Ил-10
Ил-10 | |
---|---|
|
|
Ил-10М в Центральном музее ВВС РФ, Монино. | |
Тип | штурмовик |
Производитель | ОКБ Ильюшина |
Первый полёт | 18 апреля 1944 года |
Начало эксплуатации | 1945 год |
Конец эксплуатации | 1962 год (Чехословакия) |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР Чехословакия Польша |
Годы производства | 1944 — 1955 |
Единиц произведено | 6 166 (4 966 Ил-10 и 1 200 В-33) |
Базовая модель | Ил-2 |
Варианты | Ил-16 |
Ил-10 (по кодификации НАТО: Beast — «Зверь») — советский штурмовик конструкции КБ Ильюшина заключительного периода Великой Отечественной войны, создан в 1944 году путём глубокой модернизации самолёта Ил-2.
Первый полёт состоялся 18 апреля 1944 года (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки).
Производство
Серийное производство Ил-10 было организовано на трёх авиазаводах: № 1, № 18, № 64 и продолжалось пять лет. В 1945 году было выпущено 2 556 машин этого типа. Всего было выпущено 4 475 боевых Ил-10 и 280 учебно-тренировочных УИл-10.
С конца декабря 1951 по 1955 годы Ил-10 производился по лицензии на заводе «Авиа» в Соковице (Чехословакия) под наименованием В-33. В 1953—1954 годах чешские штурмовики поставлялись в Польшу, Венгрию, Румынию и Болгарию. В-33 были вооружены четырьмя пушками НС-23РМ с боекомплектом 150 снарядов на пушку. Всего в Чехословакии построено 1 200 самолётов В-33.
Конструкция
Ил-10 представлял собой двухместный цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла. Отличие от Ил-2 состояло, в частности, в том, что с учётом рекомендаций, основанных на исследовании статистики поражаемости пилота и стрелка Ил-2, собранной специалистами института ЦНИИ-48, в бронеотсек (бронекорпус) была полностью включена кабина воздушного стрелка. Увеличена толщина брони капота двигателя снизу и с боков до 8 мм вместо 4 мм на Ил-2. Увеличен и калибр оборонительного вооружения — с 12,7 мм до 20 мм.
Модификации
В 1951 году, основываясь на боевом опыте, приобретённом в ходе Корейской войны, было решено возобновить производство улучшенной модификации штурмовика, получившей обозначение Ил-10М. Первый полёт Ил-10М состоялся 2 июля 1951 года.
От своего предшественника Ил-10М отличался незначительно увеличенными длиной фюзеляжа и размахом крыла, большей площадью управляемых поверхностей, наличием киля в хвостовой части фюзеляжа и более тонким профилем крыла для улучшения пилотажных качеств машины. Бронирование сохранено как у Ил-10, бронекорпус изготавливался из стальных бронедеталей толщиной 4, 5, 6 и 8 мм, толщина бронеспинки 16 мм. Установлено новое лобовое бронестекло К-5 толщиной 64 мм. В консолях крыла установили четыре более совершенные пушки НР-23. Масса полезной нагрузки — как у предшественника. Установлено более совершенное навигационное оборудование.
Общее число выпущенных Ил-10М составило 146 штук. С января 1955 года прекращено производство, а с весны 1956 года Ил-10М снят с вооружения в связи со сменой приоритетов в пользу истребителей-бомбардировщиков.
Боевое применение
Начало боевого применения штурмовика Ил-10 — 15 апреля 1945 года. В бою участвовали 15 самолетов, ведущий группы — М. И. Безух. Применялся на Дальнем Востоке в августе 1945 года против Квантунской армии.
Ил-10 применялся в корейской войне на стороне Северной Кореи. К началу вторжения на юг ВВС КНДР имели 93 штурмовика, однако уже через два месяца боевых действий в строю оставалось всего 20 боеспособных самолётов. За время войны авиацией ООН было сбито 11 северокорейских Ил-10. Два штурмовика были захвачены наземными войсками ООН и проходили лётные испытания в США.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 11,12 м
- Размах крыла: 13,40 м
- Высота: 4,18 м
- Площадь крыла: 30 м²
- Профиль крыла: НАСА-0018 корень крыла, НАСА-4410 законцовка крыла
- Нагрузка на крыло: 211,5 кг/м²
- Масса пустого: 4650 кг
- Масса снаряжённого: 6300 кг
- Максимальная взлётная масса: 6537 кг
- Масса брони: 1014 кг или 16 % нормальной взлётной массы
- Запас топлива: 730 л
- Двигатель: 1 × АМ-42 (поршневой V-12 жидкостного охлаждения; номинальная мощность — 1770 л. с./1320 кВт, взлётная мощность — 2000 л. с.)
- Воздушный винт: АВ-5л-24 диаметром 3,6 м
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- у земли — 507 км/ч
- на высоте 2300 м — 551 км/ч
- Крейсерская скорость: 436 км/ч
- Посадочная скорость: 148 км/ч
- Боевой радиус: 1520 км
- Практическая дальность: 800 км
- Перегоночная дальность: 2460 км
- Практический потолок: 7250 м
- Скороподъёмность: 10,42 м/с
- Время набора высоты: 1000 м — за 1,6 минуты, 3000 м — за 5,0 минут, 5000 м — за 9,95 минут
- Длина разбега: 475 м
- Длина пробега: 460 м
- Тяговооружённость: 236 Вт/кг (3,15 кг/л. с.)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,28
Вооружение
- Пулемётно-пушечное:
- 2 × 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23КМ установленные на крыле, по 150 снарядов на пушку
- 2 × 7,62-мм пулемёта ШКАС, 1500 патронов
- У стрелка: 1 × 20-мм пушка УБ-20 или 12,7-мм пулемёт УБТ, 190 патронов
- Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения:
- В бомбоотсеке:
- 144 × ПТАБ-2,5-1,5 (230 кг) или
- 136 × АО-2,5 с. ч. (сталистый чугун, 400 кг) или
- 182 × АО-2,5-2 (из 45-мм снаряда, 400 кг) или
- 56 × АО-8М4 (короткие, 400 кг) или
- 40 × бомб типа АО-10 с. ч. (сталистый чугун, 392 кг) или
- 2 × ФАБ-100
- Под крылом:
- 2 × ФАБ-250 (500 кг) (в перегрузочном варианте с 2 × ФАБ-100 в бомбоотсеке)
- 8 × ракет РС-82 или РС-132
- В бомбоотсеке: