Смотреть Арсенал (1928)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Арсенал (1928)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Другое название: Январское восстание в Киеве в 1918 году

Режиссер: Александр Довженко

Сценарист: Александр Довженко

Оператор: Даниил Демуцкий

Композиторы: Игорь Бэлза, Вячеслав Овчинников (III)

Художники: Владимир Мюллер, Иосиф Шпинель

Страна: СССР

Производство: ВУФКУ (Одесса)

Год: 1928

Премьера: 25 февраля 1929 (Киев), 26 марта 1929 (Москва)

Актеры: Семён Свашенко, Г. Харьков, Амвросий Бучма, Дмитрий Эрдман, Сергей Петров, К. Михайловский, Александр Евдаков, Андрей Михайловский, Борис Загорский, Николай Кучинский, Осип Мерлатти, Николай Надемский, Пётр Масоха, Т. Вагнер

Жанр: исторический фильм

О восстании рабочих киевского завода «Арсенал» против контрреволюционной Центральной Рады в январе 1918 года.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Арсенал

Арсенал (фильм).jpg
Жанр

исторический фильм

Режиссёр

Александр Довженко

Автор
сценария

Александр Довженко

В главных
ролях

Семён Свашенко

Оператор

Даниил Демуцкий

Кинокомпания

ВУФКУ

Длительность

73 мин

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Язык

Русский

Год

1928

«Арсенал» — фильм режиссёра Александра Довженко.

Фильм также имел название «Январское восстание в Киеве в 1918 году».

Фильм был восстановлен на киностудии «Мосфильм» в 1972 году.

Третий полнометражный фильм Александра Довженко. Революционная эпопея, кинопоэма в основе которой лежит трагедия январского восстания в Киеве в 1918 году.

В 1925 году Лесем Курбасом на Одесской киностудии был поставлен фильм «Арсенальцы». Через два года Довженко приступил к съёмкам своего фильма на ту же тему на основе значительно переработанного сценария поданого ранее Н.Патлахом.

Фильм «Арсенал» считают одним из виднейших фильмов украинского кино. Среди других картин Довженко эта картина одна из самых богатых на кинематографические находки: провокации зрителя, психологические паузы, работа с непрофессиональными актёрами,

На роль главного героя Тимоша, работника завода Арсенал, Довженко утверждает Семёна Свашенко ранее игравшего в фильме «Арсенальцы» Леся Курбаса.

В трактовке событий фильм оказался неоднозначным. Одни считали его уступкой власти, которая не прекращала обвинять Довженко в национализме, особенно после выхода фильма «Звенигора». Другие считали картину косвенным упреком националистам в том, что они потеряли Украину, ведь сам Довженко был участником боев на «Арсенале», как рядовой армии Украинской народной республики. О событиях он рассказывает с большой достоверностью и искренностью, отчего это стопроцентно большевистское произведение не теряет ощущения сожалений автора по утраченному.

Юрий Лавриненко в своей книге «Репрессированное Возрождение» об этой работе Довженко пишет так:

Чтобы разрешить себе дальнейшую работу в кино, Довженко должен изобразить во втором своем фильме «Арсенал» (1929) политическую концепцию Москвы, изобразив восстание против Центральной Рады, которую Довженко сам же и защищал в 1917-18 годах. Эта концепция, как видно это и по намекам в его «Автобиографии», причиняла ему «большую боль». И всё же Довженко показал красноречивыми средствами экспрессионизма красоту и силу украинского человека, бессмертно стоящего в средоточии самой смерти.

Фильм вышел на экраны Киева 25 февраля 1929 года, на московские — 26 марта того же года. «Арсенал» вызвал положительные отзывы в США и был запущен в небольшом количестве в западноевропейском кинопрокате, но в сокращенной на 150 метров версии (Прага и Берлин).

Сюжет

Фильм рассказывает о восстании в январе 1918 года рабочих киевского оружейного завода «Арсенал», против правительства Украинской Народной Республики Центральной Рады. Включены эпизоды, повествующие о положении украинского крестьянства при царизме, а также события последних месяцев Первой мировой войны, революционные процессы на фронте. Восстание должно было помочь облегчить наступление большевистской армии на Киев. С помощью войск оставшихся верными правительству мятеж был подавлен.

В ролях

  • Семён Свашенко — Тимош
  • Амвросий Бучма — немецкий солдат в очках
  • Дмитрий Эрдманнемецкий офицер
  • Сергей Петров — немецкий солдат
  • Георгий Харьковкрасноармеец
  • Андрей Михайловскийнационалист
  • А. Евдаков — царь Николай II
  • Николай КучинскийПетлюра
  • Осип Мерлаттиактёр Садовский
  • Николай Надемский
  • Борис Загорский
  • Т. Вагнер — сестра милосердия
  • Пётр Масоха — рабочий

Съёмочная группа

  • Сценарист: Александр Довженко
  • Режиссёр: Александр Довженко
  • Ассистент режиссёра: Лазарь Бодик
  • Оператор: Даниил Демуцкий
  • Художники: Иосиф Шпинель, Владимир Мюллер

Интересный факт

В 1918 году Довженко служил в армии УНР и участвовал в штурме завода «Арсенал».

«АРСЕНАЛ» И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ФИЛЬМЫ

Блестящая картина Довженко замечательна не только как образец украинского кинематографического творчества, не как собрание любопытнейших формально-технических приемов. Она чрезвычайно важна потому, что пытается по-новому поставить проблему советской исторической фильмы. Историческая фильма для нас обязательно является картиной, ставящей социальные конфликты, а двигателем социальных конфликтов является масса. Проблема советской исторической картины вырастает, таким образом, в проблему социальной массовой фильмы. Это — жанр, не имеющий корней в буржуазных стандартах. Мы становимся свидетелями различнейших попыток советских кинорежиссеров нащупать формы этого жанра. Оставляя в стороне качественные различия и не занимаясь сравнениями, можно наметить здесь две основные линии.

Первая успешно представлена «Октябрем». Здесь задача массовой социальной фильмы берется, так сказать, в упор. На протяжении всей картины действуют массы, борющиеся стороны даны сталкивающимися коллективами, динамика исторических событий разворачивается в непрерывности конфликтов. Этот метод на опыте оказался очень трудным для зрителя, так как эмоциональная сторона здесь до крайности отодвинута, поглощена разворачиванием осмысливаемых фактов. Это — крайне недоходчивый, хотя и в высокой степени серьезный жанр.

На другом полюсе можно поставить (опять-таки условно) «Мятеж». Линия массовых конфликтов протекает здесь рядом с фабулой, охватывающей ограниченное число проходящих через всю картину героев-одиночек. При этом сама фабула неизбежно приобретает авантюрный характер. Такому жанру нельзя отказать в занимательности и напряжении, но и то и другое покупается ценою ослабления размаха картины, ценою сведения ее к единично частному событию, ценою привнесения в нее элементов буржуазной мелодрамы. Это — не стандарт для советских исторических картин.

В «Арсенале» Довженко нет сквозной фабулы, нет интриги, объединяющей группу героев-одиночек, тем более нет признаков авантюрности. Но в отличие от «Октября» здесь нет также столкновения безличных массовых сил. Метод Довженко заключается в том, что он берет отдельных героев и придает им обобщенные социальные и классовые черты, поднимая их, таким образом, до символической высоты. Эти символические фигуры — солдат-рабочий, мать-крестьянка, белый офицер — ставятся им далее в эмоциональные отношения друг к другу, но отношения такого рода, которые имеют опять-таки не случайно авантюрный, а обобщенный символический смысл. Так создаются уже не фигуры-символы, а символические действия. Сцена крушения поезда, руководимого стихийным и безудержным порывом демобилизующейся солдатской массы, сцена поединка рабочего и белого офицера, заключительная сцена расстрела рабочего-арсенальщика, от голого тела которого отлетают пули,- вот примеры такого рода символических действий. Поданные в чистом виде, они могли бы сойти за холодные аллегории, но художественная сила режиссера в том и состоит, что он окружает эти символические действия эмоциональным подъемом, достигает в них огромного чисто драматического напряжения, завязывает на них узлы эмоциональных аттракционов. Крушению поезда предпосылается огромный трамплин, показывается ход поезда, вызывающий сочувствие к едущим в нем солдатам, и только после такой подготовки дается заключительная катастрофа. На подобных же примерах сложных игровых сцен построены и остальные символические узлы картины. Это дает возможность зрителю воспринимать их помимо отвлеченного смысла также непосредственно драматически. Каждый из подобных эпизодов взят лаконично. Довженко избегает характеристики явлений несколькими мелкими, последовательными чертами. Он выбирает одну какую-либо и со смелой гиперболичностью, со словно бы чудовищным преувеличением доводит ее до размера монументальности. Так слагаются символы не только положительные, героические, но и сатирические, отрицательные. На них ведется вся та линия «Арсенала», которая направлена на обличение украинского шовинизма и буржуазного азарта. Манифестация киевской буржуазии, показанная на галерее тупых и шутовских социальных масок, в особенности же превосходная по силе символической сатиры сцена, где Шевченко, выходя из своего портрета, задувает лампадку, зажженную оголтелым «патриотом», — примеры этих приемов.

Каково же место «Арсенала» в развитии советской исторической фильмы? Думается, что чрезвычайно большое. Большее, чем можно предполагать. Правда, в картине Довженко есть ряд трудностей, объясняемых своеобразием патетического языка режиссера. Есть и ряд темнот, вытекающих из особенностей местного украинского материала. Но эти трудности и темноты могут быть преодолены, и они не ослабляют основного. А основное — в том, что метод Довженко позволяет передавать исторические события, отнюдь не снижая их смысла, не искажая социальной зависимости между ними, не прибегая для этой цели к мелодраматическим авантюрным приемам. И в то же время показ этих исторических событий через обобщенные, по-человечески волнующие, по-человечески эмоциональные образы позволяет художнику перекинуть к зрителю огромный мост непосредственного сочувствия. Метод исторической символики, раскрытый в «Арсенале», окажется, вероятно, центральным в создании советских исторических картин на ближайшее время. В этом его огромное значение, далеко выходящее за границы украинской кинематографии.

ПИОТРОВСКИЙ А. «Жизнь искусства», Ленинград, 1929, № 16 // «Арсенал». М.: Искусство, 1977. C. 206—207

ДОСТИЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО

«Арсенал», несомненно, одна из лучших картин, которые появились на тифлисских экранах.

Создание подобной картины является большим достижением советской, в частности, украинской кинематографии. Ужасы империалистической бойни,образование «народной» Украины, гражданская война на юге показаны не только убедительно в художественном отношении, но и социально правдиво. Борьба рабочих Донбасса с приспешниками буржуазного правительства развернута в захватывающих сценах, далеких от шаблонной дешевой агитки, дающих понятие о действительном соотношении классовых сил.

В картине нет, собственно говоря, завязки и развязки сюжета. Главные «действующие лица» в ней — это, с одной стороны, рабочие массы, борющиеся за Советскую Украину, с другой — все темные силы, всплывшие в первом периоде революции на Украине.

В отношении режиссерской и операторской работы «Арсенал» сделан безупречно. Необычайны по силе впечатления моменты: солдат, умирающий от веселящего газа, крушение поезда с фронтовиками, ожидание бомбардировки в городе, расстрел, сцена митинга и др.

Подобных глубоко запоминающихся, блестяще сработанных кадров в картине множество. Оператор сумел применить ряд оригинальных положений аппарата (кадры с двигающимся поездом, скачущей артиллерией).

Единственным, пожалуй, минусом фильма является некоторое ослабление напряженности в последних частях. Начало удалось Довженко лучше.

«Арсенал» должен быть показан во всех районах города. «Арсенал» необходимо продвинуть в уезды и другие города республики. Картины, подобные «Арсеналу», должны и могут вытеснить с наших экранов «Тарзана», «Нана» и прочую им подобную «кинопродукцию».

«Заря Востока», Тифлис, 1929, 10 апр. // «Арсенал». М.: Искусство, 1977


Критика

"Я поставил себе две цели: я в "Арсенале" буду громить украинский национализм и шовинизм, с другой стороны, буду поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию. ...Я зачастую работал, как работает боец в бою, - не заботясь о том, по правилам ли рубит он врага или не по правилам", - писал Александр Довженко . Но если отвлечься от идеологической начинки "Арсенала", можно заметить, что фильм во-многом построен по фольклорным, мифологическим законам. Сражающийся с Центральной Радой солдат Тимош по сути - типичный мифологический герой: он бессмертен (вспомним знаменитую поэтическую метафору Довженко, когда в сцене расстрела от Тимоша отскакивают пули), лишен психологических тонкостей. Тимош, скорее, символ, чем характер. В "Арсенале" есть и другие фольклорные приемы (оживший портрет Шевченко, говорящая лошадь и т.д.). Нельзя не упомянуть и яркую, экспрессивную операторскую работу Даниила Демуцкого, снявшего потом и другие знаменитые фильмы Довженко.

Александр Федоров