Ла-7
Ла-7 | |
---|---|
|
|
Ла-7 Трижды Героя СССР И. Н. Кожедуба. Музей ВВС в Монино | |
Тип | истребитель |
Производитель | Завод № 21 (Горький) Завод № 381 (Москва) Завод № 99 (Улан-Удэ) |
Главный конструктор | С. А. Лавочкин |
Первый полёт | ноябрь 1943 года |
Начало эксплуатации | весна 1944 года |
Конец эксплуатации | конец 1947 года 1950 год (Чехословакия) |
Статус | снят с эксплуатации |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР ВВС Чехословакии |
Годы производства | весна 1944 — 1946 годы |
Единиц произведено | 5 905 |
Базовая модель | Ла-5 |
Варианты | Ла-9 |
Лавочкин Ла-7 — советский одномоторный одноместный истребитель-моноплан. Ла-7 является дальнейшим развитием самолёта Ла-5ФН. Разработан ОКБ-21 (г. Горький) под руководством С. А. Лавочкина.
Ла-7 1944 года
В октябре 1943 года был выпущен первый прототип Ла-7 (Ла-120). В ноябре он поднялся в воздух, 16 февраля поступил на государственные испытания. Весной 1944 года новый истребитель под именем Ла-7 появился на фронте (первоначально в гвардейских полках, например, в 176-м) и к ноябрю полностью вытеснил с конвейера Ла-5ФН.
Ла-7 — один из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны, обладающий высокими лётно-техническими характеристиками. Высокая манёвренность и сильное вооружение. Считается, что он имел превосходство по своим боевым качествам над последними поршневыми истребителями Германии, Англии и США на малых и средних высотах. Повышенная живучесть машины. Простота и доступность в управлении. Всего до конца Второй мировой войны было выпущено 5753 самолёта Ла-7.
Отличия от Ла-5ФН
По размерам и обводам он довольно незначительно отличался от Ла-5, но в Ла-7 было существенное конструктивное отличие — лонжероны крыла изготавливались из металла (как и на последних сериях Ла-5ФН). Нервюры и обшивка остались без изменений. Размеры сечений лонжеронов значительно сократились, освободив дополнительные объёмы для баков. Масса лонжеронов уменьшилась примерно на 100 кг. Аэродинамика самолёта была также значительно улучшена путём переноса и улучшения аэродинамических форм радиатора (по этому признаку можно визуально отличить Ла-7 от Ла-5ФН). Была также улучшена внутренняя герметизация самолёта путём полной ликвидации щелей в капоте и просветов между трубами и отверстиями для них в противопожарной переборке. Все эти улучшения дали самолёту Ла-7 преимущества перед Ла-5 в скорости, скороподъёмности и потолке.
Вооружение и бронирование
В качестве вооружения на Ла-7 могли устанавливаться пушки 2 × 20-мм ШВАК или 3 × 20-мм Б-20, оснащённые гидромеханическим синхронизатором, препятствующим попаданию снарядов в лопасти воздушного винта (большинство Ла-7 вооружалось двумя пушками ШВАК с боезапасом по 180 патронов на каждую). В состав боекомплекта входили бронебойно-зажигательные снаряды массой 96,6 г (способны со 100 м пробивать броню толщиной до 20 мм по нормали) и осколочно-зажигательные снаряды массой 96 г.
На двух подкрыльевых узлах возможна подвеска бомб массой до 100 кг (на каждом). Наиболее часто использовались фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-100, а также зажигательные ЗАБ-50 и ЗАБ-100; 50 кг и 100 кг соответственно. Позади кресла пилота установлена бронеспинка толщиной 8,5-10 мм (в зависимости от года выпуска).
Отзывы
Известный британский летчик-испытатель Эрик Браун получил возможность испытать самолет в мае 1945 года. В своем отзыве Браун отмечает легкость управления и высокие летные качества самолета. Однако вооружение и прицел, по мнению Брауна, не выдерживают сравнения с аналогами (англ. below par). Браун также отмечает низкую боевую живучесть деревянной конструкции самолета и «возмутительно примитивные» приборы (англ. appallingly basic)
Модификации
- Ла-7ТК
- Ла-7Б20
- Ла-7Р
- Ла-7ПВРД
- Ла-7 М-71
- Ла-7УТИ
Лётчики — Герои Советского Союза, сражавшиеся на Ла-7
- Кожедуб, Иван Никитович
- Александрюк, Виктор Ильич
- Алелюхин, Алексей Васильевич
- Амет-хан Султан
- Баклан, Андрей Яковлевич
- Батурин, Александр Герасимович
- Беликов, Олег Степанович
- Блинов, Алексей Павлович
- Бойков, Павел Михайлович
- Бородачёв, Виктор Иванович
- Васько, Александр Федорович
- Головачёв, Павел Яковлевич
- Громаковский, Владимир Александрович
- Давидков, Виктор Иосифович
- Долгушин, Сергей Фёдорович
- Евстигнеев, Кирилл Алексеевич
- Елизаров, Сергей Михайлович
- Зайцев, Василий Александрович
- Караев, Александр Акимович
- Лавриненков, Владимир Дмитриевич
- Маресьев, Алексей Петрович
- Скоморохов, Николай Михайлович
- Шестаков, Лев Львович
- Шаров, Дмитрий Михайлович
Сохранившиеся экземпляры
Ла-7 Ивана Кожедуба, на котором было сбито 16 (из 64) самолётов противника, находится в экспозиции Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в пос. Монино.
Ла-7 зав. № 45210860 находится в экспозиции Музея авиации в пражском пригороде Кбелы. Самолет получен из СССР в мае 1945 года и принадлежал 1-й Чехословацкой сводной авиадивизии.