Смотреть Сумка дипкурьера (1927)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Сумка дипкурьера (1927)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Режиссер: Александр Довженко
Сценаристы: Александр Довженко, Моисей Зац, Борис Щаранский, Юрий Яновский
Оператор: Николай Козловский
Художник: Георгий Байзенгерц
Страна: СССР
Производство: ВУФКУ (Одесса)
Год: 1927
Премьера: 24 марта 1927 (Киев), 24 января 1928 (Москва)
Актеры: М. Буюкли, А. Клименко, Георгий Зелонджев-Шипов, Ида Пензо, Борис Загорский, Сергей Минин, Г. Скорецкий, Иван Капралов, Анисим Суслов (Резников), Редина, Г. Пинклер, В. Комарецкий, О. Мерлатти, Александр Довженко, Дмитрий Капка, Константин Эггерт, А. Белов, М. Смоленский, Елена Чернова (II), Тарасевич, Кальвелис, В. Солнцев, Владимир Ланской, Л. Матвиенко, Сандулевский
Жанр: приключения

Темой фильма было убийство за границей советского дипломатического курьера Теодора Нетте. Годом раньше этому событию было посвящено стихотворение В.Маяковского «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». Сюжетом картины была борьба вокруг оставшейся после смерти дипкурьера сумки с дипломатической почтой. Сочувствующие СССР рабочие захватывают сумку и тайно передают ее матросам парохода, идущего в Ленинград. Агенты разведки прилагают все усилия, чтобы захватить сумку. Матросы в свою очередь проявляют чудеса находчивости, пряча ее в самых невероятных местах и стремясь во что бы то ни стало доставить в СССР в целости и сохранности.
Фильм сохранился без 1 и 2 частей.

Самый известный в России дипломатический курьер, без сомнения, Теодор Нетте, чье имя обессмертил Маяковский. За сохранность диппочты он заплатил собственной жизнью: застрелив одного из нападавших в поезде "Москва - Рига", погиб сам. Его напарник Иоганн Махмасталь был тогда ранен, но сумел отстоять ценный груз, а спустя 16 лет умер в полном забвении в глухом уральском селе Багаряк. Теодора Нетте в 1926 году провожала в последний путь вся Москва. В могилу гроб опускали под фабричные гудки и оружейные залпы. Осиротевшей дочери Нетте не было и года, крошку взял на воспитание брат Теодора Яновича - Густав. Позднее он тоже стал дипкурьером и ездил за границу под фамилией Братов.
Другое громкое имя в истории дипломатическо-курьерской службы - Александр Довженко. Да, тот самый украинский режиссер, в честь которого названа Киевская киностудия. В МИДе о подробностях этого периода его жизни не распространяются, ограничиваясь фразой: "Довженко время от времени выполнял функции дипкурьера". Судя по всему, находясь под впечатлением от путешествий с вализой (так называется сумка или чемодан с диппочтой), он снял фильм "Сумка дипкурьера" и даже сыграл в нем роль кочегара. По некоторым данным, дипкурьерами служили сын Горького Максим Пешков, венгерский писатель Мате Залка, челюскинец Александр Канцын.
О других дипкурьерах известно меньше. Их имена редко упоминались где-либо, кроме служебных документов. Но каждый год 5 февраля, в годовщину гибели Нетте, ветеранов и действующих сотрудников этой службы можно встретить возле могилы Теодора Яновича на Ваганьковском кладбище. Неподалеку от нее - еще три одинаковых надгробия с пятиконечными звездами. Под каждым - два захоронения. Дипкурьеры Евгений Васильев, Александр Стариков, Борис Смирнов, Владимир Ласковый, Алексей Власов и Владимир Зябликов погибли при исполнении служебных обязанностей в авиакатастрофах. Потому и похоронены парами - как работали...
НАДЕЕМСЯ ТОЛЬКО НА КРЕПОСТЬ РУК
Специфика дипкурьерской работы такова, что диппочту всегда доставляют только парами и в буквальном смысле не выпускают вализы из рук.
Если в самолете с вами летят двое элегантно одетых мужчин среднего возраста, которым в отличие от других пассажиров разрешили свой багаж пронести в салон, - возможно, это дипкурьеры. Их маршрут обычно составлен так, чтобы посетить не одну, а две-три страны. Даже в экстренных ситуациях запрещается оставлять вализы без присмотра. Недавно в аэропорту одной восточной страны прошло сообщение, что лайнер, где везли почту, заминирован. Пассажирам было предложено покинуть салон. Вышли все, кроме командира корабля и дипкурьеров.
В поезде курьеры занимают одно-два купе и спят - только по очереди. Часто им приходится пользоваться и автотранспортом. К шестидесяти годам у каждого сотрудника департамента за плечами - тысячи часов полетного времени, сотни взлетов и посадок. Авиация значительно облегчила их работу, ведь еще в 50-е годы, к примеру, морской путь в страны Америки и обратно занимал три месяца.
Ни военные действия, ни стихийные бедствия, ни эпидемии не могут быть причиной отказа от поездки. Наши дипкурьеры бывали в Афганистане, во Вьетнаме в самые горячие дни, возили почту в Камбоджу и Мозамбик, Заир и Конго, Ирак и Чили, другие государства. Большая опасность в этих вояжах - не только тревожная обстановка, но и экзотические инфекции и болезни. Избежать их, увы, удается немногим. Прививки не всегда защищают от холеры, малярии и желтой тропической лихорадки. Был случай, когда дипкурьер погиб от малярии. Постоянные стрессы (ответственность за груз сильнее чувства самосохранения) здоровья сотрудникам департамента не прибавляют. Инфаркты и инсульты можно назвать профзаболеваниями. До сих пор в департаменте вспоминают погибшего в конце 80-х в Коломбо Михаила Яковлева. У него отказало сердце, а напарник был не вправе отлучиться, чтобы вызвать помощь коллеге, потому что должен был прежде всего обеспечить сохранность диппочты. Такова инструкция.
После командировки полагается два-три дня отдыха. И снова - в путь.
"Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ..."
Петр Барулин - дипкурьер с 34-летним стажем работы. В марте 1967 года он отправился в первую в своей жизни командировку по маршруту Белград - Афины - Триполи. "В Афины наших сотрудников посылали приодеться. В СССР в те годы приличный костюм, хорошие рубашки купить было трудно", - рассказывает Петр Григорьевич. Из той поездки он вернулся в Москву нагруженный "экзотикой" - пепси-колой, кока-колой, подарками для родителей. С тех пор объездил весь мир.
По его инициативе в Департаменте дипломатическо-курьерской службы появился небольшой музей. Пока - ведомственный, для посторонних глаз закрытый. Экспонатов тут немного, но зато какие! Вилка Нетте, например, или чемоданчик-"дипломат": с виду обычный, а на самом деле - из особого металла с хитрой системой защиты. А это мешки, в которых раньше перевозилась диппочта из одной, скажем так, развитой страны. "Вот довоенные саквояжи. Это - печать, которую ставили на вализу, и письменный набор", - продолжает экскурсию Барулин. Дорожная чернильница очень напоминает ручку-"стрелялку". "Ну что вы! Сюда заливаются чернила, а тут перо, - объясняет Петр Григорьевич, - никакими спецсредствами дипкурьеры не снабжались. Вот осколок снаряда с территории нашего посольства в Бейруте, там во время обстрела были дипкурьеры. Еще один трофей - настоящая шариковая бомба из Ханоя. Не пугайтесь, она обезврежена".
"А это что за треугольник?" "Все, что осталось после авиакатастрофы 1982 года. Наши ребята летели спецрейсом из Шереметьево в Сенегал. В ноль сорок девять Ил-62 поднялся в воздух, а в ноль пятьдесят одну рухнул между Черной Грязью и Менделеево".
Экспертиза показала, что причиной катастрофы была ошибка пилота. Он успел изменить курс, и самолет упал не на поселок, а в лес. Дипкурьеры погибли, в огне сгорела и вся диппочта. В другой раз курьерам, к счастью, удалось выжить: самолет загорелся, идя на посадку. Василий Башан сумел не только спасти диппочту, но и помог выбраться из горящего лайнера своему коллеге Николаю Емышеву.
О подобных происшествиях тогда писали мало, и уж, конечно, ни слова не говорилось о дипкурьерах. Об этой службе в открытой печати почти нет информации. Тем приятней, что среди старых газетных вырезок, которые в департаменте бережно хранят десятилетиями, - материалы "трудовца" Юрия Дмитриева о ветеранах дипкурьерской работы Игнате Хохлове и Георгии Костюченко. Наверное, теперь к ним добавится и этот материал.
У дипкурьеров есть давняя традиция: перед командировкой они покупают российские газеты и журналы для посольских работников. И, между прочим, обязательно берут с собой за границу "Труд".
P.S.
Для тех, кто хочет стать дипкурьером, сообщаем: этому делу не учат ни в одном вузе, получить работу можно лишь по рекомендации. Высшее образование, знание языков, хорошая спортивная форма, волевой, уравновешенный характер - обязательны. Женщин, увы, не берут, пока исключения из правил есть только в Англии и США. И еще: несмотря на невысокую зарплату вакансий в Департаменте дипкурьерской службы сегодня нет.