Смотреть Однажды ночью (1944)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Однажды ночью (1944)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Режиссер: Борис Барнет

Сценарист: Федор Кнорре

Оператор: Сергей Геворкян

Композитор: Давид Блок

Художники: Сергей Сафарян, Юрий Ерзинкян, Сергей Арутчян

Страна: СССР

Производство: Ереванская киностудия

Год: 1944

Премьера: 1 мая 1945

Актеры: Ирина Радченко, Борис Андреев, Иван Кузнецов, Алексей Юдин, Б. Вяземский, Ольга Горева, Николай Дупак, Борис Барнет, В. Леонов (II)

Жанр: военная драма

Великая Отечественная война. Ночью на развалины оккупированного города падает горящий самолет. Уцелевшие советские летчики, среди которых имеются и тяжелораненые, скрываются от преследования фашистов. На помощь им приходит совсем юная Варя, которая прячет их у себя на чердаке. Потеряв мать и сестру, она работает уборщицей в немецкой комендатуре. Незаметно для часовых, девушка снабжает летчиков пищей и медикаментами. Она счастлива от того, что теперь есть с кем поговорить и кому помочь. Но однажды фашистам все-таки удается проследить Варю. Успев предупредить летчиков, Варя вызывает огонь на себя...

"Однажды ночью" Барнета становится притчей поневоле.

Барнет — едва ли не единственный режиссер 30-40-х, пытающийся остаться внутри жизни как таковой — текучей, неоднозначной, плохо подчиняющейся идеологическим идентификациям — и каждый раз выходящий на бой с тоталитарным Мифом, подобно Ивану-дураку со Змеем Горынычем (чаще побеждал Змей). Он и здесь остается самим собой — создает грустную полуприключенческую ленту о том, как девушка спасает раненых бойцов в оккупированном городе. А получается метафизический триллер. Получается сон. И уж, конечно, действия героини воспринимаются как подвиг — хотя здесь никто, включая самого режиссера, не знает, что это такое.

На экране предстает абсолютно разрушенный мир, состоящий из развалин и руин. Жить тут практически невозможно. Да никто и не живет, лишь изредка бродят странные существа без внятно определенных целей. Кто занимает какую позицию, сказать сложно — тем более, что "положительных" и "отрицательных" здесь играют одни и те же актеры (зачем это было нужно Барнету, вот загадка — скорее всего, причиной является какая-то производственная необходимость). В начале фильма фашисты собирают сходку в цирке — кажется, что приходят туда все жители — заканчивающуюся расстрелом. После чего складывается ощущение, что в городе вообще никого не осталось — лишь снуют различные чудные тени, перманентно преследующие друг друга. В этой абсолютно вымороченной обстановке героиня совершает и совершает ежедневные действия по выхаживанию раненых бойцов — несмотря ни на что — почти, как заведенная. И таким образом приближает свою жизнь к духовному подвигу. Она устала, она испугана, время от времени падает в обморок, у нее часто случаются истерики, с лица не сходит гримаса ужаса. В финале она не погибает, а (вот запредельный финал для советского кино, да еще и 40-х годов!) сходит с ума. Барнет продолжает тему "Нашествия" — жизнь не в состоянии совладать в навалившейся на нее метафизикой смерти — противопоставить Смерти нечего — но если персонажи Роома сбиваются в спасительный коллектив и там теряют себя поодиночке, то героиня Барнета вынуждена выбирать посреди Ада индивидуальный, личностный путь просто потому, что рядом с ней никого нет. И она тоже не справляется — ее подвиг не становится Путем, а приводит к саморазрушению, ибо отсутствует духовная опора — и вот результат: в экстремальной ситуации нацеленный на добро нормальный человек, оставшийся наедине с собой, превращается или в камикадзе (Жаков в "Нашествии") или в зомби. Он или расстается с самим собой ради Главной Цели, либо вообще себе не принадлежит.

ШПАГИН А. Религия войны // ИК. 2005. № 5.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.