Другое название: Понизовая вольница
Режиссер: Владимир Ромашков
Сценарист: Василий Гончаров
Операторы: Александр Дранков, Николай Козловский
Композитор: Михаил Ипполитов-Иванов
Продюсер: Александр Дранков
Производство: Ателье А. Дранкова
Год: 1908
Премьера: 15 октября 1908
Актеры: Евгений Петров-Краевский
Жанр: драма
Своеобразная экранизация народной песни "Из-за острова на стрежень..."
Фрагмент пьесы В.М.Гончарова "Понизовая вольница".
Премьера этого фильма, состоявшаяся 15 октября 1908 года, считается датой рождения отечественного кино в России. Несмотря на натурные съемки, лента вполне вписывается в широко распространенную в те годы в Европе театрализованную эстетику «фильм д'ар». Для картины по заказу А.Дранкова была написана специальная музыка. Её сочинил известный композитор Михаил Ипполитов-Иванов.
Сценарий "Понизовой вольницы" был написан Василием Гончаровым. Его шесть эпизодов были последовательно претворены режиссером Владимиром Ромашковым.
Поначалу атаман предстает на экране в окружении толпы. Титры определяют этих людей «шайкой разбойников». Они пируют на берегу, пьют, подносят вино атаману, пляшут сами, поощряют улыбками и жестами княжну, которая танцует перед ними с бубном в руках. «Разбойники» выглядят отнюдь не зловеще, ведут себя как веселые люди на гулянье, следующие титры еще больше поднимают образ: «Выпей, атаман батюшка, за удалую нашу понизовую вольницу, за княжну чаровницу, за весь народ честной».
Дальнейшее течение событий не оставляет сомнений в том, что атаман справедлив, что его любят и чтят. И сам он готов пожертвовать всем ради свободы войска Донского. Ради той же цели живут и остальные. Они идут на клевету и подлог исключительно для того, чтобы атаман всецело, душой и мыслями, отдал себя делу, — чужестранка (на экране она выглядит полнотелой и не очень молодой девицей) околдовала атамана, он начал забывать о своем долге перед «честным народом».
Назревает бунт. Есаул Шелуда выкрикивает: «Смерть изменнице!» Остальные дружно подхватывают клич. Таким образом, сколько бы ни роптали они на своего вожака, который, как мы узнаем из титров, «якшается с бабой», в измене обвиняют отнюдь не его, увлекшегося красавицей с бубном в оголенных руках, а саму чаровницу. Авторитет атамана, в сущности, неколебим, и честной народ един с ним в служении задачам понизовой вольницы.
О фильме «Стенька Разин»
Запомнилось мне, с какой рекламой и помпой был организован показ этого «первого русского исторического фильма» в городском манеже во время традиционных рождественских народных гуляний. Фильм «Стенька Разин — Понизовая вольница» демонстрировался па огромном экране-великане, натянутом поперек манежа. Прикидывая сейчас по памяти его размеры, я думаю, что он был не меньше того «Гигантского кинематографа», который демонстрировался Люмьером на Парижской Всемирной выставке с целью показать одно из главнейших достоинств изобретенного им синематографа — массовость потребления его продукции, т. е. кинозрелища. […]
Однако когда через много лет мне снова пришлось увидеть эту картину на экране учебного просмотрового зала ВГИКа, то ничего, кроме искреннего хохота над ее наивностью и псевдоисторичностью, а также над нелепой ходульностью игры актеров, этот «шедевр» вызвать не мог ни у меня, ни у моих студентов.
АНОЩЕНКО Н. Из воспоминаний: Минувшее // Исторический альманах. М., 1992, Вып. 10.
|
|