Дело Артамоновых |
![Дело Артамоновых.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/f/fb/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE_%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85.jpg/200px-%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE_%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85.jpg) |
Жанр |
драма / семейная хроника
|
Режиссёр |
Григорий Рошаль
|
Автор сценария |
Сергей Ермолинский
|
В главных ролях |
Вера Марецкая Михаил Державин-старший Сергей Ромоданов
|
Оператор |
Леонид Косматов
|
Композитор |
Мариан Коваль
|
Кинокомпания |
Мосфильм
|
Длительность |
94 мин.
|
Страна |
СССР СССР
|
Язык |
Русский
|
Год |
1941
|
Выход фильма «Дело Артамоновых» |
«Дело Артамоновых» — художественный фильм режиссёра Григория Рошаля, снятый на киностудии Мосфильм в 1941 году, по одноимённому роману Максима Горького.
Фильм восстановлен в 1968 году.
Сюжет
Действие фильма проходит на протяжении полувека, от крестьянской реформы и отмены крепостного права до революционных событий 1917 года.
Илья Артамонов, бывший приказчик князя Георгия, отпущен с большим вознаграждением. Он приезжает с сыновьями в небольшой город Дрёмов и собирается открыть фабрику полотна. На прибывших смотрят с подозрением, всячески пытаясь мешать. Только протекция князя помогла выстоять на первом, самом трудном этапе.
Старший сын Пётр женится на дочери местного старосты и после смерти отца, надорвавшегося на стройке, становится главой семейного дела. Его брат, калека от рождения, Никита, тайно и безнадёжно влюблён в Наталью, жену Петра. Однажды между Петром и Натальей возникает ссора. Наталья возмущена таким поведением мужа по отношению к ней, в порыве гнева она ругает Никиту: «приставил горбуна проклятого». Всё это слышит Никита. Он пытается покончить с собой и, отказавшись от своей доли в наследстве, уходит в монастырь.
Прошли годы. Дело наладилось, пошло в гору и стало приносить серьёзную прибыль. Уже выросшие внуки первого Артамонова начинают приобщаться к управлению фабрикой. Тяжёлая жизнь рабочих нашла отклик в сердце вернувшегося домой Ильи. Порвав с семьёй, он находит своё место среди большевиков. Первая Мировая война и Октябрьская революция поставили точку на семейном деле Артамоновых. Начались стачки и волнения. Власть перешла к пролетариату, пришедшему на смену старым хозяевам жизни.
В ролях
Владимир Балашов в роли Никиты Артамонова
- Сергей Ромоданов — Илья Артамонов
- Тамара Чистякова — Ульяна Ивановна Баймакова, мать Натальи
- Михаил Державин-старший — Пётр Ильич Артамонов, старший сын
- Вера Марецкая — Наталья Евсеевна, жена Петра
- Владимир Балашов — Никита Ильич Артамонов, горбун, младший сын
- Александр Смирнов — Алексей, племянник Ильи Артамонова
- Борис Шухмин — Тихон Вялов, дворник
- Нина Зорская — Ольга, жена Алексея
- Надир Малишевский — Илья-младший, сын Петра и Натальи
- Григорий Шпигель — Яков, сын Петра и Натальи
- Константин Лишафаев — Митя, муж Татьяны
- Гари Миновицкая — Татьяна, дочь Петра и Натальи
- Евгений Тетерин — Мирон, сын Алексея
- Георгий Светлани — Борис Морозов
- Любовь Орлова — Паула Менотти, певица
- Виктор Кольцов — Евсей Дмитрич Баймаков, отец Натальи (нет в титрах)
- Александр Антонов — Барский (нет в титрах)
- Татьяна Барышева — Барская (нет в титрах)
- Михаил Пуговкин — Степаша Барский, купец (нет в титрах)
- Инна Фёдорова — работница фабрики, шпулишница (нет в титрах)
- Даниил Ильченко — истопник (нет в титрах)
Съёмочная группа
- Автор сценария: Сергей Ермолинский
- Режиссёр: Григорий Рошаль
- Оператор: Леонид Косматов
- Художник: Владимир Егоров
- Композитор: Мариан Коваль
Факты
- Для Михаила Пуговкина эпизодическая роль купца Степаши стала первым появлением в кино. Режиссёр Григорий Рошаль зашёл в Московский драматический театр на Сретенке, где в то время репетировал актёр и поинтересовался у ребят кто может танцевать вприсядку. «Смогу» — ответил Пуговкин, и показал несколько движений с деревенских свадеб. Так он попал на съёмочную площадку фильма
- Съёмка фильма прервалась 22 июня 1941 года. Администратор объявил перерыв, собрал съёмочную группу для правительственного сообщения. Объявили начало войны
О фильме «Дело Артамоновых»
Рошаль работал над «Делом Артамоновых» с большим подъемом, много и удачно импровизировал. Случилось, что впервые в своей жизни он пришел к съемочному периоду без подробных раскадровок — дирекция очень торопила с началом работы. Обычно он рисовал кадр за кадром, заранее представляя себе расположение актеров на экране. Но засесть на месяц-другой за рисование не было никакой возможности. И поступили так: Рошаль репетировал с актерами отдельные сцены, и наиболее удачный вариант фотографировали. В результате получился сборник репетиционных мизансцен, которые учитывались потом при постройке декораций. В некотором смысле это оказалось очень удобным — актеры приходили в павильон, уже заранее «обжив» декорацию, и съемочный процесс двигался быстро. А когда началась война — торопились и без напоминаний. Картину сняли за несколько месяцев.
Всего лишь один раз удалось Рошалю увидеть свою работу в Москве. Премьера состоялась в Казахстане. Фильм показывали не в кинотеатре, а в плохо оборудованном зале. Его «крутили» на передвижке, и проекция была очень плохой. Григории Львович смотрел на экран и ничего не понимал... К счастью, он был единственным зрителем в таком состоянии—остальным картина понравилась.
С. Эйзенштейн, высоко оценивший «Дело Артамоновых», вызвался нарисовать плакат и блестяще это осуществил, потом, увлекшись, создал две серии дружеских шаржей под названием «Артамонов-ревю» и «Рошаль и рояль». Сделав забавную надпись: «Рошаль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали» [...]
РОЗЕН С. Григорий Рошаль. М. 1965
|
Мне уже приходилось говорить о том, что по собственному опыту я знаю допустимость разнообразных путей в экранизации того или иного произведения — прозы пли драматургии театральной. Мне самому некогда пришлось в сложном сочетании новелл Достоевского решать тему картины «Петербургская ночь» и пытаться в картине «Дело Артамоновых» проникнуть в ткань произведения Горького, стараясь не наруштить в ней ни языка, ни стиля, ни системы образов, ни самого развития действия. Мне пришлось уже в фильме «В поисках радости» [...] в короткое односерийное ложе втиснуть огромную эпопею, обрубая иногда при этом существеннейшие части. Я знаю, что никаких канонов, никаких менторских подсказок по поводу методики экранизации быть не должно. Назойливое обучение правилам кинематографической выразительности авторов, если они живые, или применение этой методики к произведениям умерших классиков приводят часто к конфузу. Дело в том, что при экранизации того или иного произведения каждый раз будет возникать новая кинематографическая выразительность, если это произве дение верно экранизируется. Эта кинематографическая выразительность будет найдена в самом экранизируемом произведении при тщательном его прочтении и верной киноистолковании.
РОШАЛЬ Г. Кинолента жизни // М., 1974
|
|