрит мать Емели... «Чудо» вплетено в достоверные условия быта героев, в их реальные отношения.
Следует подчеркнуть, что подобную реалистическую трактовку фантастического материала Роу впоследствии сделает основным принципом построения своих киносказок.
Используя в сюжете вторую сказку — «Несмеяна царевна», авторы «По щучьему велению» также сохраняют основной сюжетный мотив — есть на свете царевна, которую надо рассмешить. Вот как это звучит в записи Афанасьева:
«Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные— и празднуют, живут горемычные — и трудятся; каждому своя доля.
В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась царевна Несмеяна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет, а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось.
Горько было царю-отцу глядеть на печальную дочь. Открывает он свои царские палаты для всех, кто пожелает быть его гостем. «Пускай, говорит, пытаются развеселить царевну Несмеяну; кому удастся, тому она будет женою».
Съехался народ всякий, но царевну не рассмешили.
И сразу же действие переносится в иной мир: «На другом конце в своем уголке жил честной работник».
Начало сказки о Несмеяне повторяется и в фильме, но дальнейшее его действие строится в соединении с другой сказкой — о Емеле.
Таким образом, фильм отнюдь не идентичен какой-либо одной народной сказке, по сути дела, все в нем перекроено, перекомпоновано, переосмыслено.

К.Парамонова

В ролях:

Пётр Савин, Мария Кравчуновская, Георгий Милляр, Лев Потёмкин, Иван Москвин, Александр Жуков, Андрей Файт, Татьяна Струкова, Лидия Рюмина и др.

Режиссер: Александр Роу

Царь Горох, Баба-Яга и другие...

Гергий Милляр: «Настоящее искусство создается не кровью, а желчью печени».

..1910 год. Небольшая квартирка на старом Арбате. Маленький мальчик перед зеркалом красит лицо химическим карандашом. Он хочет быть похожим на Мефистофеля из «Фауста». Вот он заходит в гостиную к родителям, рассчитывая напугать их своим незатейливым гримом. Но, к его разочарованию, на лицах родителей — лишь веселые улыбки. Разве они могут предположить, чем через несколько лет обернется стремление мальчика к перевоплощению?..

Когда началась гражданская война, Георгий Милляр жил на юге России, и возвращение в столицу пришлось надолго отложить. В маленьком черноморском городке Геленджике он увлекся театром. Его взяли на работу в качестве бутафора.

В 1924 году Георгий Милляр поступил в актерскую школу при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского). Вначале преподаватели с настороженностью всматривались в худощавого молодого человека с ужасной дикцией и необычной внешностью. Все же ему удалось благополучно получить актерское образование, а потом даже попасть в основную труппу театра. Учителя в театре у Георгия Милляра были хорошие: Сергей Мартинсон, Мария Бабанова и Соломон Михоэлс, буквально притягивавший к себе молодежь.

Вскоре Георгий Милляр стал известен в театральных кругах Москвы, а после исполнения роли начальника учебного заведения, бритоголового чиновника в фильме Константина Эггерта «Штурм» заметили актера и кинематографисты. В 1934 году Милляр снялся в «Марионетках» Якова Протазанова, а в начале сороковых — в фильмах «Сибиряки» и «Мы с Урала» Льва Кулешова. Когда встал вопрос — кино или театр?— Милляр без колебаний выбрал кинематограф.

Подлинное зерно редкого дарования актера-сказочника, как себя называет сам Георгий Милляр, раскрылось в сказках Александра Роу. В шестнадцати фильмах этого режиссера он исполнил около тридцати ролей.

Однажды Георгий Милляр и Александр Роу, разговаривая, спускались по студийной лестнице. Милляр спросил: «А можно мне сыграть Бабу Ягу?» Роу остановился, внимательно посмотрел на него и сказал не то с сочувствием, не то с любопытством: «А что, из тебя получится».

Таким образом, после «сказочного» дебюта в картине «По щучьему велению» (1938), где Милляр изобразил Царя Гороха — этакого суеверного дурака, он сыграл в «Василисе Прекрасной» сразу три роли — в том числе и Бабу Ягу.

Во время войны Александр Роу задумал постановку «Кащея Бессмертного» как антифашистской сказки. Милляр пытался отказаться от роли: «Не могу, таланта не хватит!» В самом деле, соединение политического шаржа с фольклором — весьма непростая задача.

Пригодилась тяга актера к эксцентрике, к воплощению парадоксальных характеров. Премьера состоялась 9 мая 1945 года. Фильм имел огромный успех. Острый политический гротеск был так органично вплетен в ткань русской народной сказки, что зрители во время просмотра, указывая на Кащея, кричали: «Фашист!»

...А дальше были «Новые похождения Кота в сапогах», «Марья-искусница», «Королевство Кривых Зеркал»... В каждом фильме актер находил для своих героев новые характерные черточки в пластике, походке, выражении лица, манере говорить. Разве можно забыть образы, созданные Милляром в эти годы: болотный министр Квак из «Марьи-искусницы», мерзкий подхалим с огромным ртом и оттопыренными ушами; грустный шут и злая ведьма из «Новых похождений Кота в сапогах»... Нельзя не отметить и поистине гигантскую работу Милляра по озвучиванию мультфильмов, где ему приходилось говорить голосом самых неожиданных персонажей, в том числе неодушевленных — сковородки и гаечного ключа.

За шестьдесят лет работы в кино актер снялся более чем в 300 фильмах. Любимая роль Милляра — палач из фильма Э. Гарина и X.Локшиной «Обыкновенное чудо» — немногословный элегантный господин в черном костюме, котелке и белых перчатках. В руках у него футляр от валторны, а там — топор...

В фильме «На помощь, братцы» И. Василева сыграл царя-марионетку, а ведь Геогрий Францевич готовился отмечать свой юбилей - ему исполнялось 85 лет!


Народный артист РСФСР Георгий Милляр любил повторять: «Актер — это кладбище несыгранных образов». У него, как у всякого артиста, остались неосуществленные замыслы. Его мечтой было сыграть трех лукавых мудрецов — Суворова, Вольтера, Юлия Цезаря. Не получилось. И все же у Георгия Милляра завидная судьба. Счастье воплотить на экране столько ярких, запоминающихся образов, знакомых каждому с детства, стать любимцем разных поколений зрителей выпадает далеко не всякому актеру.

Игорь Гавриков
"Советский экран" № 2, 1989 год