Главная Следствие вели с... Леонидом Каневским Криминальная Россия Следствие ведут знатоки Выступления Михаила Задорнова Перейти на полную версию сайта
Одноклассники! В Мой Мир |
Смотреть Новая Москва (1938)
Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое название: Веселая Москва / Песня о Москве Режиссер: Александр Медведкин Сценарист: Александр Медведкин Оператор: Игорь Гелейн Композитор: Владимир Юровский Художник: Г. Павлович (II) Страна: СССР Производство: Мосфильм Год: 1938 Премьера: январь 1997 (ТВ) Актеры: Даниил Сагал, Нина Алисова, Павел Суханов, Мария Барабанова, Мария Блюменталь-Тамарина, Н. Волкова (III) Жанр: комедия Эксцентрическая комедия о путешествии в Москву юного конструктора Алеши, сделавшего «живой» макет будущей столицы. Москвичи-инженеры, работающие на новостройке в тайге, изобрели «живую модель» Москвы, позволяющую визуально представить процесс реконструкции столицы. Коллизию фильма составляют любовные перипетии героя, встретившего в Москве свою любовь — Зосю, а также лирико-комической пары — художника Феди и свинарки Оли на фоне тотальной реконструкции Москвы. Сталинская реконструкция Москвы — крупномасштабная перестройка столицы СССР в качестве витрины коммунистических идеалов и социалистического образа жизни, которая была задумана и частично осуществлена в 1930-е и 1940-е гг. Ценой уничтожения значительной части архитектурного наследия город приобрёл новые широкие магистрали, систему метрополитена, был соединён каналом с Волгой. Застройка велась в эклектическом стиле, соответствующем принципам тоталитарной архитектуры (т. н. «сталинский классицизм»). Высказывались предложения переименовать «Новую Москву» в Сталинодар. Подготовительные мероприятияВ конце 1920-х гг. советское правительство стало задумываться о судьбе Москвы как столицы первого в мире социалистического государства. Лазарь Каганович, которому было поручено курировать реконструкцию города, сформулировал проблему следующим образом:
В конце 1920-х гг. развернулись ожесточённые споры о будущем советского города. В целом это был конфликт «урбанистов» во главе с Леонидом Сабсовичем (отстаивали развитие города в высоту) и «дезурбанистов» во главе с Михаилом Охитовичем (сторонники развития города в ширину и малоэтажного строительства). В конкурсе на разработку стратегии развития Москвы принимали участие крупнейшие функционалисты со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский. На пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года были приняты решения о строительстве в Москве метрополитена и о соединении Москвы-реки каналом с Волгой. Одновременно пленум обязал «московские организации приступить к разработке серьезного, научно-обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки г. Москвы». Генеральный планВ 1935 г. И. В. Сталин и В. М. Молотов утвердили постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Предполагалось, что новый генеральный план будет воплощён в жизнь за десятилетие. Разработанный В. Н. Семёновым и С. Е. Чернышёвым Генеральный план предусматривал строительство новых широких транспортных магистралей и расширение имеющихся. Существующие мосты предполагалось обновить и расширить, дополнив новыми (в их числе знаменитый Крымский мост). Приоритетным направлением признавалось строительство Московского метрополитена, который получил имя Кагановича. Большое значение придавалось озеленению города, созданию новых парков и реконструкции существующих. Планировалось создание пяти «зелёных» колец вокруг центра города. Для отдыха социалистических трудящихся были организованы рекреационно-парковые пространства нового типа — парк Горького и Выставка достижений народного хозяйства. Оригинальная черта генерального плана 1935 года — идея обводнения столицы. С севера Москву должны были огибать два кольцевых канала. Излучины Москвы-реки для целей судоходства предполагалось спрямить. Широкие каналы должны были соединить Москву с основными реками Русской равнины, превратив советскую столицу в «порт пяти морей». Новая МоскваРеализация генерального плана была начата в районе Манежной площади и улицы Горького — со строительства таких знаковых образцов новой архитектуры, как жилой дом на Моховой, 13 («гвоздь в гроб конструктивизма», арх. И. В. Жолтовский), здание Ленинской библиотеки (арх. В. Г. Гельфрейх, В. А. Щуко), здание Госплана (арх. А. Я. Лангман) и гостиница «Москва» (арх. А. В. Щусев). На противоположной стороне реки был выстроен по проекту Б. М. Иофана знаменитый Дом на набережной. Строительство новой Москвы требовало жертв. Практически все культовые сооружения в районе новостроек (по Тверской и Охотному ряду) были уничтожены, невзирая на их историко-культурную ценность. На улице Горького были заменены практически все фасады. Старинные здания, которые было признано целесообразным сохранить (как, например, здание Моссовета и дом Союзов), надстраивались и с помощью специальной технологии переносились на уровень новой красной линии. Технологию переноса каменных зданий с отрывом от фундамента освоил инженер Эммануил Гендель. Всё, что не подлежало переносу и могло мешать движению транспорта, сносили. Так погибли Китайгородская стена с Иверскими воротами, Сухарева башня, Триумфальная арка, Красные ворота. По некоторым свидетельствам, та же судьба могла постигнуть и храм Василия Блаженного. За годы сталинской реконструкции Москва окончательно потеряла характерный зубчатый силуэт «сорока сороков». Среди снесённых храмов оказались и такие шедевры, как Успенская церковь в Котельниках и церковь Николая Чудотворца «Большой Крест», и целые монастырские комплексы, как, например, Симонов и Страстной монастыри. В мемуарных свидетельствах москвичей того времени сквозит чувство опустошения, которое они испытывали при виде того, как исчезает с лица земли историческая застройка:
Остановка работРеализация грандиозных планов создания Новой Москвы была остановлена войной с Германией в 1941 году. В послевоенный период генеральный план продолжал реализовываться с существенными коррективами. В панораме столицы появились новые высотные акценты — т. н. сталинские высотки. На смену сталинскому классицизму пришёл сталинский ампир. Снос православных храмов, к тому времени уже лишённых наиболее характерных опознавательных знаков (колоколен, пятиглавия), был приостановлен, что позволило некоторым из них сохраниться до нашего времени.
|