Смотреть Кружева (1928)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Кружева (1928)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Режиссер: Сергей Юткевич

Сценаристы: Владимир Легошин, Сергей Юткевич, Юрий Громов (II)

Оператор: Евгений Шнейдер

Композитор: Юрий Буцко

Художник: Виктор Аден

Страна: СССР

Производство: Совкино (Москва)

Год: 1928

Премьера: 1 июня 1928

Актеры: Нина Шатерникова, Константин Градополов (старший), Борис Тенин, Алексей Шушкин, И. Масс, Пётр Савин, Д. Малолетнов, И. Ковенков, Борис Пославский, Федор Брест, Константин Назаренко, В. Булаев, Константин Родендорф, И. Эспе, Наталья Масс

Жанр: экранизация

По мотивам рассказа М.Колосова «Стенгаз».
О жизни рабочей молодежи конца 1920-х годов. Первая постановка Сергея Юткевича. Первые роли в кино Бориса Тенина (зав. клубом) и Бориса Пославского (парень с гитарой).
Фильм восстановлен и озвучен в 1980-х годах.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

О фильме "Кружева"

Поднятый в "Кружевах" материал — жизнь молодежи, борьба комсомольцев с хулиганами и скукой, выпуск хлесткой стенгазеты, превращение пивной в клуб — был вполне обычен для так называемой "комсомольской фильмы" тех лет.

[...] ...выбор кружевной фабрики в качестве места действия был сделан С. Юткевичем с определенным смыслом. Казалось, сама "материальная основа" проникла в монтажный и композиционный ряд картины, местами напоминавшей тонкую кружевную вязь. Дождь и нити пряжи сплетались в кадрах. Снятые сквозь сетку кружев фигуры людей приобретали изящные, хрупкие очертания. Показанные на экране машины оживали, зритель без труда улавливал в причудливых "жестах" частей и механизмов ритм человеческого поведения. Машины "смеялись", "грустили", застывали в "нерешительности".

С. Юткевич и оператор Е. Шнейдер были увлечены киноживописью — пивная пена растекалась по экрану прихотливым кружевным узором, а дождь падал рапидом, медленно и величаво. Режиссер и оператор добивались особой динамики изображения, и аппарат летал на качелях, имитируя прыжок человека. Они искали необычные точки съемки — природа, увиденная из чрева старого паровозного котла сквозь десятки маленьких отверстий, дробилась на кругленькие пейзажики.

Эти поиски не были свободны от эстетских увлечений. На экране боролись поэзия и экзотика быта. Нередко победа доставалась последней. Юткевич-художник порой одерживает верх над Юткевичем-режиссером. Но спор между ними — это начало слияния театрального и живописного опыта.

Участие Юткевича в постановках "Синей блузы" дает о себе знать. Острый актерский рисунок, смешение лирики и эксцентрики отличают исполнение ролей в "Кружевах". А. Шушкин в роли редактора стенгазеты, "местный Леонардо да Винчи" — это полуудавшийся гротеск. Б. Тенин в роли завклуба откровенно эксцентричен. Приемом актерских масок сделаны портреты "теплых" ребят (которых играли Б. Пославский, П. Савин, К. Назаренко). Зато обаяние К. Градополова, его актерские такт и скромность как бы растушевывают мощную фигуру молотобойца Петьки Веснухина. Достоверна своим лиризмом Н. Шатерникова в роли активистки Маруси. "Кружева" хвалили в газетах, поминали на трибунах совещаний, приводили наряду с "Парижским сапожником" в качестве примера удачной "комсомольской фильмы".

КОЗЛОВ Л. Время и характер // История советского кино. Т. 1. М., 1969.

В своей первой большой картине "Кружева" (до этого, еще в 1925 году, была короткометражка "Даешь радио!", не особо получившаяся и, судя по всему, так и не увидевшая экрана) Юткевич и не думал решать философские задачи. Как он сам позже признавался, его пленила "необычная фактура кружевного производства". Название было выбрано очень точно. Это во всех смыслах — кружева. Вязью плетет кадр за кадром оператор Евгений Шнейдер. Вязью монтирует картину Юткевич. Динамически фильм выстроен безупречно: от слаженности актерской работы получаешь наслаждение — и это при том, что психология в картине отсутствует начисто. [...] В 1970-е годы Юткевич озвучит картину, и музыкальные кружева, переплетаясь с монтажно-фотографическими, войдут в ткань фильма ладно и обаятельно. Но самое поразительное, что в картине отсутствует не только фабула — это как раз бывает часто, — но и собственно сюжет. В картине нет содержания. Кружева не на что надеть.

[...] "Кружева" — наверное, один из самых уверенных и эффектных дебютов в советском кино. Картина блестящая. Но стреляет холостыми.

Фильм вызвал скандал. В прессе разразилась полемика. Одни восхищались мастерством Юткевича, другие обвиняли в формализме. В результате режиссера выгнали с московской фабрики "Совкино". В общем-то, ему это было на руку: он перебрался в Ленинград — рассадник формализма. Это было логично: ведь Юткевич был настоящим, убежденным, законченным формалистом.

БАГРОВ П. Советский денди. Сюжет для небольшого романа // Сеанс. № 21/22. 2004.