Смотреть Окраина (1933)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Окраина (1933)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Режиссер: Борис Барнет

Сценаристы: Борис Барнет, Константин Финн

Операторы: Михаил Кириллов, А. Спиридонов

Композитор: Сергей Василенко (II)

Художник: Сергей Козловский

Страна: СССР

Производство: Межрабпомфильм

Год: 1933

Премьера: 25 марта 1933

Актеры: Елена Кузьмина, Николай Боголюбов, Михаил Жаров, Ганс Клеринг, Сергей Комаров, Николай Крючков, Александр Чистяков, Роберт Эрдман, Михаил Яншин, Николай Акимов (II), Владимир Уральский, Андрей Файт, Ермаков, Даниил Введенский, Александр Жуков

Жанр: военный фильм

Восстановлен на Киностудии им. М.Горького в 1965 году.

Фильм снят по мотивам одноименной повести К.Финна.

О жизни глухой окраины царской России в период империалистической войны, накануне октябрьской революции.
Сонную жизнь мещан, обывателей , хозяйчиков всколыхнула экстренная телеграмма. "Германия объявила войну России". Мутная, шовинистическая волна захлестнула обывателей городка. Особенно усердствовали в проявлении "патриотических" чувств владелец сапожной мастерской Грешин и купец, подписавший договор на поставку сапог для армии.
Велико горе матерей, жен и сестер, чьих сыновей, мужей и братьев гонят на защиту интересов помещиков и капиталистов. Надели солдатскую шинель и на рабочего Николая Кадкина: давно возненавидел его хозяин за активную революционную деятельность. Брат Николая, Сенька, наслушавшись ура-патриотических речей, идет на фронт добровольцем. Страшная действительность окопной жизни быстро разрушает его иллюзии. Во время одной из атак объятый страхом Сенька не решается покинуть окоп.
Тем временем в городок присылают пленных немецких солдат. Между молодым солдатом Мюллером и дочкой хозяйчика Грешина Марией возникает крепнущее чувство взаимной симпатии. Но сам Грешин с бранью гонит из дома "проклятую немчуру".
Февральская революция не приблизила конца войны. Деятели Временного правительства верны "союзническому долгу". В бессмысленное наступление гонят тысячи солдат. Однако слова большевистской правды все глубже проникают в солдатские сердца. На фронте начинается братание. Первым из окопов с белым флагом поднимается большевик Николай Кадкин. Он падает, раненный офицерской пулей.
Но ничто уже не в силах остановить победного шествия пролетарской революции. Октябрь приходит и на окраину маленького городка. По его улицам в рядах Красной гвардии шагают вместе старик Кадкин и недавний "враг" его сыновей - немецкий рабочий Мюллер.

Критика

Однажды на репетицию германских синеблузников пришел кинорежиссер Борис Барнет, искавший актеров для своего первого звукового фильма, «Окраина». Он пригласил сниматься понравившегося ему Ганса Клеринга.

Действие фильма происходит во время первой мировой войны в маленьком провинциальном городке царской России. У старого честного сапожника работает подмастерье — молодой немецкий военнопленный, которому симпатизирует дочь старика Манька (Е.Кузьмина). Сцена, в которой пьяные черносотенцы устраивают самосуд над пленным, одна из самых выразительных в картине. Пятеро оголтелых хулиганов бьют беззащитного парня, пока не появляется сапожник и не разбрасывает их. «Это не немец, это сапожник!» — кричит он. Среди хаоса появляется избитое в, кровь лицо худого, долговязого белобрысого парня с большими глазами.

«Окраина» — актерская картина, где и С.Комаров, и Е.Кузьмина, и Н.Боголюбов, и Н.Крючков, и М.Жаров, и М.Яншин работали живо и изобретательно, создавая полнокровные человеческие образы. Ганс Клеринг был им достойным партнером. Дебют оказался удачным.

«Что же с того, что он немец? Он такой же сапожник!» — вот тема, которую ведет в фильме Ганс Клеринг. Эта интернациональная тема определила творчество Ганса Клеринга на ближайшие годы. Немецкий и русский рабочие — братья по классу. Эту мысль актер утверждал своими новыми ролями в советских картинах.

"Советский экран" № 6, март 1969 года

О фильме «Окраина»

[...] «Окраину» я до сих пор считаю одним из лучших фильмов мирового кино. По качеству барнетовские картины очень разные: есть уникальные — такие, как «Окраина», и есть, я бы сказал, средние. Такое ощущение, что их снимали разные режиссеры. Так случилось, что у него не было постоянных соратников. Он снимал почти на всех студиях страны и почти во всех регионах нашего необъятного отечества. Пожалуй, он не мог найти и своего автора, а в «Окраине» произошло идеальное «попадание».

Через, казалось бы, бытовые, камерные сцены раскрывалась монументальная история нашей страны. Помните безобидную игру в шашки? В ней «заложены», запрограммированы не только отношения отдельных персонажей, но и будущее гигантское противостояние народов в первой мировой войне. В рамках застольной игры — общечеловеческая трагедия: каждый день два человека садятся за шашки, и, наконец, наступает утро, когда оба партнера превращаются в заклятых врагов. А классические кадры с зевающей лошадью? Или эпизод, когда Сенька, ухаживая за барышней, страстно жмет ее собачку, что говорит о его чувствах больше любых монологов? В «Окраине» нет ни одной проходной сцены. Барнет предпочитает пластические решения; слово в этой картине имеет подчиненное значение. Режиссерское решение так выпукло, так точно, что даже если бы актеры играли не так хорошо, все равно картина состоялась бы. Но актеры в ней замечательные: Комаров, Боголюбов, Клеринг, Кузьмина. А молодой Крючков! Его Сенька, по сути, ребенок, он еще не стал взрослым, а уже попал на войну. Вокруг грохочут взрывы, а он плачет, потому что болят зубы. И никакие слова не нужны, настолько точно в этом эпизоде раскрыт и характер, и трагедия войны... А как Барнет изображал великую тайну смерти! Уходит в Вечность старший брат Сеньки Николай, уходит, улыбаясь, как бы испытывая приятную усталость, уходит в какой-тодругой мир...

К сожалению, второго такого фильма Барнет больше не снял, хотя случались отдельныеудачи-вкартине «Однажды ночью» были моменты, достойные руки великого мастера, в «Подвиге разведчика» тоже. Но второй «Окраины» у Барнета не было. [...]

ПОЛОКА Г. Он так и не научился снимать по заказу [Запись Тамары Сергеевой] // КЗ. 2002. № 61.

О фильме «Окраина»

Работающий в жанре соцреализма слеп на один глаз. Соцреализм был удовлетворением потребностей власти, которой перед смертью хотелось бы стать свидетелем победы собственной идеи. Отсюда и проистекают все беды советской кинематографии. Если бы советское кино развивалось естественным путем, то, думаю, «Окраина» Барнета определила бы эпоху больше, чем фильмы Эйзенштейна.

ВАЙДА А. Пресс-конференция // СЭ. 1988. № 54.

О фильме «Окраина»

Я считаю чрезвычайно значительным произведением картину, которая лично для меня является одной из наиболее дорогих и любимых, но которую почему-тоу нас отводят на второй план. Это «Окраина» Барнета. Для меня она является картиной замечательных возможностей, заложенных как в самом художнике, так и в самой методике ее построения. Она задумана и выполнена совершенно наперекор тем тенденциям, которые, казалось бы, существовали как обязательная «алгебра» кинематографии. Мне всегда казалось, что творческое воображение Барнета было поражено фигурой носильщика в «Парижанке», которого, как говорят, играл сам Чаплин. Барнет увидел, что этот жест, прошедший совсем мимолетно, таит в себе огромные возможности, ибо он создал образ всей станции образ одиночества женщин, образ американского города. В этом маленьком пассаже было заключено гораздо больше, чем во многих других, более сложных, «артиллерийских» приемах. Когда в «Окраине» начинается «интеллектуальный» монтаж сапог и пулеметов, это смотреть трудно. Но вспомните все человеческие «мелочи», которыми насыщен фильм, — историю с шапкой и т.д. Вспомните толпу при проводах на фронт и старушонку, которая даже «зарезана» монтажно, нарочито не подчеркнута. Вспомните весь типаж этой толпы, который дан на общем плане, но который индивидуализирован и запоминается. А как сам Барнет играет крошечный эпизод пьяного парня, который на общем плане попадает ногой в лужу, а потом садится на первом плане на скамейку с Кузьминой! Это поразительное «чаплинское» доверие к актерским возможностям в кинематографе, доверие к актеру, доверие к колоссальной внимательности и любви зрителя ко всему человеческому придает громадное значение «Окраине».

ЮТКЕВИЧ С. Выступление на творческом совещании киноработников8—13 января 1935 // За большое искусство. М., 1935.