Смотреть Трактористы (1939)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Трактористы (1939)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Трактористы
Трактористы.jpg
Жанр

мелодрама
комедия

Режиссёр

Иван Пырьев

Автор
сценария

Евгений Помещиков

В главных
ролях

Марина Ладынина
Николай Крючков
Борис Андреев
Пётр Алейников

Оператор

Александр Гальперин
Борис Арецкий

Композитор

Дмитрий Покрасс
Даниил Покрасс

Кинокомпания

«Мосфильм»

Длительность

88 мин.

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Год

1939

«Трактористы» — советский музыкальный художественный фильм 1939 года, поставленный Иваном Пырьевым.

Сюжет

1938 год. Демобилизованный старшина Клим Ярко возвращается с Дальнего Востока. В вагоне-ресторане он с двумя друзьями-танкистами пьёт пиво и хвалит родную Украину. Клим показывает друзьям газету «Правда» с фотографией своей землячки Марьяны Бажан — бригадира женской тракторной бригады, кавалера Ордена Трудового Красного Знамени. «К ней поеду!», — смеясь говорит Клим.

Марьяна — мастер скоростной вспашки. На мотоцикле, в робе и сапогах, носится она по колхозным полям, организуя работы своей бригады. Десятки писем получает Марьяна от узнавших о ней из газет поклонников. Но такая популярность не радует её. Чтобы отпугнуть «женихов», она упрашивает грубоватого здоровяка Назара Думу выдавать себя «для виду» за её жениха.

Начальник МТС Кирилл Петрович с шутками и неизменными прибаутками («Забодай тебя комар») выступает перед бригадирами трактористов. Назар Дума признаётся, что у него есть невеста — Марьяна. Кирилл Петрович в личной беседе пытается убедить Марьяну, что Назар ей не пара. Марьяна отвечает «в няньках не нуждаюсь».

Вечером Клим идёт по степной дороге и натыкается на Марьяну, сидящую у своего опрокинувшегося мотоцикла. Ловкий Клим быстро заводит мотоцикл и отвозит Марьяну к ней домой. Только здесь, при свете, он понимает, кого выручил: «Так вот ты какая, Марьяна Бажан!». Сноровистый Клим сначала устраняет Марьяне вывих, потом лихо чинит трактор и садится ужинать. Восхищённая Марьяна предлагает Климу остаться и осмотреться в их бригаде. Клим соглашается.

Вечерами он играет на баяне и поёт трактористкам песню «Три танкиста». Однажды к Марьяне наведывается Назар Дума. Он уже совсем вошёл в роль и сразу представляется Климу как жених. Обидевшийся Клим уходит в соседнюю Перловку. Марьяна пытается остановить его: — Останься! Никого никогда не просила. Останься, Клим. Но тщетно. Марьяна отправляет в погоню Кирилла Петровича.

Тем временем Назар и Савка «грабят» грузовик с топливом для тракторов. Разгневанный Кирилл Петрович разжалует Назара в простые трактористы и назначает бригадиром Клима.

Трактористы решают устроить новому бригадиру испытание. Сначала Савка издевательски поёт ему куплеты «Здравствуй, милая моя, я тебя дождался». Клим пропускает иронию мимо ушей и в ответ пляшет лихой танец. Потом Клим на слух определяет дефекты тракторного двигателя. Трактористы принимают нового бригадира. Помимо основной работы, Клим обещает учить их вождению танка, стрельбе и работе в противогазах.

Вместо положенного по инструкции плуга шириной 240 см Клим цепляет к трактору плуг шириной 330 см. Мощный «Сталинец» справляется!

Кирилл Петрович выступает перед трактористами, читает стих о 1918 годе и предупреждает: «Опять немца, забодай его комар, на нашу землю тянет. Драться будем!». Он одобряет почин бригады Клима: — Трактор, хлопцы, это танк!

Марьяна изучает книгу «Танкисты» о событиях у озера Хасан. Вечером Клим с бригадой поёт Марш советских танкистов. Распевая эту песню, Назар даёт две нормы в день. Его портрет печатают в газете. Узнав об этом, Кирилл Петрович говорит Марьяне, что теперь он одобряет её свадьбу с Назаром. «Ой, Клим, Клим дурной», говорит Марьяна и бросается целовать Клима. Входит Кирилл Петрович и Марьяна от смущения выпрыгивает в окно. Клим признаётся Кириллу Петровичу, что он сам любит Марьяну.

Марьяна в ночной степи поёт песню о «нежной, большой любви». Внезапно появляется Клим. Влюблённые признаются друг другу. Из темноты появляется на машине Кирилл Петрович и, освещая парочку бригадиров фарами, поздравляет их. Тут же уговариваются сыграть свадьбу сразу после сева.

Свадьба! Жених в военной форме, невеста — в вышитой сорочке и сарафане, трактористы — в костюмах. Жених и невеста с орденами. Кирилл Петрович провозглашает тост «за мастеров земли, за трактористов». — Живите, хлопцы, размножайтесь, веселитесь, забодай вас комар. Но каждую минуту будьте готовы встретиться с врагом!

Все встают и поют Марш советских танкистов. На словах «когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин» все поднимают бокалы к портрету Сталина.

В ролях

Николай Крючков в роли Клима Ярко. Почтовая карточка с оригинальной маркой, выпущенная к столетию со дня рождения Н. А. Крючкова. Россия, 2011 г.
  • Марина Ладынина — Марьяна Бажан
  • Николай Крючков — Клим Ярко
  • Борис Андреев — Назар Дума (первая роль в кино)
  • Степан Каюков — Кирилл Петрович
  • Пётр Алейников — Савка
  • Владимир КолчинХаритоша
  • Ольга Боровикова — Франя
  • Р. И.Днепрова-Чайка — Марковна
  • Алексей Долинин — Тарас Григорьевич, пожарный из Мелитополя
  • Пётр Савин — танкист, друг Клима
  • Артавазд Кефчиянтанкист, друг Клима
  • Аркадий Райкин — пляшущий тракторист (эпизод)

История создания

После успеха выпавшего на долю фильма «Богатая невеста» Иван Пырьев получил признание зрителей, критики и лично Сталина. Режиссёр немедленно начинает работу над следующей картиной, главным героем которой станет воин-танкист[2]. Аркадий Захарович Добровольский (1911—1969) в 1936 году завершил сценарий «Трактористы», а уже в 1937 году был репрессирован, пробыл в заключении 21 год. Колымская жизнь А. З. Добровольского упоминается в рассказе Варлама Шаламова «Афинские ночи». В частности: «Пырьев и Ладынина прислали бывшему сценаристу „Трактористов“ и эту поэму» (речь о «Поэме без героя» Ахматовой в первом ташкентском варианте). Известна также переписка Шаламова и Добровольского с упоминанием Пырьева. По другим данным сценаристом является Евгений Помещиков. Имеются данные и о соавторстве Добровольского и Помещикова.

В 1938—1939 году на дальневосточных рубежах страны произошёл ряд военных инцидентов (озеро Хасан, Халкин-Гол), которые доказали боеспособность советских войск, противостоявших японским милитаристам. Напряжённое предвоенное время в Европе диктовало темы для кинематографистов СССР. В ходе работы над фильмом милитаристский настрой, которого не хватало в сценарии, был только усилен. В финальной сцене свадьбы главные герои и гости дружно запевают песню «Броня крепка и танки наши быстры», давая тем самым понять, что советские люди готовы к военным испытаниям.

На пробах к картине единственная сложность возникла с характерной ролью Назара Думы. На неё после долгих поисков утверждён молодой актёр из Саратова Борис Андреев, который приехал в Москву с Саратовским театром драмы на летние гастроли. Роль Назара Думы стала дебютом успешной кинокарьеры и началом большой дружбы Андреева с Петром Алейниковым, которую они пронесли через всю жизнь.

Натурные съёмки картины прошли на Украине летом-осенью 1938 года, в Николаевской области (Гурьевская МТС). В декабре 1938 года фильм был закончен, а премьера его состоялась 3 июля 1939 года.

Фильм получил широкое признание зрительской аудитории. Песни из фильма приобрели самостоятельную популярность, став одними из самых любимых народных песен на военную тематику.

Только двое тех танкистов,
Тот водитель и стрелок,
Всё глядят на гармониста
Словно что-то невдомёк.

И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь повёл о трёх танкистах,
Трёх товарищах рассказ.

«Василий Тёркин» А.Твардовский

Художественное значение

Фильмы «Богатая невеста» и «Трактористы» — первые в ряду работ Пырьева мифологизирующие колхозный быт, изображающий идеализированную картину на экране, ставшую классикой сталинского периода в кинематографе.

Внешне конфликт фильма заключён в любовном треугольнике. Но личные отношения героев всегда рассматриваются как вторичные и лишь постольку, поскольку они одобрены властью. Главный герой доказывает искренность чувств любимой женщине победами на трудовом фронте. Характерна сцена, в которой Клим Ярко рассказывает о своих чувствах к Марьяне сначала не ей самой, а начальнику МТС.

Особенность этой картины в искренности пафоса, который в фильмах 1930—1950 годов всерьёз воспринимался аудиторией как изображение будущей светлой жизни. Другая важная особенность — подспудное настроение надвигающейся войны и катастрофы, довлеющее над вполне безобидным основным героико-романтическим сюжетом. Даже символ технического прогресса 1930-х годов трактор преподносится в фильме как мирный танк. Герои готовы пересесть в настоящие танки по первому призыву.

Фильм Пырьева «Трактористы» интересен тем, что картина мира в нём как бы раздваивается. Став воспроизведением утопической картины зажиточной колхозной жизни, свойственной лиминарию, фильм в то же время свидетельствует о прорыве в эту утопию активного пассионарного начала.

Фильм стал олицетворением той идеи, к которой стремилась страна и советская власть. Именно так представляла она будущую жизнь в колхозе.

Послесталинская цензура

В период правления Хрущёва фильм «Трактористы», так же как и другие фильмы с упоминанием Сталина, подвергся редактированию. В частности, в "восстановленной" версии, выпущенной в 1964 г., полностью удалены атрибуты «культа личности»:

  • заретушированы или убраны иным способом портреты Сталина;
  • заретушированы названия «Сталинец» на тракторах, или вырезаны кадры с такой надписью;
  • перезаписан с новым текстом припева знаменитый Марш советских танкистов —
изначальный текст припева:

Гремя огнём, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин,
И первый маршал в бой нас поведёт.

был переозвучен:

Гремя огнём, сверкая блеском стали,
Пройдут машины в яростный поход,
Когда суровый час войны настанет,
И нас в атаку Родина пошлёт.[9]

Вплоть до 2005 г. по телевидению демонстрировалась исключительно «восстановленная» версия фильма, выпущенная в 1964 г., в которой помимо названных исправлений была переозвучена значительная часть текстовой фонограммы фильма. В феврале 2005 г. на канале «Культура» впервые за долгие годы была показана оригинальная версия фильма. На DVD издаются оба варианта фильма. Оригинальная версия издана «Союз-видео».

Песни из фильма

  • «Три танкиста»
  • «Марш советских танкистов»

Призы и премии

  • 1941 — режиссёр Иван Пырьев, актёры Николай Крючков и Марина Ладынина удостоены Сталинской премии I степени в области литературы и искусства[2].

Интересные факты

  • Герои фильма совершают трудовые подвиги на тракторе «Сталинец-65» (ЧТЗ С-65) (изображен на постере). Трактор, участвовавший в фильме, в память об этом установлен при въезде в село Гурьевка (Новоодесский район Николаевской области Украины), где происходили съёмки.
  • Марьяна Бажан ездит на мотоцикле ПМЗ-А-750 — первом серийном советском тяжёлом мотоцикле. Он выпускался серийно с 1934 по 1939 год на Подольском механическом заводе (ПМЗ). В народе этот мотоцикл называли «Попробуй Меня Заведи» и далее «Заведешь — может, и поедешь». Тяжелые мотоциклы ПМЗ-А-750 поступавшие для гражданских нужд были весьма дороги. Их цена в 1938 году составляла 7760 рублей. Для сравнения цена массового лёгкого Л-300 была 3360 рублей, а ИЖ-7 стоил 3300 рублей.
  • В 1992 году на фильм снят первый российский ремейк в жанре пародии «Трактористы 2» по сценарию Ренаты Литвиновой и Глеба Алейникова.
  • В 1998 году выходит компьютерная игра в жанре "квест" - "ГЭГ". Там произносится в одной тональности с героем Крючкова фраза: "Так вот ты какой, северный олень".

    [...] "Трактористы" — смешная картина, но смешна она по-хорошему, без того трюкачества, которое до сих пор многим кажется необходимой принадлежностью кинокомедии ...
    Авторы картины построили сюжет на фактах соревнования двух тракторных бригад. Они сумели показать интересные, запоминающиеся, вызывающие наше сочувствие фигуры, внесли в действие много веселья, здорового юмора и полноценной жизни. [...]
    АНИСИМОВ И. "Трактористы" // Правда. 1939. 4 июня
    [...] Сюжет неплох для комедии, хоть и не блещет новизной. Сценарист Помещиков разработал этот сюжет тщательно и уверенно: много ярких ролей, меткие диалоги, превосходная стремительность действия. Однако в чисто комедийном плане Помещиков не использовал и десятой доли тех возможностей, которые давал ему сюжет мнимого жениха. [...]
    Постановщику фильма режиссеру Пырьеву частенько приходится поэтому развлекать зрителя дивертисментом с пением и плясками вместо того, чтобы пользоваться комедийными возможностями основного сюжета. [...]
    ГАБРИЛОВИЧ Е. "Трактористы" // Вечерняя Москва. 1939. 2 июня
    За десять с лишним лет после создания «Потемкина» и «Матери» ведущая кинорежиссура не смогла создать ни одного яркого [...] образа — человека современной эпохи и человека эпохи гражданской войны.
    Творческому методу «бессюжетности», «монтажа» и «типажа» оказалось не под силу проникновение в глубины человеческих чувств, сильных страстей и романтизма героев, рожденных гражданской войной. Как оказалось не под силу и художественное выражение тончайшей человеческой психологии, энтузиазма труда и лирических чувств рабочих и работниц — строителей первой пятилетки. [..]
    [...М] ы писали сценарий о передовых людях сельского хозяйства […] и о перевоспитании на основе их опыта таких отстающих, как Назар Дума, Савка, и других.
    Угроза же войны, нависшая в те дни над всем миром и над нашей страной, заставила нас ввести (уже в режиссерский сценарий) еще одну тему — тему боевой готовности наших людей защищать свои завоевания, свой труд, свою Родину. Надо было связать эти две темы в единую драматургическую концепцию и сделать кинокартину комедийного жанра. […]
    Музыка писалась во время работы над режиссерским сценарием и вошла в фильм одним из основных компонентов.
    Мне хотелось, чтобы музыка в «Трактористах» не просто иллюстрировала события, создавая атмосферу, настроение, а, органически сливаясь с поступками и действиями героев, помогала углублять характеры, заострять конфликты и, становясь на какое-то время ведущей силой фильма, нести идейно-драматургические функции... […]
    […] Фильм сразу, с заглавных титров, начинался песней «Три танкиста» и заканчивался грозным маршем, который запевал Назар Дума на свадьбе Марьяны Бажан и Клима Ярко. Слова песни единодушно подхватывали все присутствовавшие трактористы, и они звучали торжественной клятвой встать как один на защиту Родины!
    Две эти песни наметили собой и форму фильма, придав ему с самого начала музыкальный и несколько романтический характер. […]
    […] [П]очти все актеры впервые играли большие роли. Все они были свободны. Нигде параллельно не снимались. В театрах не выступали. И, к общей радости группы, были всецело в распоряжении режиссуры. На натурных съемках они, как правило, ходили только в костюмах своих персонажей. В свободное время общались и дружили с теми людьми, которых они играли. И, сами того не замечая, перенимали у них привычки, говор, особенности поведения. Игра артистов перед аппаратом от этого с каждым днем становилась все более правдивой и убедительной. […]
    […]
    Пейзаж у А. В. Гальперина получился органически слитым с образами людей, с их машинами и трудом. Он стал органичен и основной теме картины, чем во многом помог ее решению. […]
    «Трактористов» мы сняли очень быстро. Начав съемки в июне, мы в конце декабря уже представили фильм на утверждение нового председателя Комитета по делам кинематографии — С. С. Дукельского. […]
    Мне предлагалось вырезать из картины лучшие комедийные куски и целые игровые эпизоды с Андреевым и Алейниковым, которые и мне, и всей группе, и многим моим товарищам очень нравились. Всего надо было вырезать не более, не менее, как метров шестьсот, то есть почти две части.
    — Делать эти сокращения, Семен Семенович, я не буду,— набравшись духу, твердо произнес я. — Они резко ухудшат картину.
    — А по-моему, товарищ Пырьев, улучшат.
    — Давайте покажем картину кое-кому из писателей, режиссеров,— предложил я,— и посоветуемся...
    — А зачем? — стукнув себя по голове и поддернув брюки, бодро сказал Дукельский.— Поручено это дело мне. Я за него и отвечаю. Вы вот что, вы не расстраивайтесь. Идите и подумайте. А через день приходите. Ясно?
    Через день, в два часа ночи, я снова в приемной.
    — А-а... товарищ Пырьев! — выходя из кабинета, весело приветствовал меня Семен Семенович.— Ну как, надумали?
    — Нет, не надумал... […]
    Так продолжалось более месяца. […]
    Наконец я не выдержал и, узнав, что Семена Семеновича в ближайшее время переведут в Наркомат морского флота, притаился дома и на телефонные звонки его секретаря не отвечал. […]
    Перед самым уходом Семен Семенович вызвал своего референта в просмотровый зал, показал ему «Трактористов» и дал указание «откуда докуда что вырезать и что убрать»...
    Летом 1939 года «Трактористы» вышли на экран, имели большой зрительский успех и хорошую прессу. Но все это особой радости мне не доставило.
    ПЫРЬЕВ И. А. избранные произведения. В 2-х томах. Т.1. М.: Искусство, 1978. С. 61-109

    Актерскому ремеслу учился в Саратовском театральном училище, по окончании которого два года работал в Саратовском драматическом театре имени К. Маркса. В 1939 году сыграл роль Назара Думы в фильме Ивана Пырьева «Трактористы», после этого с кинематографом уже не расставался. […]

    При сопоставлении созданных Андреевым образов может возникнуть ощущение канонизации многих из них. Сыгранные в разные годы, даже в разные эпохи (предвоенные годы, война, послевоенный период), они выразительно, актерски сильно воплощают черты человека внешне грубоватого, но душевно щедрого, благородного, умеющего постоять и даже жизнь отдать за други своя, вместе радоваться и печалиться («чужого горя не бывает»), — это для андреевского героя непреложный нравственный закон, вошедший в его плоть и кровь. […]

    Герои Андреева покоряли зрителя своим обаянием, жизнелюбием, высокой моралью поведенческих принципов. […] Многое тут шло от личности самого артиста — человека широкой души, очень цельного и умного. Но было и такое, что шло от заданного рисунка роли, от канона. Канон не был камнем на пути, но все же в чем-то и ограничивал актера, укорачивал его фантазию, хоть и создавался им самим, заставляя говорить об «андреевском типе» жизненного поведения.

    Этот благоприобретенный «недостаток» (назовем его особенностью актерского творчества) особенно отчетливо сказывался при воплощении «канонических», иногда прямо на Андреева написанных сценаристами ролей. Вспомним хотя бы Алексея Иванова из фильма «Падение Берлина». Начиная с фамилии (Иванов), кончая поведением при встрече со Сталиным, Андреев должен был демонстрировать черты «типичного русского солдата». […]

    Надо отдать должное актеру: он радовался своим успехам, гордился ими, но где-то в самых затаенных глубинах души носил недовольство собой, недостаточную реализованность своих возможностей. Недовольство это выходило наружу, прорывалось, как только Борис Федорович получал сценарный материал, требовавший выхода за пределы «канона». […]

    (…) в актерской биографии Андреева случались и такие моменты, когда нужно было сохранить заложенные в сценарном рисунке сложности образа, воплощая многое из наработанного ранее. Борис Федорович охотно, можно даже сказать, с актерским энтузиазмом брался за такого рода роли. С готовностью и упорством искал решение образов, не совпадающих с привычными для него, даже противоположными всему тому, что так нравилось зрителям в «Трактористах» или «Сказании земле Сибирской», чертами. […]

    Были в актерской жизни Андреева и роли «проходные», образы «недосказанные», в трактовке которых ему не помогли по-настоящему сценарий и режиссура, да и актеры, ставшие участниками фильма. Но основные сыгранные им роли запомнились, вошли в наше сердце, стали важной частью кинематографического процесса.

    КАРАГАНОВ А. Борис Андреев // Кино России. Актерская энциклопедия. М., 2002. Вып. 1.