Смотреть Рваные башмаки (1933)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Рваные башмаки (1933)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Режиссер: Маргарита Барская

Сценарист: Маргарита Барская

Операторы: Сергей Геворкян, Георгий Бобров

Композитор: Виссарион Шебалин

Художник: Владимир Егоров

Страна: СССР

Производство: Межрабпомфильм

Год: 1933

Премьера: 17 декабря 1933

Актеры: Михаил Климов, Иван Новосельцев, Варвара Алехина, Клавдия Половикова, Владимир Уральский, Лев Лосев, Николай Лосев, Анна Чекулаева

полный список актёров

Жанр: детский фильм, драма

Действие происходит в начале 1930-х годов.
Трехлетний Бубби, сын безработного, разыскивает на помойках всякую рухлядь, которую можно было бы продать. На эти жалкие гроши вынуждена жить вся семья. Каждый день выходит Бубби "на работу" в огромных рваных башмаках своего старшего брата-школьника.
Дети пролетариев уже со школьной скамьи вовлекаются в революционную борьбу , которую ведут их отцы и старшие братья. Помогая забастовке докеров, ребята преследуют штрейкбрехеров. В школе, где учится брат Бубби, они бойкотируют сыновей штрейкбрехеров.
Наемные палачи, прислужники капиталистов, стремятся жестоко подавить революционное движение. Фашисты стреляют в безработных демонстрантов. От фашистской пули гибнет маленький Бубби.

Критика

На экране — одна из стран капиталистического Запада. Автор фильма не указывает, какая именно, более того, прибегает к «обобщающим» вступительным титрам: «На Западе... в одном городе...» Однако целый ряд неоспоримых признаков указывает на Германию периода фашизации. Безработные, стачки, пикеты, щуцманы, борьба с штрейкбрехерами, столкновение с полицией. Надо сказать, сами объекты кинематографического исследования, типы и сюжетные положения фильма в основном не новы для киноискусства тех лет. Однако в фильме Барской знакомый материал получил как бы новое освещение благодаря удачно найденному ракурсу. А именно: политические события и острые классовые столкновения прошли перед зрителем преломленными сквозь призму детской психологии.

Это вовсе не значит, что действие фильма происходит исключительно в детской среде. Подобная изоляция, как правило, создает ощущение условности, искусственности. Барская не пошла по пути фильмов «детям о детях». Ей удалось с большим тактом и в правильной пропорции показать и детей и взрослых, особенно подчеркнув при этом, что жизнь детей глубоко связана с жизнью отцов.


Стимулом к созданию фильма послужила скупая хроникерская заметка в газете: «Во время рабочей демонстрации фашистской пулей убит пролетарский ребенок трех с половиной лет». Показывая различные стороны детской жизни — от невеселых игр ребятишек в каменном мешке больших домов до их участия в забастовке взрослых, — фильм как бы ведет зрителя по ряду ступеней капиталистической действительности. Причем каждый этап этого цикла дается в публицистическом разрезе. Начиная от детских игр.

Игры... Колодец двора, стиснутый огромными домами. Где-то на самом его дне, куда не достают лучи солнца, звенят детские голоса. Девочка лет пяти со смешным носом-пуговкой («покупательница») с мольбой обращается к «лавочнице», за прилавком у которой аккуратно разложены камешки, щепки и песочные куличи: «Дайте мне в долг кусочек мяса. У меня десять сыновей и десять дочек. Они все хотят есть. Честное слово, это в последний раз. Я отдам деньги, как только мой муж поступит на работу...» «Оставьте, — кричит «лавочница»,— вы два года говорите мне, что ваш муж поступит завтра на работу...».

Уже в этой начальной сцене фильма выражается суть авторского метода отраженного показа событий. Вместо традиционной демонстрации тяжелого быта, безработицы и нищеты Барская находит оригинальное решение — перед зрителем проходят детские игры, в которых косвенно воссоздается действительность в ее классовых отношениях. Играя, девочка-«покупательница» «понарошку» просит в долг мяса для голодающих детей. Однако за характером игры уже не «понарошку» встает «всамделишная» действительность.

...Над полуразрушенным сараем сакраментальная вывеска: «Принимаются на работу лица не старше 10 и не моложе 60. Прочих просим не беспокоиться». Это—этикетка «солидной» фирмы—мусорного комбината «Акц. о-во Путцке и сын», эксплуатирующего участок городской свалки. Здесь, в кучах отбросов, роется в поисках утиля (а попутно и игрушек) малыш Буби Слезак, сынишка безработного. Ему только три года, но он уже учитывается как единица рабочей силы.
Школа... От мрачного двора больших домов, от смрадной мусорной кучи Барская ведет нас к серым стенам прусской казенной школы, где учится старший брат Буби, десятилетний Теодор.

Тенденциозность методов школьного воспитания очевидна: детей рабочих, опоздавших на урок, учитель бьет по рукам линейкой, которая из учебного пособия превращается в орудие пытки, а скаутов, задержавшихся в полицай-президиуме, одобрительно поглаживает по голове.

Барская подчеркивает, что и школа является ареной классовой борьбы. Вместе держатся дети пролетариев. Именно они, протестуя против фашистского режима в школе, будут скандировать на уроке: «Рот фронт! Долой фашистов!» Никто из них не захочет сесть за одну парту с сыном штрейкбрехера. Им противостоят маленькие фашисты — бойскауты, отмеченные свастикой на рукавах. Столкновение неизбежно. Грандиозная потасовка, вспыхнувшая в классе, отражает в миниатюре социальные конфликты общества. В финале картины сыновья рабочих участвуют в демонстрации, высоко, как знамя, подняв на шесте рваные башмаки убитого Буби, а бойскауты, получив установку в полицейском управлении, стремятся помешать забастовщикам...

Такова примерная схема своеобразного анализа некоторых сторон капиталистической действительности, предложенная автором фильма.

Своим успехом фильм во многом обязан маленьким актерам, которые великолепно разыграли основные и лучшие эпизоды картины. Вспомнив, вероятно, о своем не слишком удачном кинематографическом опыте в роли мальчика-чистильщика («Генерал с того света»), Барская напрочь отказалась от услуг травести, к которым постоянно обращается театр. Решение вполне оправдано: кино в силу своей повышенной чуткости к изображаемому материалу мгновенно отмечает малейшую подделку и фальшь. Не сделала Барская ставки и на актера-вундеркинда, основную творческую фигуру детского зарубежного кино.

Ребята разного возраста, не обладая какими-то сверхъестественными актерскими данными, с покоряющей непринужденностью справились со своими ролями, лишний раз подтвердив справедливость афоризма Станиславского: «Дети — величайшие в мире актеры».

Опыт Барской оказался тем более новаторским, что до «Рваных башмаков» не только советское, но и зарубежное кино не знало примера столь широкой панорамы характеров детей разного возраста (во вступительном титре сообщается: «Участвуют дети от 1 года 3-х месяцев до 13 лет»).


Любой детский фильм, учитывая психологию ребенка-зрителя, особенности его восприятия, должен избегать излишне сложной информации, вычурного стилистического решения. Понимая это, Барская сознательно обратилась к несколько упрощенным характеристикам персонажей и событий, к достаточно незамысловатому сюжету, к простой и ясной композиции кадра, «читаемой» детьми без всякого затруднения. Фильм не противоречит специфике детского восприятия. За исключением, пожалуй, финального эпизода — смерти Буби.

В самом деле, вряд ли стоило убивать героя (тем более трехлетнего малыша!) в фильме, адресованном детям. К тому же Барская чересчур сгущает мрачные краски, введя слепую мать Эмми, в ужасе мечущуюся по комнате, и душераздирающую сцену, когда малышка Эмми, пытаясь разбудить своего мертвого друга, настойчиво сует ему в руку любимую игрушку и поет песенку...

В. Турицын

«Маргарита Барская»
«20 режиссерских биографий», 1971 год, из-во «Искусство»

О фильме «Рваные башмаки»

… Фильм — первоклассный. После многих разочарований, вызванных московскими постановками, даже такими, которым предшествовала хвалебная молва, вот, наконец, картина, где, действительно, есть и талант, и чутье, и находчивость. Разница объясняется, вероятно, не одними только личными качествами режиссера и сценариста. Дела не так просто. В «Дырявых башмаках» действие происходит не в России, а в Германии, перед гитлеровским переворотом, или в Австрии: автор, значит, не связан необходимостью соблюдать елейно-подобстрастный тон в изложении одних, презрительно-гневный — для других, не связанный вообще атмосферой, для чисто-советских постановок неизбежной. У авторов другой материал, перед ним жизнь, а не схема, и сразу он воодушевляется. […]

Дети во дворе большого дома играют «в доктора»: крошечный мальчик сидит с трубкой и с пресерьезным видом выслушивает пациентов, стоящих в очереди. Диагноз ставится немедленно: у тебя скарлатина; у тебя чума и т.д. Непосредственность жестов, взглядов и разгворов такова, что трудно говорить об исполнении: дети как будто не знали, что их снимают. Вообще, я не помню картины, где были бы так хороши, так очаровательны дети. Обыкновенно, на них жалко смотреть в кинематографе, и все они производят впечатление жалкое. В «Дырявых башмаках» обе главные роли поручены детям, и младшему из них нет, вероятно, и пяти лет. Что о них сказать? Чудо? Нет, потому что именно на «вундеркиндство» тут нет и намека. Дети так естественны, что им, в конце концов, перестаешь удивляться. Чудо совершил тот, кто заставил их забыть о существовании объектива.

Разумеется, без «классовой борьбы» не обходится. Она даже так остра, что едва ли фильму суждено во многих европейских странах увидеть свет. Враждуют взрослые, враждует и детвора. Забастовки, шествия, митинги, поднятые кулаки, драки, споры — на все это режиссер не поскупился. Мальчики с гитлеровской повязкой на рукаве дерут за волосы других, читающих Маркса. Маленький герой фильма гибнет от шальной пули, и когда его, мертвого, вносят на руках, у многих в зале сжалось, вероятно, сердце. Но рассудок напоминает, что та же драма могла бы произойти и при коммунизме. Классовая агитация, как всегда, одностороння и наполовину лжива. Не в ней, конечно, сила и прелесть такой картины, как «Дырявые башмаки». Сила и прелесть — в неподрожаемой простоте, в глубокой поэзии живописного замысла, в правдивости положения и диалога, в трагическом и вместе с тем чуть-чуть сказочном колорите. Немногого недостает, чтобы вправе мы были произнести слово «шедевр»«.

АДАМОВИЧ Г. «Дырявые башмаки» // Последние новости (Париж). 1936. № 5531. 15 мая.