Смотреть Дорога к звёздам (1942)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Дорога к звёздам (1942)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Режиссер: Эдуард Пенцлин

Сценарист: Владимир Крепс

Оператор: Василий Симбирцев

Композитор: Никита Богословский

Художник: Иосиф Юцевич

Страна: СССР

Производство: Ташкентская киностудия

Год: 1942

Премьера: 13 марта 1943

Актеры: Чеслав Сушкевич, Александр Хвыля, Василий Зайчиков, Марк Бернес, Николай Черкасов (II), Ирина Федотова, Николай Волков (старший), Виктор Ключарев, Иван Переверзев, Борис Андреев

Жанр: военный фильм

Классический "оборонный" фильм, хотя и снятый в начале Великой Отечественной войны.

1941 год. Студент консерватории Митя Елисеев решает добровольно пойти в армию и стать летчиком. Его отец, полковник авиации Елисеев (Александр Хвыля), считает Митю непригодным для этой трудной профессии. Но Митя поступает в лётную школу и багодаря своему упорству с помощью преподавателя и начальника школы Новикова (Василий Зайчиков) становится одним из лучших курсантов. Вскоре майор Новиков отправляется на фронт с очередным пополнением. Перед летной частью полковника Елисеева поставлена задача - обнаружить тщательно замаскированный подземный фашистский аэродром. Несколько разведовательных полетов заканчиваются неудачей - советские самолеты сбивает знаменитый фашимстский ас Вундерлих (Николай Волков). Тогда Новиков отправляет в разведку лучшего курсанта, Митю Елисеева. Вундерлиху удается повредить его самолёт, но Елисеев, обнаруживший аэродром, успевает сообщить его координаты. Митя совершает аварийную посадку. Аэродром разгромлен советской авиацией. Митя вновь сталкивается в воздухе с Вундерлихом и на сей раз сбивает его...

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему

Место действия, исторический, культурный, политический, идеологический контекст

A. Исторический контекст

Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс?Что медиатексты сообщает нам о периоде своего создания?

а) место действия медиатекстов: июнь 1941 – декабрь 1942, СССР, другие страны;

b) когда состоялась премьера этого медиатекста?

Анализируемые нами фильмы создавались в самый тяжелый для СССР период войны с Германией (вторая половина 1941 и 1942 год), в эти же годы они и были показаны.

c) как тогдашние события влияли на медиатексты?

Реальные исторические события, сложившиеся в довоенный период, разрушили виртуальные стереотипы «войны малой кровью и на чужой территории», доминировавшие в «оборонных» фильмах второй половины 1930-х («Если завтра война…», «Родина зовет», «Танкисты» и др.). Ни в одном советском фильме, снятом в первые два года после 22 июня 1941, не показана война на территории противника (за исключением бомбардировок немецких городов и действий подпольщиков и партизан). Более того, вопреки стереотипам военно-утопических фильмов второй половины 1930-х, уже в «Боевом киносборнике № 4» (1941) в устах героини Любови Орловой звучат слова о том, что «мы знаем, что победа будет нелегкая».

d) какие события происходили во время создания медиатекстов? Как медиатексты комментирует события? Как знание исторических событий помогает пониманию медиатекстов?

В мировую войну в 1941-1942 годах были вовлечены не только Германия (завоевавшая к тому времени большую часть Европы) и СССР, но и Великобритания, Япония, Италия, Венгрия, Румыния, Словакия и США. Вместе с тем, советские аудиовизуальные медиатексты 1941-1942 годов, вопреки тяжелейшим реалиям войны (миллионы убитых, раненных, пленных советскихСоветские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс? граждан, захват нацистами огромных территорий СССР и т.д.), комментировали (особенно в «Боевых киносборниках» №№ 1-5 1941 года) текущие события в подчеркнуто оптимистическом ключе.

Чрезвычайно важным для этапа 1941-1942 годов были эвакуация и интенсивное развитие советской военной промышленности, переоборудование многих заводов на военный лад ценой невероятного напряжения людских ресурсов, обороны прифронтовых городов. Этот исторический контекст также нашел отражение в фильмах той эпохи («Тебе, фронт», «Непобедимые»).


В. Идеологический, политический контекст

Каким образом медиатекст отражает, укрепляет, внушает или формирует ту или иную идеологию?

При доминанте коммунистической идеологии, ссылок на верность Сталину и партии (Боевой киносборник № 1: «Скоро разгромим, будьте уверены! Партия и Сталин зовут нас защищать нашу Родину! За Родину, за Сталина!) в советских фильмах 1941-1942 года отчетливо прослеживается адаптация коммунистической идеологии к патриотическим лозунгам, идеологическая ориентация на исторические примеры воинской доблести (Александр Невский, Суворов, Чапаев), и, наоборот, напоминание о разгроме иноземных захватчиков. Так, в «Боевом киносборнике № 1» карикатурного Гитлера предупреждают о неизбежном поражении от русской армии немецкий рыцарь, вылезший из Чудского озера, Наполеон и кайзеровский генерал образца 1918 года; а в «Боевом киносборнике № 2» Бонапарт посылает Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс?Гитлеру телеграмму: «Не советую. Пробовал – не вышло».

Но главное – ощутим ясный пропагандистский антинацистский посыл, направленный на то, чтобы убедить аудиторию в том, что:

- немцы осуществляют массовый террор по отношению к мирному населению и стремятся превратить русских и славян в рабов (новелла «Сто за одного» из «Боевого киносборника № 2», сюжеты «Боевого киносборника № 12» и др.);

- ответный террор по отношению к немцам оправдан и необходим для победы в войне (новелла «Встреча» из «Боевого киносборника № 2», новелла «Пир в Жирмунке» из «Боевого киносборника № 6», где старушка кормит оккупантов отравленной пищей);

- пользу в борьбе с захватчиками могут принести даже дети («Клятва Тимура», боевой киносборник «Юные партизаны»), новелла «У старой няни» из «Боевого киносборника № 2», новелла «Маяк» из «Боевого киносборника № 9», новелла «Ванька» из «Боевого киносборника № 9»);

- нужно проявлять бдительность, так как рядом могут действовать нацистские агенты и диверсанты, которых необходимо изобличить и уничтожить («Секретарь райкома», новелла «У старой няни» из «Боевого киносборника № 2», «Боевой киносборник № 4», новелла «Однажды ночью» в киносборнике «Наши девушки»);

- СССР не одинок в своей борьбе с Германией. Очень ярко этот тезис проявился в «Боевом киносборнике № 4», когда реанимированная героиня «Волги-Волги» - письмоносица Дуня говорит зажигательную речь со следующими, совершенно немыслимыми в период до 22 июня 1941 года словами: «С нами передовые могущественные страны мира – Америка и Англия! Могучий английский флот воюет вместе с нами против Гитлера!». Еще радикальнее звучит дикторский текст в «Боевом киносборнике» № 5: «Два величайших демократических государства мира встали на защиту человечества от кровавого фашизма – СССР и Великобритания!».

Сюда же примыкают сюжеты фильмов о борьбе восточно-европейских подпольщиков и партизан (новелла «100 за одного» из «Боевого киносборника» № 2, новелла «Ровно в семь» из «Боевого киносборника № 7», новелла «Ночь над Белградом» из «Боевого киносборника № 8», новелла «Синие скалы» из «Боевого киносборника № 9», «Неуловимый Ян»). И здесь надо отдать должное оперативности реакции советского кинопроизводства на текущую политическую конъюнктуру. В новеллах «Квартал 14» («Боевой киносборник № 9», март 1942) и «Бесценная голова» («Боевой киносборник № 10», 1942) сочувственно показано польское Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс?антинацистское движение сопротивления, которое, если верить, авторам этих медиатекстов, вдохновлялось поддержкой «Красной армии и вождя трудящихся товарища Сталина». В «Бесценной голове» также сочувственно показан персонаж из еврейского гетто в Варшаве…

Напомним, что в предыдущие два десятилетия (1920-1940) Польша рассматривалась – и в реальной политике, и в текущих медиатекстах (пресса, радио, кино) - как один из главных противников СССР. А территориальный раздел Польши, состоявшийся в сентябре 1939 года по секретному договору между Германией и СССР, породил, к примеру, весьма показательный фильм А.Роома «Ветер с Востока» (1940), где польские власть имущие изображались злобными и жестокими угнетателями простых людей Западной Украины, которые в финале фильма с восторгом встречали советские войска…

Более того, в то время как в реальной жизни против советской армии на Восточном фронте воевали не только немецкие, но и итальянские, румынские, венгерские и словацкие дивизии, Кремль, по-видимому, считал политически важным рассказать широкой аудитории, что даже в этих союзных гитлеровскому режиму странах существует сопротивление. Пример тому – новелла «Молодое вино» из «Боевого киносборника № 10» (1942), рассказывающая о деятельности румынских подпольщиков.

В целом идеологический и политический контекст мировоззрения, изображенного в медиатекстах советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему, можно представить следующим образом (таблица 1):

Таблица 1. Идеология и политический контекст мировоззрения, изображенного в медиатекстах советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему

Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс?


С. Культурный контекст

Каким образом медиатексты отражают, укрепляют, внушают, или формируют культурные: отношения, ценности, мифы.

Медиатексты популярной/массовой культуры своим успехом у аудитории обязаны множеству факторов. Сюда входят: опора на фольклорные и мифологические источники, постоянство метафор, ориентация на последовательное воплощение наиболее стойких сюжетных схем, синтез естественного и сверхъестественного, обращение не к рациональному, а эмоциональному через идентификацию (воображаемое перевоплощение в активно действующих персонажей, слияние с атмосферой произведения), «волшебная сила» героев, стандартизация (тиражирование, унификация, адаптация) идей, ситуаций, характеров и т.д., мозаичность, серийность, компенсация (иллюзия осуществления заветных, но не сбывшихся желаний), счастливый финал, использование такой ритмической организации текста, где, например, на эмоции аудитории вместе с содержанием кадров воздействует порядок их смены; интуитивное угадывание подсознательных желаний аудитории и т.д.
Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс?И здесь советские фильмы на военную тему 1941-1942 годов, являясь продуктом массовой/популярной культуры, тоже опираются на фольклорные и мифологические источники. В этом отношении и Александр Невский, и Наполеон, и Чапаев со Швейком использованы в «Боевых киносборниках», в первую очередь, не в качестве персонажей исторического и/или литературного происхождения, а как фольклорно-мифологические фигуры, знакомые самым широким слоям общества.

Практически для всех советских фильмов 1941-1942 годов на военную тему характерна серийность (например, «приквел» истории о героическом поваре Рыбкине в «Боевом киносборнике № 3» 1941 года и его последующий базовый вариант «Антоша Рыбкин», снятый в 1942 году» «сиквел» 1941 года - «Чапаев с нами»), стандартизация идей, ситуаций, характеров и т.д. Компенсаторный фактор исполнения заветных желаний проявлялся в том, что в большинстве советских фильмов 1941-1942 года, вне зависимости от реальной обстановки на фронте, положительные персонажи одерживали победу над гитлеровцами.

D. Жанровые модификации: драма (64 фильма), комедия (10 фильмов), детектив (2 фильма). С учетом жанрового спектра игровых новелл «Боевых киносборников» в 1941 году было снято 33 драмы, 7 комедий и 1 детектив; в 1942 – 31 драма, 3 комедии и 1 детектив. По понятным причинам необходимости быстрого реагирования на события подавляющее большинство из этих фильмов/новелл было короткометражным. К примеру, в 1941 году была поставлена лишь одна игровая лента на военную тему длительностью более 60 минут, а в 1942 - пять.

Хотя к созданию лент на военную тему в 1941-1942 годах были привлечены лучшие на тот период сценарные, режиссерские и актерские силы (см. фильмографию), стилистика подобных фильмов мало чем отличалась от киностилистики предыдущего десятилетия, разве что в показе военного быта было больше реализма.
Драматургический стереотип: нацисты разрушают мирную, безмятежную и Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс?счастливую жизнь людей, захватив город или село, они начинают массовый террор (расстрелы, казни, пытки и т.д.) по отношению к мирному населению, включая женщин и детей, угоняют россиян на тяжелую работу в Германию и т.д. Народ поднимается на борьбу с врагами: в регулярной армии, в партизанских отрядах, в подпольных организациях (диверсии партизан и разведчиков, расстрелы нацистов и т.д.). Попутно разоблачаются шпионы и диверсанты, изменники Родины...

Приемы изображения действительности (иконография)- обстановка, предметы быта и т.д.

Скромные жилища, учреждения и предметы быта советских персонажей; явно более зажиточный уровень жизни персонажей немецких, унифицированные фактуры советских и немецких военных объектов, техники. Жизнь советских людей (преимущественно, военных) и/или подпольщиков/партизан из стран Восточной Европы показана, как правило, условно правдоподобно и всегда позитивно; зажиточный быт немецких персонажей в Германии показан с долей гротеска, но в целом также на правдоподобном уровне; быт немецких персонажей на фронте или на завоеванных советских территориях показан довольно убогим (в частности, в зимний период, когда немцы замерзают от холода).

Детали: потери советских войск и особенно – потери среди мирного населения – в фильмах производства 1941 года показаны весьма умеренно. В фильмах 1942 года тяжелые людские потери СССР уже не скрываются, напротив, вкрапления документальных кадров жертв нацистов взывают к беспощадному мщению ненавистному врагу. В фонограмме фильмов присутствуют как бодрые маршевые «оборонно-наступательные» песни («Вставай, страна огромная…»), так и лирические мелодии.

В обобщенном виде приемы изображения действительности в советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему можно представить в виде таблицы 2.

Таблица 2. Типичные иконографические коды места действия в советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему

Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс?


Типология персонажей (их ценности, идеи, этика, одежда, телосложение, лексика, мимика, жесты)

Мужские персонажи

Возраст персонажа: 10-70 лет (хотя иногда в кадр попадают и совсем маленькие дети).

Раса персонажа: белая. Внешний вид, одежда, телосложение персонажа:
а) военные: советские персонажи, одетые в добротную форму, как Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс?правило, обладают крепким телосложением; нацисты, напротив, в основном не блещут физическими данными и во многих случаях (особенно в фильмах с зимней натурой 1942 года) выглядят потрепанными, например, с головой, подвязанной женскими платками или шарфами; в целом подчеркнуты два базовых варианта телосложения нацистов – излишний вес, либо, наоборот, худосочность; зарубежные подпольщики (польские, югославские, чешские, румынские) одеты по канонам европейской моды «среднего класса» начала 1940-х;

б) мирное население: советские персонажи одеты скромно (особенно – сельские жители), немцы – явно богаче; телосложение мирных персонажей – как советских, так и немецких - варьируется в широком диапазоне и зависит от контекста конкретного фильма; при этом физиономически персонажи вражеской державы – в отличие от советских - выглядят неприятно.

Уровень образования: высшее (офицеры), среднее и начальное, реже - высшее (мирные жители, солдаты).
Социальное положение, профессия: социальное положение советских персонажей примерно одинаково (хотя быт командного состава, разумеется, заметно комфортнее); социальное положение зарубежных персонажей дифференцировано; при общей доминанте военнослужащих отражен достаточно широкий спектр профессий персонажей.
Семейное положение персонажа: не имеет принципиального значения, положительные и отрицательные персонажи могут быть в равной степени и женатыми, и холостыми.
Черты характера: сила, находчивость, активность, верность, оптимизм, смелость, целеустремленность (советские персонажи, персонажи завоеванных нацистами стран), враждебность, хитрость, жестокость, трусость, подлость, целеустремленность (немецкие персонажи). Советские персонажи – честные борцы за свою Родину и коммунистические идеи, с деловой или пафосной лексикой, скупыми жестами и мимикой. Немецкие персонажи (солдаты, офицеры, шпионы) показаны злыми, грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой, Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс?активной жестикуляцией и неприятными тембрами визгливых криков. Впрочем, уже в фильмах производства 1942 года нацисты стали иногда изображаться злобными, но неглупыми противниками, как, например, в новеллах «Пауки» и «102-й километр» из «Боевого киносборника» № 11 или в фильме о летчиках «Дорога к звездам» Э.Пенцлина. Н.Охлопков и М.Штраух в «Боевых киносборниках» № 7 и № 11 «вышли за рамки карикатуры. Н.Охлопков изображал немецкого офицера с моноклем, впадавшего в экстаз при виде фисгармонии. Он очаровывал изысканностью манер, нежными модуляциями своего баритона голландскую семью, чтобы назавтра деловито ограбить ее дом. Новелла называлась «Белая ворона». М.Штраух играл в новелле «Пауки» философа-убийцу, одетого в белый халат, со шприцем в руке. Это были выразительные фигуры: еще не характеры, но уже не просто шаржи» [Зак, 1975, с.41].
Однако в целом характеры персонажей – как советских, так и немецких – прочерчены лишь пунктирно, без углубления в психологию. Вражеские персонажи говорят (для «понятности» для зрителей) по-русски, хотя иногда с немецким акцентом. В редких случаях произносятся реплики по-немецки.
Ценностные ориентации (идейные, религиозные и др.) персонажа: патриотические, коммунистические ценности (советские персонажи), империалистические, нацистские ценности (немецкие персонажи), религиозные ценности, как правило, выводятся за рамки медиатекстов.
Поступки персонажа, его способы разрешения конфликтов: поступки персонажей продиктованы развитием фабулы медиатекста. Советские персонажи демонстрируют свои лучшие профессиональные/военные качества, блестяще разрабатывают и воплощают планы уничтожения противника. Немецкие персонажи либо обороняются, либо атакуют, но все равно терпят поражение. В поступках нацистских персонажей доминирует жестокость и беспощадность по отношению даже к мирному населению, в фильмах, снятых в 1942 году, у солдат и офицеров Вермахта отчетливо видны обреченность, сломленность боевого духа.

Женские персонажи
Возраст персонажа: 10-70 лет (хотя иногда в кадр попадают и совсем маленькие девочки).

Раса персонажа: белая.
Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс?Внешний вид, одежда, телосложение персонажа: советские персонажи, как правило, обладают среднестатистическим телосложением, одеты в обычную, простую гражданскую одежду, реже – в военную форму. Зарубежные персонажи отчетливо делятся на две категории – сочувственно показанные женщины завоеванных нацистами стран и негативно изображенные жительницы Германии (последние, конечно, одеты побогаче, однако физиономически поданы отталкивающе).

Уровень образования: среднее и начальное.
Социальное положение, профессия: социальное положение советских персонажей примерно одинаково; социальное положение зарубежных персонажей дифференцировано; показаны работницы различных мирных профессий, реже – медсестры, подпольщицы, партизанки.
Семейное положение персонажа: женщины старше 18 лет обычно замужем. Черты характера: сила, находчивость, активность, верность, оптимизм, смелость, целеустремленность (советские персонажи, персонажи завоеванных нацистами стран), враждебность, хитрость, жестокость, трусость, подлость (немецкие персонажи).

Ценностные ориентации (идейные, религиозные и др.) персонажа: патриотические, коммунистические ценности (советские персонажи), буржуазные, нацистские ценности (немецкие персонажи), религиозные ценности, как правило, выводятся за рамки медиатекстов, однако иногда акцентируются (пожилая крестьянка в «Пир в Жирмунке»).
Поступки персонажа, его способы разрешения конфликтов: поступки персонажей продиктованы развитием фабулы медиатекста. Советские персонажи демонстрируют свои лучшие профессиональные/военные качества, способно радикально решать конфликты.

Существенное изменение в фабуле медиатекста и жизни персонажей, возникшая проблема

Положительные советские персонажи либо сначала живут мирной жизнью (на это им выделяется минимум экранного времени), либо сразу находятся в ситуации военного времени, делая все, что в их силах для отражения нацисткой агрессии. Отрицательные персонажи совершают агрессию/преступление, и, несмотря на локальные первоначальные успехи, к финалу фильма неизбежно терпят поражение.Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс? Их рассуждения нередко полны пессимизма.

Детали: Немецкий летчик-ас (иронично сыгранный Н.Волковым) из «Дороги к звездам» ворчит, увидев прибывшее новое пополнение: «Тебе сколько лет? - Сорок три, - А тебе? - Сорок пять, - Мне нужны летчики, а не летучие мыши». Он же произносит еще одну саркастичную фразу: «Плохо спится, лейтенант? Тогда подумайте о русском летчике, который Вас собьет»…


Возникшая проблема, поиски решения проблемы

Возникшая проблема: нарушение закона - в результате гитлеровской агрессии жизнь положительных персонажей под угрозой. Единственный способ ее решения - вооруженная борьба положительных персонажей с вражеской агрессией. Решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, победа советских солдат/партизан.
Выводы. В итоге на примерах конкретных советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему мы осуществили герменевтический анализ культурного контекста (Hermeneutic Analysis of Cultural Context) – исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. При этом мы имели в виду, что герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с исторической, культурной традицией и действительностью; проникновение в его логику; через сопоставление медийных образов в историко-культурном контексте при сочетании исторического, герменевтического анализа со структурным, сюжетным, этическим, идеологическим, иконографическим/визуальным, анализом медийных стереотипов и персонажей медиатекста.

Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс?



© Александр Федоров, 2013