Смотреть Дело Артамоновых (1941)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Дело Артамоновых (1941)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Дело Артамоновых
Дело Артамоновых.jpg
Жанр

драма / семейная хроника

Режиссёр

Григорий Рошаль

Автор
сценария

Сергей Ермолинский

В главных
ролях

Вера Марецкая
Михаил Державин-старший
Сергей Ромоданов

Оператор

Леонид Косматов

Композитор

Мариан Коваль

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

94 мин.

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Язык

Русский

Год

1941

«Дело Артамоновых» — художественный фильм режиссёра Григория Рошаля, снятый на киностудии Мосфильм в 1941 году, по одноимённому роману Максима Горького.

Фильм восстановлен в 1968 году.

Сюжет

Действие фильма проходит на протяжении полувека, от крестьянской реформы и отмены крепостного права до революционных событий 1917 года.

Илья Артамонов, бывший приказчик князя Георгия, отпущен с большим вознаграждением. Он приезжает с сыновьями в небольшой город Дрёмов и собирается открыть фабрику полотна. На прибывших смотрят с подозрением, всячески пытаясь мешать. Только протекция князя помогла выстоять на первом, самом трудном этапе.

Старший сын Пётр женится на дочери местного старосты и после смерти отца, надорвавшегося на стройке, становится главой семейного дела. Его брат, калека от рождения, Никита, тайно и безнадёжно влюблён в Наталью, жену Петра. Однажды между Петром и Натальей возникает ссора. Наталья возмущена таким поведением мужа по отношению к ней, в порыве гнева она ругает Никиту: «приставил горбуна проклятого». Всё это слышит Никита. Он пытается покончить с собой и, отказавшись от своей доли в наследстве, уходит в монастырь.

Прошли годы. Дело наладилось, пошло в гору и стало приносить серьёзную прибыль. Уже выросшие внуки первого Артамонова начинают приобщаться к управлению фабрикой. Тяжёлая жизнь рабочих нашла отклик в сердце вернувшегося домой Ильи. Порвав с семьёй, он находит своё место среди большевиков. Первая Мировая война и Октябрьская революция поставили точку на семейном деле Артамоновых. Начались стачки и волнения. Власть перешла к пролетариату, пришедшему на смену старым хозяевам жизни.

В ролях

Владимир Балашов в роли Никиты Артамонова
  • Сергей Ромоданов — Илья Артамонов
  • Тамара Чистякова — Ульяна Ивановна Баймакова, мать Натальи
  • Михаил Державин-старший — Пётр Ильич Артамонов, старший сын
  • Вера Марецкая — Наталья Евсеевна, жена Петра
  • Владимир Балашов — Никита Ильич Артамонов, горбун, младший сын
  • Александр Смирнов — Алексей, племянник Ильи Артамонова
  • Борис ШухминТихон Вялов, дворник
  • Нина Зорская — Ольга, жена Алексея
  • Надир МалишевскийИлья-младший, сын Петра и Натальи
  • Григорий Шпигель — Яков, сын Петра и Натальи
  • Константин Лишафаев — Митя, муж Татьяны
  • Гари МиновицкаяТатьяна, дочь Петра и Натальи
  • Евгений Тетерин — Мирон, сын Алексея
  • Георгий СветланиБорис Морозов
  • Любовь Орлова — Паула Менотти, певица
  • Виктор Кольцов — Евсей Дмитрич Баймаков, отец Натальи (нет в титрах)
  • Александр Антонов — Барский (нет в титрах)
  • Татьяна Барышева — Барская (нет в титрах)
  • Михаил Пуговкин — Степаша Барский, купец (нет в титрах)
  • Инна Фёдорова — работница фабрики, шпулишница (нет в титрах)
  • Даниил Ильченко — истопник (нет в титрах)

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Сергей Ермолинский
  • Режиссёр: Григорий Рошаль
  • Оператор: Леонид Косматов
  • Художник: Владимир Егоров
  • Композитор: Мариан Коваль

Факты

  • Для Михаила Пуговкина эпизодическая роль купца Степаши стала первым появлением в кино. Режиссёр Григорий Рошаль зашёл в Московский драматический театр на Сретенке, где в то время репетировал актёр и поинтересовался у ребят кто может танцевать вприсядку. «Смогу» — ответил Пуговкин, и показал несколько движений с деревенских свадеб. Так он попал на съёмочную площадку фильма
  • Съёмка фильма прервалась 22 июня 1941 года. Администратор объявил перерыв, собрал съёмочную группу для правительственного сообщения. Объявили начало войны


О фильме «Дело Артамоновых»

Рошаль работал над «Делом Артамоновых» с большим подъемом, много и удачно импровизировал. Случилось, что впервые в своей жизни он пришел к съемочному периоду без подробных раскадровок — дирекция очень торопила с началом работы. Обычно он рисовал кадр за кадром, заранее представляя себе расположение актеров на экране. Но засесть на месяц-другой за рисование не было никакой возможности. И поступили так: Рошаль репетировал с актерами отдельные сцены, и наиболее удачный вариант фотографировали. В результате получился сборник репетиционных мизансцен, которые учитывались потом при постройке декораций. В некотором смысле это оказалось очень удобным — актеры приходили в павильон, уже заранее «обжив» декорацию, и съемочный процесс двигался быстро. А когда началась война — торопились и без напоминаний. Картину сняли за несколько месяцев.

Всего лишь один раз удалось Рошалю увидеть свою работу в Москве. Премьера состоялась в Казахстане. Фильм показывали не в кинотеатре, а в плохо оборудованном зале. Его «крутили» на передвижке, и проекция была очень плохой. Григории Львович смотрел на экран и ничего не понимал... К счастью, он был единственным зрителем в таком состоянии—остальным картина понравилась.

С. Эйзенштейн, высоко оценивший «Дело Артамоновых», вызвался нарисовать плакат и блестяще это осуществил, потом, увлекшись, создал две серии дружеских шаржей под названием «Артамонов-ревю» и «Рошаль и рояль». Сделав забавную надпись: «Рошаль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали» [...]

РОЗЕН С. Григорий Рошаль. М. 1965

Мне уже приходилось говорить о том, что по собственному опыту я знаю допустимость разнообразных путей в экранизации того или иного произведения — прозы пли драматургии театральной. Мне самому некогда пришлось в сложном сочетании новелл Достоевского решать тему картины «Петербургская ночь» и пытаться в картине «Дело Артамоновых» проникнуть в ткань произведения Горького, стараясь не наруштить в ней ни языка, ни стиля, ни системы образов, ни самого развития действия. Мне пришлось уже в фильме «В поисках радости» [...] в короткое односерийное ложе втиснуть огромную эпопею, обрубая иногда при этом существеннейшие части. Я знаю, что никаких канонов, никаких менторских подсказок по поводу методики экранизации быть не должно. Назойливое обучение правилам кинематографической выразительности авторов, если они живые, или применение этой методики к произведениям умерших классиков приводят часто к конфузу. Дело в том, что при экранизации того или иного произведения каждый раз будет возникать новая кинематографическая выразительность, если это произве дение верно экранизируется. Эта кинематографическая выразительность будет найдена в самом экранизируемом произведении при тщательном его прочтении и верной киноистолковании.

РОШАЛЬ Г. Кинолента жизни // М., 1974