Главная Следствие вели с... Леонидом Каневским Криминальная Россия Следствие ведут знатоки Выступления Михаила Задорнова Перейти на полную версию сайта
Одноклассники! В Мой Мир |
Смотреть Дорога к звёздам (1942)
Режиссер: Эдуард Пенцлин
Сценарист: Владимир Крепс
Оператор: Василий Симбирцев
Композитор: Никита Богословский
Художник: Иосиф Юцевич
Страна: СССР
Производство: Ташкентская киностудия
Год: 1942
Премьера: 13 марта 1943
Актеры: Чеслав Сушкевич, Александр Хвыля, Василий Зайчиков, Марк Бернес, Николай Черкасов (II), Ирина Федотова, Николай Волков (старший), Виктор Ключарев, Иван Переверзев, Борис Андреев
Жанр: военный фильм
Классический "оборонный" фильм, хотя и снятый в начале Великой Отечественной войны. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему
Место действия, исторический, культурный, политический, идеологический контекст A. Исторический контекст Что медиатексты сообщает нам о периоде своего создания? а) место действия медиатекстов: июнь 1941 – декабрь 1942, СССР, другие страны; b) когда состоялась премьера этого медиатекста? Анализируемые нами фильмы создавались в самый тяжелый для СССР период войны с Германией (вторая половина 1941 и 1942 год), в эти же годы они и были показаны. c) как тогдашние события влияли на медиатексты? Реальные исторические события, сложившиеся в довоенный период, разрушили виртуальные стереотипы «войны малой кровью и на чужой территории», доминировавшие в «оборонных» фильмах второй половины 1930-х («Если завтра война…», «Родина зовет», «Танкисты» и др.). Ни в одном советском фильме, снятом в первые два года после 22 июня 1941, не показана война на территории противника (за исключением бомбардировок немецких городов и действий подпольщиков и партизан). Более того, вопреки стереотипам военно-утопических фильмов второй половины 1930-х, уже в «Боевом киносборнике № 4» (1941) в устах героини Любови Орловой звучат слова о том, что «мы знаем, что победа будет нелегкая». d) какие события происходили во время создания медиатекстов? Как медиатексты комментирует события? Как знание исторических событий помогает пониманию медиатекстов? В мировую войну в 1941-1942 годах были вовлечены не только Германия (завоевавшая к тому времени большую часть Европы) и СССР, но и Великобритания, Япония, Италия, Венгрия, Румыния, Словакия и США. Вместе с тем, советские аудиовизуальные медиатексты 1941-1942 годов, вопреки тяжелейшим реалиям войны (миллионы убитых, раненных, пленных советских граждан, захват нацистами огромных территорий СССР и т.д.), комментировали (особенно в «Боевых киносборниках» №№ 1-5 1941 года) текущие события в подчеркнуто оптимистическом ключе. Чрезвычайно важным для этапа 1941-1942 годов были эвакуация и интенсивное развитие советской военной промышленности, переоборудование многих заводов на военный лад ценой невероятного напряжения людских ресурсов, обороны прифронтовых городов. Этот исторический контекст также нашел отражение в фильмах той эпохи («Тебе, фронт», «Непобедимые»).
Каким образом медиатекст отражает, укрепляет, внушает или формирует ту или иную идеологию? При доминанте коммунистической идеологии, ссылок на верность Сталину и партии (Боевой киносборник № 1: «Скоро разгромим, будьте уверены! Партия и Сталин зовут нас защищать нашу Родину! За Родину, за Сталина!) в советских фильмах 1941-1942 года отчетливо прослеживается адаптация коммунистической идеологии к патриотическим лозунгам, идеологическая ориентация на исторические примеры воинской доблести (Александр Невский, Суворов, Чапаев), и, наоборот, напоминание о разгроме иноземных захватчиков. Так, в «Боевом киносборнике № 1» карикатурного Гитлера предупреждают о неизбежном поражении от русской армии немецкий рыцарь, вылезший из Чудского озера, Наполеон и кайзеровский генерал образца 1918 года; а в «Боевом киносборнике № 2» Бонапарт посылает Гитлеру телеграмму: «Не советую. Пробовал – не вышло». Но главное – ощутим ясный пропагандистский антинацистский посыл, направленный на то, чтобы убедить аудиторию в том, что: - немцы осуществляют массовый террор по отношению к мирному населению и стремятся превратить русских и славян в рабов (новелла «Сто за одного» из «Боевого киносборника № 2», сюжеты «Боевого киносборника № 12» и др.); - ответный террор по отношению к немцам оправдан и необходим для победы в войне (новелла «Встреча» из «Боевого киносборника № 2», новелла «Пир в Жирмунке» из «Боевого киносборника № 6», где старушка кормит оккупантов отравленной пищей); - пользу в борьбе с захватчиками могут принести даже дети («Клятва Тимура», боевой киносборник «Юные партизаны»), новелла «У старой няни» из «Боевого киносборника № 2», новелла «Маяк» из «Боевого киносборника № 9», новелла «Ванька» из «Боевого киносборника № 9»); - нужно проявлять бдительность, так как рядом могут действовать нацистские агенты и диверсанты, которых необходимо изобличить и уничтожить («Секретарь райкома», новелла «У старой няни» из «Боевого киносборника № 2», «Боевой киносборник № 4», новелла «Однажды ночью» в киносборнике «Наши девушки»); - СССР не одинок в своей борьбе с Германией. Очень ярко этот тезис проявился в «Боевом киносборнике № 4», когда реанимированная героиня «Волги-Волги» - письмоносица Дуня говорит зажигательную речь со следующими, совершенно немыслимыми в период до 22 июня 1941 года словами: «С нами передовые могущественные страны мира – Америка и Англия! Могучий английский флот воюет вместе с нами против Гитлера!». Еще радикальнее звучит дикторский текст в «Боевом киносборнике» № 5: «Два величайших демократических государства мира встали на защиту человечества от кровавого фашизма – СССР и Великобритания!». Сюда же примыкают сюжеты фильмов о борьбе восточно-европейских подпольщиков и партизан (новелла «100 за одного» из «Боевого киносборника» № 2, новелла «Ровно в семь» из «Боевого киносборника № 7», новелла «Ночь над Белградом» из «Боевого киносборника № 8», новелла «Синие скалы» из «Боевого киносборника № 9», «Неуловимый Ян»). И здесь надо отдать должное оперативности реакции советского кинопроизводства на текущую политическую конъюнктуру. В новеллах «Квартал 14» («Боевой киносборник № 9», март 1942) и «Бесценная голова» («Боевой киносборник № 10», 1942) сочувственно показано польское антинацистское движение сопротивления, которое, если верить, авторам этих медиатекстов, вдохновлялось поддержкой «Красной армии и вождя трудящихся товарища Сталина». В «Бесценной голове» также сочувственно показан персонаж из еврейского гетто в Варшаве… Напомним, что в предыдущие два десятилетия (1920-1940) Польша рассматривалась – и в реальной политике, и в текущих медиатекстах (пресса, радио, кино) - как один из главных противников СССР. А территориальный раздел Польши, состоявшийся в сентябре 1939 года по секретному договору между Германией и СССР, породил, к примеру, весьма показательный фильм А.Роома «Ветер с Востока» (1940), где польские власть имущие изображались злобными и жестокими угнетателями простых людей Западной Украины, которые в финале фильма с восторгом встречали советские войска… Более того, в то время как в реальной жизни против советской армии на Восточном фронте воевали не только немецкие, но и итальянские, румынские, венгерские и словацкие дивизии, Кремль, по-видимому, считал политически важным рассказать широкой аудитории, что даже в этих союзных гитлеровскому режиму странах существует сопротивление. Пример тому – новелла «Молодое вино» из «Боевого киносборника № 10» (1942), рассказывающая о деятельности румынских подпольщиков. В целом идеологический и политический контекст мировоззрения, изображенного в медиатекстах советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему, можно представить следующим образом (таблица 1): Таблица 1. Идеология и политический контекст мировоззрения, изображенного в медиатекстах советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему С. Культурный контекст Каким образом медиатексты отражают, укрепляют, внушают, или формируют культурные: отношения, ценности, мифы. Медиатексты популярной/массовой культуры своим успехом у аудитории обязаны множеству факторов. Сюда входят: опора на фольклорные и мифологические источники, постоянство метафор, ориентация на последовательное воплощение наиболее стойких сюжетных схем, синтез естественного и сверхъестественного, обращение не к рациональному, а эмоциональному через идентификацию (воображаемое перевоплощение в активно действующих персонажей, слияние с атмосферой произведения), «волшебная сила» героев, стандартизация (тиражирование, унификация, адаптация) идей, ситуаций, характеров и т.д., мозаичность, серийность, компенсация (иллюзия осуществления заветных, но не сбывшихся желаний), счастливый финал, использование такой ритмической организации текста, где, например, на эмоции аудитории вместе с содержанием кадров воздействует порядок их смены; интуитивное угадывание подсознательных желаний аудитории и т.д. Практически для всех советских фильмов 1941-1942 годов на военную тему характерна серийность (например, «приквел» истории о героическом поваре Рыбкине в «Боевом киносборнике № 3» 1941 года и его последующий базовый вариант «Антоша Рыбкин», снятый в 1942 году» «сиквел» 1941 года - «Чапаев с нами»), стандартизация идей, ситуаций, характеров и т.д. Компенсаторный фактор исполнения заветных желаний проявлялся в том, что в большинстве советских фильмов 1941-1942 года, вне зависимости от реальной обстановки на фронте, положительные персонажи одерживали победу над гитлеровцами. D. Жанровые модификации: драма (64 фильма), комедия (10 фильмов), детектив (2 фильма). С учетом жанрового спектра игровых новелл «Боевых киносборников» в 1941 году было снято 33 драмы, 7 комедий и 1 детектив; в 1942 – 31 драма, 3 комедии и 1 детектив. По понятным причинам необходимости быстрого реагирования на события подавляющее большинство из этих фильмов/новелл было короткометражным. К примеру, в 1941 году была поставлена лишь одна игровая лента на военную тему длительностью более 60 минут, а в 1942 - пять. Хотя к созданию лент на военную тему в 1941-1942 годах были привлечены лучшие на тот период сценарные, режиссерские и актерские силы (см. фильмографию), стилистика подобных фильмов мало чем отличалась от киностилистики предыдущего десятилетия, разве что в показе военного быта было больше реализма. Приемы изображения действительности (иконография)- обстановка, предметы быта и т.д. Скромные жилища, учреждения и предметы быта советских персонажей; явно более зажиточный уровень жизни персонажей немецких, унифицированные фактуры советских и немецких военных объектов, техники. Жизнь советских людей (преимущественно, военных) и/или подпольщиков/партизан из стран Восточной Европы показана, как правило, условно правдоподобно и всегда позитивно; зажиточный быт немецких персонажей в Германии показан с долей гротеска, но в целом также на правдоподобном уровне; быт немецких персонажей на фронте или на завоеванных советских территориях показан довольно убогим (в частности, в зимний период, когда немцы замерзают от холода). Детали: потери советских войск и особенно – потери среди мирного населения – в фильмах производства 1941 года показаны весьма умеренно. В фильмах 1942 года тяжелые людские потери СССР уже не скрываются, напротив, вкрапления документальных кадров жертв нацистов взывают к беспощадному мщению ненавистному врагу. В фонограмме фильмов присутствуют как бодрые маршевые «оборонно-наступательные» песни («Вставай, страна огромная…»), так и лирические мелодии. В обобщенном виде приемы изображения действительности в советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему можно представить в виде таблицы 2. Таблица 2. Типичные иконографические коды места действия в советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему Типология персонажей (их ценности, идеи, этика, одежда, телосложение, лексика, мимика, жесты) Мужские персонажи Возраст персонажа: 10-70 лет (хотя иногда в кадр попадают и совсем маленькие дети). Раса персонажа: белая. Внешний вид, одежда, телосложение персонажа: б) мирное население: советские персонажи одеты скромно (особенно – сельские жители), немцы – явно богаче; телосложение мирных персонажей – как советских, так и немецких - варьируется в широком диапазоне и зависит от контекста конкретного фильма; при этом физиономически персонажи вражеской державы – в отличие от советских - выглядят неприятно. Уровень образования: высшее (офицеры), среднее и начальное, реже - высшее (мирные жители, солдаты). Женские персонажи Раса персонажа: белая. Уровень образования: среднее и начальное. Ценностные ориентации (идейные, религиозные и др.) персонажа: патриотические, коммунистические ценности (советские персонажи), буржуазные, нацистские ценности (немецкие персонажи), религиозные ценности, как правило, выводятся за рамки медиатекстов, однако иногда акцентируются (пожилая крестьянка в «Пир в Жирмунке»). Существенное изменение в фабуле медиатекста и жизни персонажей, возникшая проблема Положительные советские персонажи либо сначала живут мирной жизнью (на это им выделяется минимум экранного времени), либо сразу находятся в ситуации военного времени, делая все, что в их силах для отражения нацисткой агрессии. Отрицательные персонажи совершают агрессию/преступление, и, несмотря на локальные первоначальные успехи, к финалу фильма неизбежно терпят поражение. Их рассуждения нередко полны пессимизма. Детали: Немецкий летчик-ас (иронично сыгранный Н.Волковым) из «Дороги к звездам» ворчит, увидев прибывшее новое пополнение: «Тебе сколько лет? - Сорок три, - А тебе? - Сорок пять, - Мне нужны летчики, а не летучие мыши». Он же произносит еще одну саркастичную фразу: «Плохо спится, лейтенант? Тогда подумайте о русском летчике, который Вас собьет»…
Возникшая проблема: нарушение закона - в результате гитлеровской агрессии жизнь положительных персонажей под угрозой. Единственный способ ее решения - вооруженная борьба положительных персонажей с вражеской агрессией. Решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, победа советских солдат/партизан.
© Александр Федоров, 2013
|