Смотреть Арсен Джорджиашвили (1921)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Арсен Джорджиашвили (1921)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Другое название: Убийство генерала Грязнова / Жизнь в смерти / Смерть во имя жизни

Режиссеры: Иван Перестиани, А. Нинидзе

Сценаристы: Шалва Дадиани, Иван Перестиани

Оператор: Александр Дигмелов

Художник: Федор Пуш

Страна: СССР

Производство: Киносекция Наркомпроса Грузии

Год: 1921

Премьера: 1 октября 1921 (Тбилиси), 19 февраля 1922 (Москва)

Актеры: Михаил Чиаурели, Иван Перестиани, Алиса Кикодзе, Елизавета (Елисабет) Черкезишвили, Котэ (Константин) Микаберидзе, Нино Долидзе (II), Александр Имедашвили, Васо (Василий) Абашидзе, Иван Кручинин, Валериан (Валико) Гуниа, Н. Ячменов, Закарий Беришвили, Н. Окуджава, М. Диевский, Георгий Макаров, Георгий Котиладзе, Д. Погромский, Георгий Давиташвили, Гарсеван Гомартели, Шалва Дадиани, Давид Чхеидзе, В. Бровцын, В. Чавчавадзе (I)

Жанр: драма, исторический фильм

1905 год. Вести о поражении царизма в русско-японской войне заставили грузинский пролетариат сплотить ряды для борьбы с самодержавием. В железнодорожном депо вспыхивает забастовка, поддержанная рабочими других предприятий. Генерал Грязнов на экстренном совещании у наместника предлагает вывезти из города благонадежную часть населения и получить свободу действий для расправы с рабочими. Рабочие, в качестве мести за арест одного из революционеров, решают убить генерала Грязнова. Акт мести должен осуществить Арсен Джорджиашвили.
Арсен убивает Грязнова. Его арестовывают и приговаривают к смерти. Смертный приговор не сломил духа революционера - он идет на казнь с верой в победу трудового народа.

Первая художественная кинопостановка на грузинском материале с участием грузинских актеров.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Детство свое Михаил Чиаурели провел среди ремесленников на окраине Тифлиса. Рано пробудился у него интерес к искусству. «Когда мне было шесть-семь лет, рассказывает Чиаурели, — я любил рассматривать журнал „Нива“ и вырезывать оттуда рисунки. Так я познакомился с Репиным и всеми мастерами русской живописи. Их картины возбудили у меня большую любовь к искусству. Я стал рисовать. Часами простаивал я у порога мастерских, где изготовлялись надгробные памятники, наблюдая за тем, как единственные в то время в Тбилиси скульпторы-итальянцы из глыбы камня вырубали фигуру человека».

Восьмилетним мальчиком Михаил Чиаурели поступил в городскую трехклассную школу, и закончив ее, — в ремесленное училище […]. Будучи учеником ремесленного училища Чиаурели впервые принял участие в театральном представлении. Это был любительский спектакль в тбилисском народном доме. За первым спектаклем последовал второй, затем третий и юноша глубоко увлекся сценой. Он играл гимназиста в пьесе Найденова «Дети Ванюхина», Хлестакова и Добчинского в «Ревизоре» Гоголя, участвовал в спектакле «Разбойник Како» Ильи Чавчавадзе, помогал рисовать декорации и почти все время проводил в Народном доме. Так стал он актером […]. Чиаурели бросил работу слесаря, вечерами играл в театре, днем рисовал иллюстрации для тбилисских юмористических журналов или лепил, боясь пока еще показывать кому-либо свои скульптурные работы. […]. Работая в театре, Чиаурели одновременно поступил в тбилисское училище ваяния и зодчества и успешно заканчивает его, а затем продолжает занятия скульптурой в мастерской крупного грузинского скульптора Я. Михоладзе […].

В 1921 Чиаурели организовал театр […] при грузинском отделении РОСТА […]. Под руководством Чиаурели коллектив театра осуществляет ряд интересных постановок, отличающихся острым политическим содержанием и яркой формой.

В 1922 году Чиаурели получает творческую командировку за границу. Около двух лет провел он в Германии, изучая скульптуру.

Возвратившись в Грузию, молодой ваятель […] с увлечением занимается скульптурой […]. Одним из первых среди скульпторов в Грузии Чиаурели изваял бюст и статую В.И. Ленина […].

Вспоминая о своих первых шагах в искусстве, Чиаурели писал: «Нужно сказать, что у меня был какой-то неистовый характер. Я занимался театром, живописью, скульптурой, музыкой и пением и не на чем не мог остановиться такое состояние длилось до 1928 года пока я четко не решил своего пути . Путь этот был кинорежиссура». […].

В Грузии кинопроизводство организовалось в 1921 году. Фильмы «Арсен Джорджиашвили» и «Сурамская крепость» положили начало грузинской кинематографии. Михаил Чиаурели снимался в обоих фильмах в главных ролях и был активным помощником режиссера […].

В 1927 году он начал работать кинорежиссером […]. Режиссерскую работу в кино Чиаурели начал в те годы, когда советское киноискусство завоевало себе признание всего мира.

[…] Первая постановка Михаила Чиаурели — «Последний час» — резко отличалась от произведений, которые ранее создавались кинематографией Грузии. Сценарий, написанный Борисом Леонидовым, посвященный теме гражданской войны, был смелой попыткой реалистического показа борьбы, которая происходила в Грузии между большевиками и предателями революции меньшевиками. Самый выбор сценария показывал, к чему стремится Чиаурели. Его привлекали острые политические темы, которые до сих пор разрабатывались слишком робко […].

В этой работе Чиаурели уже наметилась тема, которая позже властно звучала в фильме «Хабарда», «Последний маскарад». Замысел художника заключался в том, чтобы показать не внешнюю сторону событий, а сущность происходящих процессов и сделать правильные политические выводы. Несмотря на художественное несовершенство, первый фильм Чиаурели обращал на себя внимание, хотя режиссеру не хватало еще знания законов кинематографического мастерства […].

В подлинном смысле слова рассмотрение творческого пути Чиаурели можно начинать с картины «Саба». Здесь уже все — от темы до мельчайших деталей режиссерской работы — свидетельствовало о появлении нового режиссера с самостоятельным творческим почерком. «Саба» — один из первых фильмов Госкинпрома, героем которого является рабочий. Действие его разворачивается в рабочей семье и на производстве — в трамвайном парке. Тема фильма — борьба за новый быт […]. Режиссер стремиться показать борьбу за честного рабочего, которую вела семья и комсомольская организация трамвайного парка. Тема борьбы с алкоголизмом звучала в фильме темой острой классовой борьбы, борьбы за человеческое достоинство […].

Фильм «Хабарда», выпущенный в 1931 году, до сих пор еще недостаточно изучен критикой. Между тем именно этот фильм чрезвычайно характерен для творческого пути М. Чиаурели. «Хабарда» почти единственный образец памфлета в советской кинематографии. К сожалению, элементы нового киножанра, намеченные в «Хабарде», не были подхвачены в свое время, между тем жанр сатирического памфлета является прекрасной формой кинокомедии, высмеивающей рутину и пережитки капитализма в сознании людей. Создавая свой памфлет, Чиаурели пытался использовать в кино грозное оружие сатиры и достиг значительных результатов […].

«Последний маскарад».

Сценарий «Последний маскарад» охватил огромный период времени. События, показанные в нем, начались в 1913 в канун империалистической войны и закончились изгнанием меньшевиков и провозглашением советской власти в Грузии в 1921 году. Таким образом, в одном произведении перед глазами зрителей проходили такие события, как забастовка и стачка в Тбилиси накануне Первой мировой войны, господство меньшевиков в Грузии, гражданская война и освобождение Грузии «…».

Судьба фильма «Последний маскарад» любопытна и поучительна. Этот фильм вызвал много споров. Чиаурели упрекали, учили, наставляли […].

В эти трудные для Чиаурели дни в его жизни совершилось событие, которое подтвердило, что избранный им путь был правильным. Фильм посмотрел и высоко оценил товарищ Сталин […].

Встреча с товарищем Сталиным и высокая оценка фильма, данная им, навсегда запомнилась Чиаурели. Он с удвоенной энергией приступил к работе над новым фильмом […].

«Арсен» В первые годы существования советской кинематографии образ Арсена привлекал к себе внимание сценаристов и режиссеров […]. В распоряжении Михаила Чиаурели был большой материал, к которому он подошел с соответствующей требовательностью и серьезностью. Ни одно из имеющихся литературных произведений полностью не удовлетворяло его и не могло послужить основой для создания фильма […]. Ему и Шаншиашвили пришлось решать не только вопрос драматургии но и вопрос истории […]. Такой подход к теме сразу определил звучание фильма […]. Арсен стал в один ряд с Пугачевым, Кер-Оглы и Кармелюком. Правда жизни стала правдой искусства. С экрана зритель увидел вождя крестьянского движения. «Великое зарево». К тому времени, когда Чиаурели начинал работу над «Великим заревом», вышел фильм «Ленин в октябре», в котором народ впервые увидел на экране образы Ленина и Сталина, воплощенные средствами искусства. Чиаурели мог пригласить тех же актеров, которые создали эти образы в фильме «Ленин в октябре». Но он решил искать свои пути и привлек на роль Ленина актера К. Люфке (!?), а на роль Сталина — актера М. Геловани. […]. Фильм «Великое зарево» был закончен к двадцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции. В этом фильме Чиаурели выступает уже как художник, овладевший методом социалистического реализма, и поэтому его работа занимает достойное место среди произведений, которыми отметила знаменитую дату советская кинематография. «Георгий Саакадзе». В конце 1940 года М. Чиаурели начинает работать над фильмом «Георгий Саакадзе» […]. Образ Саакадзе, чья жизнь была непрерывной борьбой с феодалами, не мог ни привлекать Чиаурели. Его увлекала задача создать фильм о замечательном полководце и великом патриоте, передать народу всю правду о его жизненном пути […]. Фильм «Георгий Саакадзе» глубоко народен […] В фильме прекрасно показана природа Грузии ее суровые горы, солнечные долины, бурные реки, ее древняя архитектура — старинные замки, монастыри. Не стремясь к внешней эффектности композиции, работая в содружестве с режиссером, оператор дал в этом фильме множество запоминающихся живописных кадров. «Клятва». Тема единства Сталина и народа, которую Чиаурели старался показать еще в «Великом зареве», подсказала сюжетное построение «Клятвы». Невозможно было и думать о раскрытии темы сценария без широкого введения в сюжет в качестве основных героев фильма простых советских людей, которых клятва товарища Сталина объединила и повела вперед по ленинскому пути. «Падение Берлина». Фильм «Падение Берлина» говорит о торжестве тех художественных принципов, которые Чиаурели утверждал в большинстве своих фильмов и так прекрасно воплотил в «Клятве», он показал решающие моменты Великой Отечественной войны, но там он смог отразить их предельно лаконично, стремясь к тому, чтобы раскрыть главную тему фильма […]. В центре «Падения Берлина» — образ товарища Сталина. Он определяет драматическое и композиционное построение картины. Основой фильма является тема единства вождя и народа, которая скрепляет воедино это необычайно сложное произведение«.

МАНЕВИЧ И. Народный артист СССР Михаил Чиаурели. М., 1953.

И. Н. Перестиани, воспитанный на дореволюционных художественных традициях, естественно, пытался в своих фильмах послереволюционного периода совместить эти традиции с новой революционной тематикой. Но он беззаветно посвятил свой талант, весь свой богатейший опыт молодой советской кинематографии, поискам первых путей. С первых же дней советизации Грузии он с новой энергией взялся за любимую работу и создал ряд фильмов, насыщенных подлинно революционным содержанием.

В этом отношении характерен фильм «Арсен Джорджиашвили» («Убийство генерала Грязнова» 1921). В основу фильма положен исторический факт: убийство знаменитым революционером Арсеном Джорджиашвили царского сатрапа генерала Грязнова-палача закавказских рабочих и крестьян, организатора ряда карательных экспедиций, отличавшихся исключительной жестокостью. Мужественный революционер был казнен по приговору военно-полевого суда. Трудящиеся Грузии сложили о нем песню, ставшую одной из популярнейших народных песен:

Я — Арсен Джорджиашвили

Избавил мир от беды.

Не плачь, мать,

Не рыдай, отец…

Обелиск, изображающий смелого революционера, красуется ныне в бывшем Александровском саду Тбилиси, рядом с проспектом Руставели.

Надо также отметить картину И. Перестиани «Сурамская крепость» (1922), поставленную по известной повести Даниэла Чонкадзе (1830—1860), который использовал, в свою очередь, знаменитое народное предание о замуравленном в стены сурамской крепости живом человеке.

Кроме этих фильмов Перестиани принадлежат: «Растрата», «Три жизни», «Дело Тариэла Мклавадзе». Последняя картина сделана по мотивам одной из наиболее популярных повестей грузинского классика Эгнатэ Ниношвили (1861—1894) «Рыцарь нашей отчизны». В этом фильме показано столкновение «рыцаря» Тариэла Мклавадзе, представителя старой помещичьей аристократии, бездельника, наглеца и невежды, со скромным сельским учителем-общественником Спиридоном Мциришвили. Спиридон, мстя помещику за оскорбление своей жены Деспине, убивает ненавистного ему Тариэла.

Прекрасно изучив быт и нравы гурийской деревни 60—80 годов прошлого столетия, Перестиани создал ряд ярких моментов (сцена в духане, столкновение Тариэла со Спиридоном, болезнь Деспине и, наконец, сцена убийства помещика учителем).

ЧАЧИКОВ А. И. Н. Перестиани. М., 1939.

Режиссерское мастерство, кинематографическое мышление, реалистическое актерское исполнение отличают и фильмы И. Перестиани — одного из самых первых деятелей советского кино и, по сути дела, одного из его основоположников. Его лучшие картины новизной своего содержания и высоким профессионализмом оказали влияние на весь советский кинематограф. Для современников же они были подлинными открытиями.

Уже тогда он применял импровизационный метод в работе с актерами, и многое в его фильмах, в том числе и диалог, рождалось тут же, на съемочной площадке.

Как справедливо отмечает Г. Чахирьян, в советском кино Перестиани «создал первый историко-революционный фильм — „Арсен Джорджиашвили“ (1921 г.), первым отошел от „салонного“ жанра, стал привлекать непрофессиональных исполнителей для правдивого воспроизведения образов революционного народа».

В «Арсене Джорджиашвили» (сценарий Ш. Дадиани и И. Перестиани) впервые нашел свое кинематографическое осмысление революционный опыт грузинского народа. Фильм появился в результате стремления только что родившегося в республике кинопроизводства оперативно откликнуться на задачи, поставленные перед искусством новой действительностью. Он передавал новые процессы, новые идеи. Режиссер занят непривычными для него — и для самого искусства тоже — явлениями и образами. Сюжет строился на одном из эпизодов периода революции 1905 года в Грузии — убийстве Арсеном Джорджиашвили царского генерала. Историко-революционная тематика, столь важная для советского искусства, в те годы ни в литературе, ни в театре, ни тем более в кино еще не определилась, не успела занять подобающего ей места. А в этом фильме были нарисованы образы революционеров-подпольщиков, показаны перипетии революционной борьбы.

Успеху картины способствовал и ряд ее кинематографических достоинств по тем временам. Она была поставлена с присущим Перестиани профессиональным умением, выразительно снята, передавала драматическую напряженность. Особенно драматична была сцена прохода по городу матери, идущей к приговоренному к смертной казни сыну, а также кадры, где на фоне старой крепости Арсена ведут на расстрел.

Достоверно, убедительно поведение жандармов. Режиссер не стал их шаржировать. Они даны реалистически, такими, какими были на самом деле. Правда, актеры, за исключением Е. Черкезишвили в роли матери, играют еще несколько театрально.

В 1922 году вышел другой фильм Перестиани — «Сурамская крепость» — по одноименной повести Д. Чонкадзе. До уровня литературного первоисточника фильм, естественно, не поднялся, но, тем не менее, пользовался необыкновенным успехом. В чем же была причина его привлекательности для зрителя?

Как известно, А. В. Луначарский критиковал тогда работников искусства, презрительно относившихся к народным зрелищам, и указывал на то, что они обладают большой си-той эмоционального воздействия на широкую аудиторию, призывал художников понять, что, собственно, привлекает массы в народных зрелищах. По его мнению, это должны были быть: хороший, захватывающий сюжет, богатство действия, «громадная определенность» характеристик, ясность и точная выразительность ситуаций, четкое разделение добра и зла.

Фильм Перестиани своими поисками зрелищности, эмоционального воздействия на массовую аудиторию приближается к этим принципам, чему способствовал и сюжет повести, основанный на народной легенде.

РОНДЕЛИ Л. Взлет без разбега. Тбилиси, 1985.