Смотреть Стачка (1924)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Стачка (1924)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Другое название: Чертово гнездо / История стачки
Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Сценаристы: Григорий Александров, Илья Кравчуновский, Сергей Эйзенштейн
Операторы: Эдуард Тиссэ, Василий Хватов
Художник: Василий Рахальс
Страна: СССР
Производство: Пролеткульт, Госкино
Год: 1924
Премьера: 28 апреля 1925
Актеры: Григорий Александров, Александр Антонов, Даниил Антонович, Юдифь Глизер, Михаил Гоморов, Иван Клюквин, Владимир Уральский, Максим Штраух, Борис Юрцев, Вера Янукова
Жанр: драма

На одном из крупнейших заводов России организуется стачка, поводом для которой послужило самоубийство рабочего, несправедливо обвиненного администрацией завода в краже инструментов. В фильме участвовали актеры Первого рабочего театра. Первая работа в кино Сергея Эйзенштейна и Максима Штрауха (полицейский шпик).
«Стачка» — первая полнометражная работа Эйзенштейна. Первоначально картина задумывалась как пятая часть восьмисерийного цикла лент о революционной борьбе, названного «К диктатуре». Но другие части так и не были реализованы. По замыслу автора, у картины должны были быть пролог и эпилог, но эпилог в картину не вошёл, а пролог не снимался вообще. Съёмки велись целиком натурные — в Москве и её пригородах — за исключением некоторых эпизодов. В качестве массовки участвовали ученики студий Пролеткульта и рабочая молодёжь московских заводов.
В «Стачке» Эйзенштейн, желая уйти от традиций «старого» театра, использует стиль изображения, похожий на кинохронику, и отказывается от введения главных героев и обозначения фабулы и сюжетных перипетий. Он сразу же старается применить все доступные ему кинематографические приёмы и техники. В результате картина оказалась переполнена различными кинотехническими «аттракционами». Фильм считается новаторским с точки зрения ракурсов и монтажа и первой лентой в духе социалистического реализма.
Фильм встретил неоднозначные отзывы зрителей и критиков. Советская пресса и некоторые кинематографисты называли фильм новаторским и в целом очень высоко оценивали значение картины для мирового кинематографа. Но зрителями фильм принят не был из-за усложнённого киноязыка. На всемирной выставке 1925 года в Париже Эйзенштейн за свою ленту был удостоен серебряной медали.

Первая кинопостановка Эйзенштейна "Стачка" не может быть названа чисто бессюжетной вещью. В "Стачке" сюжет есть — это история рабочего, который поддался на провокацию, но сюжет этот притушен и так заставлен развитием аттракционов, что вещь производит впечатление бессюжетной. В "Стачке" Эйзенштейн наметил и новую возможность для сюжета в кино. Основные линии композиции могут быть сосредоточены не только на личной судьбе героя, но и на сопоставлении монтажных моментов.

Подобно тому, как поэт, составляющий книжку стихов из уже раньше написанных вещей, создает новую композицию, учитывая прежние вещи не как сложные формальные представления, а как материал, так кинематографический мастер может создавать сюжет монтажно. [...]

"Стачка" — хорошая мотивировка чисто кинематографического материала. Но в "Стачке" было много эстетического материала в старом и для нашего времени в дурном значении этого слова.

Шпана в свое время жила в кадушках. Очевидно, она в них спасалась от дождя. Эйзенштейн создает кадушечное кладбище, причем эти кадушки смотрят прямо в небо, как приборы для собирания атмосферных осадков. Бесконечные кинематографические наплывы, щегольское выделение "кинематографического почерка", бесцельные прыжки в воду и из воды — все это самоигральный эстетизм.

ШКЛОВСКИЙ В. Эйзенштейн // Эйзенштейн. "Броненосец "Потемкин"". М., 1926

Первым ярким проявлением операторского таланта Тиссэ была картина «Стачка». В ней замечателен ряд кадров — как по своей композиции, так и в особенности некоторые кадры по своим приемам.

По композиции можно указать ряд кадров в первой части картины, где дана рабочая молодежь на заводе. Это кадры и детали съемок наверху у машин, съемки частей машин в движении и остановке, таинственное оставление в разных местах молодыми рабочими воззваний, призывающих к забастовке, движение на вагонетке и прочее. Выполненные путем съемок предметов с движения и машин в движении, эти кадры сохраняют притом динамику своей целесообразной композиции при контрастах движения кадра и его остановки. Эта съемка произведена притом с разных оригинальных точек сверху и снизу, в сочетании со световыми эффектами сумеречного, ночного освещения. Все эти съемки дают зрителю сразу уже в завязке интригующее настроение таинственной подготовки к чему-то важному, создают определенную атмосферу напряжения, ожидания. Можно было бы указать еще ряд блестящих кадров — по предельной фотогеничности снятых предметов.

БОЛТЯНСКИЙ Г. Культура кино-оператора. М.- Л., 1927.

Моя первая совместная работа с С. М. Эйзенштейном по картине «Стачка» дала возможность практически проверить те новые установки, которые родились под большим влиянием хроники.

Работа над «Стачкой» была для меня периодом первых творческих исканий. Композиции, которые мы создавали в «Стачке», преимущественно строились конструктивно, причем преобладали элементы плакатности. Рабочий у махового колеса, крупные планы забастовщиков, массовки в цехах — все эти кадры носят на себе отпечаток конструктивных исканий композиционной формы.

В «Стачке» впервые нашли применение методы хроникальной съемки. Они во многом определили лаконичность кадров, но в то же время внесли некоторую сухость в формальном отношении.

ТИССЭ Э. [Доклад на семинаре операторов. 1956] // ИК. 1979. № 2.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube