• Главная
• Следствие вели с... Леонидом Каневским • Криминальная Россия • Следствие ведут знатоки • Выступления Михаила Задорнова • Перейти на мобильную версию сайта
Одноклассники! В Мой Мир |
Смотреть Проститутка (1927)# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
А.Крамер Фильм "Проститутка" - комментарий на фоне анонса Посмотрев фильм О.Фрелиха "Проститутка (убитая жизнью)", мы задумались. Все-таки история 1926-го года сквозь стекло "Последнего танго в Париже", к примеру, воспринимается как-то… неадекватно, скажем так. Слишком уж далеко отстоит от нас фактура того времени; мы, по большому счету - правнуки тех, для кого нэп был не просто тремя буквами в учебнике истории, а той самой "правдой жизни", которая… Короче говоря, мы отправились на поиски фактуры. Так вот, в архивах редакции журнала "Экран" мы обнаружили любопытный документ. Ниже приводится полный текст документа. Картина "Проститутка (убитая жизнью)" производства Белгоскино иллюстрирует хорошо известный всем и каждому факт: проституция есть социальное зло. Проституткой женщина не рождается, она становится ею, [зачеркнуто: будучи помещена] попадая во враждебные социальные условия, а следовательно, [зачеркнуто: будучи] вырванной из враждебного окружения, будет возрождена к новой и энергичной жизни. [На полях карандашом, неразб: эконм... раскрепощ. правовом.] В фильме фигурируют: Люба в исполнении арт. Ярош, Надежда Ступина в исполнении арт. Орловой, сводня- "благодетельница" в исполнении арт. Е.Теплых, Манька в исполнении арт. Шеременьевой, Шура в исполнении арт. Ледащева и другие. К достоинствам этой фильмы можно также отнести цифры обширной статистики. На полях красным карандашом от руки: "Переделать! В.Гейман". Даты на документе нет, но по анализу публикаций рекламы в журнале "Экран" мы предполагаем, что рукопись можно датировать декабрем 1926 - мартом 1927 года. Комментарии 1. О жанре, сюжете и "стратегических средствах" фильма Жанр: социальная драма. С позиций 26-го года, вполне вероятно, жанр мог быть определен как "сатирическая драма". Для нас это не очевидно. Сюжет строится по всем законам драматургии. Главная героиня Люба, главный антагонист - сводня (содержательница притона). Героиня второго плана - Надежда, говорить о наличии выраженного антагониста трудновато; в какой-то момент это мясник, но по сути говоря, затевать серьезный конфликт во втором плане, имея всего час экранного времени на раскручивание сюжета было бы неразумно. У героев и антагонистов есть своего рода "помощники". Так, у героев это Манька, Шура и доктор Бирман; у антагонистов - персонажи, пользующиеся услугами проституток. Тут, кстати, сделано очень точно - на уровне сценария реализован собирательный "антигерой" - социальное зло. Далее. Первая поворотная точка (от завязки к основному действию): содержательница подбирает на улице Любу и уводит к себе. Мидпойнт (перелом основного действия, смена направления истории) Любу принимают на работу в профилакторий. Вторая поворотная точка (кульминация и переход к развязке): попытка самоубийства Надежды. Решена как сцена погони. В фильме присутствует (вполне оправданный по сюжету) вставной эпизод - огромная (6 минут экранного времени) мультипликация о социальном вреде проституции и путях избавления от нее. Итак, в целом: рассказываются две истории, сходящиеся к кульминации, соответственно этому монтаж "параллельных действий", по мере приближения к кульминации монтажные фразы укорачиваются. 2. О средствах, которыми рассказывается история. "Для многих нэп начинался так" - с этого титра начинается фильм. Ресторан, все бегут (бурлит ночная жизнь). В кадре мельтешение, отснятое в общем плане. Надо заметить, что общие планы бурлящей ночной жизни в фильме даны еще как минимум один раз, причем снятые в контражуре. До мельтешения доводит режиссер сцену хоровода в публичном доме, - это все примерно средства одного рода. На этом фоне психологизм страданий героев решается крупным и средним планом. Подробно показываются лица - как самих героев, так и антагонистов. Вообще в рассказывании истории используются методы "эмоционального шантажа", причем - большей частью через героиню второго плана, что очень разумно. Таковы, к примеру, крупные планы лиц страдающих детей, а также испуганные лица героев, смонтированнные "по Кулешову" с крупными же планами оскаленных (сатирический, карикатурный грим, который впоследствии можно найти, например, у того же Хичкока, плюс контрастное до карикатурности освещение) лиц антагонистов. Еще про крупные планы: своеобразная эротика через "игру ног", эдакая кинорифма - в начале фильма (дамы в ресторане завлекают нэпманов) и в середине, когда Люба снимает клиента. Очень интересная сцена в начале фильма, когда сосед совращает Любу: в самый ответственный момент камера берет деталь - долго льющуюся из самовара воду. Этот прием через полвека встретится у М.Захарова в "Обыкновенном чуде" - льющееся молоко в любовной сцене. Не буду вдаваться в подробный анализ, но в сценах, когда принимается какое-либо тяжелое решение, используются позы, уже стандартные для немого кино (есть любопытная версия, что подобные позы в немое кино перекочевали из балета, и даже ракурсы съемки по большому счету наследуются из сценической практики). И еще, про взгляд сквозь витрину. Когда выгнанная из дома Люба идет по улицы, она останавливается у витрины хлебного магазина. И тут режиссер делает монтажную сцену, которая впоследствии станет в определенном смысле стандартной для показа голодного человека (от Чаплина до Данелии): человек смотрит на витрину с хлебом (средний план, камера сзади) - лицо человека, снятое изнутри магазина, сквозь витрину с хлебом - возврат к человеку, съемка со стороны улицы, лицо в три четверти. 3. Отдельно, хотя и коротко, о вставном эпизоде. Это огромная по меркам фильма (1 час весь фильм, около 7 минут экранного времени на эпизод) презентация в стиле "санпросвет", выполненная в мультипликации, эдакий PowerPoint 20-х годов. Интересны как сам прием (вставка анимации в игровое кино), так и монтаж перебивок (доктор Бирман читает лекцию), в которых лектор снята в среднем плане, но снизу вверх, ракурсом "вид на трибуну из зала". Любопытно, что спустя лет эдак 60, этот прием в пародийной форме встретится в мультфильме "Остров сокровищ", где санпросвет будет реализован с точностью до наоборот: вставкой в анимационный фильм игрового эпизода (речь идет о перебивке "о вреде курения"), снятого как видеоклип на песню. |
Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние. |
|