Смотреть День в Артеке (1939)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть День в Артеке (1939)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Производство: "Союздетфильм"
Год выпуска: 1939
Жанр: Детский, Документальный, Публицистический
Продолжительность: 0:21:33
Режиссёр: Жозеф Мартов
Автор сценария: Жозеф Мартов
Оператор: Жозеф Мартов
В ролях: Советские пионеры, посетители лагеря "Артек" летом 1939г.
Описание:
Работа самодеятельности кино-группы Московского Дворца пионеров.
Фильм снимался в лагере с июля по сентябрь 1939-го года.
В съёмках принимали участие пионеры "Артека" и воспитанники детских театральных студий, специально приглашённые на съёмки.
Дополнительная информация:

pic

Артек - любимое место отдыха советских ребят.
Лагерь был организован на урочище и реке у юго-западного склона Аю-Дага. По имени урочища получил название и сам лагерь.
В первые годы своего существования он так и назывался "Детский лагерь в Артеке".
Символом Артека является "Артековская ромашка". Серединка которой - стилизованное изображение земного шара, а разноцветные лепестки - взявшиеся за руки дети.

МАРТОВ Жозеф Климентьевич
(12 августа 1900 - 3 февраля 1972)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).
В 1912-1919 - ретушер, затем - фоторепортер. В 1928-1938 - оператор-постановщик киностудии "Ленфильм", затем - "Союздетфильм".
Снимал игровые и документальные фильмы.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

«Арте́к» — международный детский центр в Крыму. Расположен на южном берегу Крыма в посёлке Гурзуф. В прошлом — самый знаменитый пионерский лагерь СССР и визитная карточка Пионерской организации страны. Долгое время служил местом приёма делегаций из социалистических стран, а также глав государств ближнего и дальнего зарубежья.

13 марта 2014 года было объявлено, что в связи с национализацией украинских госкомпаний Крыма «Артек» будет переведён на баланс Республики Крым.

Происхождение названия

Лагерь получил своё название по месту расположения — в урочище Артек на берегу одноимённой реки (первоначальное название — «Лагерь в Артеке»). Происхождение самого слова, как и многих других крымских топонимов не имеет однозначного толкования. Наиболее обоснованные версии связывают его с греческими словами «άρκτος» (медведь) — по расположению у «Медведь-горы», «oρτύκια» (перепёлка), «άρτος» (хлеб) или татарским «арты́к» (лишний, особенный).

В самом лагере сейчас наиболее популярной является версия, связанная с перепёлками. Существует устойчивое выражение «Артек — перепелиный островок» и песня с таким названием.

В первой половине XIX века в урочище Артек находилось имение Татьяны Борисовны Потёмкиной, урождённой княжны Голицыной. В октябре 1836 года Пушкин отправил письмо в Артек её брату, музыканту и переводчику Н. Б. Голицыну.

История

Пионерская линейка в «Артеке», 1925

«Артек» был основан как лагерь-санаторий для детей, страдающих туберкулёзной интоксикацией[5], по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьёва.

Впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено 5 ноября 1924 года на празднике московской пионерии. Деятельное участие в подготовке к открытию лагеря приняли Российское Общество Красного Креста (РОКК), Российский коммунистический союз молодёжи (будущий ВЛКСМ) и Центральное Бюро юных пионеров. Руководил подготовкой лично З. П. Соловьёв. Видимо, поэтому в некоторых источниках он указывается, как первый директор «Артека», хотя непосредственное руководство лагерем сразу же после его открытия было поручено Ф. Ф. Шишмарёву.

Лагерь был открыт 16 июня 1925 года. На первую смену приехало 80 пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма.

В 1926 году начальником Артека был Марго С. В. В этом году в лагере побывала первая зарубежная делегация — пионеры из Германии.

Первые артековцы жили в брезентовых палатках. Через два года на берегу были поставлены лёгкие фанерные домики. А в 30-е годы, благодаря построенному в верхнем парке зимнему корпусу, «Артек» постепенно был переведён на круглогодичную работу. В 1936 году в «Артеке» прошла смена пионеров-орденоносцев, награждённых правительственными наградами, а в 1937 году лагерь принял детей из охваченной Гражданской войной Испании.

В годы Великой Отечественной войны «Артек» был эвакуирован через Москву в Сталинград, а затем в расположенную в алтайских предгорьях Белокуриху. Там, вместе с ребятами, оказавшимися в начале войны в Крыму, отдыхали и сибирские школьники. Сразу же после освобождения Крыма от оккупантов в апреле 1944 года началось восстановление «Артека». В августе открылась первая послевоенная смена. Через год территория лагеря была увеличена до нынешних размеров.

С начала 60х годов в лагере производилась реконструкция по проекту А. Т. Полянского. К 1969 году в «Артеке» насчитывалось уже 150 зданий, 3 медицинских центра, школа, киностудия «Артекфильм», 3 плавательных бассейна, стадион на 7000 мест и детские площадки для различных нужд.

В 1930-е годы «Артек» в течение некоторого времени носил имя своего основателя — З. П. Соловьёва. Затем, в 1938 году Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВЛКСМ удовлетворили просьбу пионеров присвоить лагерю имя В. М. Молотова, курировавшего «Артек» в правительстве и часто приезжавшего в лагерь. В 1957 году, накануне 40-й годовщины Октябрьской революции, «Артеку» было присвоено имя В. И. Ленина.

В советские времена путёвка в «Артек» считалась престижной наградой как для советских детей, так и для зарубежных. В пределах одной школы, путёвки удостаивались самые лучшие из пионеров по многочисленным показателям (участие в делах пионерской дружины, поведение, успеваемость и т. п.). В дни расцвета ежегодное количество путёвок в «Артек» составляло 27 000. В период между 19251969 гг. «Артек» принял 300 000 детей, включая более 13 000 детей из семнадцати зарубежных стран.

Почётными гостями «Артека» в разные годы были Жан-Бедель Бокасса, Леонид Брежнев, Юрий Гагарин, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Никита Хрущёв, Джавахарлал Неру, Отто Шмидт, Лидия Скобликова, Пальмиро Тольятти, Хо Ши Мин, Бенджамин Спок, Михаил Таль, Валентина Терешкова, Лев Яшин. В июле 1983 года «Артек» посетила Саманта Смит.

Похожие, хотя и менее знаменитые, пионерские лагеря были и в других республиках СССР. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубрёнок» (Минская область, БССР).

В 1952 году в ГДР пионерская организация имени Эрнста Тельмана построила пионерский лагерь, похожий на «Артек», получивший название Пионерская республика имени Вильгельма Пика.

Структура

Структурное деление «Артека» менялось вместе с его развитием.

Первоначально палаточный городок на берегу моря именовался просто «Детский лагерь в Артеке». Название урочища Артек закрепилось в качестве собственного имени лагеря несколько позже, к 1930 году, когда в верхнем парке был построен первый корпус для круглогодичного приёма детей. Он получил наименование «Верхний лагерь», а палаточный у моря — «Нижний». Третьим артековским лагерем стал в 1937 году «Суук-Су», созданный на базе переданного «Артеку» одноимённого дома отдыха. После Великой Отечественной войны в 1944 году «Артеку» был передан дом отдыха «Колхозная молодёжь», он стал ещё одним лагерем.

В пятидесятые годы «Артек» официально считался комплексом нескольких лагерей. Его дирекция именовалась «Управление всесоюзных пионерских лагерей», а сами лагеря было принято называть по номерам «Лагерь № 1» — «Лагерь № 4».

В 1959 году начались работы по воплощению в жизнь проекта т. н. «Большого Артека». В 1961 на карте «Артека» появилось первое знакомое сегодняшним артековцам название лагеря — «Морской». Он был построен на месте «Нижнего». А вскоре и весь «Артек» принял в общих чертах нынешний вид. Лагерь, построенный на месте «Верхнего», получил название «Горный». По замыслу авторов он должен был состоять из трёх пионерских дружин, каждая из которых размещалась в отдельном большом корпусе. На пустовавшей до этого территории в центре «Артека» был построен новый лагерь «Прибрежный». Он стал самым большим лагерем и объединил 4 дружины. Лагеря «Суук-Су» и «Колхозная молодёжь» серьёзных внешних изменений не претерпели, но получили новые названия: «Лазурный» и «Кипарисный» соответственно. В каждом из них, как и в «Морском», размещалась одна пионерская дружина. Основные работы были завершены к 1964 году. Авторы проекта — группа архитекторов, возглавляемая Анатолием Полянским, в 1967 году были награждены Государственной премией СССР в области архитектуры.

Таким образом, на момент распада СССР «Артек» состоял из 5 лагерей, объединявших 10 дружин: «Морской» (дружина «Морская»), «Горный» (дружины «Алмазная», «Хрустальная», «Янтарная»), «Прибрежный» (дружины «Лесная», «Озёрная», «Полевая», «Речная»), «Лазурный» (дружина «Лазурная») и «Кипарисный» (дружина «Кипарисная»)

Эта артековская структура сохранилась до сегодняшнего дня, но к концу 90-х годов сложилась новая традиция — все артековские дружины теперь называются «Детскими лагерями», а «Горный» и «Прибрежный» — комплексами лагерей. Хотя артековцы старшего поколения продолжают называть лагерями «Морской», «Кипарисный» и «Лазурный», а остальные — дружинами. Несколько лет назад в связи с аварийным состоянием корпуса приём детей в дружину «Алмазная» был прекращён.

В 60-е годы предполагалось, что строительство «Артека» будет продолжено. Группой Полянского были спроектированы лагеря «Скальный» и «Воздушный», ряд объектов культурного и образовательного назначения, однако этим планам не суждено было сбыться.

Кроме вышеназванных лагерей в структуру «Артека» входят две горные турбазы «Дубрава», «Криничка», в которые совершаются поездки некоторых артековских отрядов.

Сегодня, после проведённого несколько лет назад капитального ремонта «Морского» и «Горного» (радикально изменившего внешний и внутренний вид корпусов) бытовые условия и расходы на поддержание материальной базы разных артековских лагерей различаются. Соответственно, заметно различается стоимость путёвок и, как следствие, социальный состав отдыхающих детей.

Деятельность

Основные направления и составляющие работы лагеря:

  • Медицинско-оздоровительная. Первоначально это было главное, а по задумке З. П. Соловьёва, возможно, и единственное назначение «Артека». Об этом говорит тот факт, что с момента открытия главным должностным лицом лагеря был врач. В лагерь направлялись исключительно дети с диагнозом «туберкулёзная интоксикация», или находящиеся в группе риска по этому заболеванию. Режим включал в себя медицинские и гигиенические процедуры, соответствующим образом составлялось меню. Позднее к каждому отряду наряду с вожатым был прикреплён медицинский работник. Созданный, как одно из учреждений Российского Красного Креста, Артек через некоторое время был передан в ведение Министерства Здравоохранения.

Актуальной эта функция «Артека» была и в послевоенные годы, однако постепенно её место заняла функция «организации детского отдыха», включавшая в себя общую физкультуру, климатотерапию, режим дня, но специальных медицинских программ более не предполагавшая. Наоборот, появился целый список ограничений для направления в «Артек» по состоянию здоровья, сохранившийся поныне. Хотя в официальных документах и публикациях СМИ пребывание детей в лагере сегодня называется «оздоровлением».

  • Воспитательная. Первые сотрудники «Артека» отмечали в своих воспоминаниях его отличие от других существовавших в то время лагерей с их строевой подготовкой, ночными побудками и политическим воспитанием. «Артек» был «лагерем нового типа», «лагерем-санаторием». Главный пионерский девиз З. П. Соловьёв переписал: «Будь здоров! Всегда здоров!» Разумеется, необходимость воспитательной работы с детьми под сомнение не ставилась. Но уже с первых лет работы лагеря в руководстве страны задумались о превращении его в «кузницу кадров» для будущего комсомольского актива.

Постепенно функция патриотического, политического и идеологического воспитания вышла на первый план. Путёвка в «Артек» стала поощрением, наградой для пионера. Всё чаще решения о работе лагеря принимались на высшем партийном уровне, и в 1958 году «Артек» был окончательно передан из подчинения медицинским ведомствам в ведение ЦК ВЛКСМ. С этого времени вплоть до 90-х годов «Артек» считался «лагерем пионерского актива», здесь проводились Всесоюзные пионерские слёты и тематические смены для активистов разных направлений пионерской работы. Однако по общему мнению артековцев тех лет эта работа велась очень аккуратно, без перегибов. На фоне всеобщего охвата пионерской работой школьников страны «Артек» иногда выглядел даже немного по-диссидентски. Вожатые и педагоги лагеря старались воспитать в детях подлинную дружбу, а не отвлечённый коллективизм, и даже служить идеалам социализма учили без показного рапортования.

Достопримечательности

Музеи

Старейший музей лагеря, краеведческий, был создан уже в 1936 году. Первые экспонаты для его коллекции собирали сами артековцы на территории лагеря и в его окрестностях. Сегодня его экспозиция знакомит с историей и природой Крыма, животным и растительным миром Артека и Чёрного моря.

Неизменный интерес не только у детей, но и у взрослых гостей «Артека» вызывает Аэрокосмическая выставка, открытая по предложению и при непосредственном участии Ю. А. Гагарина в 1967 году. Основу экспозиции составили подарки космонавтов, приезжавших в лагерь. В частности: тренировочный скафандр Юрия Гагарина и скафандр Алексея Леонова, в котором был совершён выход в открытый космос, парашют спускаемого аппарата космического корабля «Восток» и действующее тренировочное оборудование первых космонавтов.

«Музей истории Артека» — основной музей лагеря. Он был открыт в 1975 году. Разделы его экспозиции посвящены истории артековской местности до основания лагеря и основным этапам истории «Артека» — основание лагеря и его первые годы, военный период и эвакуация на Алтай, работа «Артека» в качестве международного лагеря. Здесь же собрана большая коллекция подарков преподнесённых лагерю делегациями и гостями. При музее существует архив, в котором хранятся редкие документы, связанные с историей СССР и «Артека».

Самый молодой артековский музей — «Морская выставка» знакомит ребят с историей русского флота от первых морских походов славян. В пяти залах представлены образцы гражданской и военной морской техники, документы, художественные произведения, посвящённые флоту.

В 1970 году в «Морском», в домике Соловьёва был открыт музей основателя лагеря. Но сейчас никто уже не может вспомнть, когда он был доступен для посещения. Домик закрыт уже много лет, что находится внутри — неизвестно.

Исторические объекты

В «Артеке» сохранилось несколько построек дореволюционного времени, входивших в дворянские имения, которые находились на нынешней территории лагеря. Пожалуй, самая известная среди них — дворец Суук-Су, построенный в 1903 году, как центральное здание одноимённого популярного курорта, основанного в своём имении Ольгой Соловьёвой, вдовой инженера Владимира Березина. После революции национализированный курорт был передан под дом отдыха «Общества старых большевиков», а в 1937 году присоединён к «Артеку». В послевоенные годы именовался Дворцом пионеров и использовался, как учреждение досуга. Со временем здесь же были открыты Музей истории лагеря и авиационно-космическая выставка. Сегодня дворец продолжает выполнять культурно-досуговые функции. В актовом зале проводятся праздничные и концертные мероприятия, в фойе организуются выставки и встречи артековцев с гостями лагеря. Здесь же находится одна из артековских библиотек.

Склеп (часовня) Владимира Березина

Недалеко от Дворца, также на территории «Лазурного» лагеря, в стороне от центральных аллей находится фамильный склеп семьи владельцев имения (иногда именуемый часовней). Склеп выполнен в виде грота в отвесном склоне холма. В советское время он использовался для свалки мусора. Сегодня вход в пещеру, обрамлённый каменным порталом, закрывает решётка, через которую видна неплохо сохранившаяся фреска, изображающая святых равноапостольных Владимира и Ольгу, небесных покровителей Владимира Березина и Ольги Соловьёвой.

Менее известны другие исторические памятные объекты рубежа XIX — начала XX веков, которых немало на территории «Лазурного»: Бювет, Оранжерея, Узел связи, Гостиница «Орлиное гнездо» и другие.

Исторические здания в восточной части «Артека» (территория «Морского» и «Горного») построены несколько ранее вышеназванных. Связаны они с именами владельцев здешних земель: Олизара, Потёмкиных, Гартвиса, Винера, Метальниковых. В настоящее время они продолжают использоваться, как помещения для занятий кружков и хозяйственных нужд. В этой части лагеря находятся два объекта, непосредственным образом связанных с историей самого «Артека». В «Морском» сохранился крошечный домик, в котором жил основатель «Артека» З. П. Соловьёв во время своих приездов в лагерь. Предание связывает дореволюционную историю этого здания с именем французской графини Де ла Мот, ставшей прототипом Миледи, героини романов Александра Дюма. Домик этот закрыт для доступа уже несколько десятилетий. Многие нынешние артековцы даже не подозревают о его существовании. А в парке рядом с «Горным» лагерем находится корпус лагеря «Верхний», построенный в 30-е годы и сделавший «Артек» круглогодичным лагерем. В нём в 1958 году снимались некоторые сцены фильма «Военная тайна». Сегодня он используется, как жилой дом.

На западной границе «Артека», в «Кипарисном» лагере находится исторический объект ещё более древний. Здесь сохранились развалины генуэзской крепости XI—XV веков, построенной на месте ещё более древней, византийской (VI века). В Средние века в скале Дженевез-Кая, на которой построена крепость, был пробит тоннель для наблюдения за морем. Он также сохранился до наших дней.

Природные достопримечательности

Вид на Аю-Даг с пляжа детского лагеря «Лесной»

Аю-Даг (Медведь-гора) является популярным туристическим объектом и символом не только «Артека», но и всего Южного берега Крыма. Гора является естественной границей лагеря и оказывает существенное влияние на климат в «Артеке», защищая лагерь от восточных ветров. С первых лет существования лагеря Аю-Даг прочно вошёл в быт и культуру артековцев. Первые пионеры совершали походы с ночёвкой на вершине горы и в дупле дуба в лесу Аю-Дага оставляли послания артековцам следующей смены. Это дерево стало известно под именем «Дуб-почтальон», позднее он сгорел от туристического костра. Аю-Дагу посвящено множество артековских стихов и песен. Приключения артековцев во время походов к его вершине описаны в книгах Елены Ильиной «Четвёртая высота» и «Медведь-гора». Символическое изображение Аю-Дага — медвежонок является одним из артековских талисманов и традиционным подарком почётным гостям. Сегодня практически во время каждой смены артековцы совершают непродолжительные походы на гору с шуточным обрядом «Посвящения в артековцы». Практикуются также походы на вёсельных лодках к мысу Аю-Дага. У подножья горы расположены старейшие артековские лагеря — «Морской» и «Горный».

Адалары — две морские скалы, расположенные в непосредственной близости от побережья лагеря «Лазурный», также известны далеко за пределами Крыма, как один из символов полуострова. В 30-е годы артековцы совершали лодочные походы к Адаларам. Подобное плавание показано в фильме «Новый Гулливер». В конце смены каждый артековский отряд по традиции фотографируется на фоне Адалар. В августе 2008 года, в день Государственного флага Украины на Адаларах, в рамках артековской программы национального воспитания был поднят украинский флаг.

На территории «Лазурного» находятся ещё два примечательных объекта: выдающаяся в море «Шаляпинская скала», подаренная владелицей имения Суук-Су Фёдору Шаляпину для строительства «Замка искусств», и «Пушкинский грот» (пещера, частично заполненная водой).

По территории Артека протекает несколько мелководных горных рек, впадающих в море: Артек (Камака-Дере) в «Морском», Путанис (Путамиш) в «Прибрежном», Суук-Су в «Лазурном». Частично они убраны в трубы и подземные коллекторы.

Парки

Парки являются бесспорным украшением «Артека». Основатель лагеря З. П. Соловьёв особо подчёркивал их значение для детской здравницы. Начало парковому строительству на территории «Артека» было положено ещё в XIX веке Г.Олизаром, имение которого находилось возле горы Аю-Даг. Сегодня парковый ансамбль «Морского» и «Горного», спускающийся к самому морю, насчитывает до тысячи видов деревьев и кустарников, в частности — несколько видов кедра, три вида кипариса, несколько видов сосен и секвой, магнолии, сирень, олеандр. Есть здесь и маслиновая роща. Причудливый узор дорожек и аллей дополнен каменными лестницами. В парке производится художественная стрижка растений, здесь можно увидеть кусты в виде забавных животных и поискать выход из настоящего зелёного лабиринта.

Рядом расположен небольшой, но уникальный по своей коллекции парк Гартвиса-Виннера (в советское время — «Комсомольский»). Заложен он был в двадцатые годы XIX века директором Императорского Никитского ботанического сада Н. А. Гартвисом. Здесь можно встретить редкие виды растений: железное дерево и пробковый дуб, камфорное дерево, болеарский и вечнозелёный самшит, магнолию Суланжа.

Парк «Лазурного» был известен ещё в дореволюционное время, когда здесь находился курорт «Суук-Су». Именно тогда парку был придан вид итальянского террасного сада: подпорные стены, балюстрады и мостики с кованными перилами, каменные лестницы гармонично включены в буйную парковую растительность.

Не менее красивы и примечательны по составу и планировке парки «Кипарисного» и «Прибрежного».

Несколько аллей и скверов на территории лагеря было заложено самими артековцами. Один из них — «Сквер Дружбы» в «Лазурном» — 48 кедров, посаженных детьми из 48 стран, отдыхавших в «Артеке» во время проведения X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине.

Парки «Артека» имеют статус памятников садово-паркового искусства местного значения.

Памятники

Памятники «Артека» можно разделить на несколько тематических групп. Все они созданы в послевоенный период. Более ранние памятники, в том числе, созданные руками детей, были разрушены во время оккупации Крыма расквартированными на территории «Артека» фашистскими солдатами.

Ленинский мемориал (2008 год)

Самый большой артековский памятник — В. И. Ленину находится в центральной части «Артека», рядом с «Прибрежным». Архитектурный комплекс, включающий сам памятник и прилегающую территорию именуется «Ленинским мемориалом». Он был сооружён по проекту архитектора М. Ф. Синёва и народных художников СССР А. Т. Полянского и Н. А. Щербакова. Памятник, открытый в 1985 году, вместе с постаментом имеет высоту 19 метров, а пилоны за его спиной, изображающие древки знамён, достигают высоты сорока двух метров. Благодаря своим размерам памятник был внесён в морскую лоцию в качестве навигационного знака. Мемориал также включал в себя лекционный зал и площадки для выставок союзных республик, связанные лестницами и галереями.

Однако вскоре после постройки обнаружилось, что комплекс мемориала медленно сползает по склону вниз, вследствие чего облицовка из мраморных плит и лестницы, обрамляющие памятник, начали разрушаться; внутренние помещения комплекса пришли в непригодное для использования состояние. Символическое изображение пионерского костра, выполненное из разноцветного стекла, разбито и растащено на сувениры; отстающие плиты красного гранита начали расхищаться. На площадках мемориала много бытового мусора. В настоящее время артековские отряды водят в обход мемориала.

Несмотря на внушительные размеры, центральное расположение и идеологическое содержание, основным памятником лагеря, по замыслам авторов проекта «Большого Артека», должен был быть не «Ленинский мемориал», а «Монумент Дружбы детей мира» в «Морском» лагере. Заложен он был в 1962 году детьми из 83 стран, которые привезли в «Артек» кусочки горных пород. Основа монумента — большое панно из ракушечника с рельефными изображениями детских лиц и надписью: «Сердцем пламенем, солнцем сиянием, костром заревом, дети шара земного, дорогу дружбы, труда, счастья, мира, свободы, равенства, братства навсегда озарим». Панно размещено на отвесной стене крутого берега, обрамляя круглую площадку. В её центре расположен павильон, крыша которого изображает земной шар с очертаниями континентов и макетами артековских корпусов. В настоящее время она поржавела и имеет непривлекательный вид, стеклянные стены павильона разбиты. Во время крупных мероприятий и посещений лагеря официальными делегациями монумент частично драпируют тканью. Автор монумента — Эрнст Неизвестный.

На аллеях «Прибрежного» можно встретить ещё несколько работ, выполненных Эрнстом Иосифовичем. Это, во-первых, небольшие металлические скульптуры, очевидно призванные, по задумке автора, символизировать крымскую природу: изображения рыб и птиц на абстрактных конструкциях; во-вторых, уникальное панно из нержавеющей стали возле дворца «Суук-су». Благодаря им имя скульптора было увековечено в одной из артековских песен («Здесь когда-то Неизвестный ряд шедевров создавал…»)

Несколько памятников в лагере связаны с историей Великой Отечественной войны. В парке между «Морским» и «Горным» находится памятник Неизвестному матросу, погибшему в бою с оккупантами Крыма в 1943 году. Памятник, выполненный А. А. Емельянцевым в 1962-м году из белого камня, представляет собой скульптурное изображение советского воина в момент боя на морском берегу. В советское время это был один из главных памятников лагеря. Здесь проходят торжественные мероприятия, линейки, возложения цветов.

Недалеко от него в 1985 году был открыт мемориал в память о сотрудниках лагеря и солдатах Красной армии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Автор проекта — дизайнер «Артека» Ю.Соловьев. Памятник выполнен в виде символического изображения корабля. В 90-е годы местные «металлисты» ободрали с монумента весь бронзовый декор — пылающую пионерскую звезду, профили солдата, моряка и танкиста и бронзовую же плиту с именами погибших. Надпись на мраморной плите сообщает, что на этом месте похоронены воины, погибшие при освобождении «Артека». Оба памятника ежегодно, к очередной дате освобождения лагеря приводятся в приличный вид. Возле них проходят встречи ветеранов, проживающих в Гурзуфе. В остальное время года состояние памятников оставляет желать лучшего. В «Лазурном» лагере установлен памятник в честь артековцев, погибших в годы войны. Он выполнен в виде мраморной плиты с фамилиями героев. Среди них: Гуля Королёва, Рубен Ибаррури, Володя Дубинин. Несмотря на то, что плита, несколько раз менялась на новую, фамилия Алии Молдагуловой вновь и вновь пишется на ней с ошибкой. За пределами «Артека» памятник известен благодаря упоминанию в книге Елены Ильиной «Четвёртая высота». По словам бывших сотрудников лагеря, проживающих в Гурзуфе, в 2005 году среди них представителями администрации «Артека» был проведён неофициальный опрос, целью которого было выяснить реакцию ветеранов на возможную ликвидацию этих памятников.

Есть в «Артеке» памятники, связанные с его собственной историей. В «Морском» установлен памятный знак в честь первой артековской линейки, в виде камня с мраморной плитой и небольшая стела в память о Саманте Смит — на аллее, носящей её имя. Чуть выше, в парке «Горного» — мраморная колонна, найденная артековцами в 1928 году на развалинах средневековых сооружений на Аю-Даге, с высеченными словами З. П. Соловьёва об открытии в Артеке пионерского лагеря. Скульптурный памятник самому Зиновию Петровичу, работы А. А. Емельянцева был установлен в на территории «Алмазного» в 1978 году. В настоящее время «Алмазный» закрыт, памятник основателю «Артека» детьми не посещается, на площадке перед ним стоят мусорные баки.

Два артековских бюста работы А. А. Емельянцева посвящены людям, в честь которых были названы пионерские дружины «Артека»: в «Морском», медный на гранитном основании — Пальмиро Тольятти (1969) и в «Лазурном» более скромный — дважды Герою Советского Союза летчику-космонавту СССР В. М. Комарову. В 1972 году на стене дружины «Янтарная», носившей имя Аркадия Гайдара была открыта мемориальная доска с барельефом писателя, но после недавней реконструкции лагеря она была снята.

В «Лазурном» есть и ещё два памятника, созданные Емельянцевым из белого мрамора: памятник Н. К. Крупской возле дворца «Суук-Су» и бюст Пушкина на Пушкинской площадке. Недалеко от него на стене смотровой башни был размещён бронзовый барельеф поэта, отлитый в 50-е годы пионерами в артековском кружке. Барельеф пропал ещё в конце 80-х.

Последние несколько лет ознаменовались в «Артеке» своеобразной «войной с памятниками». Предпоследний генеральный директор лагеря О. В. Гузар выдвинула идею переноса всех памятников в одно, специально отведённое для них место. Тогдашний руководитель «Артека» — Б. В. Новожилов, после скандала, связанного со снятием изображений артековских орденов со стелы лагеря, в интервью журналистам заявил прямо: «Это уже история. Мы должны расставаться с памятниками прошлого».

В культуре и искусстве

Художественная литература

Артек является (полностью или частично) местом действия многих художественных произведений, среди которых можно назвать следующие: «Военная тайна» (А. Гайдар), «Девочка и олень» (Э. Пашнев), «Маленькие испанцы» (Е. Кононенко), «Медведь-гора» (Е. Ильина), «Месяц в Артеке» (В. Киселёв), «Невинные тайны» (А. Лиханов), «Письмо на панцире» (М. Ефетов), «Почти невероятные приключения в Артеке» (П. Аматуни), «Саманта» (Ю. Яковлев), «Улица младшего сына» (Л. Кассиль, М. Поляновский), «Четвёртая высота» (Е. Ильина), «Дневной дозор» (C. Лукьяненко).

Артек упоминается или является частью сюжета также во многих поэтических циклах и отдельных стихотворениях А. Барто, В. Викторова, А. Зацаринной, Л. Кондрашенко, С. Маршака, А. Милявского, Б. Миротворцева, С. Михалкова, В. Орлова.

В отдельных случаях авторы литературных произведений упоминают, что в прошлом герои их книг были артековцами, расширяя тем самым характеристику персонажа или объясняя мотивацию его поступков. Так, артековцами по воле авторов стали советский разведчик Александр Белов («Щит и меч», В. Кожевников), педагог Олег Московкин («Мальчик со шпагой», В. Крапивин), диссидент Толик Парамонов («Свобода или смерть», Л. Филатов) и другие.

Кинематограф

Кадр из к/ф «Трое» (Первый фильм, снятый в «Артеке», 1927 год)

Буквально с первых лет своего существования «Артек» стал использоваться для творческих нужд отечественного кинематографа. Этому способствовало совпадение нескольких факторов. Большое количество солнечных дней в году, близость Ялтинского филиала киностудии имени Горького, разнообразная экзотическая флора, горный рельеф местности и морской берег в сочетании с необычной, футуристической архитектурой. А при необходимости — и бесплатная детская массовка. Всё это делало лагерь идеальной площадкой для воплощения творческих замыслов кинематографистов.

Соответственно, фильмы, снимавшиеся в лагере, можно разделить на несколько групп. В первую очередь, это фильмы, действие которых происходит в Артеке: «Новый Гулливер» (1935), «Счастливая смена» (1936), «Военная тайна» (1958), «Пущик едет в Прагу» (1966) и фильмы о «неком», обычно — международном, пионерском лагере: «Трое» (1927), «Пассажир с „Экватора“» (1968), «Здравствуйте, дети!» (1962) «Сваты 4» (2010).

Вторая группа — приключенческие фильмы о морских путешествиях, дальних экзотических странах: «В поисках капитана Гранта» (1985), «Битва трёх королей (Огненные барабаны)» (1990), «Одиссея капитана Блада» (1991), «Сердца трёх» (1992), «Империя пиратов» (1995).

И, наконец, фантастические фильмы о жизни в далёком будущем: «Мечте навстречу» (1963), «Туманность Андромеды» (1967), «Через тернии к звёздам» (1981).

Также в «Артеке» снимались эпизоды и сцены кинокартин: «Белый пудель» (1956), «Ура, у нас каникулы!» (1972), «Новые приключения капитана Врунгеля» (1978), «Десять негритят» (1987), «Дунечка» (2004) и других художественных, публицистических и документальных фильмов.

Филателия