Смотреть О странностях любви (1936)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть О странностях любви (1936)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

О странностях любви
Жанр

Музыкальный фильм

Режиссёр

Яков Протазанов

Автор
сценария

Борис Гусман
Анатолий Мариенгоф

В главных
ролях

Нина Алисова
Екатерина Борисова
Михаил Климов

Оператор

Пётр Ермолов

Композитор

Давид Блок

Кинокомпания

Межрабпомфильм

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Язык

русский

Год

1936

«О странностях любви» — советский музыкальный фильм, поставленный в 1936 году режиссёром Яковом Протазановым по сценарию Бориса Гусмана и Анатолия Мариенгофа.

Сюжет

Две подруги, приехавшие на отдых в Крым, знакомятся с молодыми парнями и влюбляются в них. Один из них представляется планеристом, хотя на самом деле является поэтом, а другой (планерист) выдаёт себя за поэта. Это приводит к множеству смешных ситуаций.

В фильме свою первую большую роль сыграла Нина Алисова.

В ролях

Актёр Роль
Нина Алисова Ирина Ирина
В. Попцов Константин Берг, Константин Берг, планерист
Екатерина Борисова Маша Маша
Игорь Малеев Алексей Грибов, Алексей Грибов, поэт
Михаил Климов толстяк толстяк
Татьяна Струкова жена толстяка жена толстяка
Елена Савицкая исполнительница частушек исполнительница частушек
Пётр Савин гармонист санатория гармонист санатория (нет в титрах)
Владимир Попов массовик-затейник массовик-затейник (нет в титрах)
Александр Роу ведущий концерта ведущий концерта (нет в титрах)
Яков Протазанов
Protazanov.jpg
Имя при рождении:

Яков Александрович Протазанов

Дата рождения:

23 января (4 февраля) 1881({{padleft:1881|4|0}}-{{padleft:2|2|0}}-{{padleft:4|2|0}})

Место рождения:

Москва,
Российская империя

Дата смерти:

8 августа 1945 (64 года)({{padleft:1945|4|0}}-{{padleft:8|2|0}}-{{padleft:8|2|0}})

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

Российская империяFlag of Russia.svg Российская империя
СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР

Профессия:

кинорежиссёр
сценарист
актёр

Карьера:

1909—1943

Направление:

Немое кино

Награды:
Заслуженный деятель искусств РСФСР

Я́ков Алекса́ндрович Протаза́нов (4 февраля (23 января) 1881 года, Москва, — 8 августа 1945 года, Москва) — российский и советский режиссёр немого кино, сценарист, актёр.

Биография

Яков Протазанов родился в Москве в купеческой семье.

В 1900 году окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и К». В 1904—1906 годах занимался самообразованием во Франции и Италии. С 1906 года, сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссёра московской кинофирмы «Глория».

Первые фильмы Протазанова — «Песня каторжанина», «Песнь о вещем Олеге» и «Анфиса» пользовались большим успехом. Критика того времени писала о фильме «Песнь о вещем Олеге»: картина «выдержана <…> какой-то особенно присущей пушкинскому стиху тональностью <…> в работе чувствуется <…> заметно прогрессирующее любовное отношение к русской истории <…> неподражаемы <…> сцена смерти Олега, снятая против солнца, удивляет глубиной рельефа фигур, а самый пейзаж — поэтической дымкой залитых светом берёзок». В фильме «Анфиса», по словам самого Протазанова, участие известных театральных актёров «задерживало применение средних и крупных планов».

В 19121913 гг. Протазанов поставил 2 биографических фильма — «Уход великого старца» о Льве Толстом, вызвавший бурю негодования и запрещённый к прокату в России, и «Как хороши, как свежи были розы…» о Тургеневе. В кино-биографии Тургенева были запечатлены сцены: «детские впечатлений Тургенева, первая любовь, встреча с Полиной Виардо, встреча с Некрасовым, ссора с Толстым, прощание с Россией, предсмертное письмо к Толстому и смерть». По мнению критики, «повседневная жизнь наших великих художников ещё мало изучена и бедна деталями, но и такая она производит сильное впечатление».

Могила Протазанова на Новодевичьем кладбище Москвы.

В 1913 году Протазанов поставил 15 фильмов: эпизод из битвы под Аустерлицем «За честь русского знамени» (о героическом подвиге русского солдата, сохранившего знамя полка), драма из цирковой жизни «О чём рыдала скрипка»; «Клеймо прошедших наслаждений» (проблема ответственности за грехи молодости и вопрос о врачебной тайне); «Любовь японки» (любовь японской сестры милосердия к русскому пленному); «Купленный муж» (драма аристократки и опустившегося помещика, вступивших в фиктивный брак, но полюбивших друг друга); салонная мелодрама «Разбитая ваза»; драма матери, случайно убившей свою дочь «Рукою матери» (по воспоминаниям актрисы Гиацинтовой, было сделано два финала: счастливый — для заграницы, и трагический — для России); «Сын палача»; инсценировки балетов «Музыкальный момент», «Ноктюрн Шопена» и «О чём рыдала скрипка»; фарсы «Один насладился, другой расплатился» и «Сделайте ваше одолжение».

В 1914 году Протазанов экранизировал повесть Толстого «Дьявол» и роман Нагродской «Гнев Диониса»; поставил психологический одночастевой этюд на тему современной войны «Лицо войны»; 7 фарсов («Амур, Артур и Ко», «Блюститель нравственности», «Женщина захочет — чёрта обморочит», «Живой манекен», «Зуб мудрости», «Обезьянка выручила», «Произведение искусства»); психологическую драму «Мимо жизни» (женщина, ищу­щая новых переживаний и ощущений, проходит мимо настоящей жизни и настоя­щей любви); авантюрно-приключенческий фильм из цирковой жизни «Арена мести»; «Рождество в окопах»; засъёмку балета («Ёлка») и модных танцев («Танго», «Танец вампира»); киноскетчи «На скамье подсудимых» и «Пляска среди мечей» (ряд сцен в концертном исполнении, снятых для гастрольного турне В. Максимова и В. Каралли; оба фильма смонтированы из одного и того же материала) и психологический этюд на сюжет пьесы Андре де Лорда «У телефона» «Драма у телефона».

Среди фильмов Протазанова этого периода выделяется фильм «Драма у телефона», в котором «едва ли не впервые в кинематографии был применён принцип „полиэкрана“, то есть одновремённого показа изображений разных событий». «В центре экрана зрители видели грабителей, которые ломились в дачу, в левой части — изображение мужа, говорящего по телефону, в правой части — жены, вызывающей мужа домой. В нижней части экрана в этих кусках размещались субтитры, передающие диалог между мужем и женой».

Среди фильмов 1915 года: «Плебей» (поддавшись минутному влечению страсти, юная аристократка становилась любовницей грубого и циничного лакея и погибала); «Чайка» (экранизация романса «Вот вспыхнуло утро»); «Война и мир» (фильм ставился в порядке конкуренции с фирмами Ханжонкова и Талдыкина); комедия «Депутат»; авантюрно-приключенческие 4-серийные фильм «Петербургские трущобы» (по одноимённому роману Крестовского) и «Сашка-семинарист»; экранизация романа Достоевского «Бесы» (фильм «Николай Ставрогин», по мнению С. Гинзбурга, «был одним из крупнейших художественных достижений дореволюционной кинематографии»); «На окраинах Москвы» (уголовно-бытовая драма «не блещет особенной глубиной замысла, однако даёт цельную бытовую картину, строго моральную»); «Наташа Проскурова» (о женщине, изменяющей мужу; «немотивированные поступки героев <…> мастерски поставленные декорации <…> картина <…> смотрится с интересом <…> чувствуется, что сценарий не был продуман режиссёром»); «Не подходите к ней с вопросами» (о «жрице свободной любви и как она дошла до жизни такой»; «хороший по замыслу сценарий, тщательная постановка и недурное исполнение»); «Тайна нижегородской ярмарки» (уголовно-бытовая кинодрама из купеческой жизни); «Я и моя совесть» (роковые страсти приводили к смерти человека, построившего свою карьеру на преступлениях).

В 1916 году продолжаются творческие искания Протазанова. В фильме «Суд божий» была использована съёмка важных деталей (нож, звонок) крупным планом. Экранизация повести Толстого «Семейное счастье», согласно С. Гинзбургу, был одним из трёх фильмов Протазанова (другие — «Андрей Кожухов» и «Отец Сергий»), которые не кончались трагически; в то же время фильм, по мнению Гинзбурга, «оказался серьёзной неудачей режиссёра <…> не поднялся над обычным уровнем посредственных киноиллюстраций». В фильме «Так безумно, так страстно хотелось ей счастья» В. Вишневский отметил «занимательный, интересно поставленный сюжет» Фильмы «Женщина с кинжалом», «Панна Мэри», «Тася», по мнению кинокритики, представляли интерес исключительно благодаря участию в главной роли О. Гзовской.

В 1917 году Протазанов ставил революционно-разоблачительные фильмы («Андрей Кожухов», «Не надо крови»), которые, по мнению С. Гинзбурга и В. Вишневского, были лучшими фильмами на эту тему. О фильме «Не надо крови» рецензент писал: «Революция оказала благодетельное влияние на кинематографическое искусство. В затхлый, удушливый воздух салонно-любовных сюжетов ворвалась свежая струя <…> Впервые мы увидели на экране потрясающе просто и безыскусственно рассказанную драму…». Удачной названа картина «Прокурор» (1917).

Шедевры Протазанова — фильмы «Николай Ставрогин», «Пиковая дама» и «Отец Сергий».

В 1920 году вместе с группой актёров и режиссёров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции, Германии, в кинофирмах Пате, Гомон, УФА, где в период с 1920 по 1923 год снял ряд фильмов — «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Паломничество любви», «Страшное приключение».

В 1923 году вернулся в СССР и на фабрике «Межрабпом-Русь» снял ряд известных авантюрных и комедийных фильмов: «Аэлита», «Процесс о трёх миллионах», «Белый орёл», «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена», «Насреддин в Бухаре».

Протазанов открыл талант многих киноактёров: Ивана Мозжухина, Игоря Ильинского, Михаила Жарова.

Признание и награды

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1945).
  • Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937) (Золотая медаль, фильм «Бесприданница»)

Фильмография

Режиссёрские работы

  1. 1909 — Бахчисарайский фонтан (1 ч., 180 м.) (не сохранился)
  2. 1910 — Майская ночь, или утопленница (совместно с В. Кривцовым) (1 ч., 245 м.) (не сохранился)
  3. 1910 — Первый винокур (совместно с В. Кривцовым) (1 ч., 321 м.) (не сохранился)
  4. 1911 — Песнь о вещем Олеге (1 ч., 285 м.) (не сохранился)
  5. 1911 — Песня каторжанина (1 ч., 380 м.) (сохранился не полностью: фрагмент)
  6. 1912 — Анфиса (4 ч., 860 м.) (не сохранился)
  7. 1912 — Пригвождённый (2 ч., 625 м.) (не сохранился)
  8. 1912 — Уход великого старца (4 ч., 800 м.)
  9. 1913 — За честь русского знамени (2 ч., 730 м.) (не сохранился)
  10. 1913 — Как рыдала душа ребёнка (3 ч., 260 м.) (не сохранился)
  11. 1913 — Как хороши, как свежи были розы… (2 ч., 715 м.) (не сохранился)
  12. 1913 — Клеймо прошедших наслаждений (2 ч., 862 м.) (не сохранился)
  13. 1913 — Ключи счастья (совместно с В. Гардиным) (10 ч., 4700 м.) (не сохранился)
  14. 1913 — Купленный муж (3 ч., 960 м.) (не сохранился)
  15. 1913 — Любовь японки (совместно с К. Ганзеном) (3 ч., 775 м.) (не сохранился)
  16. 1913 — Музыкальный момент (1 ч., 150 м.) (сохранился (не полностью?))
  17. 1913 — Ноктюрн Шопена (2 ч., 150 м.) (сохранился (не полностью?))
  18. 1913 — О чём рыдала скрипка (3 ч., 1195 м.) (не сохранился)
  19. 1913 — Один насладился, другой расплатился (2 ч., 400 м.) (сохранился не полностью: 1 часть)
  20. 1913 — Разбитая ваза (2 ч., 700 м.) (не сохранился)
  21. 1913 — Рукою матери (4 ч., 866 м.) (не сохранился)
  22. 1913 — Сделайте ваше одолжение (1 ч., 258 м.) (не сохранился)
  23. 1913 — Сын палача (2 ч., 594 м.) (не сохранился)
  24. 1914 — Амур, Артур и Ко (2 ч., 625 м.) (не сохранился)
  25. 1914 — Арена мести (4 ч., 1140 м.) (не сохранился)
  26. 1914 — Блюститель нравственности (3 ч., 950 м.) (не сохранился)
  27. 1914 — Гнев Диониса (5 ч., 1650 м.) (не сохранился)
  28. 1914 — Детская преступность и борьба с ней (документальный) (3 ч., 1450 м.) (не сохранился)
  29. 1914 — Драма у телефона (2 ч., 600 м.) (не сохранился)
  30. 1914 — Дьявол (4 ч., 1075 м.) (не сохранился)
  31. 1914 — Ёлка (1 ч., 184 м.) (не сохранился)
  32. 1914 — Женщина захочет — чёрта обморочит (2 ч., 630 м.) (не сохранился)
  33. 1914 — Живой манекен (2 ч., 650 м.) (не сохранился)
  34. 1914 — Зуб мудрости (2 ч., 720 м.) (не сохранился)
  35. 1914 — Лицо войны (1 ч., 425 м.) (не сохранился)
  36. 1914 — Мимо жизн (4 ч., 1258 м.) (не сохранился)
  37. 1914 — На скамье подсудимых (3 ч., 1030 м.) (не сохранился)
  38. 1914 — Обезьянка выручила (1 ч., 265 м.) (не сохранился)
  39. 1914 — Пляска среди мечей (2 ч.) (не сохранился)
  40. 1914 — Произведение искусства (2 ч., 400 м.) (не сохранился)
  41. 1914 — Рождество в окопах (1 ч., 243 м.) (сохранился не полностью: 207 метров)
  42. 1914 — Танго (1 ч., 125 м.) (не сохранился)
  43. 1914 — Танец вампира (1 ч., 84 м.) (не сохранился)
  44. 1915 — Война и мир (совместно с В. Гардиным) (10 ч., 3000 м.) (не сохранился)
  45. 1915 — Депутат (3 ч.) (не сохранился)
  46. 1915 — На окраинах Москвы (4 ч., 1400 м.) (не сохранился)
  47. 1915 — Наташа Проскурова (4 ч., 1550 м.) (не сохранился)
  48. 1915 — Не подходите к ней с вопросами (4 ч., 1491 м.) (не сохранился)
  49. 1915 — Николай Ставрогин (6 ч., 2200 м.) (не сохранился)
  50. 1915 — Петербургские трущобы (совместно с В. Гардиным) (16 ч., 5889 м.) (не сохранился)
  51. 1915 — Плебей (4 ч.) (сохранился не полностью: 1 часть)
  52. 1915 — Сашка-семинарист (также приписывается Ч.Сабинскому) (18 ч., 5535 м.) (сохранился не полностью: 2 части)
  53. 1915 — Тайна нижегородской ярмарки (4 ч., 1270 м.) (не сохранился)
  54. 1915 — Чайка (4 ч., 1350 м.) (не сохранился)
  55. 1915 — Я и моя совесть (5 ч., 1830 м.) (не сохранился)
  56. 1916 — Вниз по матушке по Волге (8 ч., 2665 м.) (не сохранился)
  57. 1916 — Во власти греха (7 ч.) (не сохранился)
  58. 1916 — Грех (6 ч., 1940 м.) (не сохранился)
  59. 1916 — Женщина с кинжалом (5 ч., 1650 м.) (не сохранился)
  60. 1916 — Запрягу я тройку борзых, темнокарих лошадей (4 ч., 1071 м.) (не сохранился)
  61. 1916 — И песнь осталась недопетой (5 ч., 1535 м.) (не сохранился)
  62. 1916 — Не пожелай жены ближнего своего (5 ч., 1850 м.) (не сохранился)
  63. 1916 — Нищая (4 ч., 1594 м.)
  64. 1916 — Панна Мэри (8 ч., 2480 м.) (не сохранился)
  65. 1916 — Пиковая дама (6 ч., 2300 м.)
  66. 1916 — Пляска смерти (5 ч.) (не сохранился)
  67. 1916 — Семейное счастье (4 ч., 1170 м.) (не сохранился)
  68. 1916 — Суд божий (5 ч., 1400 м.) (не сохранился)
  69. 1916 — Так безумно, так страстно хотелось ей счастья (4 ч., 1250 м.) (не сохранился)
  70. 1916 — Тася (4 ч.) (не сохранился)
  71. 1917 — Андрей Кожухов (8 ч., 2264 м.) (не сохранился)
  72. 1917 — Её влекло бушующее море (не сохранился)
  73. 1917 — Крёстный путь (5 ч.) (не сохранился)
  74. 1917 — Не надо крови (5 ч.) (сохранился не полностью: 1-я, 2-я, 5-я части)
  75. 1917 — Проклятые миллионы (8 ч.) (не сохранился)
  76. 1917 — Прокурор (5 ч., 1750 м.) (не сохранился)
  77. 1917 — Сатана ликующий (10 ч., 3683 м.) (сохранился не полностью: отсутствуют финальные сцены в обоих сериях)
  78. 1918 — Богатырь духа (6 ч., 1440 м.)
  79. 1918 — Горничная Дженни (6 ч., 1793 м.)
  80. 1918 — Малютка Элли (6 ч., 1700 м.) (сохранился не полностью: 4 части)
  81. 1918 — Немой страж () (не сохранился)
  82. 1918 — Отец Сергий (7 ч., 1920 м.)
  83. 1918 — Человек у решётки (не сохранился)
  84. 1919 — Голгофа женщины (5 ч.) (не сохранился)
  85. 1919 — Дитя чужого (не сохранился)
  86. 1919 — Правда (не сохранился)
  87. 1919 — Тайна королевы (не сохранился)
  88. 1919 — То надежда, то ревность слепая () (не сохранился)
  89. 1919 — Чёрная стая (6 ч., 1445 м.) (не сохранился)
  90. 1919 — Член парламента (7 ч., 1800 м.)
  91. 1920 — Страшное приключение («Ужасная авантюра») (Франция)
  92. 1921 — За ночь любви (Франция)
  93. 1921 — Правосудие прежде всего (Франция)
  94. 1921 — Смысл смерти (Франция)
  95. 1922 — Тень греха (Франция)
  96. 1923 — Паломничество любви (Германия)
  97. 1923 — Член парламента (Россия)
  98. 1924 — Аэлита (СССР)
  99. 1925 — Его призыв («23 января») режиссёр (СССР)
  100. 1925 — Закройщик из Торжка (СССР)
  101. 1926 — Процесс о трёх миллионах (СССР)
  102. 1927 — Дон Диего и Пелагея («Дело Пелагеи Деминой») режиссёр (СССР)
  103. 1927 — Сорок первый (СССР)
  104. 1927 — Человек из ресторана (СССР)
  105. 1928 — Белый орёл (СССР)
  106. 1929 — Чины и люди («Чеховский альманах») (СССР) при участии М. Доллера
  107. 1930 — Праздник святого Йоргена (СССР)
  108. 1931 — Томми (СССР)
  109. 1934 — Марионетки (СССР) при участии П. Подобеда
  110. 1936 — Бесприданница (СССР)
  111. 1936 — О странностях любви (СССР)
  112. 1938 — Семиклассники (СССР)
  113. 1941 — Салават Юлаев (СССР)
  114. 1943 — Насреддин в Бухаре (СССР)

Сценарные работы

  • 1909 — Бахчисарайский фонтан — дебют Протазанова, считается утраченным, автор сценария
  • 1910 — Майская ночь, или Утопленница (Россия) автор сценария совм. с В. Кривцовым
  • 1910 — Первый винокур (Россия) автор сценария совм. с В. Кривцовым
  • 1910 — Песнь каторжанина (Россия) автор сценария
  • 1911 — Песнь о вещем Олеге (Россия) автор сценария
  • 1912 — Пригвожденный (Россия) автор сценария
  • 1913 — За честь русского знамени (Россия) автор сценария
  • 1913 — Как рыдала душа ребёнка (Россия) автор сценария
  • 1913 — Как хороши, как свежи были розы… (Россия) автор сценария
  • 1913 — Разбитая ваза (Россия) автор сценария
  • 1914 — Гнев Диониса (Россия) автор сценария
  • 1914 — Дьявол (Россия) автор сценария
  • 1914 — Произведение искусства (Россия) автор сценария
  • 1914 — Рождество в окопах (Россия) автор сценария
  • 1915 — Война и мир (Россия) автор сценария совм. с В. Гардиным
  • 1915 — Николай Ставрогин (Россия) автор сценария
  • 1915 — Плебей (Россия) автор сценария
  • 1915 — Тайна нижегородской ярмарки (Россия) автор сценария
  • 1916 — Вниз по матушке, по Волге (Россия) автор сценария
  • 1916 — Не пожелай жены ближнего твоего (Россия) автор сценария
  • 1916 — Панна Мэри (Россия) автор сценария
  • 1916 — Пиковая дама (среднеметражный, Россия) автор сценария
  • 1917 — Андрей Кожухов (Россия) автор сценария
  • 1917 — Её влекло бушующее море (короткометражный, Россия) автор сценария
  • 1917 — Не надо крови (Россия) автор сценария
  • 1918 — Горничная Дженни (Россия) автор сценария
  • 1918 — Малютка Элли (Россия) автор сценария
  • 1918 — Немой страж (Россия) автор сценария
  • 1918 — Чёрная стая (Россия) автор сценария
  • 1919 — Тайна королевы (короткометражный, Россия) автор сценария
  • 1926 — Процесс о трех миллионах (СССР) автор сценария
  • 1927 — Человек из ресторана (СССР) автор сценария совм. с О. Леонидовым
  • 1928 — Белый орел (СССР) автор сценария совм. с О. Леонидовым, Я. Уриновым
  • 1929 — Чины и люди (к/а) (СССР) автор сценария совм. с О. Леонидовым
  • 1930 — Праздник святого Йоргена (СССР) автор сценария совм. с В. Швейцером (согласно официальным выходным данным. В действительности сценарий написан С. Д. Кржижановский)
  • 1931 — Томми (СССР) автор сценария
  • 1932 — Две встречи (СССР) автор сценария совм. с Я. Уриновым
  • 1934 — Марионетки (СССР) автор сценария совм. с В. Швейцером
  • 1936 — Бесприданница (СССР) автор сценария совм. с В. Швейцером

Актёрские работы

  • 1909 — Смерть Иоанна Грозного (Россия)
  • 1911 — Песнь о вещем Олеге (Россия)
  • 1911 — Рогнеда (Россия)
  • 1925 — Шахматная горячка (короткометражный, СССР)