Яков Протазанов |
|
Имя при рождении: |
Яков Александрович Протазанов
|
Дата рождения: |
23 января (4 февраля) 1881({{padleft:1881|4|0}}-{{padleft:2|2|0}}-{{padleft:4|2|0}})
|
Место рождения: |
Москва, Российская империя
|
Дата смерти: |
8 августа 1945 (64 года)({{padleft:1945|4|0}}-{{padleft:8|2|0}}-{{padleft:8|2|0}})
|
Место смерти: |
Москва, СССР
|
Гражданство: |
Российская империя Российская империя → СССР СССР
|
Профессия: |
кинорежиссёр сценарист актёр
|
Карьера: |
1909—1943
|
Направление: |
Немое кино
|
Награды: |
|
Я́ков Алекса́ндрович Протаза́нов (4 февраля (23 января) 1881 года, Москва, — 8 августа 1945 года, Москва) — российский и советский режиссёр немого кино, сценарист, актёр.
Биография
Яков Протазанов родился в Москве в купеческой семье.
В 1900 году окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и К». В 1904—1906 годах занимался самообразованием во Франции и Италии. С 1906 года, сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссёра московской кинофирмы «Глория».
Первые фильмы Протазанова — «Песня каторжанина», «Песнь о вещем Олеге» и «Анфиса» пользовались большим успехом. Критика того времени писала о фильме «Песнь о вещем Олеге»: картина «выдержана <…> какой-то особенно присущей пушкинскому стиху тональностью <…> в работе чувствуется <…> заметно прогрессирующее любовное отношение к русской истории <…> неподражаемы <…> сцена смерти Олега, снятая против солнца, удивляет глубиной рельефа фигур, а самый пейзаж — поэтической дымкой залитых светом берёзок». В фильме «Анфиса», по словам самого Протазанова, участие известных театральных актёров «задерживало применение средних и крупных планов».
В 1912—1913 гг. Протазанов поставил 2 биографических фильма — «Уход великого старца» о Льве Толстом, вызвавший бурю негодования и запрещённый к прокату в России, и «Как хороши, как свежи были розы…» о Тургеневе. В кино-биографии Тургенева были запечатлены сцены: «детские впечатлений Тургенева, первая любовь, встреча с Полиной Виардо, встреча с Некрасовым, ссора с Толстым, прощание с Россией, предсмертное письмо к Толстому и смерть». По мнению критики, «повседневная жизнь наших великих художников ещё мало изучена и бедна деталями, но и такая она производит сильное впечатление».
Могила Протазанова на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1913 году Протазанов поставил 15 фильмов: эпизод из битвы под Аустерлицем «За честь русского знамени» (о героическом подвиге русского солдата, сохранившего знамя полка), драма из цирковой жизни «О чём рыдала скрипка»; «Клеймо прошедших наслаждений» (проблема ответственности за грехи молодости и вопрос о врачебной тайне); «Любовь японки» (любовь японской сестры милосердия к русскому пленному); «Купленный муж» (драма аристократки и опустившегося помещика, вступивших в фиктивный брак, но полюбивших друг друга); салонная мелодрама «Разбитая ваза»; драма матери, случайно убившей свою дочь «Рукою матери» (по воспоминаниям актрисы Гиацинтовой, было сделано два финала: счастливый — для заграницы, и трагический — для России); «Сын палача»; инсценировки балетов «Музыкальный момент», «Ноктюрн Шопена» и «О чём рыдала скрипка»; фарсы «Один насладился, другой расплатился» и «Сделайте ваше одолжение».
В 1914 году Протазанов экранизировал повесть Толстого «Дьявол» и роман Нагродской «Гнев Диониса»; поставил психологический одночастевой этюд на тему современной войны «Лицо войны»; 7 фарсов («Амур, Артур и Ко», «Блюститель нравственности», «Женщина захочет — чёрта обморочит», «Живой манекен», «Зуб мудрости», «Обезьянка выручила», «Произведение искусства»); психологическую драму «Мимо жизни» (женщина, ищущая новых переживаний и ощущений, проходит мимо настоящей жизни и настоящей любви); авантюрно-приключенческий фильм из цирковой жизни «Арена мести»; «Рождество в окопах»; засъёмку балета («Ёлка») и модных танцев («Танго», «Танец вампира»); киноскетчи «На скамье подсудимых» и «Пляска среди мечей» (ряд сцен в концертном исполнении, снятых для гастрольного турне В. Максимова и В. Каралли; оба фильма смонтированы из одного и того же материала) и психологический этюд на сюжет пьесы Андре де Лорда «У телефона» «Драма у телефона».
Среди фильмов Протазанова этого периода выделяется фильм «Драма у телефона», в котором «едва ли не впервые в кинематографии был применён принцип „полиэкрана“, то есть одновремённого показа изображений разных событий». «В центре экрана зрители видели грабителей, которые ломились в дачу, в левой части — изображение мужа, говорящего по телефону, в правой части — жены, вызывающей мужа домой. В нижней части экрана в этих кусках размещались субтитры, передающие диалог между мужем и женой».
Среди фильмов 1915 года: «Плебей» (поддавшись минутному влечению страсти, юная аристократка становилась любовницей грубого и циничного лакея и погибала); «Чайка» (экранизация романса «Вот вспыхнуло утро»); «Война и мир» (фильм ставился в порядке конкуренции с фирмами Ханжонкова и Талдыкина); комедия «Депутат»; авантюрно-приключенческие 4-серийные фильм «Петербургские трущобы» (по одноимённому роману Крестовского) и «Сашка-семинарист»; экранизация романа Достоевского «Бесы» (фильм «Николай Ставрогин», по мнению С. Гинзбурга, «был одним из крупнейших художественных достижений дореволюционной кинематографии»); «На окраинах Москвы» (уголовно-бытовая драма «не блещет особенной глубиной замысла, однако даёт цельную бытовую картину, строго моральную»); «Наташа Проскурова» (о женщине, изменяющей мужу; «немотивированные поступки героев <…> мастерски поставленные декорации <…> картина <…> смотрится с интересом <…> чувствуется, что сценарий не был продуман режиссёром»); «Не подходите к ней с вопросами» (о «жрице свободной любви и как она дошла до жизни такой»; «хороший по замыслу сценарий, тщательная постановка и недурное исполнение»); «Тайна нижегородской ярмарки» (уголовно-бытовая кинодрама из купеческой жизни); «Я и моя совесть» (роковые страсти приводили к смерти человека, построившего свою карьеру на преступлениях).
В 1916 году продолжаются творческие искания Протазанова. В фильме «Суд божий» была использована съёмка важных деталей (нож, звонок) крупным планом. Экранизация повести Толстого «Семейное счастье», согласно С. Гинзбургу, был одним из трёх фильмов Протазанова (другие — «Андрей Кожухов» и «Отец Сергий»), которые не кончались трагически; в то же время фильм, по мнению Гинзбурга, «оказался серьёзной неудачей режиссёра <…> не поднялся над обычным уровнем посредственных киноиллюстраций». В фильме «Так безумно, так страстно хотелось ей счастья» В. Вишневский отметил «занимательный, интересно поставленный сюжет» Фильмы «Женщина с кинжалом», «Панна Мэри», «Тася», по мнению кинокритики, представляли интерес исключительно благодаря участию в главной роли О. Гзовской.
В 1917 году Протазанов ставил революционно-разоблачительные фильмы («Андрей Кожухов», «Не надо крови»), которые, по мнению С. Гинзбурга и В. Вишневского, были лучшими фильмами на эту тему. О фильме «Не надо крови» рецензент писал: «Революция оказала благодетельное влияние на кинематографическое искусство. В затхлый, удушливый воздух салонно-любовных сюжетов ворвалась свежая струя <…> Впервые мы увидели на экране потрясающе просто и безыскусственно рассказанную драму…». Удачной названа картина «Прокурор» (1917).
Шедевры Протазанова — фильмы «Николай Ставрогин», «Пиковая дама» и «Отец Сергий».
В 1920 году вместе с группой актёров и режиссёров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции, Германии, в кинофирмах Пате, Гомон, УФА, где в период с 1920 по 1923 год снял ряд фильмов — «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Паломничество любви», «Страшное приключение».
В 1923 году вернулся в СССР и на фабрике «Межрабпом-Русь» снял ряд известных авантюрных и комедийных фильмов: «Аэлита», «Процесс о трёх миллионах», «Белый орёл», «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена», «Насреддин в Бухаре».
Протазанов открыл талант многих киноактёров: Ивана Мозжухина, Игоря Ильинского, Михаила Жарова.
Признание и награды
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1945).
- Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937) (Золотая медаль, фильм «Бесприданница»)
Фильмография
Режиссёрские работы
- 1909 — Бахчисарайский фонтан (1 ч., 180 м.) (не сохранился)
- 1910 — Майская ночь, или утопленница (совместно с В. Кривцовым) (1 ч., 245 м.) (не сохранился)
- 1910 — Первый винокур (совместно с В. Кривцовым) (1 ч., 321 м.) (не сохранился)
- 1911 — Песнь о вещем Олеге (1 ч., 285 м.) (не сохранился)
- 1911 — Песня каторжанина (1 ч., 380 м.) (сохранился не полностью: фрагмент)
- 1912 — Анфиса (4 ч., 860 м.) (не сохранился)
- 1912 — Пригвождённый (2 ч., 625 м.) (не сохранился)
- 1912 — Уход великого старца (4 ч., 800 м.)
- 1913 — За честь русского знамени (2 ч., 730 м.) (не сохранился)
- 1913 — Как рыдала душа ребёнка (3 ч., 260 м.) (не сохранился)
- 1913 — Как хороши, как свежи были розы… (2 ч., 715 м.) (не сохранился)
- 1913 — Клеймо прошедших наслаждений (2 ч., 862 м.) (не сохранился)
- 1913 — Ключи счастья (совместно с В. Гардиным) (10 ч., 4700 м.) (не сохранился)
- 1913 — Купленный муж (3 ч., 960 м.) (не сохранился)
- 1913 — Любовь японки (совместно с К. Ганзеном) (3 ч., 775 м.) (не сохранился)
- 1913 — Музыкальный момент (1 ч., 150 м.) (сохранился (не полностью?))
- 1913 — Ноктюрн Шопена (2 ч., 150 м.) (сохранился (не полностью?))
- 1913 — О чём рыдала скрипка (3 ч., 1195 м.) (не сохранился)
- 1913 — Один насладился, другой расплатился (2 ч., 400 м.) (сохранился не полностью: 1 часть)
- 1913 — Разбитая ваза (2 ч., 700 м.) (не сохранился)
- 1913 — Рукою матери (4 ч., 866 м.) (не сохранился)
- 1913 — Сделайте ваше одолжение (1 ч., 258 м.) (не сохранился)
- 1913 — Сын палача (2 ч., 594 м.) (не сохранился)
- 1914 — Амур, Артур и Ко (2 ч., 625 м.) (не сохранился)
- 1914 — Арена мести (4 ч., 1140 м.) (не сохранился)
- 1914 — Блюститель нравственности (3 ч., 950 м.) (не сохранился)
- 1914 — Гнев Диониса (5 ч., 1650 м.) (не сохранился)
- 1914 — Детская преступность и борьба с ней (документальный) (3 ч., 1450 м.) (не сохранился)
- 1914 — Драма у телефона (2 ч., 600 м.) (не сохранился)
- 1914 — Дьявол (4 ч., 1075 м.) (не сохранился)
- 1914 — Ёлка (1 ч., 184 м.) (не сохранился)
- 1914 — Женщина захочет — чёрта обморочит (2 ч., 630 м.) (не сохранился)
- 1914 — Живой манекен (2 ч., 650 м.) (не сохранился)
- 1914 — Зуб мудрости (2 ч., 720 м.) (не сохранился)
- 1914 — Лицо войны (1 ч., 425 м.) (не сохранился)
- 1914 — Мимо жизн (4 ч., 1258 м.) (не сохранился)
- 1914 — На скамье подсудимых (3 ч., 1030 м.) (не сохранился)
- 1914 — Обезьянка выручила (1 ч., 265 м.) (не сохранился)
- 1914 — Пляска среди мечей (2 ч.) (не сохранился)
- 1914 — Произведение искусства (2 ч., 400 м.) (не сохранился)
- 1914 — Рождество в окопах (1 ч., 243 м.) (сохранился не полностью: 207 метров)
- 1914 — Танго (1 ч., 125 м.) (не сохранился)
- 1914 — Танец вампира (1 ч., 84 м.) (не сохранился)
- 1915 — Война и мир (совместно с В. Гардиным) (10 ч., 3000 м.) (не сохранился)
- 1915 — Депутат (3 ч.) (не сохранился)
- 1915 — На окраинах Москвы (4 ч., 1400 м.) (не сохранился)
- 1915 — Наташа Проскурова (4 ч., 1550 м.) (не сохранился)
- 1915 — Не подходите к ней с вопросами (4 ч., 1491 м.) (не сохранился)
- 1915 — Николай Ставрогин (6 ч., 2200 м.) (не сохранился)
- 1915 — Петербургские трущобы (совместно с В. Гардиным) (16 ч., 5889 м.) (не сохранился)
- 1915 — Плебей (4 ч.) (сохранился не полностью: 1 часть)
- 1915 — Сашка-семинарист (также приписывается Ч.Сабинскому) (18 ч., 5535 м.) (сохранился не полностью: 2 части)
- 1915 — Тайна нижегородской ярмарки (4 ч., 1270 м.) (не сохранился)
- 1915 — Чайка (4 ч., 1350 м.) (не сохранился)
- 1915 — Я и моя совесть (5 ч., 1830 м.) (не сохранился)
- 1916 — Вниз по матушке по Волге (8 ч., 2665 м.) (не сохранился)
- 1916 — Во власти греха (7 ч.) (не сохранился)
- 1916 — Грех (6 ч., 1940 м.) (не сохранился)
- 1916 — Женщина с кинжалом (5 ч., 1650 м.) (не сохранился)
- 1916 — Запрягу я тройку борзых, темнокарих лошадей (4 ч., 1071 м.) (не сохранился)
- 1916 — И песнь осталась недопетой (5 ч., 1535 м.) (не сохранился)
- 1916 — Не пожелай жены ближнего своего (5 ч., 1850 м.) (не сохранился)
- 1916 — Нищая (4 ч., 1594 м.)
- 1916 — Панна Мэри (8 ч., 2480 м.) (не сохранился)
- 1916 — Пиковая дама (6 ч., 2300 м.)
- 1916 — Пляска смерти (5 ч.) (не сохранился)
- 1916 — Семейное счастье (4 ч., 1170 м.) (не сохранился)
- 1916 — Суд божий (5 ч., 1400 м.) (не сохранился)
- 1916 — Так безумно, так страстно хотелось ей счастья (4 ч., 1250 м.) (не сохранился)
- 1916 — Тася (4 ч.) (не сохранился)
- 1917 — Андрей Кожухов (8 ч., 2264 м.) (не сохранился)
- 1917 — Её влекло бушующее море (не сохранился)
- 1917 — Крёстный путь (5 ч.) (не сохранился)
- 1917 — Не надо крови (5 ч.) (сохранился не полностью: 1-я, 2-я, 5-я части)
- 1917 — Проклятые миллионы (8 ч.) (не сохранился)
- 1917 — Прокурор (5 ч., 1750 м.) (не сохранился)
- 1917 — Сатана ликующий (10 ч., 3683 м.) (сохранился не полностью: отсутствуют финальные сцены в обоих сериях)
- 1918 — Богатырь духа (6 ч., 1440 м.)
- 1918 — Горничная Дженни (6 ч., 1793 м.)
- 1918 — Малютка Элли (6 ч., 1700 м.) (сохранился не полностью: 4 части)
- 1918 — Немой страж () (не сохранился)
- 1918 — Отец Сергий (7 ч., 1920 м.)
- 1918 — Человек у решётки (не сохранился)
- 1919 — Голгофа женщины (5 ч.) (не сохранился)
- 1919 — Дитя чужого (не сохранился)
- 1919 — Правда (не сохранился)
- 1919 — Тайна королевы (не сохранился)
- 1919 — То надежда, то ревность слепая () (не сохранился)
- 1919 — Чёрная стая (6 ч., 1445 м.) (не сохранился)
- 1919 — Член парламента (7 ч., 1800 м.)
- 1920 — Страшное приключение («Ужасная авантюра») (Франция)
- 1921 — За ночь любви (Франция)
- 1921 — Правосудие прежде всего (Франция)
- 1921 — Смысл смерти (Франция)
- 1922 — Тень греха (Франция)
- 1923 — Паломничество любви (Германия)
- 1923 — Член парламента (Россия)
- 1924 — Аэлита (СССР)
- 1925 — Его призыв («23 января») режиссёр (СССР)
- 1925 — Закройщик из Торжка (СССР)
- 1926 — Процесс о трёх миллионах (СССР)
- 1927 — Дон Диего и Пелагея («Дело Пелагеи Деминой») режиссёр (СССР)
- 1927 — Сорок первый (СССР)
- 1927 — Человек из ресторана (СССР)
- 1928 — Белый орёл (СССР)
- 1929 — Чины и люди («Чеховский альманах») (СССР) при участии М. Доллера
- 1930 — Праздник святого Йоргена (СССР)
- 1931 — Томми (СССР)
- 1934 — Марионетки (СССР) при участии П. Подобеда
- 1936 — Бесприданница (СССР)
- 1936 — О странностях любви (СССР)
- 1938 — Семиклассники (СССР)
- 1941 — Салават Юлаев (СССР)
- 1943 — Насреддин в Бухаре (СССР)
Сценарные работы
- 1909 — Бахчисарайский фонтан — дебют Протазанова, считается утраченным, автор сценария
- 1910 — Майская ночь, или Утопленница (Россия) автор сценария совм. с В. Кривцовым
- 1910 — Первый винокур (Россия) автор сценария совм. с В. Кривцовым
- 1910 — Песнь каторжанина (Россия) автор сценария
- 1911 — Песнь о вещем Олеге (Россия) автор сценария
- 1912 — Пригвожденный (Россия) автор сценария
- 1913 — За честь русского знамени (Россия) автор сценария
- 1913 — Как рыдала душа ребёнка (Россия) автор сценария
- 1913 — Как хороши, как свежи были розы… (Россия) автор сценария
- 1913 — Разбитая ваза (Россия) автор сценария
- 1914 — Гнев Диониса (Россия) автор сценария
- 1914 — Дьявол (Россия) автор сценария
- 1914 — Произведение искусства (Россия) автор сценария
- 1914 — Рождество в окопах (Россия) автор сценария
- 1915 — Война и мир (Россия) автор сценария совм. с В. Гардиным
- 1915 — Николай Ставрогин (Россия) автор сценария
- 1915 — Плебей (Россия) автор сценария
- 1915 — Тайна нижегородской ярмарки (Россия) автор сценария
- 1916 — Вниз по матушке, по Волге (Россия) автор сценария
- 1916 — Не пожелай жены ближнего твоего (Россия) автор сценария
- 1916 — Панна Мэри (Россия) автор сценария
- 1916 — Пиковая дама (среднеметражный, Россия) автор сценария
- 1917 — Андрей Кожухов (Россия) автор сценария
- 1917 — Её влекло бушующее море (короткометражный, Россия) автор сценария
- 1917 — Не надо крови (Россия) автор сценария
- 1918 — Горничная Дженни (Россия) автор сценария
- 1918 — Малютка Элли (Россия) автор сценария
- 1918 — Немой страж (Россия) автор сценария
- 1918 — Чёрная стая (Россия) автор сценария
- 1919 — Тайна королевы (короткометражный, Россия) автор сценария
- 1926 — Процесс о трех миллионах (СССР) автор сценария
- 1927 — Человек из ресторана (СССР) автор сценария совм. с О. Леонидовым
- 1928 — Белый орел (СССР) автор сценария совм. с О. Леонидовым, Я. Уриновым
- 1929 — Чины и люди (к/а) (СССР) автор сценария совм. с О. Леонидовым
- 1930 — Праздник святого Йоргена (СССР) автор сценария совм. с В. Швейцером (согласно официальным выходным данным. В действительности сценарий написан С. Д. Кржижановский)
- 1931 — Томми (СССР) автор сценария
- 1932 — Две встречи (СССР) автор сценария совм. с Я. Уриновым
- 1934 — Марионетки (СССР) автор сценария совм. с В. Швейцером
- 1936 — Бесприданница (СССР) автор сценария совм. с В. Швейцером
Актёрские работы
- 1909 — Смерть Иоанна Грозного (Россия)
- 1911 — Песнь о вещем Олеге (Россия)
- 1911 — Рогнеда (Россия)
- 1925 — Шахматная горячка (короткометражный, СССР)