Главная Следствие вели с... Леонидом Каневским Криминальная Россия Следствие ведут знатоки Выступления Михаила Задорнова Перейти на полную версию сайта
Одноклассники! В Мой Мир |
Смотреть Обломок империи (1929)
Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube |
|||||||||||||||||||||||||||||||
«Обломок империи» («Господин фабком») — немой художественный фильм-драма 1929 года режиссёра Фридриха Эрмлера. В известном смысле картина завершила эпоху кинематографа 1920-х годов с его образностью киноязыка, монтажными исканиями, психологизмом актёрской игры. В 1967 году фильм был озвучен музыкой композитора Владимира Дешевова. СюжетДействие фильма разворачивается в небольшом населённом пункте во время Гражданской войны. Железнодорожная платформа местной станции завалена трупами. И вдруг станционная сторожиха, снимая с убитых сапоги, обнаруживает, что один из красноармейцев подаёт признаки жизни. Она и контуженный унтер-офицер Филимонов приносят его в дом. Там красноармеец приходит в себя и, мучаясь от жажды, отталкивает от недавно ощенившейся собаки детёнышей и жадно начинает сосать молоко. В этот момент в помещение заходит белый офицер. Раздаётся выстрел. Собака мертва. А несмышлёные щенята продолжают ползти к заветному материнскому молоку. Тифозного красноармейца же белый офицер трогать не стал, решив, что тот и так умрёт. Тогда Филимонов бессознательно пытается помочь красноармейцу, кормит его. Дальнейшее действие фильма происходит в 1928 году. Филимонов по прежнему ничего не помнит. Однако вот в окне вагона поезда мелькает знакомое женское лицо, и память возвращается к бывшему унтер-офицеру. Он вспоминает подробности своей военной службы, вспоминает, что он раньше жил в Петербурге и что у него была жена. Он решает возвратиться туда. Однако по прибытии прежнего Петербурга Филимонов не видит: кругом строятся новые высокие здания, а в центре площади возвышается памятник Ленину, который как бы является ознаменованием новой эпохи. Напуганный и растерянный Филимонов идёт в адресное бюро, но там ему сообщают, что место жительства его жены неизвестно. Тогда он направляется к своему бывшему хозяину, который раньше владел фабрикой. Растроганный поведением Филимонова, который обращался к нему исключительно «барин», бывший фабрикант выдаёт ему рекомендательную записку, с ней бывший унтер-офицер отправляется на фабрику. А там выясняется, что нынешний фабком — тот самый спасённый Филимоновым красноармеец, поэтому Филимонов без всяких препятствий становится рабочим на ткацкой фабрике. Однако Филимонов никак не может понять, на кого он работает, кому он служит. Он с недоумением смотрит на женщину-директора, пытается спрятать «Правду» и в итоге не выдерживает и выбегает с безумным криком: «Кто хозяин?!». Рабочие завода подходят к нему, успокаивают и объясняют, кто «хозяин». И далее следует монтаж в стиле фильмов 1920-х годов: руки рабочих, руки доярок, руки телефонисток, руки упаковщицы, рука переводит стрелки, рука солдата держит винтовку. А вскоре Филимонов находит свою жену, Наташу, которая, считая его погибшим, вышла повторно замуж за культработника, который читает лекции о новом быте. Однако в жизни он — обыкновенный домашний тиран, который оскорбляет жену, постоянно придирается к ней. Филимонов предлагает Наташе уйти с ним. Она неуверенно смотрит на него, качает головой — пути назад уже нет. «Эх, вы, обломки империи. Вот и всё». — произносит на прощание Филимонов и собирается уже уйти из этого дома. Однако вдруг ручка входной двери Наташи поворачивается, значит она всё-таки решила вернуться. И тогда Филимонов добавляет: «Нет, не всё. Сколько у нас ещё работы, товарищи» В ролях
1 августа исполнилось ровно 100 лет с того момента, как Россия оказалась втянутой в первую мировую войну. И среди немногочисленных советских фильмов о так называемой «империалистической бойне», которая была задвинута в искусстве на задний план из-за революции и гражданской войны, всё-таки хотелось вспомнить такое заметное произведение кинематографа СССР 20-х годов, как «Обломок империи». К тому же у картины Фридриха Эрмлера осенью будет 85-летний юбилей. А ещё немаловажно, что своеобразная тема амнезии, обыгранная в данной ленте на уровне сюжета, может быть интерпретирована иносказательно в применении к отечественному кино, которое редко обращалось к непопулярной войне.
Кстати, всего лишь несколько сцен, представляющих в «Обломке империи» первую мировую словно серию психоаналитических образов в «потоке сознания» бывшего унтер-офицера Филимонова, контуженного на поле боя и в течение десятка лет вообще не помнящего, что с ним случилось, как раз запоминаются надолго и крепко. Метафорически преподнесённые детали мирного быта - крутящееся колесо швейной машинки, катушка из-под ниток, найденный среди вещей георгиевский крест - трансформируются в видениях солдата, пострадавшего в сражениях, в зловещие символы смертоубийственной расправы одних людей над другими: пулемёт, танк, крест на могиле, статуя распятого Христа с надетым на лицо противогазом. И бессмысленность бесчеловечной бойни выражена тоже максимально образно: на узкой линии света сходятся ночью на передовой двое воинов - русский и немец, роли которых исполняет один и тот же актёр Фёдор Никитин со своим немыслимо чистым, прозрачным и будто ангельским выражением глаз, так что даже стыдно заподозрить, что человек с подобным взглядом вообще способен помыслить об убийстве, а тем более - причинить кому-либо смерть. Ведь и его первое появление будто в гипнотическом прологе также связано со спасением из мёртвых одного из тех солдат, кто мог умереть от тифа - и тогда остались бы от него одни лишь сапоги, которые вроде как грешно не снять с покойника, чтобы зря не пропадали. «Господи, Боже! Сколько сапог!», - восклицает деревенская женщина, увидев сваленные в кучу трупы. А гораздо позже, когда Филимонов наконец-то вспоминает, кто он и откуда, то спрашивает первым делом: «Где мои сапоги?», чтобы отправиться в уже несуществующий Петербург и попасть в другой город под названием Ленинград, где всё теперь совершенно иначе, чем прежде, нет никаких хозяев, да и сам этот «человек без памяти» якобы может отныне «зажить, как человек», заново осознать себя и абсолютно изменившуюся эпоху. Между прочим, и изначальным толчком для избавления от амнезии знаменательно стала для него коробка из-под сигарет «Эпоха», подобранная на вокзале, где недолго стоял проходивший мимо поезд, в котором ехала бывшая жена Филимонова, ставшая супругой спесивого и самодовольного партийца-культработника.
Вроде бы вспомнили человека - и тут же опять забыли про него! Так и первая мировая война тоже оказалась ненужной для новой идеологии. Сергей Кудрявцев
|