Смотреть Новая Москва (1938)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Новая Москва (1938)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Другое название: Веселая Москва / Песня о Москве

Режиссер: Александр Медведкин

Сценарист: Александр Медведкин

Оператор: Игорь Гелейн

Композитор: Владимир Юровский

Художник: Г. Павлович (II)

Страна: СССР

Производство: Мосфильм

Год: 1938

Премьера: январь 1997 (ТВ)

Актеры: Даниил Сагал, Нина Алисова, Павел Суханов, Мария Барабанова, Мария Блюменталь-Тамарина, Н. Волкова (III)

Жанр: комедия

Эксцентрическая комедия о путешествии в Москву юного конструктора Алеши, сделавшего «живой» макет будущей столицы. Москвичи-инженеры, работающие на новостройке в тайге, изобрели «живую модель» Москвы, позволяющую визуально представить процесс реконструкции столицы. Коллизию фильма составляют любовные перипетии героя, встретившего в Москве свою любовь — Зосю, а также лирико-комической пары — художника Феди и свинарки Оли на фоне тотальной реконструкции Москвы.
Наконец «живая модель» Москвы построена, ее предстоящая демонстрация вызывает большой интерес общественности. Но и здесь не обходится без курьеза: Алеша, опоздывает к началу демонстрации, модель включают без него, но она начинает работать в обратном направлении – новые здания исчезают, а на их месте, под смех аудитории, «воскресают» снесенные старые дома. Подоспевший Алеша берет дело в свои руки, и модель начинает действовать как положено. Представление заканчивается триумфом Алеши, «живой модели» и Сталинского плана реконструкции Москвы.

«Новая Москва» (Ю. И. Пименов, 1941)

Сталинская реконструкция Москвы — крупномасштабная перестройка столицы СССР в качестве витрины коммунистических идеалов и социалистического образа жизни, которая была задумана и частично осуществлена в 1930-е и 1940-е гг. Ценой уничтожения значительной части архитектурного наследия город приобрёл новые широкие магистрали, систему метрополитена, был соединён каналом с Волгой. Застройка велась в эклектическом стиле, соответствующем принципам тоталитарной архитектуры (т. н. «сталинский классицизм»). Высказывались предложения переименовать «Новую Москву» в Сталинодар.

Подготовительные мероприятия

В конце 1920-х гг. советское правительство стало задумываться о судьбе Москвы как столицы первого в мире социалистического государства. Лазарь Каганович, которому было поручено курировать реконструкцию города, сформулировал проблему следующим образом:

Пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы. Идёт улица как улица, и неожиданно посредине стоит нелепый дом: какому-нибудь Тит Титычу взбрело на ум взгромоздить свой дом как раз посредине улицы или оттяпать у улицы по крайней мере добрых 5-10 метров на выступы своего особняка. С увеличением населения у нас город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом в городе числа автомобилей и других видов городского транспорта жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить и выпрямить улицы, не создать новые площади.
«Градостроительная мясорубка» 1930-х гг. лишила Москву значительной части исторической застройки

В конце 1920-х гг. развернулись ожесточённые споры о будущем советского города. В целом это был конфликт «урбанистов» во главе с Леонидом Сабсовичем (отстаивали развитие города в высоту) и «дезурбанистов» во главе с Михаилом Охитовичем (сторонники развития города в ширину и малоэтажного строительства). В конкурсе на разработку стратегии развития Москвы принимали участие крупнейшие функционалисты со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский.

На пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года были приняты решения о строительстве в Москве метрополитена и о соединении Москвы-реки каналом с Волгой. Одновременно пленум обязал «московские организации приступить к разработке серьезного, научно-обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки г. Москвы».

Генеральный план

В 1935 г. И. В. Сталин и В. М. Молотов утвердили постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Предполагалось, что новый генеральный план будет воплощён в жизнь за десятилетие. Разработанный В. Н. Семёновым и С. Е. Чернышёвым Генеральный план предусматривал строительство новых широких транспортных магистралей и расширение имеющихся. Существующие мосты предполагалось обновить и расширить, дополнив новыми (в их числе знаменитый Крымский мост). Приоритетным направлением признавалось строительство Московского метрополитена, который получил имя Кагановича.

Большое значение придавалось озеленению города, созданию новых парков и реконструкции существующих. Планировалось создание пяти «зелёных» колец вокруг центра города. Для отдыха социалистических трудящихся были организованы рекреационно-парковые пространства нового типа — парк Горького и Выставка достижений народного хозяйства.

Оригинальная черта генерального плана 1935 года — идея обводнения столицы. С севера Москву должны были огибать два кольцевых канала. Излучины Москвы-реки для целей судоходства предполагалось спрямить. Широкие каналы должны были соединить Москву с основными реками Русской равнины, превратив советскую столицу в «порт пяти морей».

Новая Москва

Венцом помпезной застройки района к северо-западу от Кремля должен был стать грандиозный Дворец Советов.

Реализация генерального плана была начата в районе Манежной площади и улицы Горького — со строительства таких знаковых образцов новой архитектуры, как жилой дом на Моховой, 13 («гвоздь в гроб конструктивизма», арх. И. В. Жолтовский), здание Ленинской библиотеки (арх. В. Г. Гельфрейх, В. А. Щуко), здание Госплана (арх. А. Я. Лангман) и гостиница «Москва» (арх. А. В. Щусев). На противоположной стороне реки был выстроен по проекту Б. М. Иофана знаменитый Дом на набережной.

Строительство новой Москвы требовало жертв. Практически все культовые сооружения в районе новостроек (по Тверской и Охотному ряду) были уничтожены, невзирая на их историко-культурную ценность. На улице Горького были заменены практически все фасады. Старинные здания, которые было признано целесообразным сохранить (как, например, здание Моссовета и дом Союзов), надстраивались и с помощью специальной технологии переносились на уровень новой красной линии. Технологию переноса каменных зданий с отрывом от фундамента освоил инженер Эммануил Гендель.

Всё, что не подлежало переносу и могло мешать движению транспорта, сносили. Так погибли Китайгородская стена с Иверскими воротами, Сухарева башня, Триумфальная арка, Красные ворота. По некоторым свидетельствам, та же судьба могла постигнуть и храм Василия Блаженного. За годы сталинской реконструкции Москва окончательно потеряла характерный зубчатый силуэт «сорока сороков». Среди снесённых храмов оказались и такие шедевры, как Успенская церковь в Котельниках и церковь Николая Чудотворца «Большой Крест», и целые монастырские комплексы, как, например, Симонов и Страстной монастыри. В мемуарных свидетельствах москвичей того времени сквозит чувство опустошения, которое они испытывали при виде того, как исчезает с лица земли историческая застройка:

Какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. Его не было. Он исчез, этот Водопьяный переулок. Он просто больше не существовал. Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. Как будто их всех вырезали из тела города. Исчезла библиотека имени Тургенева. Исчезла булочная. Исчезла междугородная переговорная. Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться. Реконструкция знакомого перекрестка была сродни выпадению из памяти. В Москве уже стали выпадать целые кварталы. Потом наступила более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски.

— В. Катаев. «Алмазный мой венец».

Остановка работ

Реализация грандиозных планов создания Новой Москвы была остановлена войной с Германией в 1941 году. В послевоенный период генеральный план продолжал реализовываться с существенными коррективами. В панораме столицы появились новые высотные акценты — т. н. сталинские высотки. На смену сталинскому классицизму пришёл сталинский ампир. Снос православных храмов, к тому времени уже лишённых наиболее характерных опознавательных знаков (колоколен, пятиглавия), был приостановлен, что позволило некоторым из них сохраниться до нашего времени.