Истребитель И-185
|
И-185 был спроектирован и построен ОКБ Н. Н. Поликарпова в 1940 г. По своим летным характеристикам являлся одним из лучших истребителей своего времени. В конце 1942 г. проходил войсковые испытания на Калининском фронте и отлично зарекомендовал себя. Бытует мнение, что И-185 не пошел в серию только потому, что на предыдущем истребителе конструкции Н.Н. Поликарпова, И-180 при испытаниях погиб любимец Сталина, да и всего народа, легендарный летчик В. П. Чкалов. Многие конструктивные решения Поликарпова при проектировании И-185 были применены для создания истребителя Ла-5. |
Истребитель Ла-5
|
Истребитель Ла-5 появился при обстоятельствах не совсем обычных, если не сказать драматических, для конструкторского коллектива во главе с С.А. Лавочкиным. Истребитель ЛаГГ-З. за выпуск и совершенствование которого отвечало это конструкторское бюро, ввиду недостаточной эффективности снимали с производства. Да и само существование КБ теперь оказалось под вопросом. Конечно, конструкторы отлично понимали природу недостатков ЛаГГа и уже вели проектные работы по его коренной модификации. Наряду с необходимостью резкого улучшения летных данных, главным в этом деле была оперативность и требование преемственности конструкции ЛаГГ-З и новой его модификации. |
Истребитель Ла-7
|
По размерам и обводам он лишь немного отличался от Ла-5, но в нем присутствовало одно существенное конструктивное отличие — лонжероны крыла были металлическими, полки их — стальные хромансиле-вые тавры, малкованные по профилю крыла, а стенки — из дуралюмина Д17-Т. Нервюры и обшивка сохранялись прежней конструкции. Габариты сечений лонжеронов резко уменьшились, за счет чего освободились дополнительные объемы для баков. Такие лонжероны были уже в последних Ла-5ФН (тип 41). Масса лонжеронов уменьшилась приблизительно на 100 кг. Вооружение было усилено — три пушки ШВАК вместо двух, несмотря на то что много Ла-7 было выпущено с двумя пушками ШВАК. Потом ставили пушки 20-мм Б-20 (Березина, 750—850 выстрелов в минуту, по 130 снарядов). Изначально возникли осложнения при стрельбе, но за два месяца все пришло в норму. На самолете был установлен прицел ПБП-1Б(В). |
Истребитель ЛаГГ-3
|
Масса серийных самолетов после устранения дефектов и установки необходимых агрегатов увеличилась примерно на 70 кг, и не проводилось уже той тщательной обработки поверхностей. Летные качества ухудшились: скорость снизилась до 535 км/ч, уменьшилась дальность. Правда, в серийных самолетах было усилено вооружение — добавлено два тяжелых пулемета УБС, иногда ставили пушку калибра 23 мм и подвешивали шесть снарядов РС-82. Всего построено 6528 самолетов. |
Истребитель МиГ-1
|
МиГ-1 не удовлетворял всем предъявляемым к нему требованиям. В первую очередь, нужно было намного увеличить дальность его полета. К тому же в нем был еще ряд недостатков, главный из которых — концевой срыв потока и сваливание в штопор при больших углах атаки. Это случалось из-за того, что профиль в комле и на концах крыла был одинаков (в МиГ-3 он был изменен). Этот изъян удалось устранить введением предкрылков. Серийные МиГ-1 кое-чем отличались от прототипа И-200. Кстати, на некоторых экземплярах крышка фонаря, вначале плохо открывавшаяся, не ставилась совсем, и фонарь был открытым. Дефектом МиГ-1 была также неудовлетворительная статическая продольная устойчивость из-за задней центровки. Самолет легко попадал в штопор и не выходил из него. Утомляемость летчика была гораздо больше, чем при полетах на других самолетах. |
Истребитель МиГ-3
|
К началу войны истребителей МиГ-3 в строю стало значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1, и на них переучивались большинство летчиков. Но МиГ-3 был все же недостаточно освоен строевыми летчиками, переучивание большинства из них еще не было завершено. В сравнении с И-15, не принимая в расчет И-153, МиГ-3 был труднее в пилотировании, в частности при посадке (пробег был порядка 600 м при посадочной скорости более 150 км/ч). Велика была аварийность. По предложению летчика-испытателя С. П. Супруна были сформированы два полка на МиГ-3. |
Истребитель Як-1
|
В первые полтора года войны Як-1 был лучшим советским истребителем. В нем гармонично сочетались высокие летные характеристики и вооружение. По сравнению с основным истребителем гитлеровской Германии Мессершмитт Bf-109E, Як-1 имел превосходство в скорости и всех видах маневра. Однако, с появлением более совершенного Bf-109F летные данные Як-1 стали уже недостаточны. Тогда по инициативе КБ А.С.Яковлева и НИИ ВВС была проведена модификация мотора, благодаря чему на небольших высотах, т.е. как раз там, где и велись в основном воздушные бои, мощность мотора существенно возросла. Истребитель Як-1 с новым форсированным мотором, имевшим обозначение М-105ПФ, строился серийно с лета 1942 г. По скорости на малых и средних высотах этот самолет не уступал основным немецким истребителям Bf-109F и G, по маневренности превосходил их, но немного уступал в скороподъемности. |
Истребитель Як-7
|
Истребитель, полученный в результате непосредственного развития Як-1 и его учебно-тренировочного варианта УТИ-26. Размеры и контуры не изменились. За кабиной летчика в фюзеляже Як-7 находился еще один отсек, который можно было использовать для различных целей. Первоначальный вариант — с двигателем ВК-105П в 1050 л. с. Вооружение: одна пушка ШВАК-20, затем МП-20 (130 снарядов), ось редуктора и два синхронных пулемета УБС (300 патронов) взамен двух пулеметов ШКАС на Як-7. Под крылом можно было подвешивать шесть реактивных снарядов РС-82 или две бомбы по 100 кг. |
Истребитель Як-9
|
Самый массовый тип фронтового самолета-истребителя в составе наших ВВС в годы Великой Отечественной войны. Очень часто применялся в воздушных боях на всех фронтах. Самолет Як-9 был результатом развития Як-1 и Як-7, а его непосредственным предшественником был Як-7ДИ. Сохранились основные размеры и обводы, но в Як-9 был внесен ряд усовершенствований. Был установлен двигатель ВК-105ПФ номинальной мощностью в 1222 л. с. у земли и 1180 л. с. на высоте 2300 м. Масса его — 614 кг. Фонарь кабины и гаргрот — по типу Як-7Б. Конструкция Як-9 сохранялась, как и прежде, смешанная, но лонжероны крыла вместо прежних деревянных коробчатого типа стали металлическими. |
Штурмовик Ил-2
|
В мае — июне 1941 г. первые серийные Ил-2 начали поступать в строевые части штурмовой авиации советских ВВС, но, к сожалению, их было еще слишком мало из-за последовавшей вскоре эвакуации авиапромышленности. Тем не менее они с успехом применялись в боях на дальних подступах к Москве в августе — ноябре и зарекоменовали себя как действенное противотанковое оружие при штурмовке танковых и мотомеханизированных колонн противника. Их вооружение в сочетании со специальными противотанковыми бомбами ПТАБ-2,5 (рвущимися на крупные осколки при снаряде кумулятивного, то есть направленного, действия) массой 2,5 кг в количестве 200 шт. давали возможность вести активную и успешную борьбу с танками и пехотой. |
Штурмовик Ил-10
|
В конструкции этого штурмовика был учтен весь опыт боевого применения Ил-2. Он по праву считался лучшим штурмовым самолетом эпохи поршневых двигателей. Участвовал в войне с фашистской Германией в самом ее завершении. Его высокие летные качества позволяли использовать его без прикрытия истребителей эскорта. Принимал активное участие в боевых действиях против Японии осенью 1945 г. Находился на вооружении стран Варшавского договора вплоть до начала б0-х гг. Произведено (в том числе по лицензии в Чехии) 4955 самолетов. |
Истребитель И-16
|
На Государственных испытаниях в феврале 1934 года двумя прототипами управляли лётчики Владимир Коккинаки и Василий Степанчонок. Лётчики давали отнюдь не лестные отзывы о самолёте, а после ознакомления с докладом лётчиков-испытателей Юмашева и Чернавского — Алкснис, специальным приказом позволил управлять И-16 только самым опытным лётчикам. После эксплуатационных испытаний в Крыму (Каче) самолёт был продемонстрирован широкой публике на первомайском параде. |
Пикирующий бомбандировщик ПЕ-2
|
Пе-2 был предназначен именно для "тонкой работы". Несколько бомб превращали в обломки мост, командный пункт, батарею противника. Причина такой точной работы - пикирующий удар. Летчик наводит машину прямо на цель. Сброшенные с небольший высоты бомбы продолжают свой путь по кратчайшей линии - прямой. Самолет переходит в горизонтальный полет и набирает высоту. |
|