Главная Следствие вели с... Леонидом Каневским Криминальная Россия Следствие ведут знатоки Выступления Михаила Задорнова Перейти на полную версию сайта
Одноклассники! В Мой Мир |
Смотреть Рваные башмаки (1933)
Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Режиссер: Маргарита Барская Сценарист: Маргарита Барская Операторы: Сергей Геворкян, Георгий Бобров Композитор: Виссарион Шебалин Художник: Владимир Егоров Страна: СССР Производство: Межрабпомфильм Год: 1933 Премьера: 17 декабря 1933 Актеры: Михаил Климов, Иван Новосельцев, Варвара Алехина, Клавдия Половикова, Владимир Уральский, Лев Лосев, Николай Лосев, Анна Чекулаева полный список актёров Жанр: детский фильм, драма Действие происходит в начале 1930-х годов.
На экране — одна из стран капиталистического Запада. Автор фильма не указывает, какая именно, более того, прибегает к «обобщающим» вступительным титрам: «На Западе... в одном городе...» Однако целый ряд неоспоримых признаков указывает на Германию периода фашизации. Безработные, стачки, пикеты, щуцманы, борьба с штрейкбрехерами, столкновение с полицией. Надо сказать, сами объекты кинематографического исследования, типы и сюжетные положения фильма в основном не новы для киноискусства тех лет. Однако в фильме Барской знакомый материал получил как бы новое освещение благодаря удачно найденному ракурсу. А именно: политические события и острые классовые столкновения прошли перед зрителем преломленными сквозь призму детской психологии. Это вовсе не значит, что действие фильма происходит исключительно в детской среде. Подобная изоляция, как правило, создает ощущение условности, искусственности. Барская не пошла по пути фильмов «детям о детях». Ей удалось с большим тактом и в правильной пропорции показать и детей и взрослых, особенно подчеркнув при этом, что жизнь детей глубоко связана с жизнью отцов.
Игры... Колодец двора, стиснутый огромными домами. Где-то на самом его дне, куда не достают лучи солнца, звенят детские голоса. Девочка лет пяти со смешным носом-пуговкой («покупательница») с мольбой обращается к «лавочнице», за прилавком у которой аккуратно разложены камешки, щепки и песочные куличи: «Дайте мне в долг кусочек мяса. У меня десять сыновей и десять дочек. Они все хотят есть. Честное слово, это в последний раз. Я отдам деньги, как только мой муж поступит на работу...» «Оставьте, — кричит «лавочница»,— вы два года говорите мне, что ваш муж поступит завтра на работу...». Уже в этой начальной сцене фильма выражается суть авторского метода отраженного показа событий. Вместо традиционной демонстрации тяжелого быта, безработицы и нищеты Барская находит оригинальное решение — перед зрителем проходят детские игры, в которых косвенно воссоздается действительность в ее классовых отношениях. Играя, девочка-«покупательница» «понарошку» просит в долг мяса для голодающих детей. Однако за характером игры уже не «понарошку» встает «всамделишная» действительность. ...Над полуразрушенным сараем сакраментальная вывеска: «Принимаются на работу лица не старше 10 и не моложе 60. Прочих просим не беспокоиться». Это—этикетка «солидной» фирмы—мусорного комбината «Акц. о-во Путцке и сын», эксплуатирующего участок городской свалки. Здесь, в кучах отбросов, роется в поисках утиля (а попутно и игрушек) малыш Буби Слезак, сынишка безработного. Ему только три года, но он уже учитывается как единица рабочей силы. Тенденциозность методов школьного воспитания очевидна: детей рабочих, опоздавших на урок, учитель бьет по рукам линейкой, которая из учебного пособия превращается в орудие пытки, а скаутов, задержавшихся в полицай-президиуме, одобрительно поглаживает по голове. Барская подчеркивает, что и школа является ареной классовой борьбы. Вместе держатся дети пролетариев. Именно они, протестуя против фашистского режима в школе, будут скандировать на уроке: «Рот фронт! Долой фашистов!» Никто из них не захочет сесть за одну парту с сыном штрейкбрехера. Им противостоят маленькие фашисты — бойскауты, отмеченные свастикой на рукавах. Столкновение неизбежно. Грандиозная потасовка, вспыхнувшая в классе, отражает в миниатюре социальные конфликты общества. В финале картины сыновья рабочих участвуют в демонстрации, высоко, как знамя, подняв на шесте рваные башмаки убитого Буби, а бойскауты, получив установку в полицейском управлении, стремятся помешать забастовщикам... Такова примерная схема своеобразного анализа некоторых сторон капиталистической действительности, предложенная автором фильма. Своим успехом фильм во многом обязан маленьким актерам, которые великолепно разыграли основные и лучшие эпизоды картины. Вспомнив, вероятно, о своем не слишком удачном кинематографическом опыте в роли мальчика-чистильщика («Генерал с того света»), Барская напрочь отказалась от услуг травести, к которым постоянно обращается театр. Решение вполне оправдано: кино в силу своей повышенной чуткости к изображаемому материалу мгновенно отмечает малейшую подделку и фальшь. Не сделала Барская ставки и на актера-вундеркинда, основную творческую фигуру детского зарубежного кино. Ребята разного возраста, не обладая какими-то сверхъестественными актерскими данными, с покоряющей непринужденностью справились со своими ролями, лишний раз подтвердив справедливость афоризма Станиславского: «Дети — величайшие в мире актеры». Опыт Барской оказался тем более новаторским, что до «Рваных башмаков» не только советское, но и зарубежное кино не знало примера столь широкой панорамы характеров детей разного возраста (во вступительном титре сообщается: «Участвуют дети от 1 года 3-х месяцев до 13 лет»).
В самом деле, вряд ли стоило убивать героя (тем более трехлетнего малыша!) в фильме, адресованном детям. К тому же Барская чересчур сгущает мрачные краски, введя слепую мать Эмми, в ужасе мечущуюся по комнате, и душераздирающую сцену, когда малышка Эмми, пытаясь разбудить своего мертвого друга, настойчиво сует ему в руку любимую игрушку и поет песенку... В. Турицын «Маргарита Барская»
|