Смотреть Путь корабля (1935)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Путь корабля (1935)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Путь корабля
Put korablya.jpg
Жанр

приключения

Режиссёр

Юрий Тарич

Автор
сценария

Иван Соколов-Микитов

В главных
ролях

Виктор Яблонский
Николай Прозоровский
Роза Свердлова
Иван Чувелев

Оператор

Аркадий Кольцатый

Композитор

И. О. Дунаевский

Кинокомпания

Белгоскино

Длительность

75 мин.

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Год

1935

«Путь корабля» — художественный фильм (другое название — «ЭПРОН»). Вышел на экран 20 октября 1935 г.

Сюжет

Из-за излишней самоуверенности капитана Меркулова наскочив в густом тумане на отмель у берегов Новой Земли в Арктике, терпит крушение советский пароход «Альбанов». Пассажиры и команда спасаются на шлюпках и выса­живаются на пустынном берегу. Южный город. Начальник отряда ЭПРОН (экспедиции подводных работ особого наз­начения) Петров получает приказ срочно вылететь в Мурманск для спасения «Альбанова». Зайдя домой за вещами, он застает жену со своим помощником Зарецким. Самолет с эпроновцами прилетает в район крушения. Начинается подготовка к подъему «Альбанова». Недоволь­ный ходом работ, Петров предупреждает Зарецкого, что его снисходительность к выпивкам водолаза-инструктора Головни (учителя Зарецкого) не должна мешать делу. Но Головня вновь появляется «под газом», и ему объявляют строгий выговор. Зарецкому поручают опекать Головню.

Одна из пассажирок затонувшего парохода, журналистка Варя, замечает, как Петров переживает из-за жены, и со­чувствует ему. С Большой земли торопят с подъемом «Альбанова». Начинается закачка воздуха в понтоны. Но к месту аварии приближается айсберг. Петров решает взор­вать его. Но это не дает результата. По совету Головни понтоны опускают на грунт. Операцию выполняет Зарецкий. Происходит авария.

Петров спускается под воду и спасает Зарецкого, но его самого задевает айсберг. В барокамере Зарецкий пытается выяснить с ним отношения, на что Петров говорит: «Что выяснять? Давайте работать». Он руководит эпроновцами из барокамеры, а затем из каю­ты (у него травма и высокая температура) через Головню.

Кадр из фильма (Виктор Яблонский — Петров).

График работ срывается из-за шторма. Петров приказывает спуститься под воду Головне как самому опытному. Штормом срывает с якоря баржу ЭПРОН. Головня в критическом положении. Петров на катере спасает его. «Альбанов» поднят со дна. Вновь южный город. Зарецкий спешит к бывшей жене Петрова, но застает её с другим мужчиной. Головня теперь употребляет только нарзан. Налаживаются отношения между Петровым и Варей.

В ролях

  • Виктор Яблонский — Петров Артемий Петрович, начальник партии ЭПРОНа и комиссар
  • Николай ПрозоровскийЗарецкий Николай Казимирович, помощник начальника партии ЭПРОНа
  • Иван Чувелев — Головня, водолаз-инструктор
  • Георгий Ковров — Меркулов Захар Иванович, капитан судна «Альбанов»
  • Роза Свердлова — Варя, журналистка
  • Галина Кравченко — женщина в сарафане
  • Татьяна Никольская — девушка в майке
  • Б. Захаров — краснофлотец Захаров
  • Александр Мельников — краснофлотец Мельников
  • Степан Крылов — радист (нет в титрах)

Технические данные

  • Чёрно-белый, звуковой
  • 8 частей.

Саундтрек

Музыка и песни к фильму написаны Исааком Дунаевским. Стихи к одной из песен написаны Борисом Корниловым, репрессированным в 1937 году. В связи с этим позже текст песни был заменён на другой, авторства Александра Чуркина (1903—1971), известного также как автор текста песни «Вечер на рейде». Вторая песня фильма — «Марш водолазов», на слова Виссариона Саянова — стала неофициальным гимном советских водолазов.

Места съёмки

Фильм частично снимался на Новой Земле, в Русской Гавани. Для съёмок сползания айсберга в море была взорвана часть ледника, однако эти кадры, полученные с большим трудом, в фильм не вошли из-за брака плёнки. В полярных морях съёмочная группа работала на пароходе «Сорока». Остальная часть фильма снималась в павильоне на кинофабрике «Советская Беларусь», расположенной в то время в Ленинграде, и в Крыму. «Путь корабля» стал первым советским художественным фильмом о работе водолазов, и одним из первых, где были применены комбинированные съёмки, находившиеся тогда в советском кино на стадии эксперимента. В фильме впервые в советском кинематографе были использованы подводные съёмки (выполненные в Балаклавской бухте).

«ПУТЬ КОРАБЛЯ»

«Тихо и мирно протекает отдых эпроновцев на юге. Но вдруг самолет привозит приказ Ф. И. Крылова отдыхающему начальнику партии ЭПРОН тов. Петрову: «Немедленно вылетайте в Мурманск для организации подъемных работ «Альбанова». Так начиналась заметка, опубликованная в «Полярной правде» 27 октября 1935 года и рассказывавшая о новом советском фильме. Фильме в свое время широко известном, а ныне почти забытом, но тем не менее оставшемся, как в истории кино, так и в прошлом нашего края.

Экспедиция подводных работ особого назначения - ЭПРОН. Когда-то это название и имя руководителя организации, Фотия Ивановича Крылова были знакомы, считай, каждому. В том числе, конечно, и замечательному писателю Ивану Соколову-Микитову. В начале 1933 года он стал свидетелем спасения ледокольного парохода «Малыгин», шедшего из Мурманска на Шпицберген и напоровшегося на каменную банку, а несколько месяцев спустя присутствовал при подъеме его собрата «Садко», затонувшего в 1916 году в Кандалакшском заливе.

Соколов-Микитов посвятил работе водолазов-эпроновцев целый цикл очерков. Фигурировал в них и «накрытый полярной ночью самый северный в Союзе, волшебно возникший на берегу пустынного Кольского залива» Мурманск. «Поскрипывая снегом, - писал Иван Сергеевич, - обхожу город: низенький, оставшийся от прошлого, никак не умещающий движения вокзал, почту; по накатанной, скользкой дороге спускаюсь на траловую базу. Ночью и днем здесь неизменно кипит работа, в свете качающихся от ветра электрических фонарей неустанным оживлением кипит густой человеческий поток, люди в рукавицах и фартуках беспрерывно катят по обмороженным, скользким сходням наполненные рыбой тачки. Освещенные электрическим светом, колышутся корабли на черной, играющей яркими бликами воде».

Из Мурманска отправлялись эпроновцы в свои экспедиции сюда же и возвращались после завершения работ. Немудрено, что окружной центр попал в конце концов не только в книги писателя, но и в созданный им в 1934 году совместно с Юрием Лаптевым, автором диалогов, сценарий, получивший призовое место на всесоюзном конкурсе.

Его сюжетная канва представляет собой по сути дела тот же очерк о героическом труде водолазов, разбавленный увлекательности ради коллизиями личной жизни героев.

Судите сами. В Арктике из-за излишней самоуверенности капитана Меркулова терпит бедствие пароход «Альбанов», наскочивший в густом тумане на мель. К счастью, авария случается недалеко от Новой Земли. Пассажиры и команда спасаются на шлюпках, высаживаются на пустынном берегу. Судно нужно поднять до зимы, и ключевую роль в этом должен сыграть отряд ЭПРОН под руководством Петрова. Работа предстоит сложная и рискованная, но при этом ее исполнителям почти невозможно сосредоточиться исключительно на деле. Так, Зарецкий, помощник Петрова, увлекся женой своего шефа, отчего сам же и страдает, рассказывая обо всем юной журналистке Варе. Одновременно та же Варя, одна из пассажирок затонувшего парохода, замечает, как Петров переживает из-за жены, и сочувствует ему.

Сейчас это, наверно, назвали бы мелодрамой или даже мыльной оперой. Но не только «мыльными» страстями озабочены персонажи ленты. Как, например, поступить с опытнейшим водолазом Головней, который просто не может не погрузиться, предварительно не загрузив в себя изрядную дозу алкоголя? А как быть с приближающимся к месту аварии айсбергом? С Большой земли между тем торопят. Начинается закачка воздуха в понтоны. Петров пытается взорвать айсберг, но это не дает результата. По совету Головни, которому незадолго до того объявили выговор, понтоны опускают на грунт. Операцию выполняет Зарецкий, но его соединительный шланг застревает между бортом «Альбанова» и понтоном. Петров спускается под воду и спасает Зарецкого, однако его самого задевает айсберг. В барокамере Зарецкий пытается выяснить с ним отношения, на что Петров отвечает: «Что выяснять? Давайте работать». Он руководит эпроновцами из барокамеры, а затем из каюты (у него травма и высокая температура) через Головню. График работ срывается из-за шторма. Петров приказывает Головне, как самому опытному, спуститься под воду. Штормом срывает с якоря баржу ЭПРОН. Головня в критическом положении. Петров на катере спасает его. В итоге пароход поднят со дна, а личная жизнь героев картины постепенно налаживается…

Может показаться странным, но снимать морской фильм взялись на вполне «сухопутной» кинофабрике «Советская Беларусь». Впрочем, в ту пору размещалась она в Ленинграде и уже хотя бы поэтому была не чужда маринистики. За дело взялся один из классиков белорусского кино, режиссер Юрий Тарич. Для съемок ангажировали пароход «Сорока», совершавший обычный рейс по становищам, факториям и полярным станциям, расположенным на островах Баренцева моря и Новой Земле. Для придания кинодейству возможно большей достоверности группу сопровождали водолаз-инструктор северной партии ЭПРОН Разуваев и охотник-помор Афанасьев.

Сам Тарич тоже постарался «войти в образ». Разумеется, так, как он его понимал. «Легкий ветерок топорщит полы форменного эпроновского кителя, - вспоминал очевидец происходившего, - морская фуражка чуть сбита набекрень, ноги расставлены широко - по-флотски, весь облик его, коренастого, с острым взглядом и доброй улыбкой, напоминает старого «морского волка», будто сошедшего с иллюстраций к рассказам Джека Лондона. Но не бывал Юрий Викторович в далеких морях, это в душе его смолоду накапливалась морская романтика, преклонение перед героями далеких рейсов».

На Новой Земле, в Русской Гавани, снимали важнейшие и самые трудные кадры фильма. Чего стоит хотя бы сцена появления айсберга. В сценарии картины есть такая фраза: «Ледник зашевелился, ледяное плато поползло к морю, и вот оторвался громадный кусок льда, с грохотом упал в море: это родился айсберг, гроза кораблей, плавающих в северных широтах». Для того чтобы отколоть плавучий остров достаточно больших размеров от «матерого» новоземельского льда, кинематографисты использовали взрывчатку. Но все было напрасно, ледник оставался недвижим. Удача пришла, когда надежда иссякла, съемки закончились и «Сорока» отправлялась в обратный путь.

Вот как описывает случившееся участник той экспедиции Петр Шамшур: «Разуваев выводит шлюпку в открытое море. Вдруг позади слышен взрыв и начинается канонада. Словно залпы орудий главного калибра линкора, гремят взрывы на берегу, доносятся стоны и хрипы какого-то умирающего гиганта. Изо всех сил гоним шлюпку к берегу, торопливо тащим ее по мелководью на песок и бежим на бугор. Захватывающее зрелище перед нами, словно спектакль для великанов. Ледяное плато трещит, ломается, громадные обломки падают в воду, кувыркаются, сшибаются друг с другом. Кипит вода в бухте, вздымаются пенистые водяные валы, со страшной силой бьют о берег. Схватив камеру Аркадий Кольцатый бежит к леднику не разбирая дороги, не думая об опасности… Мы останавливаемся у берега бухты. Соленые брызги летят в лицо, одежда намокает, но нам радостно. Ледник удалось расшевелить! Аркадий не отрывается от аппарата. Последняя кассета пленки из взятых на берег расходуется почти без остановки».

Правда, финал истории с айсбергом был грустным: пленка, на которой сняли буйство ледника в Русской Гавани, оказалась бракованной. Кадр, доставшийся ценой больших усилий, в фильм не вошел.

Дальнейшие съемки проходили в Крыму и в павильоне в Ленинграде. По замыслу режиссера, на экране появилась едва ли не вся киногруппа, включая технический персонал. Даже оператор Аркадий Кольцатый, которому, что называется, по штату положено снимать других, сам снялся в сцене на судовом камбузе, в то время как ручку киноаппарата крутил один из его помощников. В главных ролях были задействованы известные артисты: Виктор Яблонский, Николай Прозоровский, Роза Свердлова, Иван Чувелев, Галина Кравченко, Степан Крылов. Рабочее название ленты «ЭПРОН», в конечном счете, заменили на «Путь корабля». Премьера картины состоялась 10 октября 1935 года. А в ноябре фильм появился в Мурманске, где его ждали с понятным нетерпением как произведение северной тематики, имеющее к тому же непосредственное отношение к нашему краю. В кинотеатре «Северное сияние» «Путь корабля» шел без перерыва с 20 по 25 ноября и заслужил теплые отзывы зрителей.

С критикой дело обстояло сложнее. Рецензии были противоречивыми. На страницах «Полярки» сообщалось, что «художественная правда в соединении с занимательным сюжетом и мастерской работой оператора… делают картину высококачественной, которая имеет у зрителей заслуженный успех». А вот белорусская «Лiтаратура i мастацтва» отмечала, что «не сумев создать правдивый сюжет, для «оживления» фильма его авторы ввели фальшивую интригу, которая не имеет отношения к основной теме и к героям фильма». Упреки в излишнем внимании к любовным переживаниям героев повторялись чаще всего, хотя некоторые оппоненты картины, напротив, указывали на ее перегруженность эпроновской спецификой - производственными процессами, малопонятными обычным людям. Зато критики единодушно высоко оценили техническое новаторство ленты. «Путь корабля» стал первым отечественным художественным фильмом о работе водолазов. Его создатели использовали комбинированные съемки, находившиеся в советском кино этого периода еще на стадии эксперимента, и ряд эпизодов, также впервые, сняли под водой.

Еще одним общепризнанным достоинством картины явились музыка и песни, написанные Исааком Дунаевским.

С песнями, впрочем, получилась особая история. Точнее, с их текстами, один из которых написал прекрасный поэт Борис Корнилов. Судьба его сложилась трагически. Фильм, напомню, появился в 1935 году, а в 1936-м Корнилова исключили из Союза советских писателей, вскоре арестовали и в феврале 38-го расстреляли... А песня осталась и, более того, была широко известной, популярной.

Но поскольку имя автора текста оказалось под запретом, судьба песни тоже висела на волоске. Так, в ежедекадной «Сводке запрещений с 10 по 31 мая 1937 г.» Леноблгорлита указывалось, что был «задержан репертуарный сборник «Эстрада» (издательство «Искусство») в связи с тем, что в нем была «указана фамилия Б. Корнилова (арестованного органами НКВД) как автора краснофлотской песни «Путь корабля».

Чтобы спасти песню от запрета, приняли соломоново решение: ленинградский поэт Александр Чуркин, позже заслуживший известность как автор знаменитого «Вечера на рейде», написал на ту же музыку свои слова. Этот текст и помещали в дальнейшем во всех музыкальных изданиях. Стихотворение же Корнилова под названием «Путь корабля» вошло в основной корпус его стихов и ныне опубликовано во многих сборниках. Если сравнивать литературные достоинства обоих текстов, то у Чуркина больше патриотизма и пафоса, у Корнилова - чистой лирики. А в общем, кому что нравится, хотя авторы порой буквально повторяют друг друга.

Вот, к примеру, отрывок из корниловского варианта:

Впереди морские дали,

кренит набок на бегу,

и остались наши крали

на далеком берегу.

А вот слова Чуркина:

Пой и смейся, дорогая,

На далеком берегу!

Мы морей родного края

Не сдадим врагу!

Совсем по-иному сложилась судьба второй песни фильма - «Марша водолазов» на слова Виссариона Саянова. Она на протяжении десятилетий была неофициальным водолазным гимном, не раз публиковалась в собраниях сочинений Исаака Дунаевского и по сей день для многих любима и памятна.

Сам же фильм «Путь корабля» и теперь иногда показывают, продают на DVD-дисках. И пусть он кажется сегодня наивным и простоватым, зато по-прежнему остается милым и симпатичным. Особенно для нас с вами, помнящих, что эта лента начиналась когда-то с «мурманских» эпроновских впечатлений Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.