Смотреть Самолёт Ил-10 (1945)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Самолёт Ил-10 (1945)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ил-10


Ил-10
Ilyushin Il-10M Soviet AF Monino 29.08.94 edited-3.jpg
Ил-10М в Центральном музее ВВС РФ, Монино.
Тип штурмовик
Производитель Союз Советских Социалистических Республик ОКБ Ильюшина
Первый полёт 18 апреля 1944 года
Начало эксплуатации 1945 год
Конец эксплуатации 1962 год (Чехословакия)
Основные эксплуатанты ВВС СССР
Чехословакия
Польша
Годы производства 1944 — 1955
Единиц произведено 6 166
(4 966 Ил-10 и 1 200 В-33)
Базовая модель Ил-2
Варианты Ил-16

Ил-10 (по кодификации НАТО: Beast«Зверь») — советский штурмовик конструкции КБ Ильюшина заключительного периода Великой Отечественной войны, создан в 1944 году путём глубокой модернизации самолёта Ил-2.

Первый полёт состоялся 18 апреля 1944 года (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки).

Производство

Серийное производство Ил-10 было организовано на трёх авиазаводах: № 1, № 18, № 64 и продолжалось пять лет. В 1945 году было выпущено 2 556 машин этого типа. Всего было выпущено 4 475 боевых Ил-10 и 280 учебно-тренировочных УИл-10.

С конца декабря 1951 по 1955 годы Ил-10 производился по лицензии на заводе «Авиа» в Соковице (Чехословакия) под наименованием В-33. В 1953—1954 годах чешские штурмовики поставлялись в Польшу, Венгрию, Румынию и Болгарию. В-33 были вооружены четырьмя пушками НС-23РМ с боекомплектом 150 снарядов на пушку. Всего в Чехословакии построено 1 200 самолётов В-33.

Конструкция

Ил-10 представлял собой двухместный цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла. Отличие от Ил-2 состояло, в частности, в том, что с учётом рекомендаций, основанных на исследовании статистики поражаемости пилота и стрелка Ил-2, собранной специалистами института ЦНИИ-48, в бронеотсек (бронекорпус) была полностью включена кабина воздушного стрелка. Увеличена толщина брони капота двигателя снизу и с боков до 8 мм вместо 4 мм на Ил-2. Увеличен и калибр оборонительного вооружения — с 12,7 мм до 20 мм.

Модификации

В 1951 году, основываясь на боевом опыте, приобретённом в ходе Корейской войны, было решено возобновить производство улучшенной модификации штурмовика, получившей обозначение Ил-10М. Первый полёт Ил-10М состоялся 2 июля 1951 года.

От своего предшественника Ил-10М отличался незначительно увеличенными длиной фюзеляжа и размахом крыла, большей площадью управляемых поверхностей, наличием киля в хвостовой части фюзеляжа и более тонким профилем крыла для улучшения пилотажных качеств машины. Бронирование сохранено как у Ил-10, бронекорпус изготавливался из стальных бронедеталей толщиной 4, 5, 6 и 8 мм, толщина бронеспинки 16 мм. Установлено новое лобовое бронестекло К-5 толщиной 64 мм. В консолях крыла установили четыре более совершенные пушки НР-23. Масса полезной нагрузки — как у предшественника. Установлено более совершенное навигационное оборудование.

Общее число выпущенных Ил-10М составило 146 штук. С января 1955 года прекращено производство, а с весны 1956 года Ил-10М снят с вооружения в связи со сменой приоритетов в пользу истребителей-бомбардировщиков.

Боевое применение

Начало боевого применения штурмовика Ил-10 — 15 апреля 1945 года. В бою участвовали 15 самолетов, ведущий группы — М. И. Безух. Применялся на Дальнем Востоке в августе 1945 года против Квантунской армии.

Ил-10 применялся в корейской войне на стороне Северной Кореи. К началу вторжения на юг ВВС КНДР имели 93 штурмовика, однако уже через два месяца боевых действий в строю оставалось всего 20 боеспособных самолётов. За время войны авиацией ООН было сбито 11 северокорейских Ил-10. Два штурмовика были захвачены наземными войсками ООН и проходили лётные испытания в США.

Тактико-технические характеристики

Ил-10 в музее Войска польского.
Польский Avia B-33
(Музей Польской Авиации)

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 11,12 м
  • Размах крыла: 13,40 м
  • Высота: 4,18 м
  • Площадь крыла: 30 м²
  • Профиль крыла: НАСА-0018 корень крыла, НАСА-4410 законцовка крыла
  • Нагрузка на крыло: 211,5 кг/м²
  • Масса пустого: 4650 кг
  • Масса снаряжённого: 6300 кг
  • Максимальная взлётная масса: 6537 кг
  • Масса брони: 1014 кг или 16 % нормальной взлётной массы
  • Запас топлива: 730 л
  • Двигатель: 1 × АМ-42 (поршневой V-12 жидкостного охлаждения; номинальная мощность — 1770 л. с./1320 кВт, взлётная мощность — 2000 л. с.)
  • Воздушный винт: АВ-5л-24 диаметром 3,6 м

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • у земли — 507 км/ч
    • на высоте 2300 м — 551 км/ч
  • Крейсерская скорость: 436 км/ч
  • Посадочная скорость: 148 км/ч
  • Боевой радиус: 1520 км
  • Практическая дальность: 800 км
  • Перегоночная дальность: 2460 км
  • Практический потолок: 7250 м
  • Скороподъёмность: 10,42 м/с
  • Время набора высоты: 1000 м — за 1,6 минуты, 3000 м — за 5,0 минут, 5000 м — за 9,95 минут
  • Длина разбега: 475 м
  • Длина пробега: 460 м
  • Тяговооружённость: 236 Вт/кг (3,15 кг/л. с.)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,28

Вооружение

  • Пулемётно-пушечное:
    • 2 × 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23КМ установленные на крыле, по 150 снарядов на пушку
    • 2 × 7,62-мм пулемёта ШКАС, 1500 патронов
    • У стрелка: 1 × 20-мм пушка УБ-20 или 12,7-мм пулемёт УБТ, 190 патронов
  • Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения:
    • В бомбоотсеке:
      • 144 × ПТАБ-2,5-1,5 (230 кг) или
      • 136 × АО-2,5 с. ч. (сталистый чугун, 400 кг) или
      • 182 × АО-2,5-2 (из 45-мм снаряда, 400 кг) или
      • 56 × АО-8М4 (короткие, 400 кг) или
      • 40 × бомб типа АО-10 с. ч. (сталистый чугун, 392 кг) или
      • 2 × ФАБ-100
    • Под крылом:
      • 2 × ФАБ-250 (500 кг) (в перегрузочном варианте с 2 × ФАБ-100 в бомбоотсеке)
      • 8 × ракет РС-82 или РС-132

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube