Смотреть Дети капитана Гранта (1936)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Дети капитана Гранта (1936)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
«Дети капитана Гранта»
Дети капитана Гранта фильм плакат.jpg
Жанр

приключенческий фильм

Режиссёр

Владимир Вайншток

Автор
сценария

Олег Леонидов

В главных
ролях

Юрий Юрьев
Иван Чувелев
Николай Черкасов
Мария Стрелкова
Ольга Базанова
Яков Сегель

Оператор

Аркадий Кальцатый

Композитор

Исаак Дунаевский

Кинокомпания

Киностудия «Мосфильм»

Длительность

88 мин.

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Язык

русский

Год

1936

«Де́ти капита́на Гра́нта» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Киностудии «Мосфильм» в 1936 году режиссёром Владимиром Вайнштоком по одноимённому роману Жюля Верна.

Премьера фильма в СССР состоялась 15 сентября 1936 года.

Сюжет

Экипаж яхты «Дункан» лорда Гленарвана в водах Шотландии поймал акулу. При разделке туши внутри рыбы оказалась бутылка, в которой на трёх языках написана просьба о помощи от потерпевших кораблекрушения. Вода сильно испортила документы, однако удалось разобрать, что корабль капитана Гранта потерпел крушение на 37-м градусе южной широты. Долготу места крушения определить не удалось.

Гленарван едет в Лондон, чтобы организовать спасательную экспедицию, но там ему отказывают, ссылаясь на неясность и неполноценность информации. Косвенная причина отказа — капитан Грант является шотландским националистом, мечтающим о независимости Шотландии. Кроме того, основная цель его плаваний — основать Новую Шотландию.

Во время отсутствия лорда на яхту приехали дети капитана Гранта — сын и дочь, — в надежде что-то узнать об отце. Когда Гленарван возвратился домой, жена уговорила его отправиться на поиски капитана на «Дункане».

Путешественники, двигаясь по морю и суше, пересекают по 37-й параллели Патагонию, посещают острова Тристан-да-Кунья и Амстердам, проходят юго-восточную Австралию и Новую Зеландию. Испытав множество опасных приключений, они находят капитана Гранта на маленьком острове Табор, также лежащем на 37° южной широты.

В ролях

  • Юрий Юрьев — Нар. Арт. Респ.капитан Грант
  • Иван Чувелев — Засл. Арт. Респ.боцман Айртон
  • Николай Черкасов — Жак Паганель
  • Мария Стрелкова — Элен Гленарван
  • Николай Витовтов — Эдуард Гленарван
  • Ольга БазановаМэри Грант
  • Яков Сегель — Роберт Грант
  • Давид Гутман — майор Мак-Набс
  • Михаил Романов — капитан Джон Мангльс
  • Н. Аделунг — Талькав
  • Николай Мичурин — хозяин отеля
  • Иона Бий-Бродский — консул (в титрах не указан)

Съёмочная группа

  • Сценарий — Олег Леонидов
  • Постановка режиссёра — Владимира Вайншток
  • Директор производства — Лев Инденбом
  • Сорежиссёр — Давид Гутман
  • Композитор — Засл. Деят искусств — Исаак Дунаевский
  • Гл. оператор — Засл. Арт. БССР — Аркадий Кальцатый
  • Оператор — О. Фрадкин
  • Звукооператор — Вячеслав Лещев
  • Художники — Владимир Баллюзек, Яков Ривош
  • Режиссёр-монтажёр — Татьяна Лихачёва
  • Ассистенты режиссёра — Л. Соколовский, Мария Заржицкая
  • Текст песен — Василий Лебедев-Кумач
  • Макетные съёмки — Засл. Арт. Респ. — Александр Птушко
  • Оператор комбинированных съёмок — Борис Горбачёв (в титрах не указан)

Музыкальная дорожка

В фильме звучат две песни И. О. Дунаевского на слова В. И. Лебедева-Кумача: «Песенка о капитане» («Жил отважный капитан…»), в исполнении Николая Черкасова и «А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер…», в исполнении К. Крашенинниковой и Ляли Сатеевой.

Интересные факты

Афиша фильма «Дети капитана Гранта» из кинотеатра Ударник
  • Для фильма была написана «Песенка о Капитане», которую исполнил сам Николай Черкасов.
  • Первоначально роль Роберта Гранта должен был исполнить другой актёр. Во время натурных съемок в Нальчике выяснилось, что ребёнок, исполнявший роль Роберта Гранта, боится лошадей. После этого на съемку главной роли был вызван прошедший кинопробы Яков Сегель[1]:16. По воспоминаниям Якова Сегеля, ездить верхом на лошади его научил всего за одну ночь оператор Александр Птушко, ранее служивший в Первой Конной армии.[1]:16
  • В эпизодической роли капитана Гранта снялся знаменитый театральный актёр, заслуженный артист Императорских театров и в будущем народный артист СССР и лауреат Сталинский премии Юрий Юрьев, для которого это стало одним из немногих появлений на киноэкране.
  • Через сорок пять лет юбилей фильма был отмечен в столичном кинотеатре «Ударник». На нём присутствовали трое из оставшихся в живых членов киносъемочной группы: ассистент режиссёра Леонид Княжинский, исполнитель одной из главных ролей Яков Сегель и помощник гримера Н. Масленникова.
  • В 1986 была выпущена новая экранизация — «В поисках капитана Гранта», где была использована популярная мелодия И. Дунаевского из фильма.


Путешествие в миры Жюля Верна

Совсем недавно на наши экраны вышла новая экранизация романа Жюля Верна «Путешествие к Центру Земли» с Бренданом Фрейзером в главной роли, и у нас появился повод поговорить о творчестве великого писателя-фантаста, воплощенном на киноэкране.

Жюлю Верну, честно говоря, повезло. С него началась эра кинофантастики, его приключениями не только зачитывались, но и засматривались миллионы детей и взрослых. И очень мало осталось произведений, которые не успели экранизировать.

Все началось с другого великого человека – экспериментатора Жоржа Мельеса. Именно он, изучая возможности кинематографа, обратился к роману «Путешествие на Луну», и теперь все мы знаем этот незабываемый кадр: Луна с ракетой в глазу… На этом Мельес не распрощался с Жюлем Верном, наоборот, за «Путешествием на Луну» последовали «Невероятное путешествие», «20000 лье под водой» и «Завоевание полюса».
К творчеству фантаста обращались и другие именитые режиссеры: Ричард Флейшер, Майкл Андерсон, Карел Земан, Ирвин Аллен, Филип Де Брока. И актеры к его экранизациям подбирались как на подбор: Лайонел Бэрримор, Винсент Прайс, Аким Тамиров, Чарлз Бронсон, Дейвид Найвен, Керк Даглас, Джеймс Мейсон, Питер Лорре, Жан-Поль Бельмондо, Урсула Андресс, Орсон Уэллс, Юл Бриннер, Омар Шариф... Имена можно перечислять бесконечно, потому как версий, например, одного «Путешествия к Центру Земли» уже десяток наснимали.

В настоящее же время все реже можно увидеть знаменитые приключения на экране. Даже если они и появляются, то из них исчезла таинственность, присущая самим романам, и легкость многих ранних адаптаций. Натужно шутят Джеки Чан и Стив Куган, пока путешествуют вокруг света. Исчезла тайна из «Таинственного острова», благодаря стараниям Рассела Малкэхи и Кайла Маклохлена. Да и новый фильм с Бренданом Фрейзером тоже не блещет особым шармом, но об этом чуть позже.

Стоит вспомнить, что старшее поколение выросло не на спецэффектах и цифре, а на фильмах с живыми людьми, русскими, а от того родными до печенок.

Впервые наши кинематографисты обратились к Жюлю Верну, будучи за рубежом. Иван Мозжухин совместно с режиссером Виктором Тоурянским в 1926 году сняли фильм «Мишель Строгов». Экранизация пользовалась определенным успехом, и в 1961 году Тоурянский вновь обратился к этому же сюжету, но уже без своего великого соотечественника.

Многим памятны такие старые советские картины, как «Дети капитана Гранта» Владимира Вайнштока, «Таинственный остров» Эдуарда Пенцлина и «Пятнадцатилетний капитан» Василия Журавлева. Несмотря на идеологическую окраску, они остались в памяти, как яркие, живые и честные. Один только Николай Черкасов в роли незадачливого ученого неповторим и невосполним. Что же касается молодого Всеволода Ларионова, сыгравшего Дика Сенда, то это чуть ли не самая лучшая роль за всю его жизнь.

Захватывающими получились и более поздние экранизации. Незабываем капитан Немо в исполнении Владислава Дворжецкого. Потрясающий состав актеров и в таких экранизациях, как «Капитан «Пилигрима»» и «В поисках капитана Гранта». В последнем не последнюю роль играла музыка Максима Дунаевского, отдавшего дань своему отцу, сочинившему незабываемые мелодии к старой версии романа. А во второй экранизации «Пятнадцатилетнего капитана» и вовсе звучала песня «Машины Времени».

И вновь затишье. Не рискуют сейчас наши киношники браться за Жюля Верна, хотя именно наши варианты, на мой взгляд, гораздо интереснее смотрятся, чем американские. Возможно, продюсеры и режиссеры осознают, что им не хватает умения и терпения, чтобы создать очередного незабываемого капитана Немо или Фогля.

И остается нам лишь наблюдать за приключениями героев, говорящих на чуждом для нас языке.

Правда, нельзя сказать, что картина с Бренданом Фрейзером так уж плоха. Нет, это добротная приключенческая лента, нашпигованная компьютерной графикой и резкими поворотами сюжета. За всем этим, как водится, стоит тень Стивена Спилберга и его незыблемых правил. Так, например, если вы под землей, то обязательно должны прокатиться на вагонетках. Если же вы узнаете, что каким-то видам живности миллионы лет, то ждите появления динозавров. Нашлось место здесь и плотоядным растениям, и «полетам на Луну», и романтике. А главное, обязательно в подобных фильмах появится умный подросток и растолкует вам, что к чему. Вот он-то, кстати, и получился не картонным, как и его питомец. В общем, все как всегда – детей и животных (пусть и нарисованных) не переиграть.

Претензий к фильму много, но самое бросающееся в глаза – это его меркантильность (предсказуемость, заигрывание с зрителем и т.д.). Вы хотели приключений? Получайте! Вы хотели Фрейзера? Вот он! Правда, с одной-единственной миной, означающей ни что иное, как пресловутое «Куда я, черт побери, попал?!». Хотели любви? Куда ж без нее! И все это нам предлагают с таким выражением, словно подают толстую жирную кость собаке.
Несмотря на это пакостное ощущение, фильм можно смотреть и даже получать удовольствие, когда перед вами предстанет идиллическая картинка: трое на фоне подземного океана, падающий в пропасть динозавр, стая сверкающих в темноте птиц. Красиво нарисовано, ничего тут не скажешь. И лишь с тоской будешь вспоминать экранизацию полувековой давности, где так славно справлялись с мелкими проблемами персонажи Пэта Буна и Джеймса Мейсона.
Теперь наш черед, и пусть у наших кинематографистов получится не очередная версия «Индианы Джонса» и «Мумии», а полноценная экранизация одного из произведений великого романиста…

Макс Милиан

Честное слово

Конечно, каждому мальчишке и каждой девчонке очень хочется объехать вокруг всего земного шара и все посмотреть.

Ветер надувает паруса, и ты плывешь себе по разным морям и океанам, или скачешь верхом на коне, или взбираешься на высоченные горы под самые облака к вечным снегам...

Ты видишь невиданных животных, удивительных птиц, ты храбро сражаешься с разбойниками и пиратами и даже дружишь с настоящим индейцем, которого зовут Таль-кав.

Тебя уносит в когтях огромная птица кондор, и, наконец, ты спасаешь своего отважного отца, капитана Гранта, который томится на необитаемом острове посреди бурного океана...

И вот так получилось, что, когда мне исполнилось двенадцать лет, я отправился именно в такое путешествие.

Правда, я не обогнул весь земной шар, но оказалось, что наша страна такая огромная, что в ней можно найти места, которые точь-в-точь похожи и на Африку, и на Австралию, и на Америку, и на любую другую землю.

Как же я попал в такое путешествие?

А очень просто: меня пригласили сниматься в кино. Я должен был изображать отважного английского мальчика Роберта Гранта из книги знаменитого французского писателя Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

Это была замечательная толстая книга с картинками. Ну, сначала я, конечно, рассмотрел все картинки, и мне очень захотелось узнать, что стало с кораблем который попал в бурю, или как спаслись путешественники от извержения вулкана, как они потом победили крокодилов и...

Я сам прочел эту толстенную книгу от первой страницы до последней. Пока я читал, мне даже казалось, что я сам совершаю это удивительное путешествие!

И тут меня позвали на киностудию.

Сейчас, когда я уже вырос и сам стал кинорежиссером, я узнал, что режиссер в кино самый главный человек: он учит актеров, как им надо играть, он говорит оператору, как ему надо снимать, композитору— как сочинять музыку, гримеру — как гримировать артистов.

Только доктору режиссер, если заболеет, никогда ничего не советует и не указывает, доктор сам знает, кого как лечить.

Так вот, посмотрел на меня этот режиссер и сказал:

— Ну, здравствуй, старик!

Мне стало смешно, какой же я старик! Но я ничего не сказал, а только сказал:

— Здравствуйте.

— Молодец! — сказал режиссер, хотя я еще ничего особенного не сделал.— Ну, расскажи нам что-нибудь о себе,

— А что? — спросил я.

— Что-нибудь интересное... Ну, например, сколько тебе лет?

— Двенадцать...

— Прекрасно! — обрадовался режиссер.— Хочешь быть Робертом?

— Хочу,— сказал я, а сам подумал, как же я могу стать Робертом.

— Отлично! — похвалил режиссер.— Роберт был храбрый мальчик, а ты храбрый?

— Не знаю,— честно сказал я, потому что был не очень храбрый, а обманывать не хотел.

И тут наступило самое страшное.

— Ты верхом на лошади скакать умеешь? — спросил режиссер. А я не умел.,

Правда, летом у бабушки в деревне, когда боронили поле, нам, мальчишкам, разрешали посидеть на лошади. Она шла так медленно и спокойно, что на ней в это время можно было даже спать.

Но если я сейчас скажу, что не умею, меня не возьмут сниматься в роли Роберта Гранта... Что делать?

— Ну, — повторил режиссер.— Умеешь?

Тут я покраснел и, сам не знаю как, тихо сказал неправду:

— Умею...

— Чудесно! — закричал режиссер.— Мы как раз ищем такого отважного мальчика! Ты, наверное, и плавать умеешь?

Тут я покраснел еще больше, плавать я тоже еще не научился. Но уж очень мне хотелось стать Робертом, и я опять сказал неправду.

— Умею...

— Великолепно! — И режиссер обнял меня. — Поздравляю! С этой минуты ты — Роберт!

И начались съемки знаменитого фильма «Дети капитана Гранта».

Ну, с верховой ездой мне просто повезло. В горах на Кавказе, куда мы приехали, я случайно познакомился с одним дядей, который превосходно умел скакать на коне, потому что когда-то был красноармейцем в 1-й Конной армии Буденного. Этому бывшему кавалеристу я честно признался, что никогда еще не скакал на лошади.

— Да,— вздохнул он и задумался.— Как же нам исправить твою неправду?...— Он посмотрел на меня внимательно, подумал еще немного и решил: — Ну, не беда! Сегодня ночью, как только взойдет луна, я приведу двух оседланных лошадей. Попробую тебя немного научить, чтобы ты и вправду мог скакать на коне. Только правдой можно исправить неправду.

Всю ночь Александр Лукич Птушко, так звали того дядю, учил меня сидеть в седле. Сначала мы ездили медленно, потом — порезвее, а уже совсем под утро скакали во всю прыть.

А когда на другой день в костюме Роберта Гранта я проскакал перед киноаппаратом, режиссер прокричал мне вслед сразу все свои любимые слова:

— Прекрасно! Отлично! Чудесно! Великолепно! Молодец!

Так я исправил свою первую неправду, но настроение у меня было неважное, оставалась еще одна неправда, ведь я же сказал, что умею плавать, а на самом деле плавать не умел.

В горах, где я скакал на лошади, не было такой воды, где бы я мог научиться плавать, но я каждое утро уходил подальше, ложился животом на траву и махал руками, как будто плыву. На траве у меня получалось очень здорово, а как получится на воде?..

А может, все-таки пойти к режиссеру и честно сказать: «Я не умею плавать» ?

Но мне было стыдно признаться, что я обманул его, и тогда я решил, что поплыву во что бы то ни стало и исправлю свою вторую неправду, ведь научился же я скакать на лошади.

Я учился плавать все время. Даже ночью мне снилось, что я плыву через огромное море, берегов не видно, свищет ветер, вздымаются огромные волны, а я плыву себе спокойненько да еще пою песню из нашего фильма:

Кто привык за победу бороться, С нами вместе пускай запоет: Кто весел, тот смеется. Кто хочет, тот добьется, Кто ищет, тот всегда найдет!

Но утром я снова вспоминал, что еще не умею плавать, и начинал тренироваться.

Ну, например, чищу над раковиной зубы, а фыркаю так, как будто плыву; стою под душем, а сам машу руками, как будто переплываю речку; мама купает меня в ванне, а я и тут стараюсь не сидеть спокойно, а плыть.

— Пожалуйста, не балуйся! — говорит мама. Она же не знает, что я ужасно хочу исправить свою неправду.

А потом мы приехали к морю, и мне стало страшно. Черное море оказалось даже больше, чем в том моем сне.

Довольно далеко от берега прямо из воды торчало большое, ветвистое дерево. Оно было не настоящее, его построили специально для съемок нашего фильма «Дети капитана Гранта». На ветвях этого дерева должны были спасаться путешественники, которые попали в наводнение.

Тут я совсем растерялся, ведь уже на другой день мы должны будем, вплавь добраться до этого дерева, а я еще не знал, умею ли плавать.

Я так волновался, что даже плохо спал в ту ночь, а когда утром проснулся, решил сказать правду, что тогда сказал неправду. Но перед съемкой все так торопились, что даже не могли меня хорошенько выслушать.

Я попробовал догнать режиссера:

— Владимир Петрович, я хочу вам сказать...

Но он не дал мне договорить, крикнул:

— Потом, потом! — И убежал куда-то.

Что же мне было делать?

— Тетя Надя,— сказал я костюмерше, которая тщательно одевала меня в костюм Роберта.— Я не умею плавать.

Но она как раз в зту секунду надевала на меня рубашку и слова «НЕ» не расслышала, ей показалось, что я сказал: «Тетя Надя, я умею плавать!» И она похвалила меня:

— Молодец, ты у нас все умеешь, настоящий Роберт!

Не успел я опомниться, как меня уже посадили в лодку и повезли на глубокое место к дереву.

— Скорее, скорее!— кричали с берега, потому что надо было успеть все снять, пока солнце не ушло за тучи.

Я еще хотел сказать старику лодочнику, что совсем не умею плавать, но он, к сожалению, оказался глухой.

А в это самое время режиссер закричал в специальный рупор:

— Мотор! Начали! Роберт, прыгай!

И я прыгнул.

Я прыгнул потому, что началась съемка.

Я прыгнул потому, что Роберт был храбрый мальчик.

Я прыгнул потому, что не хотел, чтобы меня считали обманщиком.

Как только я оказался в воде, мои руки сами заработали, как бешеные, а от ног полетели невероятные брызги. И вдруг я понял, что... плыву. Плыву! Плыву!!!

— Молодец! — закричал режиссер в свой блестящий рупор.— А теперь заворачивай к дереву! Плыви к дереву!

Когда съемки окончились, все стали пожимать мне мою мокрую руку, а режиссер сказал:

— Превосходно, прекрасно, великолепно! Оказывается, ты плаваешь просто как рыба! Ну, что ты мне тогда хотел сказать?

«Говорить или не говорить?» — подумал я и сказал:

— Я вам хотел сказать правду, что раньше говорил неправду.

— Не понял.— Режиссер поднял брови.

— Я не умею плавать,— честно признался я.

— Но это же неправда!— удивился режиссер.— Ты плаваешь, как дельфин!

Тут я чуть-чуть не заплакал от досады:

— Нет, это правда, что раньше я вам сказал неправду! Потому что только теперь моя неправда стала правдой, честное слово! И честное слово, я вам сейчас говорю правду, что тогда сказал неправду!..

— Все понятно,— сказал режиссер, но, кажется, ничего не понял.

— Иди грейся, ты замерз и весь дрожишь.— И он крикнул своим помощникам : — А ну-ка, закутайте нашего Роберта потеплее и напоите этого героя горячим какао! Он честно сдержал свое слово — и на коне скачет прекрасно и плавает великолепно.

Яков Сегель
"Советский экран" № 16, август 1975 года


О съемках фильма «Дети капитана Гранта»:

«Все средства передвижения были нами использованы, — рассказывал Вайншток после окончания „Детей капитана Гранта“. — Двести километров пешком в высокогорных условиях, три тысячи восемьсот километров на автомобилях, поездом, под парусами, на аэроплане, а всего четырнадцать тысяч триста километров проделано нашей группой в южной экспедиции. Чегемское ущелье, водопады Твиберского перевала, вершины Тихтингена, склоны Башиля, теснина Суазсу — вот наши советские места, заменявшие Кордильеры. На высоте трех с лишним тысяч метров над уровнем моря был разбит наш палаточный городок, из которого каждое утро с восходом солнца мы уходили на съемку…»

СУЛЬКИН М. Владимир Вайншток // 20 режиссерских биографий. М., 1971. С. 23—43.