Смотреть Яков Свердлов (1940)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Яков Свердлов (1940)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Режиссер: Сергей Юткевич
Сценаристы: Борис Левин, Пётр Павленко
Оператор: Жозеф Мартов
Композитор: Давид Блок
Художник: Владимир Каплуновский
Страна: СССР
Производство: Союздетфильм
Год: 1940
Премьера: 12 декабря 1940
Актеры: Максим Штраух, Леонид Любашевский, Андро Кобаладзе, Павел Кадочников, Василий Марков, Николай Крючков, Ирина Федотова, Николай Горлов, Павел Шпрингфельд, Александр Гречаный, Владимир Владиславский, Николай Охлопков, Ксения Тарасова, Иван Назаров, А. Корзыков, Иван Любезнов, Сергей Филиппов, Игорь Смирнов, Кира Геннингсон
Жанр: биография, драма, исторический фильм

1902 год. Молодой Яков Свердлов (Леонид Любашевский) на шумной нижегородской ярмарке... Хитроумно смазав руки канифолью, он выигрывает новые сапоги, взобравшись на высокий и скользкий столб. Сапоги он великодушно отдаёт молодому крестьянскому парню Трофимову (Николай Крючков), расстроенному неудачной попыткой выиграть приз. В лавке коллекционера Свердлов присмотрел печатный станок для подпольной типографии. Купить станок помогает Максим Горький, уговоривший Фёдора Шаляпина дать деньги революционерам.
1905 год. Яков Свердлов на Урале. Он проводит большую агитационную работу среди рабочих, призывая их к восстанию против царизма. Искренность и простота Якова Михайловича, отзывчивость и внимание к простым людям,делают его желанным гостем в любой рабочей семье. Сын рабочего Лёнька Сухов (Павел Кадочников) на всю жизнь сохраняет искреннюю привязанность к Свердлову. Царская охранка выслеживает Свердлова и бросает его в тюрьму. Но и здесь он не прекращает борьбы, его боятся даже отпетые уголовники. По его инициативе в ответ на репрессии администрации заключённые объявляют голодовку. Свердлова ссылают в Сибирь.
1917 год. Царизм свергнут. Свердлов в Петрограде. С трибуны Учредительного собрания он оглашает первые декреты Советской власти. Затем Яков Михайлович занимает пост председателя ВЦИК (его называли первым советским президентом). Он приезжает в Нижний Новгород, где хозяйничают скрытые враги во главе с Мироновым, бывшим соратником Свердлова по подпольной работе. Резкое выступление председателя ВЦИК помогает партийной организации покончить с врагами. Миронову удаётся получить назначение на фронт. Здесь он предательски расстреливает друга Свердлова, комиссара Трофимова.
Начало 1919 года. Яков Михайлович смертельно болен, но до последней минуты жизни он остаётся на своём посту.

НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Сталинская премия II степени, 1941 год — Леонид Любашевский, Сергей Юткевич.

КРИТИКА
Долгая жизнь человека не укладывается в рамки фильма. Возникает растянутость, фрагментарность, с другой стороны — неизбежны пропуски, пробелы, упущения. Возникает опасность монотонности, излишней назидательности, научной популярности в ущерб художественности. Я не знаю, думал ли Сергей Юткевич обо всем этом. Я знаю лишь, что он, как всегда, сознавал ответственность своего замысла и искал для него наиболее выразительную, свежую и острую форму. Замысел этот обрел название: «Первый президент». Это был фильм о председателе ВЦИК в 1917—1919 годах — Якове Михайловиче Свердлове.
Не было никаких колебаний в выборе исполнителя заглавной роли. Это был Леонид Любашевский, известный в литературе под псевдонимом Д. Дэль, сотрудничавший с Юткевичем по сценарию «Встречный» и уже успешно сыгравший Свердлова в фильмах «Ленин в 1918 году», «Выборгская сторона». Там, правда, были небольшие эпизоды, но в них Любашевский сумел показать и ум, и волю, и юмор своего героя, и его безграничную любовь к Ленину. Любашевский деятельно включился в работу, стал соавтором сценария.
Чем больше углублялись авторы в изучение биографических фактов, тем яснее становилось, что построить последовательное, подробное, хронологически выдержанное повествование кинематографическими средствами нельзя. Было решено сделать цикл новелл, связанных между собой не столь сюжетом, сколь основным героем, и дать в каждой новелле, как бы поведанной одним из друзей и соратников героя, законченный рассказ.
Начать было решено с самой значительной, политически весомой и драматичной новеллы—с последних дней Свердлова, с заботы о нем Ленина, с исторической речи Ленина, в которой дана политическая и человеческая характеристика Свердлова во всем его масштабе, во всем значении. А дальше, как бы рассказанные устами друзей и соратников, шли отдельные характерные эпизоды романтической жизни революционера.
Великолепно удалась режиссеру новелла о юности героя, о нижегородской ярмарке 1902 года. В ней раскрылось мастерство Юткевича-ирониста, стилизатора, мастера острых деталей. Пестрая ярмарочная круговерть. Шарманки, молитвенные песнопения слепцов, пена юбчонок канканирующих див, полицейский на причудливом велосипеде, гладко обструганный шест, на вершине которого начищенные сапоги: залезешь, достанешь —твои! Здесь-то и происходит знакомство Свердлова с крестьянским парнем Трофимовым (артист Николай Крючков). Парень почти достал сапоги, коснулся их, но соскользнул с намасленного шеста. А Свердлов, вспомнив ученичество у аптекаря, натер ладони и подошвы канифолью, залез, достал и отдал сапоги парню. Так завязалась дружба. На ярмарке мы увидели молодого Горького. Рылся в ларьке букиниста, с азартом смотрел на лазанье по шесту. Дружески журил «конспиратора», привлекшего внимание всей ярмарки. А потом спрятал этого конспиратора в гримерной знаменитого певца.
Горький — одна из первых ролей П.Кадочникова Обаяние, лукавый юмор, жадная зоркость взгляда (очарование артиста заставило Юткевича дать ему в фильме и вторую роль—ученика, «адъютанта» Свердлова, Леньки). А знаменитого певца, сиречь Шаляпина, с блеском сыграл Николай Охлопков. Следующая новелла—в Екатеринбурге — выполнена в драматических тонах. Внутрипартийная борьба с оппортунистами, преследования охранки, тюрьма, сибирская ссылка... Эпизод завершается могучей картиной сибирского ледохода, знаменующего революцию. Явная перекличка с пудовкинской «Матерью» не лишила эту метафору монументальности и силы.
Короткий эпизод революции. Ленин на броневике. Снова перекличка с немой классикой — с «Октябрем» Эйзенштейна. Но и это на пользу. Обозначение эпохи яркое, моментальное. И другой знак эпохи — молодой Маяковский читает на мосту свои стихи:... «Небывалой сбывается былью социалистов великая ересь!»
А затем—стык—кабинет председателя ВЦИК в московской гостинице «Метрополь». Безмерные заботы о строительстве нового социалистического государства, работа над первой Конституцией, поток посетителей — красноармейцы, рабочие, крестьяне, матросы.
И здесь применен спорный, смелый, рискованный прием. Рассказчиком о Свердлове становится его заклятый враг—Миронов (артист Н.Горлов). Мы видели его гимназистиком, играющим в Нижнем Новгороде в революцию. Ликвидатором, буржуазным приспособленцем в екатеринбургской борьбе. В дни приезда председателя ВЦИК в Нижний Новгород он предательски расстреливает Трофимова. Сцена эта полна трагических штрихов—туман, талый снег, взлет воронья после залпа...
Фильм был снят согласно замыслу. Для сцепления новелл режиссер применил изящные заставки. Звон кремлевских курантов обозначал границы эпизодов и вместе с тем как бы связывал их. Расписная чайная чашка—аксессуар быта времени—появлялась в разных эпизодах и медленно, рапидом, падала, разбивалась, выроненная Ленькой, услышавшим слова врача о безнадежности состояния больного Свердлова...
Так выглядел фильм первоначально. Затем он был перестроен в хронологическом порядке. Перед каждой новеллой появилась надпись, точно обозначающая время и место действия. Был введен эпизод разоблачения и ареста предателя Миронова. Эти переработки имели, разумеется, смысл: облегчали познание биографии героя, проясняли некоторые исторические обстоятельства. Однако художественная гармония фильма, мне думается, пострадала.
Р. Юренев
«Советский экран» № 5, 1981 год

О фильме "Яков Свердлов"

Уже сам композиционный принцип "Якова Свердлова" выдавал свободный от шаблона, обязательных штампов биографического фильма замысел режиссера. Эпизоды из жизни Свердлова должны были рассказывать его друзья и соратники. Из сочетания увиденных разными людьми, с разных точек зрения поступков героя, из сцен, сложенных свободно, отнюдь не в строгой временной последовательности, должен был возникнуть характер объемный, многоплановый. Однако это своеобразное построение, предвосхищавшее "Гражданина Кейна" Орсона Уэллса, не было осуществлено. В уже законченном фильме эпизоды биографии Свердлова были перемонтированы в строгом хронологическом порядке. Это, конечно, повредило картине. Но даже в таком "выпрямленном" виде фильм остается одной из самых живых, человечных историко-революционных картин 30-х годов. Молодой Свердлов появляется в фильме на фоне пестрых картин Нижегородской ярмарки, отлично снятых оператором Ш. Мартовым. Чудо ХХ века — автомобиль, пускающий клубы бензинного дыма; аэроплан, выделывающий в небе замысловатые фигуры; доморощенные герлс, выбрасывающие ножки в наимоднейшем матчише; черные слепцы, медленно пробирающиеся, держась друг за друга, через бурную толпу; восторженные купчики и пронырливые жулики, балаганы, киоски, питейные заведения... Образ времени возникал в пестроте деталей. В остром эксцентрическом их сочетании чувствовалась культура фэксов, с которыми Юткевич начинал свой путь. Но было и несомненное отличие. Юткевич создавал образ эпохи не только в сменяющих друг друга в быстрых монтажных ритмах деталях, символах времени, но и в довольно подробно развернутых жанровых зарисовках, как бы анекдотах времени, что делало атмосферу эпохи более понятной, доступной, ощутимой для самого широкого зрителя. Здесь опять-таки было осознанное стремление делать картины так, чтобы они "взволновали бы миллионы". Свердлов появляется в картине неожиданным, почти цирковым образом. По скользкому столбу, на вершине которого закреплены сапоги, лезли и срывались один за другим охотники до соблазнительного приза. И вдруг тщедушный паренек в очках и ситцевой рубашке, подпоясанный ремешком, ловко, по-кошачьи взбирался на столб и под восторженный рев толпы доставал приз. Это был Свердлов. Экспозиция смелая и достаточно необычная.

[...] Тем не менее, это рискованное начало как бы определяло стилистику всего фильма, лишенного официальности, холодной торжественности многих историко-биографических картин.

ХАНЮТИН Ю. Художественное кино второй половины 30-х годов // История советского кино. Т. 2. М., 1973.