Смотреть Суворов (1940)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Суворов (1940)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Режиссеры: Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер

Сценаристы: Георгий Гребнер, Николай Равич

Операторы: Анатолий Головня, Тамара Лобова

Композитор: Юрий (Георгий) Шапорин

Художник: Владимир Егоров

Страна: СССР

Производство: Мосфильм

Год: 1940

Премьера: 23 января 1941

Актеры: Николай Черкасов (II), Аполлон Ячницкий, Михаил Астангов, Сергей Килигин, Всеволод Аксёнов, Александр Ханов, Георгий Ковров (Кувшинов), Александр Антонов, Юрий Домогаров, Александр Смирнов, Галина Фролова

Жанр: биография, военный фильм, драма, исторический фильм, мелодрама

О русском полководце, генералиссимусе Александре Васильевиче Суворове (1729-1800). Фильм охватывает период последних лет его жизни (эпоха царствования Павла I): победа над войсками Наполеона, легендарный переход через Альпы.

Награды, номинации, фестивали

За создание этого фильма режиссеры В. Пудовкин и М. Доллер за фильмы «Суворов», «Минин и Пожарский»; актер Н. Черкасов были удостоены Сталинской премии первой степени (1941).

Критика

Отрывки из статьи «Суворов»: на взгляд солдата

Конечно же, нельзя не видеть, что картина замечательно снята. Причудливое (а на самом деле безусловно выверенное) сочетание различных оттенков белого и серого цвета в «царских» эпизодах, холодный, спокойный свет, заливающий мраморные залы и анфилады комнат дворца, не радующие глаз светлые блики на мертвенном золоте украшений — все это создает необходимый авторам образ павловской России с эффективностью, значительно превосходящей попытки создать этот образ с помощью обличительных диалогов и актерского нажима, свойственного исполнителям отрицательных ролей тогдашнего советского кинорепертуара.

А эпизоды классической павловской военной муштры, с их подчеркнуто экзальтированной геометрией кадра, безусловно вызывают в зрительной памяти излюбленные композиционные решения великих отечественных лент 20-х годов.

И, разумеется, достойна высочайших похвал работа Николая Черкасова (Сергеева) . Маленький, тщедушный старичок, постоянно на наших глазах «взрывающийся», обнаруживающий великую силу и храбрость Духа,— это, вне всяких сомнений, одно из значительнейших достижений отечественной киноактерской школы...

После вступительных титров на экране возникает следующая надпись: «За плечами мировая слава — десятки блестящих побед: Краков, Туртукай, Рымник, Фокшаны, Кинбурн и неслыханный по дерзости штурм Измаила». Итак, блестящие победы, как видим, одержаны за пределами тогдашних российских границ. А сам фильм четко делится на три части. Первая — упомянутая уже победа в Польше, вторая — ссора с Павлом и опала, во время которой полководец изнывает от безделья в своем родовом имении, окруженный боевыми друзьями. И, наконец, третья — новая победа и опять за пределами Родины. Рассказ об этой победе предваряет следующий титр: «Начался легендарный «Италийский поход». В течение четырех месяцев Суворов обратил в бегство лучших полководцев Франции и, очистив Италию от неприятеля, отдал страну под власть союзной австрийской короны. Путь на Париж был открыт».

Завершается картина большим эпизодом, воспроизводящим знаменитый переход через Альпы. Причем сам феномен этого храброго полководческого решения трактуется сообразно основной идее произведения. Беспрецедентное решение о форсировании естественной горной преграды возникло и было осуществлено потому, что родилось оно в голове русского полководца, а выполнено русскими солдатами. «Безумие! Армия измучена»,— восклицает офицер с иноземной фамилией Вейротер. Суворов же встает и с пафосом ответствует: «В величайшей всесокрушающей храбрости моих чудо-богатырей не сомневаюсь.

С. Лаврентьев

«Искусство кино» № 5, 1990 год