Смотреть Член правительства (1939)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Член правительства (1939)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Режиссеры: Иосиф Хейфиц, Александр Зархи
Сценаристы: Иосиф Хейфиц, Екатерина Виноградская (Тиссова), Александр Зархи
Оператор: Александр Гинцбург
Композитор: Николай Тимофеев (II)
Художники: Владимир Калягин, Ольга Пчельникова
Страна: СССР
Производство: Ленфильм
Год: 1939
Премьера: 8 марта 1940
Актеры: Вера Марецкая, Василий Ванин, Николай Крючков, Валентина Телегина, Константин Сорокин, Борис Блинов, Иван Назаров, Василий Меркурьев, Алексей Консовский, Александра Матвеева, Елизавета Уварова, Александра Фомина
Жанр: драма

Весна 30-х годов. Бывшая батрачка Александра Соколова вступает в колхоз. Проходит время и ее избирают председателем. Многие сомневаются, что женщина может руководить хозяйством артели. Не верит в это и ее муж Ефим. Не уговорив Александру бросить пост председателя, он уходит из дома. Но колхоз процветает, Ефим возвращается и вскоре наступает самый счастливый день в жизни Александры: народ избирает ее депутатом Верховного Совета.

В 1940 […] В. П. Марецкую пригласили в Ленинград «пробоваться» на главную роль в фильме «Член правительства». Актриса не была уверена в успехе и уж вовсе не догадывалась, что картина вскоре будет названа классикой советского кино. […]

К моменту постановки картины литература уже рассказала о коллективизации в «Поднятой целине» М. Шолохова, в «Брусках» Ф. Панферова, в «Стране Муравии» А. Твардовского. Женский вариант «великого перелома» задалась воссоздать сценаристка Екатерина Виноградская. Она близко познакомилась с подлинной Александрой Соколовой, чье имя и фамилия были оставлены в сценарии и фильме без изменения, а жизнь послужила веским основанием для драматургии. Это она — Соколова — молодая, статная, красивая женщина — депутат верховного органа власти — выступила в Кремле, и к ней, еще румяной от волнения, подошел А. М. Горький, поцеловал и мягко пробасил: «Вы золотой доклад сделали!» Потом с ней беседовал М. И. Калинин и расспрашивал о том, как удалось ей, бывшей неграмотной батрачке, поставить свою деревню на ноги.

Ответ на этот вопрос для миллионов зрителей дала актриса Вера Марецкая, создавшая поразительный по цельности и красоте образ советской женщины. […] [Э]та задача […] оказалась новой […] для всего советского киноискусства. Роли героини-современницы такого масштаба оно до той поры еще не знало.

Позднее Марецкая вспоминала: […]

«При встрече с режиссерами фильма я им сказала: „Вы, вероятно, никогда не видели меня в жизни, иначе не предложили бы играть роль Соколовой — ведь я к ней совершенно не подхожу“. Но они все же предложили мне прочесть что-нибудь из этой роли. И так как я читала просто для своего удовольствия, зная, что все равно играть эту роль не буду, то я чувствовала себя очень непринужденно и читала, кажется, хорошо. […]. Меня очень увлекли слова и мысли Соколовой. Мир ее чувств меня захватил своим благородством и силой. На следующий день решили сниматься для пробы. Я не верила, что буду играть, но подумала: сыграю для осветителей». […]

Соколова у Марецкой до конца проносит в себе всю свою жизнь. В ней всегда проступает ее прошлое, ее биография. Ведь и в природе существует закон сохранения вещества. Ничто не исчезает бесследно. В искусстве же это верность своему «я», образной сути характера. И Марецкая в «Члене правительства» вполне овладела этим секретом искусства. Никогда еще эксцентризм внешний не уступал столь последовательно место эксцентризму внутреннему, точнее — диалектике психологии человека. Вся роль была построена на резких, неожиданных переходах, и само веселое озорство, присущее Соколовой, как бы передавалось актрисе. Не беда, если и наоборот! […]

О фильме «Член правительства» Алексей Каплер сказал: «Это подлинно народный фильм». Слова известного кинодраматурга можно бы дополнить так: «А исполнительница главной роли — это подлинно народная артистка».[…]

На долгие-долгие годы сохранились самые теплые отношения между Верой Петровной Марецкой и Александрой Яковлевной Соколовой — прототипом ее героини.

ЯКУБОВИЧ О. Народная артиска СССР Вера Марецкая. М.: Союз кинематографистов СССР, Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1984

Все в фильме существует для […] героя. Его обрисовка — главная цель каждой сцены. […]

Монографичность [...] фильма […] — индивидуальная особенность Зархи и Хейфица […]. Нельзя сказать, что именно эти режиссеры выдумали такой метод. […] Но они сделали его сознательным, решающим принципом и довели в «Депутате» до невиданного совершенства. Но для того, чтобы открыть на экране новый большой современный образ, нужно свершить еще одно немаловажное открытие. Нужно угадать актера, способного вынести на своих плечах груз всего произведения в целом. […] Так угадана в «Члене правительства» Вера Петровна Марецкая. […] Образ, созданный ею в фильме, — одна из самых ослепительных побед советского актерского мастерства. […]

Яростная борьба Александры против перегибщиков в эпоху коллективизации 1930 года звучит голосом мудрости народных масс […]. Соколова в тяжелой борьбе с собственной темнотой, с неразгаданными еще врагами, в ответ на […] насаждение уравниловки и развал труддисциплины — стихийно «сочиняет» принцип трудодней, как бы предвосхищая […] партийное решение. Она не умеет еще обобщать, она уверена, что нашла выход только для своего колхоза. Но именно благодаря отсутствию искусственного нажима, благодаря естественности рисунка и тона — простое деловое решение, на которое в мучительных думах набрела рядовая колхозница, приобретает силу обобщения. […]

Впервые перед зрителем засверкал всеми красками крестьянский образ, лишенный пресловутого унылого лапотно-сермяжного колорита. Это образ романтически приподнятый. Именно поэтому социальная его правдивость […] особенно волнует. Поражают при этом в Соколовой ее самообладание и выдержка. […]. В ней особенно пленительна верность своей собственной природе. Это природа русской женщины: смелой, талантливой, застенчивой, душевной, терпеливой и веселой. […]. Без тени натяжки, широким потоком возникают в этом образе черты русской женщины, созданной великой нашей классической литературой. […]

Невиданно-новые представления о людях крестьянского труда, об их чувствах, богатых и сложных, возникают у зрителя этой картины. […]

В Соколовой сосредоточен пафос новой колхозной жизни: новой техники и организации труда, новой морали, высокого строя человеческих чувств. […]

Тема Александры, ее доля — и государственная и личная бабья — зазвучали в фильме как большая поэтическая тема.

И в этом второе, едва ли не самое замечательное открытие; сделанное авторами «Члена правительства». […]

В фильме замечательно еще и то, что, при всем драматическом его накале, в нем бездна переливов оттенков красок. Как должен любить Александру зритель, когда она запевает на свадьбе «Погодушку», потом пляшет «лебедью», потом, слегка захмелев, пьяно пошатывается и уже несет какой-то вздор! И еще сильнее звучит переход от этой сцены к одинокому горю, к обиде на свою судьбу.

Искры юмора сверкают в фильме. […]

«Член правительства» в решающих своих звеньях — произведение такого большого размаха, что именно поэтому нельзя не сказать о некоторых его элементах, которые много ниже уровня основного образа и его коллизий. Это относится ко всей теме вредительства в колхозе. […] В пределах этой темы не совершено в фильме никакого открытия. […] И все-таки, далее при этих условиях, вносящих в фильм диспропорцию, «Член правительства» — событие настолько большое и важное в современном советском искусстве, что роль его впору сравнивать с ролью «Поднятой целины» Шолохова […]. Виноградская, Хейфиц и Зархи, оператор Гинцбург, Марецкая выступили в «Члене правительства» как большие мастера современной темы.

МЕССЕР Раиса. Мастера современной темы // «Член правительства». Сборник материалов к кинофильму. Л., 1940. С. 3—20