Смотреть Приключения Корзинкиной (1941)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Приключения Корзинкиной (1941)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Один из первых учителей Сергея Филиппова, народный артист СССР Николай Павлович Акимов видит причину любви к нему зрителей в глубокой человечности его творчества, несмотря на резкие краски, которыми он пользуется. «Юмор Сергея Филиппова, — отмечает Н. П. Акимов, — глубоко психологичен и человечен в отличие от иных комических актеров, которые строят свой юмор на формальных приемах».

Есть, однако, и другая причина. Филиппов обладает редким даром подмечать в людях смешное, уродливое, отживающее. Гражданская непримиримость к пошлости, зазнайству, чинопочитанию, ко всякому злу, носителями которого являются его многочисленные «герои», делает творчество Сергея Николаевича Филиппова особенно острым, современным, особенно близким и понятным каждому. Народ любит и ценит тех, кто помогает ему выявлять вредное в нашей жизни и выставлять его на всеобщее посмешище. Твердо веря, что «смеха боится даже тот, кто ничего не боится» (Гоголь), Филиппов мобилизует всю силу своего юмора и мастерства, чтобы наповал убивать таких «бесстрашных» подлецов на глазах у зрителей. Он изображает их верно, точно, хотя и в сатирической форме, иногда даже в гротесковой, и зрители становятся союзниками актера. Вместе с ним, горячо и дружно они осуждают изображенные пороки. Между актером и зрителями устанавливается контакт, они делаются единомышленниками. Смех объединяет людей.

О роли в фильме «За Советскую Родину»

Роль была бессловесной и казалась легкой. В тот момент, когда отряд Тойво Антикайнена рвался вперед, чтобы захватить селение, надо было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающим поток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, шюцкоровец должен тут же рухнуть в воду. На этом эпизод заканчивался. Психологической разработки образа здесь не требовалось. Нужны были ловкость, сноровка, смелость.

Плавать и нырять в воду для Сергея Филиппова было делом привычным. С раннего детства, живя на берегу Волги в Саратове, он плавал безупречно. Одного не учел молодой пловец, что съемки проходили зимой и падать приходилось в ледяную воду.

На Филиппова надели шюцкоровскую одежду и даже без грима типаж оказался на редкость подходящим.

Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Приходилось повторять эпизод. Четыре раза Филиппов падал в воду, четыре раза его извлекали оттуда, переодевали и совершенно закоченевшего растирали спиртом.

Казалось бы, все эти мытарства способны были отбить у актера охоту сниматься в кино. Однако Сергей Филиппов держался стойко, и желания сниматься он не потерял.

В том же 1937 году он снимается в эпизодической роли крестьянина партизана в кинофильме «Волочаевские дни» режиссеров братьев Васильевых. Через год Филиппов появляется на экране сразу в трех фильмах. В картине «Член правительства» режиссеров А. Зархи и И. Хейфица молодой артист выделяется резкостью и точностью характера — его герой наглый и жестокий человек, лодырь и саботажник. Он один из тех, кто скоро начнет убивать из-за угла строителей новой колхозной жизни. С такими врагами Сергею Филиппову пришлось в свое время познакомиться. Будучи комсомольцем, он принимал участие в отрядах, отбиравших излишки зерна у кулаков. Он хорошо запомнил звериную ненависть этих врагов Советской власти и увиденное в жизни принес на экран. В 1939 году Сергей Филиппов сыграл также эпизодическую роль погромщика в фильме «Выборгская сторона» Г. Козинцева и Л. Трауберги и старого железнодорожника в картине «Арника» Н. Кошеверовой и Ю. Музыканта.

Филиппов переживает пору подъема. В следующем году его ожидает новая встреча еще с одним талантливым режиссером — Сергеем Юткеви чем. В его картине «Яков Свердлов» Филиппов снимается в роли матроса-анархиста и эта удачная работа как бы окончательно закрепляет за молодым артистом право появляться па экране. В дальнейшем многих режиссеров привлекало своеобразие дарования Сергея Филиппова — его легкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приемов и удивительно органическое существование в образе. Филиппов уже тогда поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо могло передавать сложные психологические состояния, которые легко угадывались и переводились с языка мимических реплик на словесный язык. В то же время обращала на себя внимание и его невероятная физическая выносливость. Ловкость, смелость, склонность к риску были всегда характерны для Филиппова. Его трудно было удержать от опасных трюков и экспериментов. А их немало выпало на его долю за тридцать лет. Он не колеблясь входил в клетку к тигру Пуршу на съемках «Укротительницы тигров», попадал в объятия недовольного медведя в «Косолапом друге», летел с моста в воду, ломая своим телом перила в картине «Беспокойное хозяйство». Его поднимали на дыбу в фильме «300 лет тому…» Он был виновником гибели десятков неповинных гусей и уток, когда, не умея водить машину, играл «шофера поневоле»…

О роли в фильме «Приключения Корзинкиной»

Филиппов играл в этом фильме роль мастера художественного слова, выступающего с чтением стихотворения на эстрадном конкурсе. В тот момент, когда чтец готовился за кулисами к своему выходу, иллюзионист, также ожидая своей очереди, пересматривал свое «хозяйство». Он недосмотрел, как маленькая мышка проскользнула за ворот фрака мастера художественного слова. Так вот и вышел на сцену с мышкой за пазухой читать «Умирающего гладиатора». Трагический смысл стихов Лермонтова и поведение чтеца, хихикающего от того, что мышь щекотала у него под мышкой, находились в резком противоречии. Филиппов выдавал каскад мимических трюков, прибегал к самым острым приемам игры — гротеску и буффонаде — и достигал необыкновенного комического эффекта.

В таком же ключе сатирического преувеличения и буффонады была решена и следующая роль — ефрейтора Шпукке, которую Филиппов сыграл во время войны в фильме «Новые похождения Швейка». В одной из своих статей режиссер этого фильма Сергей Юткевич, высоко оценивая творчество Сергея Филиппова, назвал его «великолепным буффоном».

Он очень наблюдателен. Смешные манеры, повадки, речь людей не проходят для него незамеченными, они извлекаются из памяти, когда понадобятся.

Филиппов владеет подлинным комедийным даром. Он одарен способностью искрометной импровизации, найденные им детали всегда свежи и точны, трюки и комедийные приемы смелы и выразительны. Поистине, этот актер поставил свое дарование на службу искусству комедии и его боевого жанра — сатиры.

Одна из самых ярких удач Сергея Николаевича — лектор «из Общества» в картине «Карнавальная ночь». В этой роли, почти лишенной текста, особенно убедительно выступают самые сильные стороны дарования актера, его искусство пантомимы. Миллионы зрителей смотрели этот фильм, и уже само появление лектора вызывало неудержимый хохот. Несколько мгновений присутствует на экране лектор «из Общества» — Сергей Филиппов и перед вами незабываемый образ живого человека с ясной и подробной биографией, человека, далекого от современности, от науки, жалкого невежды, превратившего свою интересную профессию в унылое ремесло. Он произносит очень мало слов. Но с помощью тонко разработанной мимики и жестов Филиппов передает неизмеримо больше того, что отпущено автором актеру по тексту.

Вспоминается еще одна работа артиста. В фильме «Косолапый друг» Сергей Николаевич играл роль официанта на пароходе. В ресторане стояло чучело медведя. А в трюме на гастроли ехал другой медведь — живой. Ресторанный медведь запылился, официант вытащил его на палубу, поставил у борта и ушел за палкой. А в это время из трюма удрал живой медведь, подошел к чучелу, меткой оплеухой свалил его за борт и с интересом наблюдал, как поверженный враг медленно погружается в воду. Вернувшись с палкой в руках и с парой рюмок коньяка в желудке, официант не заметил подмены и принялся выколачивать из медведя пыль. При первом же ударе «чучело» обернулось и заключило официанта в объятия. Даже в этой комической ситуации, которая и сама по себе вызывала смех в зале, Филиппов с особой тщательностью разрабатывает сложную мимическую игру. На лице официанта отражается молниеносная смена переживаний — недоумение, испуг и, наконец, ужас, когда он понял, с кем имеет дело.

О роли в фильме «Укротительница тигров»

Несмотря на резкие сатирические краски, Казимир Алмазов не изображен злодеем, не превращен в символ или карикатуру. Созданный Филипповым живой человек наделен чертами, взятыми из жизни. Наглый, самовлюбленный дурак Алмазов на каждом шагу подчеркивает свое превосходство над другими. Сознание своей незаменимости породило в нем хамство, грубость, рвачество. На людей, как на зверей, Алмазов действует окриком, но едва увидев, что его незаменимости приходит конец, он сразу теряет самоуверенность. Он еще не хочет смириться, он пытается выкрикивать угрозы, скрывая свою растерянность и страх перед единодушным осуждением коллектива. Бесславный конец карьеры Алмазова воспринимается как неизбежный и закономерный итог деятельности каждого, кто возомнит себя незаменимым, на каком бы поприще он ни подвизался.

Самое замечательное в образе, созданном Филипповым, то, что этот наглый, самодовольный человек, усвоивший жестокие приемы и нравы дореволюционного цирка, научился ловко спекулировать на советской гуманности. Таким показать Казимира Алмазова мог только умный, остро чувствующий нашу современность артист. Ярко и концентрированно проявились в роли Алмазова самые сильные стороны дарования Филиппова — сатирическая заостренность приемов, доходящая до гротеска беспощадность обличения, четкость и выразительность внешнего рисунка. Работа эта имела большой и заслуженный успех. Зрелое мастерство Сергея Николаевича получило широкое признание.

Шувалов М. Сергей Филиппов // Актеры советского кино. М.: Искусство, 1968. Вып. 4. С. 221—232.