Поднятый в "Кружевах" материал — жизнь молодежи, борьба комсомольцев с хулиганами и скукой, выпуск хлесткой стенгазеты, превращение пивной в клуб — был вполне обычен для так называемой "комсомольской фильмы" тех лет.
[...] ...выбор кружевной фабрики в качестве места действия был сделан С. Юткевичем с определенным смыслом. Казалось, сама "материальная основа" проникла в монтажный и композиционный ряд картины, местами напоминавшей тонкую кружевную вязь. Дождь и нити пряжи сплетались в кадрах. Снятые сквозь сетку кружев фигуры людей приобретали изящные, хрупкие очертания. Показанные на экране машины оживали, зритель без труда улавливал в причудливых "жестах" частей и механизмов ритм человеческого поведения. Машины "смеялись", "грустили", застывали в "нерешительности".
С. Юткевич и оператор Е. Шнейдер были увлечены киноживописью — пивная пена растекалась по экрану прихотливым кружевным узором, а дождь падал рапидом, медленно и величаво. Режиссер и оператор добивались особой динамики изображения, и аппарат летал на качелях, имитируя прыжок человека. Они искали необычные точки съемки — природа, увиденная из чрева старого паровозного котла сквозь десятки маленьких отверстий, дробилась на кругленькие пейзажики.
Эти поиски не были свободны от эстетских увлечений. На экране боролись поэзия и экзотика быта. Нередко победа доставалась последней. Юткевич-художник порой одерживает верх над Юткевичем-режиссером. Но спор между ними — это начало слияния театрального и живописного опыта.
Участие Юткевича в постановках "Синей блузы" дает о себе знать. Острый актерский рисунок, смешение лирики и эксцентрики отличают исполнение ролей в "Кружевах". А. Шушкин в роли редактора стенгазеты, "местный Леонардо да Винчи" — это полуудавшийся гротеск. Б. Тенин в роли завклуба откровенно эксцентричен. Приемом актерских масок сделаны портреты "теплых" ребят (которых играли Б. Пославский, П. Савин, К. Назаренко). Зато обаяние К. Градополова, его актерские такт и скромность как бы растушевывают мощную фигуру молотобойца Петьки Веснухина. Достоверна своим лиризмом Н. Шатерникова в роли активистки Маруси. "Кружева" хвалили в газетах, поминали на трибунах совещаний, приводили наряду с "Парижским сапожником" в качестве примера удачной "комсомольской фильмы".
КОЗЛОВ Л. Время и характер // История советского кино. Т. 1. М., 1969.