Главная Следствие вели с... Леонидом Каневским Криминальная Россия Следствие ведут знатоки Выступления Михаила Задорнова Перейти на полную версию сайта
Одноклассники! В Мой Мир |
Смотреть Большая земля (1944)
Режиссер: Сергей Герасимов Сценарист: Сергей Герасимов Оператор: Владимир Яковлев Художник: Иван Степанов Страна: СССР Производство: МОСФИЛЬМ Год: 1944 Премьера: 5 августа 1944 Актеры: Тамара Макарова, Виктор Добровольский, Софья Халютина, Владимир Соловьёв, Сергей Блинников, Георгий Ковров (Кувшинов), Марк Бернес, Пётр Алейников, Вера Алтайская, Николай Коновалов В августе 1941 года жители уральского городка провожают на фронт своих мужчин. Оставшись одна, Анна Свиридова (Тамара Макарова) берется за самые трудные дела, проявляя незаурядные организаторские способности и волю. Вместе с эвакуированным заводом в городок прибывают беженцы. Героиня фильма берет к себе в дом женщину с детьми - и ее примеру следуют остальные...
Наиболее очевидно художественная невозможность выразить национальное вне конкретно-исторических обстоятельств сказалась в фильме С. Герасимова «Большая земля». С. Герасимов, с его постоянным стремлением к подробному анализу человеческих связей, с умением и даром выявления глубинных черт психологии героя, был предтечей тех новых тенденций, которые проявились в кинематографе военных лет, и фильмом «Непобедимые» он обещал стать лидером нового направления.
Начало «Большой земли» было сделано рукой большого мастера. Уральская деревня августа 1941 года. Проводы мужиков на фронт. Большая бревенчатая изба, стол, уставленный вином и закусками, шалые и горькие переборы гармони, и парни остервенело бьют сапогами в пол. Как писал в «Золотой карете» Л. Леонов — «топчут ногами войну». Веселье в первом, внешнем слое картины прорывалось тоской прощальных взглядов. Контраст настроений рождал особый драматизм. Но потом режиссер точно забывал об этом втором главном плане, и на экране появлялись три веселые девицы в платочках и что-то долго пели. Затем парни и девицы долго, тщательно выписывали фигуры кадрили, и снова три солистки, держась за кончики платочков, исполняли народные песни. Глубокий психологический смысл сцены проводов заслонялся этнографическими чертами.
Трудно поверить, что Герасимов, режиссер точного чувства меры, не сумел правильно распределить драматические акценты, найти верное соотношение двух планов. В этой сцене отразилось все противоречие позиции художника, с одной стороны, призывавшего к пристальному разглядыванию «живых человеческих связей», а с другой — пытавшегося приложить к конкретной действительности некий заранее заданный трафарет народного характера. И чем дальше развивается фильм, тем яснее видно, как предвзятая идея ломает правду образов, нарушает логику их развития!
Режиссер тщательно собирает все приметы патриархального быта: обращение на «вы», стилизованная, мягкая, певучая речь. Муж и жена перед прощанием чинно сидят на кровати, держа руку в руке; старуха мать в низко повязанном черном платке истово ходит по горницам. Современные приметы уральской деревни вытравляются. Герои подчеркнуто архаичны, они вышли откуда-то из Лескова или Мамина-Сибиряка.
Беспокоясь все время о том, чтобы не упустить искомое национальное, художник не замечает реальных, жизненных проявлений его. Вся история эвакуации и постройки заново в уральском поселке огромного завода показана облегченно, схематично. Достаточно было пройти грозе, чтобы жители поселка, не очень-то желавшие открывать свои дома эвакуированным, немедленно забрали к себе все семьи. Достаточно было энергичного приказа директора, чтобы как по мановению руки были воздвигнуты на голом пустыре цеха, заработали машины.
Опущены трудности и жертвы, с которыми народ воссоздавал на востоке промышленность. А не показав борьбы и усилий, режиссер как раз и не раскрыл важнейших черт народного русского характера: стойкости, готовности идти на любые жертвы во имя высокой цели.
ХАНЮТИН Ю. Открытие России // Предупреждение из прошлого. М., 1968 Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|