Критика Расставшись со своим многолетним сорежиссером Григорием Козинцевым, Леонид Трауберг поставил скромную мелодраму "Актриса", героиня которой - певица оперетты - решила, что в годы войны ее легкомысленный репертуар, состоящий из арий Периколы и Сильвы, просто неуместен, и стала работать в госпитале... Любопытно, что некоторым критикам "Актриса" показалась неудавшейся комедией, авторы которой не решились "высмеять поведение героини". Между тем, как юмористические нотки в фильме, на мой взгляд, второстепенны, и на первый план выходит лирическая линия. Конечно, "Актрису" можно упрекать в театральности актерской игры и условности развития сюжетной линии, но эта сентиментальная картина, бесспорно, сыграла свою "терапевтическую" роль в общем потоке фильмов сурового военного времени. Александр Федоров
Здесь, в этом новом (построенном уже во время войны) здании, коллектив Ленинградского государственного театра комедии, прошедший суровую школу войны и блокады, оправляется, крепнет, накапливает новые творческие силы и сегодня отчитывается перед советским зрителем новой работой — спектаклем «Актриса».
«Актриса» — своеобразная пьеса; в практике нашего искусства мы знаем киносценарии, написанные по готовой пьесе, но, пожалуй, впервые мы сталкиваемся с пьесой, сделанной по сценарию, к тому же еще не осуществленному на экране. Но подобная «торопливость» естественна для театра, который активно стремится создать комедийный спектакль на волнующую зрителя современную тему.
Театр комедии правильно взял курс на трудную и, на первый взгляд, неблагодарную работу и, засучив рукава, взялся сам за создание своего репертуара [...]
Сценарий Н. Эрдмана и М. Вольпина примечателен не острословием авторов, обилием метких и смешных характеристик, и не профессиональным знанием законов забавного, сколько своей темой, человечески-пытливой и своевременной.
История опереточной актрисы Зои Стрельниковой, усомнившейся в нужности искусства в годы войны, ушедшей от него в госпитальную страду и вновь вернувшейся к искусству, легко могла бы стать незатейливым, дидактическим фельетоном на тему о «грохочущих пушках и молчащих музах» или пошловатым анекдотом о пользе музыки Кальмана в прифронтовой полосе.
Однако в трактовке авторов сценария, соавтора пьесы и постановщика Н. Акимова сквозь эту незамысловатую фабулу проступили контуры большой темы о слитности фронта и тыла, о месте советского патриота в отечественной войне, о почетной роли всякого интеллектуального или физического труда, вдохновенного труда советского человека, сталью и песнью плавящего победу.
ЮТКЕВИЧ С. На премьере. Письмо из Сталинабада // Литература и искусство. 1943. 13 февраля (№ 7)
Опыт развития советского кино показывает, что невнимание к идейному содержанию художественных фильмов всегда приводит к промахам и явным неудачам.
Так, например, в начале 1943 года был выпущен фильм «Актриса» (режиссер Л. Трауберг), в котором молодая артистка оперетты под влиянием окружающих ее лиц усомнилась в полезности искусства в дни войны. Актриса решает изменить свою профессию и уходит работать в госпиталь. В ...
|
Фильм «Актриса» доказывает, что искусство, в частности оперетта, нужно во время войны. [...]
Конфликт совершенно выдуманный. Оперетта во время войны работает, в зале сидят воины. Актеры выезжают на фронт. Оперетта работает даже в осажденном Ленинграде. Вся вещь искусственна.
Стремление работать сюжетными штампами, минуя жизнь, создало эту ленту, холодную, как снулая рыба с бледными жабрами. [...]
Действительный конфликт авторы фильма подменили ошибкой, недоразумением. В сценарии недоразумение — повод для комедийных ситуаций. Режиссер принял ошибку всерьез и решил трактовать ее как всамделишную философскую проблему.
Шутки, придуманные сценаристами, рассказаны косноязычно и почти не вызывают смеха, несмотря на все желание зала смеяться.
Лента получилась тяжеловесная и ханжеская.
Зрители охотно приходят в кинозал послушать опереточные арии, но им не за что благодарить режиссера.
Люди хотят видеть на экране оперетту.
Ханжам кажется, что за оперетту надо извиняться. Начинается мельтешение, спор, наконец «конфликт» преодолен, оперетта осуществлена. На всякий случай на экране она осуществлена плохо.
Между тем актриса, исполняющая заглавную роль, по внешним данным могла бы быть опереточной артисткой, если бы она была весела, если бы она играла, а не извинялась [...]
Всем парадом командует режиссер Леонид Трауберг, который, казалось бы, должен уметь ставить кинокартины.
Нельзя ставить ленту неискренно, не уважая темы, не веря ей. Надо решить для себя — хочешь ли ты показать оперетту или ты хочешь ее осмеять.
Киноработники часто говорят про искусство кино, спорят о специфике кино. И часто забывают о главном в искусстве — об искренности.
ШКЛОВСКИЙ В. «Актриса» // Литература и искусство. 1943. 13 февраля ( № 7)
|
Судьба «Актрисы» своеобразна. В разгромной рецензии Шкловский обвинил опытных драматургов М. Д. Вольпина и Н. Р. Эрдмана, режиссера [...], оператора [...] во всех смертных грехах, включая неискренность (а создатели фильма, снимая во дни боев за Сталинград арии «Сильвы» и «Фиалки Монмартра», сами были в ситуации героини фильма). «Актрису» склоняли в статьях и выступлениях в ряду «пустых и бессодержательных фильмов». Потом историки кино повторяли старые оценки, не задумываясь, почему столь скверный фильм имел огромный успех и на фронте, и в тылу? Вот воспоминания космонавта Т. Г. Берегового: «Помню, какое большое волнение я испытывал на просмотре картины „Актриса“, которую увидел впервые в 1943 году. Как созвучна была тема фильма нашему боевому времени!». Да я и сам помню, как по многу раз смотрели «Актрису» рабочие военного завода, где я трудился мальчишкой. «Актриса» успешно шла и после войны. «Актриса» успешно шла и после войны. В 1975 году телевидение показало ее к 30-летию Победы и регулярно повторяет показ.
Феномен «Актрисы» объяснил К. Л. Рудницкий (кстати, он тоже писал о счастье, которое испытал в 43-м, увидев фильм): это вовсе не комедия, а мелодрама, «горестная и трогательная». Добавлю лишь — мелодрама еще и в прямом смысле, то есть «музыкальная драма»: музыка Кальмана и Оффенбаха связала военное время с воспоминаниями о времени мирном и надеждами на счастливое будущее. Это и позволяет телевидению снова давать «Актрису» — мелодрама не стареет так, как «чистые» комедии, основанные на осмеивании незнакомых новым зрителям реалиях тех лет.
БУТОВСКИЙ Я. Андрей Москвин, кинооператор. СПб., 2000
|
...Во время войны легкие жанры необходимы, [...] водевиль и оперетта могут также помогать бойцам сражаться на фронте. Этой мысли режиссер Леонид Трауберг и сценаристы М. Вольпин и Н. Эрдман, как бы ломясь в открытую дверь, даже посвятили полнометражный фильм «Актриса». [...]
Может быть, фильм не показался бы столь слабым, если бы режиссер Л. Трауберг решил его в эксцентрических, ярко комедийных тонах. Не требовали же зрители особого глубокомыслия, скажем, от «Веселых ребят». Сценарий Н. Эрдмана и М. Вольпина давал возможность эксцентрического решения. Но режиссер Л. Трауберг проявил отсутствие юмора и склонность к слезливости, к мелодраме. Темп фильма медленен, мизансцены правдоподобны и неотчетливы, актеры играют с нажимом, всерьез. По всему видно, что режиссер решил всеми силами оборонять оперетту.
ЮРЕНЕВ Р. Советская кинокомедия. М., 1964
|
|