Смотреть Златые горы (1931)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Златые горы (1931)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Другое название: Счастливая улица

Режиссер: Сергей Юткевич

Сценаристы: Андрей Михайловский, Владимир Недоброво, Сергей Юткевич

Операторы: Жозеф Мартов, Владимир (Вульф) Рапопорт

Композитор: Дмитрий Шостакович

Художник: Николай Суворов

Страна: СССР

Производство: Союзкино

Год: 1931

Премьера: 6 ноября 1931

Актеры: Борис Пославский, Юрий Корвин-Круковский, Борис Феодосьев, Иван Штраух, Борис Тенин, Николай Мичурин, Константин Назаренко, Николай Шенгелая, Наталья Разумова, Федор Славский, Н. Шолковский, Константин Дмитриев, Леонид Кмит, Н. Лобанов, Иван Савельев, Борис Чирков

1914 год. Получив большой военный заказ, администрация петербургского металлургического завода "Крутилов и сын" привлекает новых рабочих. Однако на заводе под влиянием мощного забастовочного движения бакинских нефтяников назревает забастовка. Инженер, сын хозяина завода, пытается подкупить бывшего крестьянина Петра и сделать его вожаком вновь прибывших рабочих. В этом инженеру активно помогает мастер. Петр принимает участие в покушении на активиста-рабочего Василия. В результате сложившихся обстоятельств герой вынужден доставить домой раненого большевика. Попав в среду бастующих рабочих, Петр вступает в их ряды и вовлекается в классовую борьбу. Полученное из деревни письмо с известием о катастрофическом обнищании деревенского хозяйства содействует окончательному переходу Петра в ряды бастующих.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

"Златые горы" стоят неизмеримо выше других произведений Юткевича. Фильм знаменует несомненный рост художника, серьезную попытку углубиться в действительность...

Весь свой режиссерский запал, весь свой творческий удар Юткевич сосредоточил на раскрытии образа крестьянина-отходника.

Петр Петрович пришел в город на завод, чтобы заработать себе на коня. Конь нужен для поднятия разоренного хозяйства; без коня нечего и думать "начинать все сызнова". Весь мир для него ограничен его хозяйством, все его поведение диктуется одной упрямой мыслью. Она убивает в нем чувство человеческого достоинства, превращает его почти в подхалима. Он срывает забастовку, потому что "мешают на коня заработать".

По своей убедительности, по широте охвата действительности через поведение людей эта сцена превосходит все то, что было найдено до сих пор в советском кино. Дополняющий эту сцену сатирический образ видения крестьянина раскрывает нам отношение режиссера к своему герою. Обе эти сцены носят черты некоего законченного и полновесного художественного замысла.

ФЕЛЬДМАН К. На перепутье // Кино. 1931. 16 ноября.


[...] …фильм "Златые горы" уже содержит словесные диалоги, и музыка сотрудничает не только со зрительными, но и с речевыми компонентами. Вместо непрерывного развертывания под немые кадры музыка становится прерывной, часто уступая место диалогу. Но композитор борется против разрозненных эпизодов, стремится к драматургическому единству музыкального материала. Средством этого единства становится лейтмотив, проходящий через всю картину, появляющийся вместе с его персонажем и вместе с ним меняющийся. Однако этот лейтмотив характеризует только обобщенное качество людей определенных социальных категорий, а не индивидуального человека. Таким лейтмотивом является легковесный и пустой вальс, характеризующий господ хозяев. [...]

Другой лейтмотив — мещанский романс "Златые горы" отражает мелкобуржуазные мечтания о богатстве. Он звучит развязно в устах неунывающего парня Бориса под аккомпанемент гармошки; он звучит элегически во время мечтаний Петра об обогащении в городе и возможности покончить с деревенской бедностью; он звучит упоенно и мощно в осуществляющихся во сне мечтаниях о коне, под кадры сна, где молодой и сильный Петр перед изумленным народом ведет под уздцы великолепного коня.

Оба лейтмотива имеют пародийный характер, но пародия стала средством издевки, иронии над социально-отрицательным, стала реалистически мотивированной. Шостакович пытается приспособить к кино готовые музыкальные формы, осмыслить их кадрами. [...]

ИОФФЕ И. Музыка советского кино. М., 1933.


"Златые горы" начинаются со сцены бакинской стачки. Она решена средствами немого кино. Сменяются короткие планы: солончаки, люди с трудом переступают под тяжестью трубы, рабочий-перс в изнеможении падает на землю, в знойном мареве струятся нефтяные вышки. Кадры скачущего полицейского отряда убыстряют ритм. Монтажная фраза завершается статичными кадрами рабочего. Он выбрасывает навстречу управляющему руку. В ней — лист бумаги с требованиями бастующих.

Надпись "1914 год начинается так..." открывает эту сцену. Бегущие к Петербургу провода завершают ее. На экране средствами монтажного кино даны "время и пространство".

Сцена выпадает из общего стиля картины. Но она типична. Отступления в немое кино были свойственны первым звуковым фильмам. [...]

Постановщик "Златых гор" еще до начала съемок писал: "Широкое применение не только сюжетных и фабульных приемов, но и приемов монтажных, дающих возможность реального сопоставления реальных фактов". Принцип "сопоставления" проводится в фильме последовательно.

Сопоставляются события и их художественные решения.

Лирическая сцена с вихрастым парнем: и девушкой переходит в "молебен" на заводе по случаю получения нового заказа. Комедийный, построенный на актерской мимике и звуковых нюансах диалог сменяется апофеозом власти хозяина. Апофеоз развернут в массовую сцену средствами монтажного кино. Но второй план массовки — ироничен. Подобранными деталями режиссер иронически комментирует действие. Он создает портрет заводской верхушки, охваченный казенным "энтузиазмом". Сопоставляется звук. Песенка вихрастого парня "Когда б имел златые горы" с ее негромкой разговорной интонацией переходит в гулкий колокольный звон, которому вторит рычащее "многая лета" дьякона. Сопоставляются образы людей и манеры актерской игры.

[...] Крестьянин Петр (Б. Пославский) впервые появляется на экране, согнувшись в униженном поклоне. Это — "общий план" времени, когда тысячи бесправных крестьян тянулись из разоренных деревень в город.

Режиссер укрупняет кадр. Видно лицо, глаза, слышен голос: "На коня заработать..." Лицо, глаза, голос сужают общий план времени до очертаний конкретного характера. Петр врастает в рабочую массу, с трудом преодолевая навыки крестьянской жизни. А в решении его образа преодолеваются навыки немого кино. В герое "Златых гор" еще ощущается обобщенность Парня из "Конца Санкт-Петербурга".

Сюжетное развитие образа похоже на социальную схему: сначала крестьянин — потом рабочий, сначала невольный участник хозяйской провокации — потом участник забастовки. Авторы включают героя в общий исторический поток. Но в конкретных эпизодах образ уплотняется, приобретает благодаря актеру Б. Пославскому черты индивидуального характера.

Работая на заводе, герой тоскует по земле. Этот мотив — социальный. Он больше принадлежит крестьянину вообще, чем Петру. [...]

Сцена прозрения Петра на квартире раненного им рабочего построена в виде монолога, где жест и слово неотрывны друг от друга. Петр лихорадочно, вновь и вновь, повторяет свои жесты; собранные в жутковатой пантомиме, они сопровождаются обрывками фраз "за усердие...", "на коня...", "от хозяина...".

Это прозрение, этот "поток сознания" не только видим, но и слышим. "Немые" и "звуковые" детали актерского поведения сливаются. Прием подчеркнут, условен. Режиссер нашел его на границе немого и звукового кино. Контрапункт изображения и звука — одно из самых примечательных художественных свойств фильма. С. Юткевич словно ставит свою подпись к "Заявке" С. Эйзенштейна, Г. Александрова, В. Пудовкина. [...]

Словесный материал, как наиболее ценный, скупо используется авторами фильма.

Немногочисленные реплики и монологи (надписей в картине, вероятно, не меньше) написаны А. Чапыгиным в краткой, афористичной манере. Полицейский во время обыска говорит: "Шуму не производить — дите не будить". В одной фразе виден человек. Порой реплики излишне выделяются, актеры старательно подчеркивают заключенный в них смысл, но такой звуковой перебор понятен в одном из первых говорящих фильмов.

[...]Через весь фильм, начиная с его заглавия "Златые горы", лейтмотивом проходит мечта. Она звучит в музыкальных и зрительных образах, оживает на экране в кадрах, где Петр ведя по сказочно разукрашенной улице сказочной красоты коня. В столкновения мечты-сказки с жестокой действительностью рождается новый контрапункт. Тенденция киноискусства, уже созревшего для перехода к качественно новому этапу, отчетливо проявилась в фильме. [...]

Опыт работы над "Златыми горами" объясняет, как современность формировала замысел историко-революционного фильма.

ЗАК М. Художественное кино первой половины 30-х годов // История советского кино. Т. 2. М., 1973.

О фильме "Златые горы"

"Златые горы" стоят неизмеримо выше других произведений Юткевича. Фильм знаменует несомненный рост художника, серьезную попытку углубиться в действительность...

Весь свой режиссерский запал, весь свой творческий удар Юткевич сосредоточил на раскрытии образа крестьянина-отходника.

Петр Петрович пришел в город на завод, чтобы заработать себе на коня. Конь нужен для поднятия разоренного хозяйства; без коня нечего и думать "начинать все сызнова". Весь мир для него ограничен его хозяйством, все его поведение диктуется одной упрямой мыслью. Она убивает в нем чувство человеческого достоинства, превращает его почти в подхалима. Он срывает забастовку, потому что "мешают на коня заработать".

По своей убедительности, по широте охвата действительности через поведение людей эта сцена превосходит все то, что было найдено до сих пор в советском кино. Дополняющий эту сцену сатирический образ видения крестьянина раскрывает нам отношение режиссера к своему герою. Обе эти сцены носят черты некоего законченного и полновесного художественного замысла.

ФЕЛЬДМАН К. На перепутье // Кино. 1931. 16 ноября.

О фильме "Златые горы"

"Златые горы" начинаются со сцены бакинской стачки. Она решена средствами немого кино. Сменяются короткие планы: солончаки, люди с трудом переступают под тяжестью трубы, рабочий-перс в изнеможении падает на землю, в знойном мареве струятся нефтяные вышки. Кадры скачущего полицейского отряда убыстряют ритм. Монтажная фраза завершается статичными кадрами рабочего. Он выбрасывает навстречу управляющему руку. В ней — лист бумаги с требованиями бастующих.

Надпись "1914 год начинается так..." открывает эту сцену. Бегущие к Петербургу провода завершают ее. На экране средствами монтажного кино даны "время и пространство".

Сцена выпадает из общего стиля картины. Но она типична. Отступления в немое кино были свойственны первым звуковым фильмам. [...]

Постановщик "Златых гор" еще до начала съемок писал: "Широкое применение не только сюжетных и фабульных приемов, но и приемов монтажных, дающих возможность реального сопоставления реальных фактов". Принцип "сопоставления" проводится в фильме последовательно.

Сопоставляются события и их художественные решения.

Лирическая сцена с вихрастым парнем: и девушкой переходит в "молебен" на заводе по случаю получения нового заказа. Комедийный, построенный на актерской мимике и звуковых нюансах диалог сменяется апофеозом власти хозяина. Апофеоз развернут в массовую сцену средствами монтажного кино. Но второй план массовки — ироничен. Подобранными деталями режиссер иронически комментирует действие. Он создает портрет заводской верхушки, охваченный казенным "энтузиазмом". Сопоставляется звук. Песенка вихрастого парня "Когда б имел златые горы" с ее негромкой разговорной интонацией переходит в гулкий колокольный звон, которому вторит рычащее "многая лета" дьякона. Сопоставляются образы людей и манеры актерской игры.

[...] Крестьянин Петр (Б. Пославский) впервые появляется на экране, согнувшись в униженном поклоне. Это — "общий план" времени, когда тысячи бесправных крестьян тянулись из разоренных деревень в город.

Режиссер укрупняет кадр. Видно лицо, глаза, слышен голос: "На коня заработать..." Лицо, глаза, голос сужают общий план времени до очертаний конкретного характера. Петр врастает в рабочую массу, с трудом преодолевая навыки крестьянской жизни. А в решении его образа преодолеваются навыки немого кино. В герое "Златых гор" еще ощущается обобщенность Парня из "Конца Санкт-Петербурга".

Сюжетное развитие образа похоже на социальную схему: сначала крестьянин — потом рабочий, сначала невольный участник хозяйской провокации — потом участник забастовки. Авторы включают героя в общий исторический поток. Но в конкретных эпизодах образ уплотняется, приобретает благодаря актеру Б. Пославскому черты индивидуального характера.

Работая на заводе, герой тоскует по земле. Этот мотив — социальный. Он больше принадлежит крестьянину вообще, чем Петру. [...]

Сцена прозрения Петра на квартире раненного им рабочего построена в виде монолога, где жест и слово неотрывны друг от друга. Петр лихорадочно, вновь и вновь, повторяет свои жесты; собранные в жутковатой пантомиме, они сопровождаются обрывками фраз "за усердие...", "на коня...", "от хозяина...".

Это прозрение, этот "поток сознания" не только видим, но и слышим. "Немые" и "звуковые" детали актерского поведения сливаются. Прием подчеркнут, условен. Режиссер нашел его на границе немого и звукового кино. Контрапункт изображения и звука — одно из самых примечательных художественных свойств фильма. С. Юткевич словно ставит свою подпись к "Заявке" С. Эйзенштейна, Г. Александрова, В. Пудовкина. [...]

Словесный материал, как наиболее ценный, скупо используется авторами фильма.

Немногочисленные реплики и монологи (надписей в картине, вероятно, не меньше) написаны А. Чапыгиным в краткой, афористичной манере. Полицейский во время обыска говорит: "Шуму не производить — дите не будить". В одной фразе виден человек. Порой реплики излишне выделяются, актеры старательно подчеркивают заключенный в них смысл, но такой звуковой перебор понятен в одном из первых говорящих фильмов.

[...]Через весь фильм, начиная с его заглавия "Златые горы", лейтмотивом проходит мечта. Она звучит в музыкальных и зрительных образах, оживает на экране в кадрах, где Петр ведя по сказочно разукрашенной улице сказочной красоты коня. В столкновения мечты-сказки с жестокой действительностью рождается новый контрапункт. Тенденция киноискусства, уже созревшего для перехода к качественно новому этапу, отчетливо проявилась в фильме. [...]

Опыт работы над "Златыми горами" объясняет, как современность формировала замысел историко-революционного фильма.

ЗАК М. Художественное кино первой половины 30-х годов // История советского кино. Т. 2. М., 1973.