Смотреть Великий утешитель (1933)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Великий утешитель (1933)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Режиссер: Лев Кулешов

Сценаристы: Лев Кулешов, Александр Курс

Оператор: Константин Кузнецов

Композитор: Зиновий Фельдман (II)

Художник: Лев Кулешов

Страна: СССР

Производство: Межрабпомфильм

Год: 1933

Премьера: 17 ноября 1933

Актеры: Александра Хохлова, Константин Хохлов, Галина Кравченко, В. Лопатина, О. Раевская, Иван Новосельцев, Василий Ковригин, Андрей Файт, Вейланд Родд (старший), Андрей Горчилин, Петр Галаджев, Михаил Доронин, Даниил Введенский, С. Слетов

В основе фильма - факты из биографии американского писателя О.Генри и две его новеллы.
Обыкновенная продавщица Дулси (Александра Хохлова) мечтает о необыкновенно прекрасном мире. Ее грезы навеяны рассказами писателя Биля Портера - "великого утешителя" мещанских низов, оказавшегося жертвой судебной ошибки и начавшего свою литературную деятельность в тюрьме.
Он увидел чудовищные зверства американских тюремщиков, но его возмущение выражается в форме робкой апелляции к чувству человечности у жестоких палачей. Среди заключенных есть кучка привилегированных. Это те, кто "хорошим поведением" снискал у тюремщиков известные льготы. В их числе - Биль Портер.
Ласкающее благодушие его рассказов расценивается тюремщиками как послушание, как "хорошее поведение". Отказавшись от прямой и честной борьбы, Портер попадает в более страшные тенета, чем каменный мешок застенка. Начальник тюрьмы страхом и подачками, лестью и угрозами постепенно делает писателя своим пособником в обмане заключенных, участником в получении взяток с тюремных поставщиков.
"Великий утешитель" оказывается сломанным духовно и физически. Разбиваются от соприкосновения с жизнью и его утешительские идеи: Дульси, доведенная до отчаяния, убивает обманувшего её сыщика. Джим Валентайн, прототип героя одного из рассказов "с хорошим концом", погибает от руки палачей.

Критика

Это, быть может, один из лучших фильмов классика российского кинематографа Льва Кулешова (1899-1970). Как "неисправимый американист", Кулешов ("Мистер Вест", "По закону" и др.) на сей раз экранизировал новеллы О'Генри. Герой "Великого утешителя" - писатель, сочиняющий в тюрьме рассказы со счастливым концом. Наверное, картину Кулешова можно воспринимать и как своего рода иносказание - попытку размышления о судьбе художника в обществе, лишенном свободы... Жаль, что "Великий утешитель" оказался последним подлинно авторским фильмом режиссера. А с середины 40-х вплоть до самой смерти режиссер уже не имел возможности выходить на съемочную площадку.

Александр Федоров

В рекордный срок, в два месяца, закончил Кулешов свой новый фильм "Великий утешитель". Но рекордность его не только в производственных темпах. Картина "Великий утешитель" рекордна по своему высокому качеству, по блестящему мастерству постановщика. Давно уже не видела наша советская кинематография такого высококачественного, до конца сделанного произведения.
Картина "Великий утешитель" подтверждает и развивает творческий метод, которым Кулешов работал над лучшей своей картиной "По закону". Та же четкость и точность в разработке деталей, та же виртуозность в игре актера-натурщика, тот же ясный и в то же время напряженный монтаж. Кулешов — один из крупнейших мастеров нашей советской кинематографии, и мы рады поздравить его и себя с такой большой творческой удачей.
И вместе с тем картина "Великий утешитель" — картина спорная. Спорность ее не в качественной оценке. Высокое качество ее вне спора. Спорен удельный вес этого качества. Спорно — помогает ли нам картина "Великий утешитель" в разрешении проблем, стоящих перед советской кинематографией, перед ведущей кинематографией современности. [...]
Кулешов не хочет иметь дело с полнокровной, своенравной действительностью. Он предпочитает кинонатуру, кинонатурщиков: они гибче, их легче оформлять. Так мечтает Крэг заменить марионетками упрямых, слишком "индивидуальных" театральных актеров.
Некоторые философы утверждают, что искусство — игра, что ничего, кроме игры, от искусства требовать нельзя. Кулешов как бы подтверждает эту теорию. Кулешов — игровик до мозга костей. Он любит играть, он играет с азартом, и играет мастерски. Но теория "искусство — игра" ложная теория. Искусство — не игра, хотя внешнее сходство как будто имеется. Так, маневры — не война, хотя внешнее сходство большое.
"Великий утешитель" — мелодрама. Люди страдают, волнуются, плачут. Совершают убийства, предательства, злодеяния, а смотришь на экран и думаешь: "До чего здорово сделано!"
А когда в жестокое повествование входит рассказ О. Генри, по-своему "утешительно" пересказывающий все эти события, то нет ощущения, что действительность сменилась вымыслом, а кажется, что кончился мрачный рассказ и начался веселый. Одна игра сменилась другой. Но правила игры те же.
БРИК О. Свое лицо // Кино. 1933. 10 ноября


Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

В чем долг художника? Дать людям истину, как бы ни была она горька, или предпочесть тот «возвышающий обман», который, по слову поэта, «ста низких истин нам дороже»? […]

Этот коренной вопрос творчества Кулешов и Курс ставили и решали, обратившись к биографии и литературному труду О’Генри […]. Блестящий юморист, чьи остроумные новеллы пронизаны тайной горечью, выдумщик невероятных сюжетов, чья собственная судьба представляла собой как раз такой сюжет, писатель, который критиковал действительность, примиряя человека с ней, и украшал ее, порой подбавляя в розовую краску и желчи, и грусти, и тени.

[…] Кулешов видел в О’Генри […] великого утешителя маленьких американских обывателей […]. К позиции своего героя режиссер относился резко отрицательно. Весь фильм был посвящен ее разоблачению. Показывалась и сопоставлялась жизнь писателя Биля Портера (настоящее имя О’Генри) и та же жизнь, преображенная в его рассказах […]. Показано было и сколь вредна и губительна литературная ложь для маленьких людей — читателей.

Вот эту-то триаду прослеживал режиссер: истинная жизнь — жизнь, преображенная искусством,- и снова жизнь, еще более жестокая от сравнения с красивым вымыслом. […]

[…] [П]о замыслу, суровая действительность и приукрашенный мир рассказов ОТенри должны были […] оттенять и опровергать друг друга прежде всего на живых примерах человеческих судеб. […]

Он, конечно, был реализован в фильме Кулешова, но все же не настолько ярко, как это можно было предположить […]. Прежде всего два пласта […] фильма […] здесь […] неравноценны просто по художественному качеству. И это не усиливает, а, наоборот, приглушает […] контраст между жизнью реальной и жизнью вымышленной. Дело в том, что для реальной жизни у фильма очень часто недостает богатства средств, в то время как жизнь вымышленная изображена с редким художественным совершенством.

Сначала о реальной действительности. Ее, современную О'Генри Америку […], Кулешов отлично знал […]. Не удивительно, что у режиссера было немало прекрасных решений […]. Особенно хороши те, в которых участвует Хохлова-Дульси, «читательница». […]. Девушка из универсального магазина, простенькая и восторженная душа, затерянная в огромном бездушном городе, в непроходимой пошлости. […]

Все это было сделано хорошо, с чувством стиля, с тонким ощущением материала […]. Но […] здесь все же фигурировала догадка, жизнь, увиденная сквозь литературу. […] Если в изображении Дульси, Бена Прайса и вообще всех сцен города и воли стилизация умна, тонка, точна, то как только режиссер лишался опоры самих новелл О’Генри и оставался наедине с жизнью, сразу обнаруживалась недостаточность. […]

Кадры тюрьмы с их статуарностыо фигур, условностью жестов, гулко звучащими репликами — все это было театрально. Круг замкнулся. Кулешовский аскетизм, пришедший на экран и утверждавшийся во имя чистой кинематографичности, в противовес дранковско-ханжонковской театральной бытовщине, привел через десятилетие к стопроцентной театральности кадра. [….] Таким в «Великом утешителе» был комплекс «действительность» […]. Из-за этого слабее прозвучало то, что представляло собой режиссерскую удачу Кулешова: комплекс «вымысел» […]

Здесь обретала законные права искусственность, которая резала глаз в других частях. Здесь обострялась и становилась исключительно уместной стилизация […]

Сюжет сватовства Джимми к […] Анабель и тем более история с сейфом дали Кулешову отличную возможность развернуть сюиту американской обывательской пошлости и в то же время какой-то милой наивности всех этих кринолинов, рюшей, чепцов, кружев, черных сюртуков, солидных и толстых банкиров, маленьких мисс-резвушек […]. Жених Джимми во фраке с белой гвоздикой, в лакированном цилиндре и с разодетой красоткой Анабель под ручку снимались на фоне развесистой пальмы и ослепительной луны. И все это сопровождалось громкой музыкой и было пересыпано титрами-надписями в сердечках и розочках, пухлых ручках с букетиками.

Здесь было нечто большее, чем пародия […]. Было какое-то проникновение в суть явлений и эстетическое остранение, которое способно превратить саму пошлость в предмет искусства […]. Если бы части, изображающие в фильме подлинную действительность, были сделаны с той же степенью художественной достоверности, в какой сознательно недостоверно даны были части, показывающие действительность преображенную,- наверное, «Великий утешитель» стал бы фильмом крупнейшим. […] [З]десь обнаружился самый большой парадокс фильма […]. Он, ратующий за неприкрашенную правду жизни в искусстве, […] остался произведением насквозь условным. […]

Фильму вменялись в. вину холод, эстетство, условность и равнодушие. «Несовременно»- таков был общий приговор. […]

Кинематограф шел к человеческой психологии, к характеру, к индивидуальности, к быту […]. Именно в это время обозначился для кинематографистов враг номер первый […] -старый монтажный, «поэтический» кинематограф 20-х годов, с его метафорическим мышлением, стремлением к обобщенности […]. Сегодня […] можно предположить существование внутренних тонких связей фильма с временем. «Великий утешитель»- редкое произведение, где трактованы проблемы […] долга художника перед действительностью. Это было для искусства коренным вопросом тогда, накануне I съезда писателей, с его важнейшими речами-манифестами и зафиксированной в решениях, провозглашенной победой метода, который был сформулирован […] под названием социалистического реализма. […]

Этот смысл «Великого утешителя» не был понят. Картина осталась малозамеченной [..].

ЗОРКАЯ Н. Кулешов // Зоркая Нея. Портреты. М.: Искусство, 1965. С. 40—51