Смотреть Соль Сванетии (1930)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Соль Сванетии (1930)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Другое название: Джим Шуанте

Режиссер: Михаил Калатозов

Сценарист: Сергей Третьяков

Операторы: Шалва Гегелашвили, Михаил Калатозов

Страна: СССР

Год: 1930

Знаменитая теперь во всем мире "Соль Сванетии" была смонтирована Михаилом Константиновичем в 1929 году из двух его незаконченных работ: художественного фильма "Слепая" и видового фильма о Сванетии (высокогорной долине на северо-западе Грузии). Фильм рассказывает о жизни одной из общин Верхней Сванетии, веками отрезанной от окружающего мира непроходимыми горными хребтами и ледниками.
Картина соткана из этнографических деталей, передающих драматизм противостояния человека и природы на фоне неповторимой красоты горного края.

О фильме «Соль Сванетии»

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Когда-то Калатозов снял превосходную ленту «Соль Сванетии». Картина не была принята. Я взялся ее переделывать вместе с Калатозовым, тогда еще совсем молодым человеком. […]

Михаил Калатозов — режиссер страстный. Он воспитан на операторской работе, мыслил зрительными кадрами, сталкивая эти зрительные кадры.

Патетичность сванского обычая погребения была выражена в ленте патетическими средствами. Но в искусстве необходимы площадки, так же как на лестнице. Напряжение не может быть непрерывным. Должен быть определенный ритм чередования напряжения и временного отдыха.

В греческих трагедиях после напряженных сцен выходил хор, который как бы замедлял действие, вводя элементы оценки действия, причем шли строфы и антистрофы — как бы размышление, раздумье о действии.

Когда я был очень молод, А. М. Горький, которому многое нравилось в моей тогдашней прозе, говорил, что надо дать передышку читателю, описать как бы нейтральное, дать вздох. Я посоветовал Калатозову дать такие места замедления в горной дороге его картины «Соль Сванетии».

ШКЛОВСКИЙ В.

О сценарии // Шкловский В. За 60 лет: Работы о кино. М., 1985


ВЕРХНЯЯ СВАНЕТИЯ — горный район на северо-западе Грузии. В котловине, ограниченной юго-западным склоном Большого Кавказа и Сванетским хребтом, находится множество небольших поселений, которые органично вписаны в окружающий ландшафт и отличаются самобытной архитектурой. История Сванетии уходит своими корнями в далекое прошлое. Впервые сведения о ней появляются еще в трудах греческого географа Страбона, а также в римских источниках I в. н.э.
Исторически Верхняя Сванетия делится на Восточную и Западную, в других вариантах — на Вольную и Княжескую. Восточная (Вольная) Сванетия дошла до нашего времени в более архаичном состоянии, с более традиционным укладом жизни и с большим количеством каменных сооружений. Здесь множество интересных объектов и туристы концентрируют свое внимание именно на этой части Сванетии.

БАШНИ
Сванетия пережила множество иноземных нашествий и междоусобных войн грузинских феодалов, входила в состав многих грузинских княжеств, но, несмотря на это, сохранила свою историко-культурную уникальность. Иллюстрация к тому — жилые постройки сванов. Каменные дома, называемые мачубами, как правило, были обнесены каменными стенами, а окна заменяли высоко расположенные щели-бойницы. Зимой в них находил приют и скот. Сегодня эти средневековые жилища уступают место новым домам — двухэтажным, с большими окнами и наружными галереями. Современные дома, любовно украшенные росписью и резьбой по дереву, строятся обычно рядом со старыми, которые используются для хозяйственных нужд. Но главной особенностью, придающей неповторимый облик поселениям сванов, являются стоящие почти у каждого дома каменные башни высотой от 10 до 25 м — постройки нужно было надежно защищать от любых неожиданных нападений, будь то междоусобные войны или кровная месть. Башни могли использоваться одновременно как жилье и как сторожевые.
Башни строились из местных природных материалов — булыжника, неотесанных камней, сланцевых плит и скреплялись известковым раствором. Большинство башен квадратные в сечении, со стороной у основания 5-6 м, и суживаются кверху. Башни имеют по четыре-пять этажей, в каждом — узкие окна-бойницы. Для защиты от нападений строились также сторожевые башни, более высокие и укрепленные. Принято считать, что все они сооружены в 12-1З вв. во время "Золотого столетия" Сванетии — при царствовании в Грузии царицы Тамары. Были случаи, когда при кровной мести мужчины отсиживались в башнях годами, забирая с собой женщин и детей, продовольствие, воду, боеприпасы.
История гордого, мужественного и свободолюбивого народа сванов, который по сей день сохранил свой язык, насчитывает несколько тысячелетий. Сваны никогда не вели захватнических войн и никогда не были порабощены врагами. Может, поэтому народ, который по описаниям Страбона мог собрать 200-тысячное войско, после многочисленных битв выбрал для себя свободную жизнь в горах. У сванов никогда не было крепостного права, да и дворянство носило условный характер. Ведь каждый сван — это личность, он не потерпит над собой господства.

ЦЕРКВИ
Хотя Верхняя Сванетия периодически находилась под влиянием различных феодальных областей Грузии, в архитектуре всех ее сооружений преобладают местные черты. Церкви Сванетии отличаются от других грузинских церквей как планировкой, так и выбором строительного материала. Большинство местных церквей, построенных в X-XII вв., имеют одно помещение. Внешне они представляют собой сооружения очень лаконичной, почти кубической формы. В качестве материала для строительства использовали туф, никогда не применяющийся для жилых домов. Во многих из них сохранились настенные росписи X-XII вв., причем не только внутри зданий, но и снаружи.

ИСКУССТВО
Верхняя Сванетия по праву считается сокровищницей произведений искусства древних мастеров. На протяжении многих столетий в сванских селах хранят и ревностно оберегают старинные рукописные книги, драгоценное средневековое оружие, замечательные образцы чеканки и резьбы по дереву. XI-XIII вв. — это время расцвета искусства чеканки, но последовавший упадок был обусловлен, прежде всего, историческими причинами. В результате татарского нашествия серебро и золото поднялись в цене, и изготовление икон стало слишком дорогостоящим ремеслом. Однако до наших дней сохранились чеканные иконы того времени — удивительные произведения искусства, отличающиеся высоким художественным мастерством.

АЛЬПИНИЗМ
Сванетия окружена горными вершинами, самой красивой из которых считается величественная Ушба — мечта всех альпинистов. Это далеко не самая высокая гора в Грузии, но по альпинистской классификации одна из самых сложных в мире. Она отнесена к высшей, пятой категории сложности. Двуглавый великан хранит тайну гибели десятков опытных альпинистов. Одно время восхождение на Ушбу было запрещено, во всяком случае, по маршруту через Сванетию, когда альпинистам приходилось преодолевать так называемое Зеркало — отвесную скалу высотой в 1200 м, где практически не за что зацепится.
Сванетия гордится своими спортсменами. В историю спорта вошли имена знаменитых сванов-альпинистов: Гио Нигуриани, Бекну, Габриэл и Виссарион Хергиани, Илико Габлиани, Максимэ Гварлиани, Чичика Чартолани и др. А легендарный Михаил Хергиани английской королевой был назван "Тигром скал". Многократный победитель международных турниров, первый покоритель многих кавказских и мировых вершин Хергиани погиб в 1969 г. в Италии, упав на скалы с высоты 600 м, когда камнепад разорвал его канат. Туристы, знающие толк в альпинизме, приезжают в Сванетию не только для того, чтобы полюбоваться на Ушбу, но и поучаствовать в народном празднике в честь Михаила Хергиани, принести цветы к его памятнику и осмотреть музей альпиниста.

МЕСТИЯ

Местия — исторический, культурный и религиозный центр Сванетии, самого самобытного и загадочного района Грузии, затерянного высоко в горах. Местия расположена на южном склоне Большого Кавказа, в 128 км к северо-востоку от Зугдиди, на высоте 1500 м. Здесь проживает особая этническая группа людей — героические и мужественные сваны — уникальная в культуре, традициях и обычаях, которые сохраняются на протяжении уже 4000 лет!
Местия — административный центр Верхней Сванетии, поселок городского типа. Население 2600 чел. Расположен у слияния рек Местиачала и Мулахура и вытянут в длину почти на 6 километров. Местию окружают с южной стороны — хребет Зурулди, с северной — гора Цхаквзагари, с восточной — горный массив Бангуриани, а с западной стороны открывается панорама на вершину Лаила.
Памятники средневековой архитектуры Местии включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Местии сохранилось несколько десятков средневековых каменных домов с характерными только для этих мест сторожевыми и жилыми башнями, охранявшими когда-то долины, а также церкви X-XIV вв. Величественные башни-крепости (или дома-башни), полукольцом охватившие город, не утратили своего величия. Они до сих пор являются архитектурными доминантами и придают городу уникальный облик.
В поселке расположен историко-этнографический музей, где хранятся уникальные иконы, рукописи и другие реликвии.
Среди других достопримечательностей выделяются исторические деревни Лагами, Ланчвали и Лехтаги, музей истории и этнографии, стариный Сванский жилой комплекс семьи Маргиани, дом-музей альпиниста Михаила Хергиани. Из церквей в Местии самая примечательная — церковь Преображения IX века в районе Лагами.
В Местии несколько источников с минеральной водой. Один находится в центре городка, три других — на берегу реки Мулахура.
Недалеко от Местии пролегают горные туристические маршруты к леднику Чалаади и к озерам Корулди. В 7 км от Местии расположен горнолыжный курорт Хацвали, где можно взять напрокат снаряжение и перекусить в кафе. Из центра Местии до Хацвали проложена шоссейная дорога.