Главная Следствие вели с... Леонидом Каневским Криминальная Россия Следствие ведут знатоки Выступления Михаила Задорнова Перейти на полную версию сайта
Одноклассники! В Мой Мир |
Смотреть В огне рожденная (1929)
Другое название: Великан
Режиссер: Владимир Корш-Саблин
Сценарист: Анатолий Вольный
Оператор: Давид Шлюглейт
Художник: Михаил Литвак (II)
Страна: СССР
Производство: Белгоскино
Год: 1929
Премьера: 5 марта 1930
Актеры: Анна Заржицкая, Борис Азаров, Николай Витовтов, Илья Похитонов, Борис Феодосьев
Жанр: историко-революционная эпопея
Фильм в символической форме рассказывает об истории белорусского народа, его многовековой борьбе за свое освобождение... Непролазные болотные топи. Крепостные, прокладывающие дорогу для пана Сапеги, измучены непосильной подневольной работой. Но не угасает мечта о счастье. В купальскую ночь танцуют в праздничных светлых одеждах парни и девушки. Молодые ищут в лесу цветок папоротника - цветок счастья. Но проходит жизнь, а мечты о счастье остаются несбыточными... Идет гражданская война. Завоевания советской власти приходится защищать от многочисленных врагов: немцев, Белорусской добровольческой армии Булак-Балаховича, поляков. Рада Белорусской Народной Республики отбирает у крестьян землю, продает в Европу строевой корабельный лес. От крестьян требуют присягать последнему отпрыску Гедиминов - князю Сапеге. Но в деревнях и местечках остались лишь старики, женщины и дети. И Сапегу встречают только священники разных конфессий. В одном из местечек красный разведчик убивает полковника-балаховца. За это местечко уничтожают, а его жителей расстреливают. Звучит сигнал тревоги: «Отечество в опасности!» И вот уже вместо одного горниста на холме - десятки, сотни, тысячи всадников. Пустеют заводские цеха, останавливаются станки, рабочие уходят на фронт. Красная Армия изгоняет оккупантов с белорусской земли. Заканчивается война, начинается период восстановления. Вместо бронепоездов появляются жатки, солдаты превращаются в крестьян, на месте руин вырастают фабричные трубы, оживают заводские цеха, вновь начинают работать станки. На полях, где проходили сражения, колосится пшеница. Строятся новые заводы и электростанции, сооружаются каналы. Часовой на страже границ республики символизирует победный итог борьбы белорусского народа за свое освобождение.
Весной 1923 года на актерской бирже в Москве можно было встретить стройного молодого человека. Резкий профиль, орлиный нос, упрямо сомкнутые губы. Военная выправка. Демобилизовавшись из частей особого назначения, он хотел вернуться к своей прежней профессии. Уже шестнадцати лет он выступал на сцене театра Ф. А. Корша. Но врачи обнаружили у него туберкулез и отправили на юг лечиться. Продолжал выступать в театрах. Театр в Мелитополе оказался последним в его сценической биографии. […] Молодого человека звали Владимир Саблин. В театре он выступал как Корш, считая, видимо, что фамилия деда более «театральна». В ту весну Владимиру Саблину не удалось устроиться ни в один театр. Но именно в 1923-м произошло знакомство будущего кинорежиссера Корш-Саблина с кинематографом. На бирже он встретился с такими же, как он, молодыми людьми из Ялты. В Ялте собирались снимать фильм о Перекопе. Узнав о военном опыте Владимира Саблина, непосредственно участвовавшего в боях за Крым, они предложили ему место консультанта. Саблин согласился. Сотрудничество было недолгим, и кинематограф поначалу особого энтузиазма у него не вызвал. Лишь через два года в Москве произошла встреча, решившая судьбу Саблина. Юрий Тарич приступил в это время к съемкам своего фильма «Первые огни». Владимир Владимирович Корш и Иван Александрович Пырьев стали его помощниками. Четыре года обучался молодой кинематографист режиссерскому мастерству у Тарича, прежде чем приступил к самостоятельной работе. В первой же картине «В огне рожденная» был заметен высокий профессионализм молодого режиссера. Прошло еще несколько лет, и стало ясно, что в наш кинематограф пришел художник со своими убеждениями, со своей темой. […]
Владимир Корш-Саблин не намного моложе Эйзенштейна или Пудовкина, но как художник принадлежит уже к другому поколению советских режиссеров — поколению 30-х годов. Когда он делал свой первый фильм, «Броненосец «Потемкин» и «Мать» уже завершали свое триумфальное шествие по экранам мира. «Чапаева» и «Депутата Балтики» еще не было. На экран вышли «Старое и новое», «Арсенал», «Обломок империи». Это были последние шедевры «золотого века» советского немого кино. Начинался новый период. От широких обобщений и масштабного показа революционных масс кино переходило к более детальному, аналитическому рассмотрению человека. […] В «центр координат» был помещен характер нового человека. И как все новое, раскрыть его удалось не сразу. Таковы в общих чертах противоречия, отразившиеся и в картине «В огне рожденная». […]
После фильма «В огне рожденная» он поставил два агитпропфильма — «Солнечный поход» и «Стальной путь». […]
Агитфильмы, близкие, с одной стороны, к плакату, с его четкостью, однозначностью и резким делением на «черное» и «белое», в то же время близки и народному творчеству — с точным разграничением добра и зла, с прямой и недвусмысленной характеризацией персонажей, четкой расстановкой сил, острыми, запоминающимися ситуациями. В сказке всегда добро побеждает зло. […]
Оптимизм и счастливые финалы картин Корш-Саблина — не просто следы агитфильмов. Это глубже. В них — вера художника в победу справедливости. В них — вера художника в победу справедливости, вера, которая в его фильмах всегда исторически обоснована. Наиболее удачные фильмы Корш-Саблина те, где он ясно видит «линию фронта», где отчетливо деление на «своих» и «врагов», где борьба идет «с поднятым забралом». Кавалерийский красный командир, Корш-Саблин остается таким и в своем творчестве. Он всегда предпочитает открытый бой, с «шашкой наголо». […]
В 1923 году в Харькове Корш-Саблин познакомился с музыкальным руководителем местного театра оперетты. Вряд ли тогда он думал, что это знакомство положит начало большой творческой дружбе. Но когда во время съемок «Первого взвода» он встретил обаятельного музыканта из Харькова в Ленинграде, он предложил ему написать музыку к фильму. Дирекция студии, однако, не решалась утверждать незнакомого композитора. И тогда Корш-Саблин пошел на хитрость. Он пригласил дирекцию на прослушивание уже готовой музыки к фильму. Музыку одобрили. Лишь после этого режиссер представил собравшимся дирижера — автора музыки, своего харьковского знакомого Исаака Дунаевского.
Они сделали вместе девять картин. Одни из них уже забыты, другие еще идут на экранах. А песни Дунаевского из этих фильмов поют, любят, порой и не зная, что зазвучали они впервые в фильмах Корш-Саблина. […]
Определенная заданность и одноплановость характеров в фильмах Корш-Саблина предполагают, скорее, типаж, чем актера. Поскольку вся роль построена в каком-то одном ключе, то, кажется, достаточно найти одну яркую краску и можно считать задачу решенной. Однако Корш-Саблин поступает по-иному. Именно актер у него оживляет образ, принося в фильм свою человеческую индивидуальность. Именно в работе с актером режиссер находит те полутона и нюансы, которые делают плоский образ, выписанный в сценарии, объемным и убедительным. Он умеет и любит работать с актером. Оставив театр, он все же продолжал выступать в качестве актера в фильмах своего учителя Юрия Тарича и других режиссеров вплоть до 1938 года. Он понимал природу актерской работы и прекрасно знал, как много может дать актер фильму. Поэтому понятно, почему Корш-Саблин всегда снимал крупных актеров. Н. Черкасов и Ю. Толубеев, М. Жаров и И. Пельтцер, Н. Боголюбов и К. Скоробогатов — этот список слишком велик, чтоб приводить его целиком. М. Блюменталь-Тамарина и В. Зускин сыграли в «Искателях счастья» свои лучшие кинороли.
И есть у Корш-Саблина, как у актерского режиссера, еще одна черта, без которой его портрет был бы неполным.
Снимая «Первый взод», Корш-Саблин пригласил на роль Макара Бобрика Бориса Бабочкина. Здесь актер найдет многие краски, которые потом использует в работе над образом бессмертного Чапая. А Олесь Леонида Кмита — это родной брат Петьки из того же «Чапаева». Их имена тогда мало кому были известны. Так же как имена Михаила Царева, сыгравшего надменного офицера Николая Таракотина, и Олега Жакова, появляющегося в небольшом, но запоминающемся эпизоде в финале. В «Огненных годах» режиссер снял совсем еще молодых Зою Федорову и Аркадия Райкина.
«Моя любовь» была дебютом двух студентов, ставших потом видными актерами нашего кино, — Лидии Смирновой и Ивана Переверзева.
Корш-Саблин умел и умеет замечать одаренных молодых актеров, замечать черты, которые раскроются намного позже, часто в фильмах уже других режиссеров. Он умеет видеть талант. Видеть своеобразие таланта.
СТАМБОЛЦЯН М. Владимир Корш-Саблин // 20 режиссерских биографий. М., 1971. Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|