Смотреть Самолёт Ли-2 (1944)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Самолёт Ли-2 (1944)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Ли-2

Ли-2
LI-2 - Flickr - jns001 (3).jpg
Тип общего назначения
Разработчик Борис Павлович Лисунов, главный инженер
Производитель завод №84, ныне ТАПОиЧ, завод №126 ныне, КнААЗ
Начало эксплуатации 1942 год
Статус эксплуатация прекращена
Основные эксплуатанты ВВС СССР
Аэрофлот
Годы производства 1939 — 1953
Единиц произведено 6 157
Базовая модель Douglas DC-3

Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84 (1939), созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3.

История

В 1935 году государственная комиссия под руководством А. Н. Туполева через «Амторг Трейдинг Корпорейшн» закупила в США самолёт Douglas DC-2. После всесторонних испытаний, выполненных ЦАГИ, 21 марта 1936 года Советом труда и обороны было принято решение о приобретении лицензии на его производство в СССР. Летом того же года в США прибыла специальная комиссия под руководством начальника ЦАГИ Н. М. Харламова. К покупке был выбран более совершенный DC-3. 17 июля был подписан договор с компанией «Douglas Aircraft Company» на сумму 340 000 рублей, сроком на три года. Предметом договора была не только покупка лицензии и готового экземпляра, но и стажировка советских специалистов на заводах фирмы. В рамках этого договора в 1937—1938 годах у фирмы было закуплено ещё около 18 самолётов DC-3.

Производство нового самолёта осваивали на заводе № 84 имени В. П. Чкалова в Химках, под руководством В. М. Мясищева — главного конструктора конструкторского бюро завода (КБ-6). К началу ноября 1938 года из деталей, привезённых из США, на заводе был собран первый самолёт. С сентября по декабрь 1939 года машина успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к выпуску. Машина получила обозначение ПС-84 (Пассажирский самолёт завода № 84).

Перепроектирование и внедрение машины осуществляло конструкторское бюро (КБ) завода под руководством А. А. Сенькова, заменившего арестованного Мясищева. Летом из советских материалов был собран первый самолёт. К концу года удалось собрать шесть машин. В 1940 году производство ПС-84 было налажено в Казани на заводе № 124 вместо ТБ-7, но после выпуска десяти машин производство свернули. В 1940 году начали строительство завода в Ташкенте, который планировали под выпуск этих самолётов.

С середины 1940 года началась активная эксплуатация ПС-84. Аэрофлот располагал 12 самолётами ПС-84 и таким же количеством DC-3; последние использовались для международных линий, а ПС-84 обслуживал внутренние (в основном дальние, такие, как Москва — Иркутск). Самолёт называли комфортабельным.

С сентября 1942 года, после эвакуации в Ташкент, стали выпускать военную версию ПС-84, которая получила обозначение Ли-2 по имени главного инженера завода Б. П. Лисунова, руководившего строительством этого самолёта.

Авиационный мотор АШ-62ИР (М-62), использовавшийся на Ли-2

Самолёт представлял собой DC-3, конструкторская документация которого была переработана с переводом в метрическую систему мер с учётом использования советских материалов. В конструкцию, по сравнению с DC-3, были внесены некоторые непринципиальные изменения. Двигатели не копировались, использовался имевшийся близкий аналог — двигатель М-62 А. Д. Швецова мощностью 1000 л. с., советская версия применявшегося на DC-3 двигателя Wright R-1820 Cyclone 9.

В 1942—1945 годах на ташкентском авиазаводе было произведено 2258 самолётов Ли-2. Эти самолёты, наряду с ДБ-3, стояли на вооружении дальнебомбардировочных полков и широко использовались в качестве ночных бомбардировщиков, для чего в подвижной авиаремонтной мастерской (ПАРМ) или на авиаремонтном заводе устанавливали держатели внешней подвески (максимальной нагрузкой были четыре бомбы типа ФАБ-500) и бомбовый прицел снаружи на борту кабины (штурману приходилось высовывать голову). Для защиты от истребителей в лючке, в корме грузовой кабины устанавливали пулемёт. Иногда стрелковые точки монтировали в задних окнах грузовой кабины (7,62-мм пулемёты ШКАС, скорострельность 1800 выстрелов в минуту). В заводских условиях самолёт переделывали основательно: ставили турель вверху (12,7-мм универсальный пулемёт Березина), в полу прорезали люк, монтировали самодельные створки, а в грузовом отсеке сооружали конструкцию, на которую устанавливали кассетные бомбодержатели. Но кардинально переделанные Ли-2 уже не могли использоваться в качестве транспортных машин, тогда как самолёт часто использовался по двойному назначению — регулярно перевозили людей, грузы к партизанам, в тыл противника, осуществляли парашютное десантирование и т. д. Самолёты эти хорошо знали и любили в войсках, все без исключения модификации называя «Дуглас».

С 1946 года началось производство пассажирских вариантов Ли-2П и транспортных Ли-2Т. Их производство велось как на Ташкентском авиазаводе, так и на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре (до 1950 года).

В 1950-х годах ташкентский авиазавод обратился к КБ Антонова с просьбой помочь в доработке самолёта для полётов в горах на большой высоте. Результатом сотрудничества стала модификация Ли-2В (В — высотный).

После Второй мировой войны самолёты этого типа продолжали пассажирские и грузовые перевозки на местных авиалиниях СССР. Их постепенный вывод из эксплуатации и списание начались во второй половине 1950-х в связи с заменой их на более совершенные самолёты Ил-12 и Ил-14.

Производство Ли-2 и его модификаций на Ташкентском заводе было прекращено с 1 апреля 1953 года в пользу нового типа самолетов Ил-14.

10 октября 1973 года из-за неисправности топливной системы самолёт Ли-2 потерпел катастрофу вблизи аэропорта Ташауз. Погибли пять человек. После этого инцидента эксплуатация самолёта Ли-2 в гражданской авиации СССР была прекращена.

Ещё несколько лет продолжалась эксплуатация самолёта в других ведомствах (Министерство обороны СССР, Министерство авиационной промышленности СССР и т. п.). Последние самолёты Ли-2 были сняты с эксплуатации в СССР в конце 1970-х годов.

Li-2 HA-LIX Passenger cabin.jpg

Аэродинамическая схема

Двухмоторный поршневой низкоплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом и однокилевым оперением.

Тип

Средний транспортный самолёт

Лётно-технические характеристики

Ли-2
Лисунов Ли-2:
Параметр Показатель
Длина, м 19,66
Размах крыла, м 28,81
Высота хвоста, м 5,16
Площадь крыла, м² 91,7
Двигатели Два М-62ИР
Мощность 2х1000 лс.
Макс. скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 290
Дальность полёта, км 2560
Фюзеляж Узкий
Высота полёта, м 7350
Взлётный вес, кг 7700
Макс. взлётный вес, кг 10500

Модификации

Советский Союз
ПС-84 Основным вариантом самолёта был пассажирский ПС-84 (Ли-2П) (Пассажирский Самолёт) с 14—28 сидячими местами.
Отличия от DC-3: уменьшенный размах крыла, меньшая масса без груза, боковая дверь на правой стороне и менее мощные двигатели
Ли-2 Военный транспортный самолёт с дополнительным оружием для защиты (название с 17 сентября 1942)
Ли-2Д Версия ЛИ-2 для сброса парашютистов (1942), 1 шт. 12,7 мм (иногда 7,62 мм иногда спаренный) оборонительный пулемёт в верхней части фюзеляжа
Ли-2ВВ Версия бомбардировщик (Военный Вариант) Ли-2 (1942), 4 × ФАБ-250 (1т) или 2 × ФАБ-500+2хФАБ-250 (1,5т) или с перегрузом — 4 × ФАБ-500 (2т), 1 шт. оборонительный пулемёт в верхней части фюзеляжа и 2 шт. 7,62 мм оборонительных пулемёта в задних боковых частях фюзеляжа
Ли-2В Версия самолёта для наблюдения погоды, для больших высот (1956), с двигателями АШ-62ИР, снабжёнными турбокомпрессорами ТК-19 и винтами АВ-7НЕ-161.
Ли-2П Послевоенная пассажирская модификация (1945). В салоне устанавливалось от 15 до 24 пассажирских кресел, имелся туалет и багажный отсек. Главная дверь стала открываться наружу, как у довоенных ПС-84.
Ли-2Т Послевоенная транспортная модификация (1945). Так же на базе Ли-2Т было собрано несколько штабных самолетов со сто­лом для совещаний и креслами вокруг него.
Югославия
Li-3 ЛИ-2 с оригинальными двигателями DC-3 типа Pratt & Whitney R-1830
Польша
Li-2T(sb) Учебные бомбардировщики на базе Ли-2

Прочие сведения

Ли-2 в Монино
  • На самолёте Ли-2 9 мая 1945 года в Москву из Берлина были доставлены акт капитуляции Германии и Знамя Победы.
  • Существуют самолёты Ли-2, установленные на постаменте в качестве памятника: в частности, в аэропорту Елизово (Петропавловск-Камчатский), в городах Байконуре, Салехарде, Комсомольске-на Амуре, посёлке Черском, посёлке Храброво Калининградской области, поселке Гаровка-2 под Хабаровском. В Новосибирске на территории одной из войсковых частей также находится Ли-2, в Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова на аллее музея самолётов. Ещё один самолёт Ли-2 стоял на территории пионерского лагеря в городе Ирпени Киевской области (1986 год), дальнейшая судьба неизвестна. Ещё один самолёт на Украине был установлен в Парке Победы в Полтаве и был переоборудован под детский кинотеатр. В Куйбышеве(теперь-Самара), в пионерском лагере «Орленок», в 1967—1991 стоял Ли-2,принадлежавший заводу «Прогресс». В парке отдыха города Северодвинска самолёт Ли-2 использовался в качестве детского кинотеатра до 1985 года, после 1990 года был утилизирован. Этот самолёт стоял также возле дворца пионеров «Мемориал» в Кирове до конца 1989 года.
  • Последний в России летающий самолёт Ли-2 (бортовой номер 01300 ФЛА РФ) уничтожен в катастрофе вблизи аэродрома Мячково 26 июня 2004 года, в которой погибло четыре человека, повреждено три жилых дома в деревне Заозерье. Ли-2 с заводским номером 23441605 был выпущен в транспортном варианте в 1952 году на Ташкентском авиационном заводе. Двадцать лет он применялся в Центральном аэроклубе имени Чкалова ДОСААФ СССР для перевозок сборных СССР по самолётному, планерному, парашютному спорту. Налёт воздушного судна составил 6587 часов 37 минут, 3000 посадок и пять капитальных ремонтов, затем самолёт был списан и хранился на Тушинском аэродроме в Москве. В марте 1992 года группа энтузиастов приступила к восстановлению Ли-2, 13 ноября 1992 года самолёт с разрешения Лётно-испытательного института имени Громова вновь поднялся в воздух.
  • Команда венгерских авиареставраторов восстановила, оформила в фирменных цветах авиакомпании Malev и подняла в воздух Ли-2. Этот самолёт демонстрировался на выставке ILA 2012 в Германии, куда прибыл из Будапешта по воздухуОтчёт одного из участников перелёта..
  • Один из последних самолётов 1953 года выпуска (заводской номер 33444309, бортовой «56») служил в составе ВВС Ленинградского военного округа. В 1977 году прибыл своим ходом из Ленинграда в Липки (аэродром в окрестностях Минска) и перевезён оттуда в Минск, где был установлен на открытой площадке музея истории Великой отечественной войны.
  • В народе самолёт назывался «2 ли», тем самым иронично намекая на две частицы «ли» во фразах «взлетит ли» и «сядет ли».

Ли-2 в кино

  • Мужество (1939)
  • Воздушный извозчик (фильм) (1943)
  • Два капитана (1955) — Ли-2 изображает самолёт полярной авиации (1940 год)
  • ЧП (фильм 1954 года) — Ли-2 увозит на родину часть экипажа советского танкера, захваченного чанкайшистами.
  • Максим Перепелица (фильм 1955 года) — Ли-2Д используются для массированной выброски воздушного десанта во время учений (1950-е).
  • Офицеры (фильм) (1971) — на Ли-2 улетает герой В. Ланового комдив Варрава после встречи с Любой (конец 1930-х).
  • Семнадцать мгновений весны (сериал) (1973) — Ли-2 изображает немецкий самолёт, из которого выходит герой В. Ланового — генерал Карл Вольф (1945 год).
  • Сволочи (фильм) (2005) — Ли-2 показан в ролях транспортного и десантного самолёта (1943 год).
  • Перегон (фильм) (2006) — Ли-2 изображает своего прототипа — Douglas DC-3, который увозит американских лётчиков-перегонщиков обратно в США (1943 год).
  • Дайте жалобную книгу Ли-2 показан в дальневосточном аэропорту.
  • Диверсант (телесериал) (2003) — Ли-2 используется для заброски советской разведгруппы в Польшу. В фильме снимался последний в России летающий Ли-2 (бортовой номер 01300 ФЛА РФ), вскоре после съёмок он разбился.

Самолёт Ли-2 или ПС-84 можно увидеть во многих фильмах 1940-х — 1950-х годов или в фильмах о событиях тех лет. Появление этого самолёта в кадре создаёт у зрителя однозначную привязку к этой исторической эпохе. После снятия последних самолётов с эксплуатации в конце 1970-х, в фильмах снимались или только стоящие на земле самолёты, или компьютерные модели. Также до 70-х годов Ли-2 снимался в кино про Великую Отечественную войну в «ролях» советского дальнего бомбардировщика Ил-4 и немецкого военно-транспортного самолёта Юнкерс Ю-52 после незначительных доработок.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube