Junkers Ju 87
Junkers Ju 87 | |
---|---|
|
|
Тип | Пикирующий бомбардировщик |
Разработчик | Junkers |
Производитель | Junkers |
Главный конструктор | Герман Польман |
Первый полёт | 17 сентября 1935 |
Начало эксплуатации | 1936 |
Конец эксплуатации | 1945 |
Статус | не эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | Luftwaffe Regia Aeronautica Военновъздушни сили на България Forţele Aeriene Regale ale României Slovenské vzdušné zbrane Magyar Légierő |
Единиц произведено | ~6500 |
Юнкерс Ю-87 «Штука» (нем. название «Юнкерс», рус. прозвище «певун», «лаптёжник», реже — «лапотник») (нем. Stuka = Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик) — одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны.
Отличительными чертами самолёта стали крыло типа «перевёрнутая чайка», фиксированное неубирающиеся шасси и рёв сирены при пикировании. Ju 87 можно увидеть во многих исторических военных фильмах — как олицетворение мощи Германии и символ немецких побед времён блицкрига 1939—1942 годов. В советских войсках имел прозвища «лаптёжник» (за неубирающиеся специфического вида шасси) и «певун» или «шарманщик» (за вой сирены, «иерихонской трубы» или «шарманки», во время пикирования).
Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных боевых самолётов Люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с крутого пикирования. Наиболее известным пилотом Ю-87 был Ганс Ульрих Рудель, получивший самые высокие награды среди пилотов Люфтваффе.
В апреле 1934 года отдел лётной техники управления вооружений сухопутных войск объявил конкурс на создание пикирующего бомбардировщика (SturzKampfFlugzeug). В конкурсе участвовали компании Heinkel c He 118, Arado c Ar 81, Blohm + Voss c На-137 и Junkers c Ju 87. После проведения сравнительных испытаний в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине Ju 87 был объявлен победителем.
Конструктором машины был Герман Польман (Hermann Pohlmann). Первый полёт в 1935 году. Первое боевое применение — в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. Всего было построено более 6500 Ju 87.
Конструкция
Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей. Например автоматические воздушные тормоза под обеими консолями крыла для обеспечения вывода самолёта из пикирования, даже если пилот потеряет сознание от перегрузок, и сирены, называемой «иерихонской трубой» (применялась до 1943 года), которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха, и производила вой во время пикирования, оказывая психологическое воздействие на противника, а также помогая пилоту оценивать скорость пикирования без взгляда на приборы (тональная высота звука увеличивалась с ростом скорости).
Хвостовое оперение представляло собой однокилевое цельнометаллическое оперение с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты было по два триммера. Внутренние триммеры служили лётчику для облегчения управления самолётом, а наружные триммеры были связаны с автоматом пикирования Abfanggerat и тормозными щитками. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора и, в целом, всего самолёта были весовые компенсаторы в виде полукруглых сегментов на концах рулей высоты.
Неубираемые шасси позволяли взлетать с импровизированных аэродромов расположенных близко к линии фронта и быстро оказывать поддержку наступающим наземным силам Вермахта.
Производство
Модификация | Юнкерс | WFG | Всего | Производство |
---|---|---|---|---|
A | 192 | 70 | 262 | июль 1937 — сентябрь 1938 года |
B-1 | 311 | 386 | 697 | сентябрь 1938 — май 1940 года |
B-2 | 56 | 169 | 225 | февраль — октябрь 1940 года |
R-1 | 105 | 105 | январь — май 1940 | |
R-2 | 616 | 616 | июнь 1940 — июль 1941 года | |
R-4 | 22 | 22 | май — октябрь 1941 года | |
D-1 | 592 | 592 | август 1941 — июль 1942 года | |
D-3 | 1559 | 1559 | май 1942 — ноябрь 1943 года | |
D-5 | 1488 | 1488 | май 1943 — сентябрь 1944 года | |
G-2 | 208 | 208 | декабрь 1943 — июль 1944 года | |
Всего | 559 | 5215 | 5774 |
Модификации
Существовало множество вариантов самолёта — первое поколение Ju87 началось с первых прототипов, потом появилась серия A и закончилось сериями B и R. Второе поколение Ju87 было представлено серией D, получило продолжение в серии F и закончилось моделями G-1 и G-2.
Ju 87A
Мог нести одну 500-кг бомбу, но без заднего стрелка и на небольшие расстояния.
Ju 87B
Мог нести одну 1000-кг бомбу, но без стрелка-радиста и на небольшие расстояния.
Ju 87C
Палубный вариант Ju 87B, предназначенный для действия с авианосца Граф Цеппелин. Оснащен складывающимся вручную крылом, водилом для катапульты, тормозным гаком, спасательной лодкой и отстреливающимся шасси для аварийной посадки на воду.
Ju 87D
После первого года войны высшее командование Люфтваффе осознало, что несмотря на первоначальный огромный успех, в текущих условиях Junkers Ju-87B больше не соответствовал предъявляемым требованиям. Оборонительное вооружение не могло на равных бороться с вражескими истребителями, а броневые плиты не выдерживали возросший зенитный огонь. Характеристики двигателя мощностью всего в 1200 л. с. также были недостаточны.
Была проведена тотальная модернизация машины - новая версия получила обозначение Ju87D-1. Проблемы с новым двигателем Jumo 211J (двенадцатицилиндровый двигатель с объёмом в 35 литров и взлётной мощностью в 1420 л. с.) привели к длительной задержке производства - производство этой модели было начато в сентябре 1941 года. Первые Ju 87D были переданы 1 группе 2-й эскадры непосредственной поддержки войск сражающейся в CCCP в январе 1942 года. Вскоре, под Ленинградом произошло первое боевое крещение новой машины.
Зимние условия в России со снегом, льдом, аэродромами, покрытыми слякотью, а также экстремально низкими температурами нанесли тяжёлый урон новым самолётам. Первые винты, производства Heine с изменяемым шагом и деревянными лопастями, растрескивались из-за слишком низкой температуры и были вскоре заменены на винты Junkers VS 11, также с изменяемым шагом, но выполненные из металла. Шасси модели D также было признано неудовлетворительным. По этой причине на первых серийных самолётах этой модели использовалось шасси от модели В, что в результате уменьшения размера колёс, привело к очень сильному снижению максимальной взлётной массы до 5009 кг. Новое нормальное шасси Ju-87D было внедрено значительно позже. До конца 1942 года было выпущено 559 единиц Ju-87 D-1.
В отличие от моделей серий B и R, в ней переработали планер и фонарь, усилили бронирование. Самолёт получил новый стрелковый прицел Revi C/12C. Защитное вооружение также было изменено — хвостовой пулемёт MG-15 был заменён на двуствольный пулемёт MG-81. Ju-87 D-2 был похож на D-1 — основным отличием стало приспособление для буксировки планёра.
К 1943 году стало ясно, что Ju-87 не может больше использоваться исключительно в качестве пикирующего бомбардировщика. Более того, стало очевидно что Ju-87 должен был быть переоборудован для полётов на малой высоте для поддержки сухопутных войск. Для этого в Берлине и Бремене в середине 1943 года была разработана модель Ju-87 D-3. Она отличалось усиленной броневой защитой двигателей и кабины лётчика. Пропеллеры сирен на опорах шасси либо удалили, либо закрыли кожухом. Всего было построено 1559 самолётов этой модели.
Также существовала уникальная версия Ju-87D-4 — представляющая собой модель D-3 переоборудованную в самолёт-торпедоносец берегового базирования. Эта модель не нашла применения на фронте и была превращена обратно в Ju-87 D-3.
Чуть позже начался процесс замены D-3 новой моделью D-5. Она имела более длинное крыло, отстреливаемые с помощью пиропатрона стойки шасси и новое крылевое оружие (пулемёты MG-17 были заменены на пушки MG 151/20). Кроме того в некоторых самолётах отсутствовал воздушный тормоз. Всего было построено 1178 самолётов D-5. В конце была начата разработка переоборудованной модели D-6, однако она так и не была построена.
Серия D также включала в себя ряд модификаций предназначенных для ночных вылетов. Модификация D-7 (в основе которой лежала модель D-3) стала первой ночной моделью серии D. На ней устанавливались пламегаситель выхлопа и комплект радиооборудования FuG 16Z, дополняющий старую радиостанцию FuG 25. Также существовала длинокрылая ночная версия D-8 переделываемая из D-5. Заказ на предварительное проектирование и переоборудование опытного образца в ночной бомбардировщик поступил в сентябре 1943 года. Точное число переоборудованных для ночных полётов самолётов не известно.
Ju 87E
Палубный вариант Ju 87D. Имел возможность нести торпедное вооружение.
Ju 87G
Штурмовик. Вооружался двумя 37-мм пушками BK 37.
С течением войны Ju-87 всё менее использовался в качестве пикирующего бомбардировщика. Новой главной задачей самолёта стало нанесение ударов с малых и сверхмалых высот по бронетанковой технике, являющейся наибольшей угрозой для наземных войск, и по частям снабжения. Учитывая то, что новые русские танки Т-34 получили очень действенную броневую защиту, бомбовая нагрузка Ju-87 совсем не подходила для их уничтожения.
Решением стало использование 37-мм. авиационной пушки BK 37, созданной на базе 3,7 cm FlaK 18. Летом 1942 года две пушки закрепили под консолями крыла Ju-87.
Магазин орудий вмещал шесть подкалиберных снарядов с сердечником из карбида вольфрама весом в 1.46 кг. Весной 1944 года началось переоборудование имеющихся Ju 87 D-3 и D-5 в охотники за танками (модели G-1 и G-2). Первым подразделением получившее новые Ju 87 G стала 4 группа 2-я эскадра "Иммельман" под командованием полковника Ганс-Ульриха Руделя. В то время как другие группы пересели с Ju-87 на Fw 190, 4 группа продолжала летать на Ju-87 - на её счету 519 русских танков. 7 марта 1944 года эту группу переименовали в десятую группу по борьбе с танками и перебросили в Якобстад и Лиепаю для оказания поддержки 18-й армии во время прибалтийской операции.
Вариант Ju 87 G стал известен как «охотник за танками» (Kanonenvogel — Птичка с пушкой). Невысокая скорость полёта, стабильное положение в воздухе и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал известный немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель.
Ju 87R
Ju 87B увеличенного радиуса действия, сменил его в производстве. Обладал дополнительными баками в крыльях (два по 150 л) и возможностью подвески двух 300-литровых подвесных топливных баков, что практически удваивало дальность полёта, доводя до 1470 км. Платой стало снижение боевой нагрузки до 250 кг (при подвеске баков), а также снижение максимальной скорости потяжелевшей машины.
Ju 87H
Тренировочный вариант, всё оружие демонтировано.
Ju 87K
Экспортный вариант.
Боевое применение
Первой войной для Ju 87 Stuka стала Гражданская война в Испании. В 1936—1937 годах в Испании испытывался прототип Ju 87. В 1938 году в страну перебросили три Ju 87 A. Они вошли в состав легиона «Кондор». В реальных боевых условиях проходила финальная обкатка машины и новой тактики применения пикирующих бомбардировщиков. В конце 1938 года лётчики «Кондора» пересели на Ju 87 B.
Stuka использовалась в авангарде немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года, являясь ключевым элементом немецкого блицкрига. На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны — 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф. Нойберт сбил польский истребитель PZL P.11, пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким. После этого Ju 87 успешно применялся во время вторжения в Норвегию, Голландию и Францию.
Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность, «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью. Слабое оборонительное вооружение делало её лёгкой добычей вражеских истребителей. Во время Битвы за Британию немцы узнали, что прежде, чем могут быть использованы штурмующие самолёты, должно быть достигнуто превосходство в воздухе. Из-за слишком больших потерь применение этих самолётов в битве за Британию было приостановлено.
После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту. В средиземноморье самолёт успешно использовался против кораблей. Ju 87 также использовался в югославской операции и греческой операции. Кроме того бомбардировщики Ju 87 поддерживали танковые удары африканского корпуса в северной Африке.
Ярким примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей является случай, когда 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своём P-40 «Tomahawk».
В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС, подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на завершающих стадиях войны. Так, старший лейтенант Горовец в одном бою сбил 9 бомбардировщиков.
В последние месяцы войны Ju 87 был заменён на штурмовые варианты Fw-190A.
Процедура пикирования
Находясь на 4600 метрах, пилот отыскивает цель бомбометания через наблюдательное окно в полу кабины. После выпуска аэродинамических тормозов и убавления газа он переворачивал самолёт на 180 градусов и переходил в пикирование под углом 60—90 градусов. Для контроля угла пикирования относительно горизонта на остеклении фонаря кабины была нанесена градусная сетка.
Когда самолёт приближался к земле, загоралась лампочка на контактном альтиметре (обычно, на высоте 450 метров). Пилот сбрасывал бомбы нажатием кнопки на ручке управления, тут же включался механизм автоматического выхода из пикирования. Захват, находившийся под фюзеляжем, отводил бомбу от воздушного винта, и самолёт начинал выравниваться с перегрузкой до 6 g.
Когда нос «Штуки» оказывался выше горизонта, воздушные тормоза убирались, дроссель открывался и шаг винта устанавливался на набор высоты. Пилот брал управление и возвращался к нормальному полёту. Оставшиеся бомбы под консолями крыла могли быть использованы на другие цели.
ТТХ
Ju 87A | Ju 87B | Ju 87D | Ju 87G | |
Производился | 1936-1938 | 1938-1941 | 1941-1944 | 1941-1944 |
Класс | пикирующий бомбардировщик | пикирующий бомбардировщик | пикирующий бомбардировщик | штурмовик |
Длина | 10,8 м | 11,1 м | 11,1 м | 11,1 м |
Размах крыла | 13,8 м | 13,8 м | 13,8 м | 13,8 м |
Высота | 3,9 м | 3,9 м | 3,9 м | 3,9 м |
Площадь крыла | 31,90 м² | 31,90 м² | 31,90 м² | 31,90 м² |
Вес пустого | 2273 кг | 2760 кг | 2810 кг | 3600 кг |
Максимальный вес | 3324 кг | 4400 кг | 5720 кг | 5100 кг |
Двигатель | Junkers Jumo 210D | Junkers Jumo 211Da | Junkers Jumo 211J | Junkers Jumo 211J |
Максимальная мощность | 720 л. с. | 1200 л. с. | 1410 л. с. | 1410 л. с. |
Максимальная мощность | 530 кВт | 883 кВт | 1037 кВт | 1037 кВт |
Максимальная скорость | 310 км/ч | 383 км/ч | 408 км/ч | 375 км/ч |
Максимально допустимая скорость | 550 км/ч | 600 км/ч | 600 км/ч | |
Дальность | 800 км | 600 км | 1165 км | 1000 км |
Потолок | 9430 м | 8100 м | 9000 м | 7500 м |
Скороподъёмность | 3000 м за 8.8 мин | 3000 м за 14 мин | 3000 м за 13.6 мин | |
Курсовое вооружение | 1x×7,92 мм MG 17 | 2×7,92 мм MG 17 | 2×7,92 мм MG 17 или 2×20 мм MG 151 |
2×7,92 мм MG 17 и 2×37 мм BK 37 |
Оборонительное вооружение | 1×7,92 мм MG 15 | 1×7,92 мм MG 15 | 1×7,92 мм MG 81Z (спареный MG 81) |
1×7,92 мм MG 81Z (спареный MG 81) |
Максимальная бомбовая нагрузка | 500 кг (без стрелка) | 1000 кг (без стрелка) | 1800 кг (без стрелка) | нет |
Стандартная бомбовая нагрузка | 1×250 кг (под фюзеляж) | 1×250/500 кг (под фюзеляж) + 4×50 кг (под крылом) |
1×500 кг (под фюзеляж) + 4×50 кг (под крылом) или 1×1000 кг (под фюзеляж) |
нет |
Стоял на вооружении
- Болгария
- Хорватия
- Чехословакия (после войны, захваченные)
- Германия
- Венгрия
- Италия
- Япония
- Румыния
- Словакия (Словацкие воздушные силы)
- Югославия (захваченные)
Упоминание в литературе
- В повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Враг был близко. Чуть ниже их в любимом немцами строю — двойным гусем — шли одномоторные пикировщики Ю-87. Они имели неубирающиеся шасси. Шасси эти в полёте висели под брюхом. Колеса были защищены продолговатыми обтекателями. Было похоже, что из брюха машины торчат ноги, обутые в лапти. Поэтому лётная молва на всех фронтах и окрестила их «лаптежниками».
- В рассказе Валентина Овечкина «Упрямый хутор»
Головной бомбардировщик, нацелившись в землю неубирающимся шасси, похожим на лапы коршуна, взревев сиренами, круто пошел в пике. - А, шарманку завел! - погрозил ему кулаком старшина. - Шарманщики! Пугают... Бомб маловато.
- В романе «Пушки острова Наварон»
американец повернул голову в направлении вытянутой руки Мэллори. И тотчас обнаружил самолёты. — Пикировщики?! — недоверчиво вымолвил он. — Целая эскадрилья, будь они неладны! Не может быть, шеф! — Как видишь, — угрюмо отозвался капитан. — По словам Дженсена, фрицы сняли их с итальянского фронта. За последние недели перегнали больше двухсот машин. — Прищурив глаза, новозеландец взглянул на эскадрилью, которая была уже меньше чем в полумиле. — И направили этих гнусных птеродактилей в район Эгейского моря. — Но не нас же они ищут, — возразил Миллер. — Боюсь, что нас, — невесело ответил капитан. — Оба эшелона бомбардировщиков перестроились в одну линию. Пожалуй, Панаис был прав. — Но… но… Но ведь они летят мимо… — Нет, не мимо, — бесстрастно сказал Мэллори. — И улетят не скоро. Посмотри на головную машину. В этот момент первый в эскадрилье Ю-87 упал на левое крыло и, сделав полуразворот, с воем устремился с небес прямо на рощу.