Смотреть Старый наездник (1940)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Старый наездник (1940)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Режиссер: Борис Барнет
Сценаристы: Михаил Вольпин, Николай Эрдман
Оператор: Константин Кузнецов
Композитор: Владимир Юровский
Художники: Артур Бергер, Владимир Камский
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1940
Премьера: 14 января 1941 (Дом кино), декабрь 1959
Актеры: Иван Скуратов, Анна Комолова, Леонид Кмит, Сергей Блинников, Лидия Дейкун-Благонравова, Иван Любезнов, Владимир Попов, Фёдор Курихин, Владимир Лепко, Владимир Дорофеев, Александра Денисова, Николай Никитич, Александра Сальникова
Жанр: комедия

О старом наезднике с московского ипподрома, отправленном на пенсию, и его доверчивой внучке, впервые попавшей в большой город.
Иван Сергеевич Трофимов — наездник на Московском ипподроме. Его стаж превысил два десятка лет, но последнее время неудачи следуют одна за другой. Он принимает решение оставить ипподром и возвращается в родную деревню.
Работа на колхозной конюшне помогла вернуть уверенность в свои силы. Всего за год был подготовлен к скачкам замечательный жеребец «Егорка», который пришёл на финиш первым, управляемый Васей Пичугиным, учеником Ивана Сергеевича.

Критика и запрещение

Премьера фильма прошла в январе 1941 года в московском Доме кино и имела огромный успех. Тем не менее фильм не вышел в широкий прокат и был положен на полку. Зрители увидели эту картину только в 1959 году. Цензура посчитала, что авторы картины пропагандируют нездоровую для советских людей жажду наживы: герои фильма активно делают ставки в тотализаторе на ипподроме.

В справке ЦК ВКП(б) "О запрещенных кинофильмах в 1940 и 1941 году" было отмечено, что "фильм злопыхательски высмеивает все новое, что принес с собой колхозный строй в деревню. Колхоз показан как случайное сборище людей, ведущих праздный образ жизни, хорошие советские люди наделены самыми низменными чувствами жадности, соперничества, зависти. Предметом зубоскальства является легковой автомобиль, выигранный врачом, который беспрерывно застревает в грязи, а колхозники занимаются только тем, что вытаскивают машину; говорящее письмо со вздорным содержанием; парашютная вышка, вызывающая страх у героев фильма и т.д. Московский ипподром выведен ничем не отличающимся от любого капиталистического предприятия этого типа с темными дельцами, азартной игрой, трактирным весельем...".

[...] Работу над «Старым наездником» драматурги начали во второй половине 1930-х гг., вероятнее всего — в 1937–1938 гг. Б. Барнет, нуждавшийся в тот момент в свежем сценарии, прочел «Старого наездника» и договорился с авторами о постановке. Режиссер, сотрудничая с драматургами, а затем и самостоятельно, внес в сценарий существенные изменения.

Сценарий «Старый наездник» был принят очень хорошо. И. З. Трауберг назвал работу Вольпина и Эрдмана «лучшим комедийным сценарием года» [...]. О сценарии благожелательно отзывался и Л. З. Трауберг [...] В журнале «Советское кино» была опубликована отдельная статья о сценарии Вольпина и Эрдмана, в которой «Старый наездник» был отнесен «к числу наиболее удачных образцов комедийного киносценария» [...]

«Старый наездник» в начале 1940-х гг. на экраны так и не вышел. В 1959 г., когда запрет с него был уже снят, фильм Б. В. Барнета большого интереса у зрителя уже не вызвал.

КОВАЛОВА А. «Старый наездник» [примечания к сборнику] Николай Эрдман // Киносценарии. СПб, 2010

Я вспомнил, что еще до войны погорела картина «Старый наездник» по их с Вольпиным сценарию, чей забавный сюжет о двух «лопухах», выигравших на тотализаторе целую простыню денег, натолкнулся на айсберг приемных идеологических инстанций и затонул.

Говорили, что Шкловский сказал по этому поводу: «Жаль! Это была единственная картина, которая дала бы нашим потомкам, которые будут докапываться, уж не было ли у нас в ту пору коммунизма, возможность сказать: „Нет: у них были деньги!“» (Потому что, действительно, я не могу вспомнить до 1940 года ни одной картины, кроме нэповских, барнетовских, где советский человек расплачивался бы или получал зарплату!) Но видевшие фильм были в восторге от него. Великолепные мастера диалога, лапидарного, точного и вместе с тем доходчивого, циркового, они могли расшевелить любую аудиторию.

МИГУНОВ Е. Две встречи с Эрдманом // Киноведческие записки. 2002. № 61

Особо хочется сказать о дружбе Барнета с Эрдманом и Вольпиным. Когда они были в ссылке в Твери, он постоянно им помогал, возил туда продукты, еще что-то. Он с огромным удовольствием снимал «Старого наездника», и не оттого лишь, что ему нравился их сценарий,— сами авторы ему были очень уж по душе. Кто-то написал, что они поссорились, так как он исказил сценарий в картине. Действительно исказил, но никакой ссоры не было. Борис Васильевич действительно отходил от сценария, в каких-то сценах — достаточно далеко, и, конечно, Эрдману и Вольпину это не могло понравиться. Помню, как они везли меня куда-то на машине по городу и уговаривали, зная мое сильное влияние на Борю: «Скажите ему, скажите... Он же все переделывает!» А я им твердила: «Он по-другому не может, он всегда все переделывал, он никогда не шел по сценарию. А если вам все так не нравится, не надо было давать ему сценарий! Его метод работы — импровизация в данный момент — и всё! И ничего с ним невозможно сделать!» Сценарий был очень хороший, и барнетовские импровизации его нисколько не испортили, а сделали фильм еще смешнее и лиричнее. В первом варианте «Старый наездник» был отличной комедией, а переделанный по указаниям начальства вариант, который как-то показали по телевидению, — совсем не то, почти ничего смешного и не осталось.

КОЗИНЦЕВА В. О прекрасном человеке // Киноведческие записки. 2002. № 57