Смотреть Дурсун (1940)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Дурсун (1940)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Режиссер: Евгений Иванов-Барков

Сценаристы: Михаил Витухновский, Зиновия Маркина

Оператор: Борис Муратовский

Композитор: Григорий Лобачев

Художник: Е. Конвалевский

Страна: СССР

Производство: Ашхабадская киностудия

Год: 1940

Премьера: 14 сентября 1940 (Москва)

Актеры: Нина Алисова, Алты Карлиев, Кулькиши Кульмурадов, Мария Горичева, Аман Кульмамедов, Ата Дурдыев, Сарры Каррыев, Марта Алещенко, А. Ветрова, К. Атаджанов

Жанр: драма

Молодая колхозница Дурсун (Нина Алисова) придумала новый способ сборки хлопка, повышающий производительность в четыре раза. Её мужу, пастуху Нури (Алты Карлиев), кажется, что слава жены заслоняет его достижения. После бурной ссоры он изгоняет Дурсун из дома. На комсомольском собрании молодёжь осуждает поведение Нури. Осознав свою ошибку, Нури мирится с Дурсун. В конных соревнованиях на звание лучшего джигита Нури завоевывает первое место, а Дурсун получает приглашение в Москву на съезд передовиков сельского хозяйства.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Награды, номинации, фестивали:

Сталинская премия II степени (1941).

Первая встреча с кинематографом […] произошла рано. В 1931 году в Киев приехала съемочная группа фильма «Восстание в Руре». Социальную драму на материале революционной борьбы горняков Рура в Германии снимал один из лидеров «кассового» кино «Межрабпома», знаменитый в те годы актер и режиссер Константин Эггерт. Сначала он обратил внимание на живописный балкон квартиры, где жили Алисовы, а потом увидел Нину. Эггерт искал исполнительницу роли девочки, которая провожает брата на расстрел. Впоследствии картину запретили, как чрезмерно мрачную и формалистическую. Копия фильма не сохранилась.[…]

Она поехала в Москву в ГИК, попросту сбежала из дома: без денег, не имея в Москве ни знакомых, ни даже адреса заветного института.[…]

Добилась прослушивания, и ее зачислили на курс Бориса Евгеньевича Захавы.[…]

На экзамен по актерскому мастерству (в этюде на импровизацию Алисова изображала цыганку) пришел знаменитый режиссер Яков Александрович Протазанов, который искал актрису на главную роль в своем фильме «Бесприданница» по пьесе А. Н. Островского.[…]

Протазанов знал, что нужно делать, чтобы актер засверкал, а за спиной его выросли крылья. Им надо восхищаться. И Яков Александрович восхищался. Не успела дрожащая, скованная корсетом, а еще больше страхом Алисова произнести текст первой сцены, как тут же услышала голос режиссера: «Это прекрасно!» (Бог весть, было ли так на самом деле?) Протазанов с первого взгляда рассмотрел в Алисовой то, что искупало недостаток мастерства, актерскую неопытность, — душевное сходство с Ларисой Огудаловой. […]

Успех фильма был грандиозным. На Алисову посыпались предложения сниматься. Но Протазанов советовал ей не разменивать свой талант, он собирался снимать «Оливера Твиста» с Алисовой в главной роли, но картину закрыли.[…] В 1945 году Яков Александрович Протазанов скончался, и надежды актрисы рухнули.

В 1938 году Алисова снялась в фильме Александра Медведкина «Новая Москва».[…]

Алисова играла роль молодой героини Зои, в которую влюблен конструктор Алеша (Д. Сагал), сделавший «живой» макет будущей столицы. Но в визуальном контексте фильма Большой Стиль архитектуры новой Москвы явно проигрывал Москве «старой». Это не понравилось высокому начальству, и картину запретили.

В 1940-м году Алисова сыграла молодую туркменскую женщину Дурсун в фильме с одноименным названием (реж. Е. Иванов-Барков).[…]

Вероятно, Алисова так бы и продолжала играть «розовых» героинь, если бы Марк Донской не разглядел в ней блестящую характерную актрису. В фильме «Радуга» Алисова сыграла любовницу фашистского коменданта Вернера — Пусечку, пошлую, ленивую, подлую.[…] Спустя шестнадцать лет в «Даме с собачкой» Иосифа Хейфица она исполнит роль жены Гурова, похожую на суровую классную даму, запакованную, как в футляр, в глухое платье.[…]

Чаще всего Нина Алисова снималась в небольших ролях — эпизоды, эпизоды, эпизоды…[…]

Со дня основания Театра-студии киноактера Алисова играла на его сцене. Но когда в начале шестидесятых в Театре начались сложности, актриса без сожалений оставила столицу и три года работала в Саратове.[…]

Алисова все время пыталась работать — делала концертные программы, и это были не актерские байки, а сцены из спектаклей. […] Собирала романсы, пела их на выступлениях. Но, видно, на роду ей было написано остаться актрисой одной, но непревзойденной роли — вечной «бесприданницей».

КУЗНЕЦОВА Марина. Нина Алисова. Кино России. Актерская энциклопедия. Выпуск 1. М., 2002

Евгений Алексеевич Иванов-Барков приехал на Ашхабадскую студию в 1938 году, когда им уже была пройдена добрая половина творческого пути. Его пригласили сюда на постановку фильма "Дурсун". [...]

Иванов-Барков остался в Туркмении надолго, навсегда. [...]

Художник по образованию, выпускник Строгановского училища, человек высокой изобразительной культуры, как художник он начал свою деятельность еще до революции. Энергичный организатор кинопроизводства, он возглавлял одну из первых советских киностудий.

Он был и в числе инициаторов создания Госкиношколы — первого учебного кинематографического заведения. [...]

Любопытно, что "Дурсун", первый фильм, поставленный Ивановым-Барковым в Туркмении, считается истинно национальным произведением, гордостью туркменского кино.

Два года, предшествующие появлению "Дурсун" на экране, были для режиссера временем самой напряженной работы, в первую очередь работы по изучению нового жизненного материала, особенностей местного быта. Картина рассказывала о людях новой Туркмении, и первое, с чего решил начать режиссер, — познакомиться с этими людьми, с их жизнью, традициями, взглядами. [...]

Стремясь к правдивости, достоверности не только обстановки действия, но и характеров героев, режиссер привлекает к работе преимущественно туркменских актеров. [...] Мало того, что опыта кинематографического у них не было, многие из них просто плохо говорили по-русски, и можно представить себе, сколько упорного труда потребовалось режиссеру в работе с актерами. Надо было "соединить" их с русской актрисой Ниной Алисовой — исполнительней главной роли Дурсун. Да и самой Алисовой, до этого сыгравшей типичную русскую девушку из купеческого круга в протазановской "Бесприданнице", помочь освоиться в непривычной среде. [...]

Старое и новое — классическая тема. С нее начиналось не только национальное кино, но и все советское искусство. Ею горели многие художники. Именно с этой темой пришел в кино и Иванов-Барков.

Его первая картина "Морока" (1925), поставленная совместно с Ю. Таричем и по его сценарию, и имела характерный подзаголовок — "Две силы". Речь шла о русской деревне. Деревне, в которой сталкивались старые бытовые отношения и новый уклад жизни, рожденные революцией. [...]

Следующие картины — все на современном материале — не принесли режиссеру удачи. "Яд" (1927) по пьесе Луначарского был мелодрамой, "Герои домны" (1928) по повести Н. Ляшко — агитпропфильмом. Скорей всего, эти жанры не совпадали с его художественными интересами.

Самая крупная и самая значительная работа Иванова-Баркова в годы немого кино — фильм "Иуда" (1929). И если "Яд" и "Герои домны" были слабыми и в общем заурядными картинами, то фильм "Иуда", по мнению современников, "стоял на голову выше средней картины того времени" [Н. Иезуитов, Путь художественного фильма. 1919- 1934, М ., Кинофотоиздат, 1934, стр. 116.]

Здесь как бы синтезировалось все характерное для творчества Иванова-Баркова: стремление к точной, детализированной быта, острота драматического конфликта, характер, как правило, взятый на переломе. [...]

В работе над сценарием Иван-Барков принимал самое активное участие. Он предлагал ввести новые сцены, эпизоды... [...]

Когда фильм вышел на экран, на него ополчились верующие, они присылали режиссеру письма с угрозами, — столь убедительна и правдива была картина. [...]

В работе режиссера наступает довольно длительный перерыв. Лишь в 1940 году выходит на экран "Дурсун", фильм, который знаменовал собой творческое "возрождение" Иванова-Баркова и которым открылся новый этап в развитии туркменского кино. [...] Однако последующие его картины — "Прокурор" (1941), "Далекая невеста" (1948), "Шарф любимой" (1956), "Особое поручение" (1958) — не встали вровень в "Дурсун". Но если "Прокурор" и "Особое поручение" были действительно малоудачными, то с "Далекой невестой" все обстояло гораздо сложней.

"Далекая невеста" имела очень большой прокатный успех. [...]

Иванов-Барков никогда до этого не делал комедий. Его сферой деятельности была исключительно психологическая бытовая драма. [...]

Сама драматургия "Далекой невесты" страдала схематизмом, поверхностностью и в обрисовке персонажей и в характеристике среды. [...]

Отсутствие национального в конфликте Иванов-Барков старался компенсировать богатством этнографического материала. Своеобразный восточный колорит играет в фильме особую, самостоятельную роль. Ослепительное южное солнце, бесконечные пески, величественные горы. [...]

И на этот раз Иванов-Барков многое «вытянул» в фильме. Главным образом благодаря таланту туркменских актеров, которых он воспитал.

Ю. БЕЛОУСОВ.

Евгений Иванов-Барков // 20 режиссерских биографий, М., 1971