Режиссер: Антонина Кудрявцева
Сценаристы: Николай Олейников, Евгений Шварц
Оператор: Георгий Филатов
Художник: Евгения Словцова
Страна: СССР
Производство: Ленфильм
Год: 1934
Премьера: 1935
Актеры: Янина Жеймо, Сергей Герасимов
Жанр: комедия
Немой фильм о маленькой школьнице, которая вечно опаздывала на уроки, и ее друзьях, придумавших оригинальный способ перевоспитать прогульщицу.
Жеймо Янина Болеславовна
Yanina Jeymo
Janina Żejmo
Родилась в Волковыске (Гродненская губерния, Российская империя) 29 мая 1909 года в семье цирковых артистов.
Детство Яни прошло под знаком праздника и нужды. Цирковых заработков не хватало, отец болел, с раннего детства ей пришлось подрабатывать. С трёхлетнего возраста она выступала в цирке наездницей, гимнасткой, балериной, музыкальным эксцентриком и даже... преподавала балет (ученикам много старше её).
В 1923 году, в день своего рождения, отец умер. Мама осталась с четырьмя дочерьми. В цирке работать они уже не могли — развалился номер. Кончился очередной контракт, семья осталась в Петрограде. Кормила их эстрада, номера придумывались с ходу, если было надо, брались даже за то, чего прежде не умели, например, выучились играть на ксилофонах. У Эли и Яни был коронный номер — "Музыкальные эксцентрики". Об этом времени своей жизни Янина Жеймо писала: "Странно — я нормально росла до четырнадцати лет, а потом... Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки". Маленький рост — казалось бы, трагедия для молоденькой девушки — сослужит ей впоследствии верную актёрскую службу, но отчасти и ограничит диапазон её амплуа вечным приговором: травести.
В пятнадцать лет параллельно с работой на эстраде Янина Жеймо втайне от родных поступила на ленинградский кинокомбинат "Фабрика эксцентрического киноактёра" (ФЭКС) в актёрскую студию под руководством Григория Козинцева и Леонида Трауберга, будущих знаменитых советских режиссёров. В Москве и Петрограде середины двадцатых годов было открыто множество киношкол. Что-то реально сделавшими оказались лишь три, в том числе ФЭКС. Жеймо улыбнулась судьба.
Ко времени поступления в ФЭКС её актёрский стаж насчитывал двенадцать лет — гораздо больше, чем у экзаменаторов, повергнутых этим известием в шок. Учёба не была безоблачной, но упорство девушки сделало своё дело...
В 1925 году состоялся дебют Янины Жеймо в кино. Она сыграла роль Мишки в фильме "Мишки против Юденича".
Кстати, в этой картине Янина снялась вместе со своим первым мужем Андреем Костричкиным (с ним она познакомилась в ФЭКСе). Их совместная жизнь оказалась недолгой, несмотря на рождение дочери, которую назвали в честь мамы Яниной. Впоследствии Янина-младшая всю жизнь проработала литобработчиком на "Мосфильме".
Тем временем, у Янины Жеймо началась вторая профессиональная жизнь. Цирк и эстрада постепенно стали отходить в прошлое. Уже в 1926 году Янина Жеймо снялась сразу в нескольких фильмах Григория Козинцева и Леонида Трауберга, среди которых стоит отметить главную роль в эксцентрической комедии "Братишка".
Первые шаги в кино Янине давались нелегко. Впервые увидев себя на экране, она была разочарована и расстроена — подобные чувства испытывали многие молодые артисты после своих первых пробных съёмок на пленку. Ведь киногеничность во многом зависит от профессионализма оператора, от того, как установлен свет. По свидетельству знаменитой американской актрисы Лилиан Гиш, на заре кинематографа нередки были случаи, когда свет специально ставился так, чтобы завалить актёрскую пробу. Но постепенно постоянный фэксовский оператор Андрей Москвин приноровился к лицам студийцев, и Янина Жеймо на экране стала походить на себя и выглядеть естественно. В 1929 году Янина окончила киномастерскую ФЭКС.
Несмотря на успехи дочери, мама Янины Жеймо не одобряла её: "На эстраде у неё имя, а в кино... Первая сзади! Невеселая перспектива..." В чем-то материнские слова оказались пророческими, потому что Янина Жеймо осталась в памяти одной из золушек, незвёзд отечественного кино. Мы проглядели русскую Джульетту Мазину...
Тридцатые годы, наверное, можно назвать самым счастливым периодом в творческой жизни Янины Жеймо. Ее начали активно приглашать сниматься.
Первой главной ролью Янечки, как знакомые ласково называли её почти до старости, по иронии судьбы оказалась роль школьницы в фильме "Разбудите Леночку" (1934). Актриса Елена Егорова писала: "Ни одна даже самая искусная травести (за исключением, пожалуй, такого феномена, каким в своё время была Янина Жеймо) не сможет выдержать на экране соревнования с обыкновенными мальчиком и девочкой". По словам Григория Козинцева: "И "Разбудите Леночку", и более поздний фильм "Приключения Корзинкиной" были редкими, единичными опытами создания в советском кино жанра эксцентрической ленты с постоянным героем — зрелища изначально условного, но по своей природе близкого Янине Жеймо, единственной советской актрисе, умеющей играть в короткометражке".
Янину Жеймо часто и необоснованно сравнивали с Мэри Пикфорд, "золотоволосым невинным ангелом". Жеймо не могла, как киномагнатка Пикфорд, сама выбирать роли, а играла то, что предлагали. И, кроме того, за её детской внешностью скрывался эксцентрико-лирический дар, в драматической ситуации часто позволяющий добиться трагикомического эффекта, что было абсолютно невозможно для Пикфорд.
Это было время наибольшей её популярности (особенно после фильма "Подруги"). Рассказывали, что поклонники ходили за Жеймо толпами и даже иногда прямо к ней домой приезжали девочки и мальчики, мечтавшие стать артистами. Сейчас эти рассказы звучат странно, потому что фильмы, принесшие ей ту известность, нам практически неизвестны.
1938 год оказался для Янины Жеймо черным. Она снялась только в одном фильме в маленькой роли, а съёмки ещё двух картин с её участием были остановлены. В паузах актёру, чтобы он не чувствовал себя невостребованным и профессионально не застаивался, могла бы помочь работа в театре. Но Жеймо — "кинематографист чистейшей крови" — очень мало была связана с театром и тяжёлое время переживала вне профессии. А как — кто знает?... "Она была создана для того, чтобы играть. А вне этого оставалась беспомощной и сердитой, как сердятся иной раз глухонемые" (Е.Л. Шварц, "Телефонная книжка").
Ещё до войны Янина Жеймо вышла второй раз замуж. Её новым супругом стал знаменитый режиссёр Иосиф Хейфиц. От этого брака родился Юлий Жеймо. Впоследствии он стал кинооператором, жил в Польше.
Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми выехал в Ташкент. Янина Жеймо оставалась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад "Ленфильма" Янина выступала в госпиталях, парках, скверах, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Говорят, что она была знакома с Зощенко, научившим её гадать на картах, что её дом был открыт для друзей даже в то страшное время и многих спасали эти вечера.
Лишь в конце 1942 года Янина наконец эвакуировалась в Ташкент — туда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство. "Гитлер сделал одно доброе дело — я похудела", — шутила Жеймо, вернувшись домой.
Вот только дома её никто не ждал. Пока поезд тащился до Средней Азии, до Хейфица дошла страшная весть, что в дороге во время бомбежки Янечка погибла. Иосиф Ефимович посчитал себя свободным человеком...
Янина не простила мужу измены, и к Хейфицу не вернулась. Она тяжело заболела, жива осталась только чудом. Этим чудом стал польский режиссер Леонид Жано. Он познакомился с Яниной в Ташкенте и вынянчил её, умирающую от болезни и обиды, чтобы потом всю жизнь с ней не расставаться.
1947 год. Послевоенная страна вставала из руин, ещё не были стерты следы пожарищ, разрухи — мрачных следов кровопролитной войны. Всем так хотелось мира, человеческой теплоты и доброты. Хотя бы экранной, сказочной, придуманной... И 16 мая на экраны вышла фильм-сказка "Золушка", где Янина исполнила главную роль.
Когда смотришь фильм, кажется, что и Золушка, и Принц взялись из ниоткуда — актёры "неизвестны". Между тем и для Жеймо, и для Алексея Консовского этот фильм не начало, как могло бы показаться, а... закат. Они вместе работали до этого в фильме "Шёл солдат с фронта", а позже — на дубляже ленты "Рим, 11 часов", и у обоих были несколько иные амплуа, нежели в "Золушке" (Консовский часто играл простых деревенских пареньков). Актёры тех лет редко получали возможность побывать не очередными нашими современниками, а сказочными героями — стране нужны были своевременные фильмы. Съёмки "Золушки" обросли многочисленными мифологическими подробностями. Янине Жеймо тогда было около 37 лет (а на её роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но безуспешно), она была старше обеих "сестёр" и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо "не такое". Консовский был младше Жеймо на три года. Рассказывают, что многие работники студии приносили из дома все мало-мальски "дворцовое" и "придворное" для съёмок бальных сцен, а Золушкино платье сооружалось из обрезков, вот только туфельки пришлось делать специально, потому что найти обувь тридцать первого размера не смогли.
Роль Золушки принесла новую волну популярности актрисе. Евгений Шварц вспоминает: "Картина появилась на экранах в апреле 1947 года и имела успех. В июне того же года увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. Жарко. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая — тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. "Ножки, ножки какие!" — простонала десятиклассница с учебниками, а подруга её кивнула головой как зачарованная…"
В период малокартинья, начавшийся после "Золушки", Янина Жеймо участвовала в дублировании зарубежных фильмов и отечественных мультфильмов. Дубляж — работа специфическая, не каждый актёр даже с хорошими голосовыми данными к ней пригоден. Но голос Жеймо, говорившей за Герду в "Снежной королеве" или за героиню в фильме "Марти", нежный, спокойный, робкий и в то же время гордый, забыть невозможно. Кино отвергло её облик — она отдала ему свой голос.
В своих дневниках Евгений Шварц написал: "Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все её существо — туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть".
Свою последнюю роль она сыграла в 1954 году в фильме "Два друга", когда ей было только 45 лет.
В 1957 году Янина с мужем уехала в Польшу, в Варшаву. Там она прожила последние тридцать лет своей пятой жизни, сугубо частной, о которой известно не много. Она выучила язык, дружила с известным польским киноведом-классиком, Ежи Теплицем... было даже несколько предложений сниматься, но по разным причинам они не были приняты. Казалось бы, странно. Но ведь не всегда главное — соглашаться на что угодно, только бы сняться, мелькнуть, напомнить о себе. Особенно для актрисы, всегда игравшей героинь своего, а не чужого времени.
Умерла актриса 29 декабря 1987 года в Варшаве. Похоронена на Востряковском кладбище (98 участок) в Москве.