Смотреть Крестьяне (1934)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Крестьяне (1934)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Режиссер: Фридрих Эрмлер

Сценаристы: Мануэль Большинцов, Фридрих Эрмлер, В. Портнов (I)

Оператор: Александр Гинцбург

Композитор: Венедикт Пушков

Художник: Николай Суворов

Страна: СССР

Производство: Ленфильм

Год: 1934

Премьера: 7 апреля 1935

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Актеры: Елена Юнгер, Борис Пославский, Алексей Петров (III), Екатерина Корчагина-Александровская, Николай Боголюбов, Владимир Гардин, Иван Чувелев, Владимир Сладкопевцев, Валерий Соловцов, Владимир Лукин, Ольга Казико

О борьбе коммунистов и передовых крестьян за укрепление колхозного строя.
Начало 30-х годов. Животновод колхоза "Лебяжьи горки" Герасим Платонович, зная о нехватке кормов, стремится увеличить свиное поголовье и таким образом подорвать колхозную собственность. Под влиянием Герасима колхозник Егорка предлагает раздать половину стада по дворам. Несмотря на энергичные протесты жены Герасима, Варвары, колхозный свинарник пустеет. Узнав о скором приезде в "Лебяжьи горки" начальника политотдела Николая Мироновича, Варя пытается согнать розданных свиней на общественную ферму. Колхозники возмущены, один из них избивает Варвару. Председатель угрожает исключить ее из колхоза. Приехавший в село Николай Миронович организует собрание, на котором предлагает раскорчевать поросший кустарником участок для запашки под корма.
Между тем к Герасиму приезжает из ссылки мать; он клянется ей что развалит колхоз. Глубокой ночью, в тайне от всех Герасим увозит мать на станцию. Вернувшись домой, взволнованный, возбужденный, Герасим неожиданно сбрасывает маску - да, он кулак, враг всего нового. Поняв, что Варвара разоблачит его, Герасим убивает жену. Недописанное заявление жены, в котором она говорит, что "без колхоза ей хоть в петлю", дает ему возможность симулировать самоубийство Варвары. Одновременно он распускает слухи о том, что его жену затравили, запугали исключением из колхоза.
Николай Миронович начинает подозревать в колхозном животноводе врага. Он призывает крестьян не опускать рук и продолжать борьбу за дело, так горячо любимое Варварой. Однако Герасим не успокаивается. По его наущению брат Варвары, Егорка, тяжело ранит Николая Мироновича, но, поняв, что он оказался слепым орудием в руках врага, сознается в преступлении. Герасим разоблачен.

Мой дорогой Эрмлер!

Наконец исполнилось мое желание: я увидел Вашу картину «Крестьяне». Из театра я вышел довольный и благодарный Вам. Довольный потому, что мне удалось после долгого промежутка времени услышать опять родственные слова, и благодарный за то, что Вы противопоставили многим бесполезным словам и дискуссиям единственный ответ, обладающий убедительностью, а именно — действительность.

Вы создали художественное произведение.[…]

Ваша картина существенно противоречит обычным кинематографическим схемам. В картине отсутствует темп. Это значит, что «Крестьяне» передают идею, что каждая сцена в картине имеет смысловое значение. […]

В Вашей картине нет любовной интриги. Но она не нуждается в ней, так как тема «Крестьян» — о любви. В Вашей картине показаны люди намного более привлекательные, чем в мещанских картинах, несмотря на то что их тела одеты в грязные, пропитанные потом лохмотья. Но зато глаза этих людей — широко раскрытые окна, из которых к нам взывают сознательно относящиеся к жизни души.

[…] Мне больше всего нравится, как весь коллектив охвачен общей большой идеей и как ценность каждого индивидуума определя?ется с точки зрения принесения им пользы для всего общества, как наказанием является лишение возможности принимать участие в строительстве общего дела.

[…] Вы заканчиваете Вашу картину сильным молодым лицом красноармейца, и Вам удается доказать и заставить нас поверить, что это лицо представляет собой лица миллионов других таких же молодых людей и что их будущее будет лучше, чем когда-либо об этом мечтали и пели народы.

Я благодарю Вас за радость и красоту, которые Вы нам показали. […]

Пабст.

5 сентября 1935

Открытое письмо режиссера Г.-В. Пабста Ф. Эрмлеру // Фридрих ЭРМЛЕР. Документы, статьи, воспоминания. Л., 1974

Когда публицистические установки Эрмлера совпадали с материалом реальной, действительности, к которой режиссер обращался, чтобы их подтвердить, тогда он добивался успеха. И, наоборот, его неудачи и просчеты рождались там, где жизнь не подтверждала тезис, вступала с ним в противоречие, где приходилось выдумывать психологию, чтобы доказать избранную политическую установку. И то и другое очевидно в фильме "Крестьяне" (1935). Но картина эта принципиальна и в более широком смысле. Снятая в 1934 году, вышедшая на экран в апреле 1935 года, она определила очень многие мотивы в кинематографе второй половины 30-х годов. В ней ясно различимы эскизы характеров, наметки сюжетных решений, принципов подхода к материалу, которые затем отчетливо проявятся как в творчестве самого Эрмлера в фильме "Великий гражданин", так и в "Партийном билете" И. Пырьева, картине "Ночь в сентябре" Б. Барнета; а также в лентах других режиссеров! не столь крупных, но усвоивших и повторявших те приемы, которые были разработаны лидерами кинематографа 30-х годов.

Авторы "Крестьян" М. Большинцов, В. Портнов, Ф. Эрмлер стремились выразить политическую установку через крепко схваченный быт, через психологию героев. Но они взглянули на деревню глазами горожан, пытаясь выявить "нутряные", биологические корни деревенской жизни. Это ощущается уже в начале фильма. В предутреннем тумане проступают очертания деревни, чуть видны избы, спускающиеся обрывистым берегом к реке, слышатся переборы гармошки — с гулянья возвращается деревенская молодежь. А далее идет детальное изображение свинарника, где происходит свидание главных героев. На узкой койке спит лучшая свинарка колхоза Варвара Нечаева, и к ней на дежурство приходит ее муж, колхозный животновод и скрытый кулак Герасим Платонович. Их поцелуи и объятия идут под хрюканье, визг и чавканье свиней. Вот она — деревня, с ее плотской, земной, простой жизнью, как бы говорят авторы картины. И снимается сцена, где мужики обжираются пельменями, впихивая в себя третью, десятую и осьмнадцатую сотню.

И предфинальный эпизод переносится в баню, где голые мужики, ухая, крякая, стегают друг друга вениками, поддают жару...

Вот в этой деревне, среди людей, стоящих, так сказать, у самых истоков жизни, людей простых, цельных чувств, житейских интересов, земных потребностей, разыгрываются жестокие классовые драмы. Политическая тенденция, поначалу как будто бы замаскированная, спрятанная в быте, резко и быстро выходит на первый план. Крестьяне под руководством Герасима Платоновича и его жены Варвары вырастили породистых свиней. "В свинью все вложили: хлеб, деньги... души мужицкие. Думали ... к осени у каждого во дворе вот по такой зверюге будет". Но, как оказалось, разводил свиней Герасим Платонович с умыслом. Он знал, что кормов не припасено, что кормить свиней будет нечем и к весне их придется либо зарезать, либо продать. И вся колхозная мечта пойдет прахом.

Таков смысл его тонко задуманной хозяйственной диверсии.

[...] Подлинное и рассчитанное, жизнь действительная и как бы призванная подтверждать авторскую тенденцию все время сосуществуют в фильме рядом. Рядом с озорным, смышленым, простодушно-веселым комсомольцем Петькой — П. Алейниковым очень театральная, традиционно-комическая фигура крестьянских пьес и фильмов — дед Анисим — В. Гардин. Е. Юнгер в роли Варвары Нечаевой осталась в амплуа инфантильной, шаловливой, кокетливой девицы.

[...] Эстетические принципы "Крестьян" продолжались во многих картинах второй половины 30-х годов. И прежде всего они были развиты и углублены самим Эрмлером в фильме "Великий гражданин".

ХАНЮТИН Ю. Художественное кино второй половины 30-х годов // История советского кино. Т. 2. М., 1973.