Смотреть Валерий Чкалов (1941)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Валерий Чкалов (1941)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Режиссер: Михаил Калатозов

Сценаристы: Георгий Байдуков, Дмитрий Тарасов (II), Борис Чирсков

Оператор: Александр Гинцбург

Композитор: Венедикт Пушков

Художник: Александр Блэк

Страна: СССР

Производство: Ленфильм

Год: 1941

Премьера: 12 марта 1941

Актеры: Владимир Белокуров, Ксения Тарасова, Василий Ванин, Петр Березов, Сергей Яров, Борис Жуковский, Семен Межинский, Игорь Смысловский, Федор Богданов, Михаил Геловани, Всеволод Вербицкий

Жанр: биография, драма, исторический фильм

Биографическая киноповесть о легендарном летчике Валерии Чкалове, герое Советского Союза. Комбриг Чкалов разработал ряд новых фигур высшего пилотажа. В 1936-37 годах совершил беспосадочные перелеты Москва - о. Удд (Дальний Восток) и Москва-Северный полюс - Ванкувер (США).

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Валерий Чкалов
Валерий Чкалов (постер фильма).jpg
Жанр

героическая киноповесть

Режиссёр

Калатозов, Михаил Константинович

Автор
сценария

Георгий Байдуков
Дмитрий Тарасов
Борис Чирсков

В главных
ролях

Владимир Белокуров
Михаил Геловани
Семён Межинский

Оператор

Александр Гинцбург

Композитор

Венедикт Пушков

Кинокомпания

Ленфильм

Длительность

97 мин. (полная версия)

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Язык

Русский

Год

1941

«Валерий Чкалов» — художественный фильм 1941 года. Восстановлен на Киностудии им. М. Горького в 1962 году. Биографический фильм о лётчике-испытателе Валерии Чкалове.

Сюжет

Валерию Чкалову — лучшему военному лётчику — скучно летать в рамках уставов и инструкций, он стремится совершать головокружительные виражи, сверхнизкие полёты, мёртвые петли и т. п. Когда его командир Алёшин (Батя) в разговоре с любимой девушкой Чкалова на мосту через Неву в Ленинграде уговаривает её помочь бесшабашному пилоту взять себя в руки, Чкалов, неправильно истолковав их свидание, дерзко пролетает на своей машине прямо под мостом. За это его отчисляют со службы.

Несколько лет великий лётчик тянет лямку на грузовом самолёте, уделяет время семье (любимая стала его женой), растит детей. Но вот к нему приезжает Батя, который знает, что выходки Чкалова — не зряшное лихачество, а стремление добиться максимального лётного умения, чтобы в случае войны побеждать врагов. Батя приглашает Чкалова испытателем на авиазавод, где молодой конструктор Мухин (прототип — Николай Поликарпов, машины которого в реальности испытывал Чкалов) разрабатывает новую модель истребителя-моноплана. Невзирая на полосу временных неудач, Чкалов убежден в прекрасных качествах этой модели и заражает своей дерзкой уверенностью всех — и конструктора, у которого опускаются руки из-за аварий, и директора завода, и самого наркома Серго Орджоникидзе. Достоинства самолёта Мухина с блеском доказаны Чкаловым во время показательного воздушного поединка на авиапараде. Правда, ему не сразу удается посадить машину из-за того, что заело шасси. Но он ни за что не хочет выброситься с парашютом и, резко вращая самолёт фигурами высшего пилотажа, добивается того, что шасси все-таки сработало. Его упорство произвело впечатление на главного зрителя парада — Сталина. Вождь беседует с лётчиком и внушает ему, что играть своей жизнью не следует, а смертельный риск должен быть оправдан великой целью.

Чкалов заново обдумывает смысл своей жизни и работы. В это время он теряет старшего друга — Батю, который получил смертельное ранение из-за того, что в экспериментальном полёте, подчиняясь инструкциям, «наступил себе на горло».

Наконец, Чкалову доверяют грандиозную задачу — трансарктический перелёт в США. Во главе с ним экипаж из трёх пилотов отважно пролетает над Северным полюсом и, несмотря на многочисленные трудности, успешно приземляется в Америке. Чкалов приветствует перед собравшейся толпой американский народ, раздаёт автографы и рассказывает журналисту-американцу о размере своего богатства — 170 миллионов, но не долларов, а советских людей, которые его поддерживают.

Заключительный разговор между Чкаловым и его верным механиком Пал Палычем происходит перед новейшей мощной машиной. Прославленный лётчик делится с собеседником своими надеждами на будущее — лететь туда, куда только проникает мысль человеческая.

Цензура

В редакции 1962 года фильм претерпел значительные изменения. Из картины были удалены сцены со Сталиным, вырезаны или переозвучены все упоминания о нём, исчезли (или были подретушированы) кадры в тех местах, где показывались портреты Сталина, надпись на фюзеляже самолёта «Сталинский маршрут» и т. п. Переозвучен и в результате смягчён фрагмент диалога о врагах, мешающих развитию советской авиации (в разговоре Чкалова с командиром Батей). Фильм, таким образом, был сокращён по времени примерно до 83 минут.

Трюки

Валерий Чкалов осуществил свой дерзкий пролёт под Троицким мостом в Ленинграде.

Повтор этого полёта (шесть раз) был осуществлён лётчиком Евгением Борисенко на гидросамолёте Ш-2 в 1940 году в рамках съёмок фильма.

В ролях

  • Владимир Белокуров — Валерий Чкалов
  • Ксения Тарасова — Ольга Чкалова
  • Василий Ванин — Пал Палыч, бортмеханик
  • Пётр Берёзов — Георгий Байдуков
  • Сергей Яров — Александр Беляков, штурман
  • Борис Жуковский — командир Алёшин (Батя)
  • Семён Межинский — Серго Орджоникидзе
  • Игорь Смысловский — Мухин, конструктор
  • Фёдор Богданов — дед Ермолай
  • Михаил Геловани — Иосиф Сталин (в «восстановленном» варианте отсутствует)
  • Ирина Зарубина — заслуженная артистка
  • Аркадий Райкин — американский журналист
  • Марк Бернес — комментатор на авиапараде (в титрах не указан)
  • Борис Андреев — механик (в титрах не указан)
  • Серафима Бирман — американка (в титрах не указана)

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    • Геогий Байдуков
    • Дмитрий Тарасов
    • Борис Чирсков
  • Режиссёры: Михаил Калатозов, Семён Деревянский
  • Оператор: Александр Гинцбург
  • Композитор: Венедикт Пушков
  • Художник: Александр Блэк
  • Звук: Арнольд Шаргородский
  • Монтаж: А. Гольдбург, Д. Ландер
  • Директор: Яков Анцелович

Ошибки

  • В одном из эпизодов была допущена грамматическая ошибка: «Шли годы. У страны выростали могучие крылья»

О фильме «Валерий Чкалов»

Тогда, в мае 1945, каждый, наверное, думал: «В чем же мой вклад в дело завоевания мира?» Ответил я и на этот вопрос самому себе. […] Мое искусство, которое оказалось тогда очень нужным. Я не воевал. Но воины на передовой часто смотрели фильм «Валерий Чкалов», где я сыграл главную роль. Фильм был создан в первый военный год и служил людям, ковавшим Победу. А недавно, во время американских гастролей МХАТ, в Нью-Йорке у меня произошла странная встреча со зрителем. Я сел в такси, шофер-американец, увидев мое лицо в зеркале, обернулся и спросил: «Чкалов?» Оказывается, он видел фильм «Валерий Чкалов» на фронте в 1942 году и через двадцать четыре года узнал меня.

БЕЛОКУРОВ В. В первый день мира // Театр. 1970. № 5.

О фильме «Валерий Чкалов»

«Как живой с живыми говоря», встает Чкалов перед нами на экране. На приеме в Кремле и в кругу семьи, в хорошо переданной драматической обстановке труднейшего перелета и на аэродроме в Америке, в радостные, подъемные минуты счастья и в печальные моменты тяжелых личных испытаний — всегда и везде он остается необычайно цельным человеком, честным до конца и не умеющим ни при каких обстоятельствах кривить душой.

Эти качества, снискавшие Чкалову любовь народа, сумел воплотить артист Белокуров в представленном им образе. Все найденное исполнителем очень вяжется с подлинным обликом Чкалова, все пристало герою и, так сказать, ему «к лицу». Крупные, словно высеченные резцом ваятеля черты внешности и столь же крупные, броские черты характера: нежность и внешняя грубоватость, под которой скрывается большая человеческая теплота. Порывистость движений и широта поступков, сочетающиеся с большой волей и клокочущей энергией. Чувство товарищества по отношению к друзьям и беспощадная ирония к «шляпам» и ротозеям, ко всем тем, кто путается под ногами. Все это есть в игре Белокурова.

Убедительно показан им также процесс внутреннего роста, закалки, мужания Чкалова, нарастание его умудренности, та внушительная работа мысли и чувства, какая происходила в нем после встреч со Сталиным и после выполнения порученных им заданий.

Это и определяет большую творческую удачу актера.

РОЗАНОВ Б. «Валерий Чкалов» // Красная звезда. 1941. 7 марта.