Главная Следствие вели с... Леонидом Каневским Криминальная Россия Следствие ведут знатоки Выступления Михаила Задорнова Перейти на полную версию сайта
Одноклассники! В Мой Мир |
Смотреть Великий гражданин (1939), 2 серия
Режиссер: Фридрих Эрмлер Сценаристы: Михаил Блейман, Мануэль Большинцов, Фридрих Эрмлер Оператор: Аркадий Кольцатый Композитор: Дмитрий Шостакович Художники: Абрам Векслер, Николай Суворов, Семен Мейнкин Страна: СССР Производство: Ленфильм Год: 1937, 1939 Премьера: 13 февраля 1938 (1 серия), 27 ноября 1939 (2 серия) Cерий: 2 Актеры: Николай Боголюбов, Иван Берсенев, Олег Жаков, Георгий Семёнов, Зоя Фёдорова, Александр Зражевский, Ефим Альтус, Петр Кириллов, Надежда Райская-Дорэ, Евгений Немченко, Борис Чирков, Валентин Киселёв, Наталья Рашевская, Сергей Рябинкин, Александр Полибин, Елена Егорова, Борис Пославский, Константин Адашевский, Анатолий Кузнецов (II), Лариса Емельянцева, Борис Жуковский, Иван Кузнецов, Юрий Толубеев Жанр: биография, военный фильм, драма, исторический фильм Историко - революционная драма о жизни Страны Советов в 20 - е годы. Прототип главного героя - С.М. Киров... Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube |
|||||||||||||||||||||||||||||||
«Великий гражданин» — советский двухсерийный художественный фильм 30-х годов режиссёра Фридриха Эрмлера, политическая драма. В основу сюжета положена официальная точка зрения властей СССР на историю жизни и смерти Сергея Кирова. Один из наиболее значительных фильмов довоенного времени, оказавший влияние на поддержку «большого террора» в СССР в 1937—1939 годах. Творческий коллектив удостоен Сталинской премии I степени (1940). Экспериментальная телевизионная трансляция фильма стала первой в истории телевидения СССР (1938). СюжетСобытия разворачиваются в СССР в 1925—1934 годах. Фильм повествует о истории крупного партийного руководителя Петра Шахова (Николай Боголюбов). Его борьба с представителями троцкистско-зиновьевского блока и их лидером Карташовым (Иван Берсенев), становится делом всей жизни. Сюжет заполнен диалогами, острыми спорами между непримиримыми противниками. Шахов распознаёт в директоре завода Авдееве противника социалистического соревнования и назначает вместо него настоящего большевика Надю Колесникову (Зоя Федорова). Чутьё не подводит партийного лидера — Авдеев оказывается вредителем. Кульминацией фильма становятся пламенные выступления Шахова на слёте передовиков (1-я серия) и на митинге на заводе «Красный металлист». Слова Шахова находят поддержку у трудящихся и представителя ЦК партии Максима (Борис Чирков). Враги Шахова и ВКП(б) не дремлют. В финальной сцене Шахова расстреливает убийца, притаившийся за одной из дверей дома культуры, который посетил руководитель. Советские граждане в концовке клянутся над могилой героя, что дело Шахова будет продолжено и никто из врагов не уйдёт от возмездия. В ролях
ПредысторияВ 1920-е годы Фридрих Эрмлер уже заслужил авторитет, как режиссёр нравоописатель в ранних фильмах «Парижский сапожник» и «Обломок империи». Начиная с 1930-х и фильмов политического толка «Встречный» и «Крестьяне» Фридрих Эрмлер выдвинулся в число ведущих кинематографистов страны[2], заслужив личной аудиенции со Сталиным, на которого творчество режиссёра произвело самое благоприятное впечатление. Как считают историки кино, называя Эрмлера «партийным художником», он совершенно искренне верил в коммунистическую идеологию, будучи членом партии по убеждениям. Работа над фильмом «Великий гражданин» началась в ноябре 1935 года. По воспоминаниям создателей, их вдохновляло реальное обострение политической борьбы. В 1934 году был убит Сергей Миронович Киров и это событие серьёзно повлияло на жизнь всей страны и выбор творческой группы. Центральным для рождающейся картины, по отзыву Эрмлера, должен был стать вопрос о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. В январе 1937 года, после приблизительно года работы, сценарий был утвержден. История созданияРаботу над картиной начала в целом та же творческая группа, что и снимала предыдущую картину Эрмлера «Крестьяне» и, прежде всего, в главной роли Николай Боголюбов — воплощая примерно один и тот же типаж большевика и непримиримого борца за советскую власть. Основная сложность при подборе актёров возникла с образами врагов советской власти — никто из актёров не хотел браться за отрицательных персонажей. После длительных переговоров Иван Берсенёв согласился воплотить на экране образ троцкиста Карташова. Небольшую, но важную роль представителя ЦКК партии Максима, сыграл Борис Чирков — это собственно герой «трилогии о Максиме», популярной киносерии в СССР 1930-х годов. Композитором картины стал Дмитрий Шостакович. После творческих экспериментов с оперой «Леди Макбет Мценского уезда» Шостакович попал в категорию неблагонадёжных получив в 1936 году суровую отповедь в статье «Сумбур вместо музыки». Создание музыки для классики соцреализма «Трилогии о Максиме» и «Великого гражданина» вновь вернули расположение к композитору. Сценарий фильма дорабатывался при непосредственном участии Сталина и под воздействием реальных громких политических процессов 1935—1938 годов в СССР. Ознакомившись со сценарием 2-й серии вождь сделал несколько замечаний.
В ответ на это Эрмлер с соавторами выступил со статьёй в журнале «Кино», в которой полностью поддержал поправки Сталина. Уточнения по сценарию «Великий гражданин» были сделаны 27 января 1937 года, то есть приговор вынесен ещё не был. 30 января Пятаков и некоторые другие обвиняемые по «Процессу антисоветского троцкистского центра» были расстреляны. Первая серия была закончена в 1937 году и вышла на экраны страны в 1938, вторая вышла в прокат в 1939 году. В ходе съёмок, как вспоминали создатели, они неоднократно сталкивались со случаями вредительства, серьёзно мешавшего процессу работы над картиной. В один из съёмочных дней осветители обнаружили, что кабели к прожекторам были перерублены топором. Хотя «Ленфильм» и не подвергался таким чисткам кадров, как, например, «Мосфильм», в течение периода работы над фильмом четверо членов съёмочной группы были арестовано и двоих расстреляли. После XX съезда фильм был подвергнут критике и в 1950-е годы практически исчез с экранов. Только с конца 1980-х годов, на волне перестройки, интерес к этой картине в СССР возродился вновь и ей были посвящены несколько публикаций и передач. Критика и значение
Работа Эрмлера оценивается, прежде всего, как один из первых советских фильмов, которые можно было назвать политическими, явным госзаказом пропагандистского аппарата. Критик Джулия Кэссиди прямо пишет о нём: «„Великий гражданин“ демонстрирует насколько важна была мученическая смерть Кирова, в рамках сталинской мифологии, став парадигмой социалистического реализма». История убийства всенародно любимого партийного лидера Сергея Кирова послужила отправной точкой сценария и, в итоге, фильм сам стал материалом для построения фундамента традиций социалистического реализма в советском кинематографе. Выход фильма на экраны сопровождался целой серией критических статей в СМИ СССР, всецело поддерживающих отображённый на экране конфликт — между представителями лучшего, наиболее благородного и высокого в человеческом роде с подонками человечества, отребьем, отвергнутым историей, осуждая путь троцкистско-бухаринских бандитов, выродившихся в штурмовой отряд фашизма. Несколько ходульные персонажи, однозначно разделённые в сценарии на «положительных» и «отрицательных», тем не менее, также привлекли внимание довоенной советской критики, в особенности работа Николая Боголюбова, воплотившего образ Шахова-Кирова. Фильм был вполне положительно оценен властями. В 1939—1940 году съёмочная группа была удостоена Сталинской премии I степени и других правительственных наград. С 1940 года Эрмлер становится художественным руководителем киностудии «Ленфильм». Современные критики отмечают, что в основном конфликте ощущается влияние романа Бесы, а сам фильм занял достойное место среди классики кинематографа — работ Рифеншталь, Уэллса и Хичкока. Подобно лучшим работам Лени Риффеншталь, явно выделяющееся пропагандистское начало «Великого Гражданина», не может скрыть художественных достоинств картины. Уже на этапе работы над сценарием Фридрих Эрмлер заметил, что создаёт совершенно новый материал для звукового советского кинематографа — фильм-диспут, фильм, где ключевую роль играют диалоги, споры и выступления героев. При этом интересно отметить, что сами споры героев риторичны и лишены конкретного смысла. Шахов уничтожая противников в идеологическом споре не предлагает ничего определённого. Герои становятся от этого абстрактными, что только усугубляет атмосферу иррационального саспенса присущего картине. Помимо всех прочих поправок, которые сделал Сталин при прочтении сценария, он также попросил убрать все упоминания о нём самом (заменить на ЦК партии) и о конкретных убийцах Шахова. Концовка картины, по утверждению Г.Марьямова, оставляет пространство для толкования и тягостную недосказанность — зритель видит только тень убийцы домысливая сам, кто же это мог быть. Недостаток движения и действия заменяется словом. Режиссёр и оператором выстроили важнейшие мизансцены на внутрикадровом монтаже, совместном движении камеры и актеров. Этот приём придал дополнительную реальность происходящему на экране, что предвосхитило эксперименты с киномонтажом 1960-х годов. В картине находят отражение все животрепещущие темы конца 1930 годов: стахановское движение, каналстрой (аллюзия на «Беломорканал»), подготовка и мечты о будущей войне. Картина также внесла вклад в историю советского телевидения. 16 сентября 1937 г. начались передачи из Опытного телецентра в Ленинграде (ОЛТЦ), а 9 марта 1937 г. — из Московского телецентра на Шаболовке. Опытная трансляция кинофильма «Великий гражданин» прошла 25 марта 1938 г. и стала первой студийной программой, которую посмотрели несколько десятков москвичей. Изучение фильма входит в образовательную программу российских ВУЗов. По мнению профессора РГГУ Леонида Козлова фильм опередил своё время.
Награды
Политическое кино. «Великий гражданин»
«Великий гражданин» – двухсерийный фильм режиссера-коммуниста Ф. Эрмлера. Над этим фильмом режиссер и один из авторов сценария Ф. Эрмлер, а также сценаристы М. Блейман и М. Большинцов работали в течение всего периода Большого террора. Первая серия была закончена в 1937 и вышла на экраны страны в 1938 г., вторая была снята и вышла в прокат в 1939 г. Главная тема кинокартины – внутрипартийная борьба с «троцкистско-зиновьевской оппозицией». Её трактовка полностью соответствуют официально принятой сталинской версии, согласно которой сторонники Троцкого и Зиновьева – враги «социалистического строительства», подлежащие народному суду и уничтожению. Ниже приводится разбор обеих серий фильма, а также даются методические рекомендации по работе с фильмом на уроках истории. Режиссер-большевик Ф. Эрмлер был убежденным коммунистом – и в «Великом гражданине», и в других своих политических фильмах – таких, как «Встречный» (сорежиссеры – С. Юткевич и Л. Арнштрам, 1932) и «Крестьяне» (сорежиссер – М. Пащенко, 1934) – он искренне и талантливо обосновывал сталинскую политику. При этом как режиссер Эрмлер был скорее реалистом, чем соцреалистом – ему была важна психологическая достоверность типажей и их конфликтов. В результате эти фильмы сегодня смотрятся как документы: они фиксируют внутреннюю политику 30-х годов со всеми ее парадоксами, жестокостью и следами сталинской борьбы за власть. Современный киновед П. Багров назвал такого рода советские фильмы «перевертышами», «кинематографом, который проговаривается»:
Сталин в борьбе с «троцкистско-зиновьевской оппозицией» Первая серия «Великого гражданина» посвящена внутрипартийной борьбе за власть накануне XIV съезда партии – согласно советскому историографическому канону, политическую атмосферу 1925 года определяли интриги «троцкистско-зиновьевского блока». Главный положительный герой фильма – коммунист Петр Шахов (Н. Боголюбов), прототипом которого стал С. М. Киров, лидер ленинградских большевиков и видный партийный оратор («пламенный трибун Коммунистической партии»). Партийные оппозиционеры Карташов (И. Берсенев) и Боровский (О. Жаков) состоят в сговоре с Троцким и Зиновьевым. Враги партийного единства – это образованные (в фильме показано, что даже слишком) интеллигенты и профессиональные революционеры. Обоих отличает козлиная бородка «под Троцкого», склонность к интригам и легкая истеричность. В первой серии Карташов и Боровский возглавляют один из губкомов, где используют свою власть для того, чтобы препятствовать «социалистическому строительству» (они выступают против «рационализации» на заводе «Красный металлист», идея которой заключается в том, чтобы перестать делать зажигалки и запустить производство тракторов и танков). Главная цель оппозиционеров преступна: они хотят получить на съезде большинство голосов и взять власть, проникнув в аппарат ЦК. Реальная политическая атмосфера в ЦК после смерти Ленина действительно определялась борьбой за власть между вождями революции – Троцким, Каменевым, Зиновьевым и Сталиным. На XIV съезде «новая оппозиция» (Зиновьев, Каменев, ленинградская делегация) попыталась выступить против Сталина – это и стало началом их последовательного уничтожения. В фильме «Великий гражданин» попытка оппозиционеров «перетянуть на себя голоса» преподносится как политическое преступление. «Партия сильна тем, что едина», – эта формулировка повторяется в фильме как религиозный символ веры. «Фракционность» в партии была осуждена еще Лениным – Х съезд РКПб (1921 г.) принял резолюцию «О единстве партии». Но возвел эту резолюцию в абсолют именно Сталин, сделав ее своим политическим оружием. Для рядового члена партии 30-х годов очевидно: настоящий большевик должен верить партии и подчиняться ей даже вопреки здравому смыслу. Финальные титры первой серии «Великого гражданина» гласят: «заговорщики были разгромлены на XV съезде». Действительно, на съезде 1927 года Троцкий, Зиновьев, Каменев и другие члены «троцкистско-зиновьевского блока» были исключены из партии. После съезда партия была «очищена» еще от 10 тысяч оппозиционеров. «Внутренний враг» как оборотень В фильме публичные выступления «троцкистов» по своей риторике ничем не отличаются от выступлений «настоящих большевиков». С позиции рядовых слушателей – «народа» – они говорят одними и теми же лозунгами. «Великий гражданин» подтверждает укорененную за годы сталинского террора в массовом сознании максиму, что только власть может отделить «своих» от «чужих» и выявить «внутренних врагов» (партии и НКВД виднее, кто есть кто). Тем самым фильм обосновывает необходимость всех политических процессов, инициированных Сталиным. Образ внутреннего врага-оборотня родился из сталинского тезиса об ожесточении классовой борьбы и был закреплен политическими процессами конца 20-х годов. Впервые он активно использовался в «шахтинском деле» 1928 года: на этом процессе 53 инженера публично признались в саботаже и вредительстве советской индустрии на шахтах Донбасса. В 1932 г. выходит фильм «Две встречи» (режиссер Я. Уринов, Межрабпомфильм), который впервые наглядно разъяснил советскому зрителю понятие «внутренний враг». Основная черта образа «внутреннего врага» -- двойничество («двурушничество»). Это значит, что внешне враг ничем не отличается от советского гражданина: он может оказаться приятелем, родственником, мужем или женой, а также начальником и партийным деятелем. Согласно пропаганде 30-х годов, советский человек в любой момент может столкнуться с «оборотнем» и должен воспитывать в себе привычку к бдительности и доносительству. Черты фильма-диспута При этом «Великий гражданин» принципиально отличался от типичных фильмов этого периода о шпионах и вредителях. Как правило, кино о разоблачении диверсантов и вредителей совмещало идеологию с развлечением зрителя. По жанровой форме это, например, могла быть мелодрама («Партийный билет» И. Пырьева 1936 г.), детектив («Ленин в 1918 году» М. Ромма 1939 г.) и даже комедия (в самом начале музыкальной комедии 1939 г. «Девушка с характером» К. Юдина героиня легко и забавно обезоруживает диверсанта). Фильм Ф. Эрмлера – это уникальный опыт собственно политического фильма-диспута. Он состоит из идеологических споров, партийных собраний, публичных речей и обвинений. Даже «красную свадьбу» положительные герои во главе с Шаховым организовывают для того, чтобы под ее прикрытием подготовить разоблачение Карташова и Боровского на заводском партсобрании. Зрителю из другой эпохи сперва нелегко наблюдать за политическими спорами и риторическими интригами. Однако уже через двадцать минут атмосфера словесных поединков затягивает. Во-первых, в фильме задействованы талантливые актеры, которые создают живые и яркие характеры. Во-вторых, в работе над первой серией Ф. Эрмлер использовал нетривиальные и политически опасные репетиции. На них актеры Н. Боголюбов, игравший Шахова, и И. Берсенев, игравший лидера оппозиции Карташова, отставили свои позиции всерьез. Каждый получал соответствующую литературу и должен был убедить противника. Мировая революция или социалистическое строительство? Всемирный коммунизм или социалистическая страна в окружении врагов? Запал этих споров перешел в фильм, хотя позиция Карташова там, разумеется, искусственно «ослаблена». Кроме того, «Великий гражданин» хранит энергию одержимого идеей коллектива, которой он был наполнен в агитационных целях. С тем же запалом, с которым сотни рабочих рвутся в фильме на партсобрание, массы советских людей голосовали за осуждение врагов народа, разоблачали своих родных или приветствовали Сталина. В финальную сцену первой серии (праздничное шествие заводских рабочих по поводу выпуска первого трактора) вмонтирована хроника. Так киновымысел окончательно смыкается с реальностью. «Великий гражданин», 2 серияВторая серия описывает события 1934 года. Карташов и Боровский, лишившись своих высоких номенклатурных постов, уходят в подполье. Если в первой серии «троцкисты» занимались партийными интригами, то в серии 1939 г. они показаны как вредители и преступники: они готовят убийство Шахова, организовывают диверсию на стройке канала и активно продают родину капстранам. «Чужие» внедряются также в заводское руководство и в партию: ГПУ разоблачает старорежимного инженера Авдеева и второго секретаря местной партийной ячейки Земцова. Фильм заканчивался предательским выстрелом одного из затаившихся троцкистов в Шахова и похоронами Великого гражданина. Тысячи смертей за смерть Великого гражданина Убийство Шахова в фильме Эрмлера представляет собой официальную версию гибели С.М. Кирова. К моменту убийства Киров был членом Политбюро и секретарем ЦК ВКПб, и его популярность была близка к сталинской. 1 декабря 1934 года в него выстрелил член партии Л. Николаев, после чего было объявлено, что Киров стал жертвой заговорщиков, и начались массовые репрессии в среде партийных работников и чиновников. Сталин использовал это убийство как повод для чистки партии и расправы с политическими противниками. Смерть Кирова положила начало Большому террору. На первом открытом процессе 1936 года были осуждены «истинные убийцы» Кирова – члены «террористического троцкистко-зиновьевского центра». Все 16 подсудимых (в том числе Л. Каменев и Г. Зиновьев) признались в том, что поддерживали связь с Троцким, были соучастниками убийства Кирова, готовили заговор против Сталина и других руководителей. В течение года центральные газеты публиковали саморазоблачения заговорщиков:
Читатели со страниц тех же газет разъяренно «отвечали»:
Сценарий второй серии «Великого гражданина» был положен на стол Сталину. О том, что тот прочел его очень внимательно, свидетельствует его обстоятельная записка.
К ошибкам он отнес излишнее педалирование темы убийства Шахова-Кирова (почему для него это было принципиально, остается загадкой – возможно, это еще один аргумент в пользу версии, согласно которой Киров – близкий друг Сталина и его семьи – был убит по сталинскому приказу; возможно, Сталин не хотел, чтобы фильм напоминал зрителям о массовых репрессиях и терроре, которые последовали за этим убийством). Сталин потребовал сделать сценарий более современным, «отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова — Радека». Второй открытый политический процесс проходил 23-30 янв. 1937 г. и получил название «процесса 17-ти». Очередному «троцкистскому центру» были предъявлены обвинения в саботаже промышленности и шпионаже в пользу Германии и Японии. В результате сценаристы инкриминировали заговорщикам из фильма сближение с фашистскими государствами, надежды на реставрацию капитализма и еще ряд политических грехов. У Карташова и Боровского не осталось ни одного из тех идейных убеждений, которыми они были наделены в первой серии. Образы всех оппозиционеров-подпольщиков приобрели демонические черты. Бесы и земной рай При создании образов заговорщиков во второй серии сценаристы М. Блейман, М. Большинцов и Ф. Эрмлер опирались на роман Ф. Достоевского «Бесы».
При этом роман-памфлет «Бесы», введенный в подтекст фильма, неизбежно добавляет действию «Великого гражданина» парадоксов. В романе есть теория Шигалева, который разработал единственно возможную модель всечеловеческого счастья.
Так, Шигалев доказал, что земной рай возможен лишь в том случае, если одна десятая человечества получит полную свободу и безграничную власть над остальными. Большинство же должно погрузиться в рабство, обратившись в стадо и достигнув «первобытной невинности». М. Горький когда-то назвал роман «Бесы» «самой злой и талантливой из сатир на революцию». Намного позже его назовут романом-пророчеством. Устами Шигалева Ф. Достоевский предупреждал, что попытки воплотить утопию неизбежно приведут к антиутопии, «безграничному деспотизму». Однако пророчество писателя не было услышано, в СССР этот роман был негласно запрещен. В фильме «Великий гражданин» Шахов и его единомышленники активно занимаются строительством счастливого общества и нового человека – т.е. воплощением утопии в отдельно взятом государстве. Во второй серии описывается идеальная модель сознания советского человека. Как говорит Шахов, новому обществу нужны чистые люди с чистыми мыслями. Врожденным качеством таких людей должна стать самокритика и, соответственно, критика других. Советский человек должен легко преодолевать самолюбие, обиды и стыд. То есть он должен уметь подавлять индивидуальное в себе и в других, чтобы соответствовать идеальной модели целостного, неразорванного внутренними противоречиями, сознания, носитель которого легко встраивается в коллектив. Это описание советского человека – еще одна значимая «проговорка» Ф. Эрмлера. Оно тем более интересна, что в 20-е годы Ф. Эрмлер, как и многие режиссеры, увлекался учением о бессознательном З. Фрейда. Эта модель советского человека демонстрирует, что он мыслился как феномен, лишенный подсознания: его психика должна быть избавлена от внутренних невротических конфликтов, без которых, по представлениям художников 19 века и особенно рубежа веков, невозможна личность. Специфическое обаяние, притягательность и одержимость соцреалистических героев типа Шахова – результат целостности их сознания, недостижимой для дореволюционного искусства. Работа над двухсерийным фильмом «Великий гражданин» длилась четыре года. Ф. Эрмлер планировал снять еще третью серию фильма. Сценарий был уже написан, но началась война и съемки так и не состоялись. За время съемок второй серии было арестовано четверо членов съёмочной группы, двое из них приговорены к расстрелу. Говорят, Ф. Эрмлер сам был готов к аресту, но, его «пронесло». Возможно, Сталин хотел снова использовать его коммунистические убеждения и талант. В 1941 году Ф. Эрмлер (а также актеры Н. Боголюбов и А. Зражевский) были удостоены Сталинской премии 1 степени за работу над «Великим гражданином». Ф. Эрмлер получал эту значимую в СССР награду еще дважды – за фильмы «Она защищает Родину» (1943) и «Великая сила» (1950).
|