Смотреть Кащей Бессмертный (1944)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Кащей Бессмертный (1944)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Кащей Бессмертный
Кащей Бессмертный.jpg
Жанр

киносказка

Режиссёр

Александр Роу

Автор
сценария

Владимир Швейцер
Александр Роу

В главных
ролях

Сергей Столяров
Александр Ширшов
Галина Григорьева
Георгий Милляр

Оператор

Михаил Кириллов

Композитор

Сергей Потоцкий

Кинокомпания

«Союздетфильм»

Длительность

63 мин.

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Язык

русский

Год

1944

«Каще́й Бессме́ртный» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм-сказка, поставленный на студии «Союздетфильм» в 1944 году режиссёром Александром Роу.

Сюжет

Начинается сказка о русском богатыре — Никите Кожемяке, о его боевом друге — Булате Балагуре, о Марье Моревне — красоте ненаглядной, о злом вороге — Кащее Бессмертном.

Жили-были на свете Никита Кожемяка и его жена Марья Моревна. Однажды, вернувшись с охоты, Никита заметил, что его невесты нет, а все дома сгорели. Он узнаёт от гнома про то, что это дело рук Кащея Бессмертного. Он дал Никите шапку-невидимку и скрылся. Никита отправился на поиски возлюбленной за тридевять земель. Долго ли, коротко ли бродил он по миру и наткнулся на огромный камень, на котором написано о трёх опасностях.

Вскоре он дошёл до арабского города, в котором собрались казнить одного из горожан (а именно Булата Балагура) за кражу ковра-самолёта. Никите с помощью шапки-невидимки удаётся спасти парня и добраться на ковре-самолёте в Кащеево царство. Им удаётся с помощью шапки-невидимки незаметно проникнуть в замок и найти Марью, спящую колдовским сном. Вдруг приходит Кащей и надевает кольцо Марье, которое пробуждает её от сна.

Он предлагает ей стать его женой, но она отказывается, и тогда Кащей сообщает местонахождение своей смерти и вновь усыпляет девушку. Затем он снимает кольцо и бросает его в водопад. Никита и Булат пробуждают девушку тоже надеванием такого же кольца на руку и убегают. Поняв, что из-за стен, высоты и стражников бежать некуда, Марья Моревна снимает кольцо, бросает его в водопад и засыпает.

Далее Кащей и Никита решают биться на смерть. Кащей призывает на подмогу свою армию, а Никита призывает войско русское. Он рубит голову злодею, и у того вырастает новая. А Булат тем временем находит смерть Кащея и побеждает его. Никита Кожемяка, Булат Балагур и Марья Моревна возвращаются домой.

Так кончилась сказка о русском богатыре — Никите Кожемяке, о его боевом друге — Булате Балагуре, о Марье Моревне — красоте ненаглядной, о злом вороге — Кащее Бессмертном.

В ролях

  • Сергей Столяров — Никита Кожемяка
  • Александр Ширшов — Булат Балагур
  • Галина ГригорьеваМарья Моревна
  • Георгий Милляр — Кащей Бессмертный/cтаричок-сам-с-перст, подаривший Никите Кожемяке шапку-невидимку
  • Иван Рыжов — озорной парень
  • Сергей Юрцевгусляр
  • Сергей Троицкий — повелитель
  • Леонид Кровицкийсудья
  • Сергей Филиппов — палач
  • Пётр Галаджев — 1-й стражник
  • Иван Бобров — 2-й стражник
  • Эммануил Геллер — 3-й стражник
  • Фёдор Григорьев — эпизод (в титрах не указан)

Съёмочная группа

  • Сценарий — Владимира Швейцера, Александра Роу
  • Тексты песен — Сергея Городецкого, Натальи Кончаловской
  • Постановка — Александра Роу
  • Режиссер — Иван Лукинский
  • Монтаж — Ксении Блиновой
  • Главный оператор — Михаил Кириллов
  • Композитор — Сергей Потоцкий
  • Звукооператор — Сергей Юрцев
  • Художники:
    нар. арт. ТССР Николай Акимов, Иван Никитченко
    нар. художник РСФСР Сергей Козловский
    Евгений Некрасов, Пётр Галаджев
  • Операторы — Константин Алексеев, Л. Сазонов
  • Скульптор — Н. Савицкий
  • Художник — Феликс Богуславский
  • Пиротехника — А. Демьяненко, Ф. Тюменев
  • Грим — Анатолий Иванов
  • Ассистенты — Л. Адамова, Е. Киссель-Гросс
  • Оркестр и хор Комитета по делам кинематографии при СНК СССР
    под управлением — засл. деятеля искусств Давида Блока
  • Директора картины — Г. Денисон, Павел Данильянц
  • Художественный руководитель студии Лауреат Сталинской премии Игорь Савченко

Фильм восстановлен на киностудии имени М. Горького в 1980 году.

  • Режиссёр восстановления — Георгий Шепотинник
  • Звукооператор — Керим Амиров

Съёмки фильма

Первая часть фильма (то есть посад, сцена праздника в нём и нападение на него слуг Кащея) снималась близ села Озёрки Тальменского района Алтайского края. Продолжение, где Никита Кожемяка отправляется спасать похищенную Кащеем Марью Моревну, снимали в Таджикистане.

Премьера фильма на большом экране состоялась в барнаульском кинотеатре «Родина» в День Победы, 9 мая 1945 года.

Образ Кащея был заимствован с третьего всадника картины Виктора Васнецова Воины Апокалипсиса. Помимо этого, Георгий Милляр после болезни был худ и бледен, что в сочетании с яркой одеждой (плащ был красного цвета) придавало ему сильное сходство со скелетом. Актёр Георгий Милляр в своём интервью рассказывал, что лошади, на которой по сюжету должен был ехать Кащей, пришлось завязывать глаза, так как предыдущая, увидев его в гриме, от испуга встала на дыбы.

В титрах Георгий Милляр, который, помимо Кащея Бессмертного, исполнял роль старичка-лесовичка, заменён в роли этого второстепенного персонажа тремя звёздочками — одной верхней и двумя нижними (⁂), но не указан в титрах восстановленной версии.

Интересные факты

В фильме показана дохристианская Русь: в селении русов стоят статуи богов, сделанные из дерева, и дух — лесовичок.

Царь Горох, Баба-Яга и другие...

Гергий Милляр: «Настоящее искусство создается не кровью, а желчью печени».

..1910 год. Небольшая квартирка на старом Арбате. Маленький мальчик перед зеркалом красит лицо химическим карандашом. Он хочет быть похожим на Мефистофеля из «Фауста». Вот он заходит в гостиную к родителям, рассчитывая напугать их своим незатейливым гримом. Но, к его разочарованию, на лицах родителей — лишь веселые улыбки. Разве они могут предположить, чем через несколько лет обернется стремление мальчика к перевоплощению?..

Когда началась гражданская война, Георгий Милляр жил на юге России, и возвращение в столицу пришлось надолго отложить. В маленьком черноморском городке Геленджике он увлекся театром. Его взяли на работу в качестве бутафора.

В 1924 году Георгий Милляр поступил в актерскую школу при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского). Вначале преподаватели с настороженностью всматривались в худощавого молодого человека с ужасной дикцией и необычной внешностью. Все же ему удалось благополучно получить актерское образование, а потом даже попасть в основную труппу театра. Учителя в театре у Георгия Милляра были хорошие: Сергей Мартинсон, Мария Бабанова и Соломон Михоэлс, буквально притягивавший к себе молодежь.

Вскоре Георгий Милляр стал известен в театральных кругах Москвы, а после исполнения роли начальника учебного заведения, бритоголового чиновника в фильме Константина Эггерта «Штурм» заметили актера и кинематографисты. В 1934 году Милляр снялся в «Марионетках» Якова Протазанова, а в начале сороковых — в фильмах «Сибиряки» и «Мы с Урала» Льва Кулешова. Когда встал вопрос — кино или театр?— Милляр без колебаний выбрал кинематограф.

Подлинное зерно редкого дарования актера-сказочника, как себя называет сам Георгий Милляр, раскрылось в сказках Александра Роу. В шестнадцати фильмах этого режиссера он исполнил около тридцати ролей.

Однажды Георгий Милляр и Александр Роу, разговаривая, спускались по студийной лестнице. Милляр спросил: «А можно мне сыграть Бабу Ягу?» Роу остановился, внимательно посмотрел на него и сказал не то с сочувствием, не то с любопытством: «А что, из тебя получится».

Таким образом, после «сказочного» дебюта в картине «По щучьему велению» (1938), где Милляр изобразил Царя Гороха — этакого суеверного дурака, он сыграл в «Василисе Прекрасной» сразу три роли — в том числе и Бабу Ягу.

Во время войны Александр Роу задумал постановку «Кащея Бессмертного» как антифашистской сказки. Милляр пытался отказаться от роли: «Не могу, таланта не хватит!» В самом деле, соединение политического шаржа с фольклором — весьма непростая задача.

Пригодилась тяга актера к эксцентрике, к воплощению парадоксальных характеров. Премьера состоялась 9 мая 1945 года. Фильм имел огромный успех. Острый политический гротеск был так органично вплетен в ткань русской народной сказки, что зрители во время просмотра, указывая на Кащея, кричали: «Фашист!»

...А дальше были «Новые похождения Кота в сапогах», «Марья-искусница», «Королевство Кривых Зеркал»... В каждом фильме актер находил для своих героев новые характерные черточки в пластике, походке, выражении лица, манере говорить. Разве можно забыть образы, созданные Милляром в эти годы: болотный министр Квак из «Марьи-искусницы», мерзкий подхалим с огромным ртом и оттопыренными ушами; грустный шут и злая ведьма из «Новых похождений Кота в сапогах»... Нельзя не отметить и поистине гигантскую работу Милляра по озвучиванию мультфильмов, где ему приходилось говорить голосом самых неожиданных персонажей, в том числе неодушевленных — сковородки и гаечного ключа.

За шестьдесят лет работы в кино актер снялся более чем в 300 фильмах. Любимая роль Милляра — палач из фильма Э. Гарина и X.Локшиной «Обыкновенное чудо» — немногословный элегантный господин в черном костюме, котелке и белых перчатках. В руках у него футляр от валторны, а там — топор...

В фильме «На помощь, братцы» И. Василева сыграл царя-марионетку, а ведь Геогрий Францевич готовился отмечать свой юбилей - ему исполнялось 85 лет!


Народный артист РСФСР Георгий Милляр любил повторять: «Актер — это кладбище несыгранных образов». У него, как у всякого артиста, остались неосуществленные замыслы. Его мечтой было сыграть трех лукавых мудрецов — Суворова, Вольтера, Юлия Цезаря. Не получилось. И все же у Георгия Милляра завидная судьба. Счастье воплотить на экране столько ярких, запоминающихся образов, знакомых каждому с детства, стать любимцем разных поколений зрителей выпадает далеко не всякому актеру.

Игорь Гавриков
"Советский экран" № 2, 1989 год

От отца его талант унаследовал исто французскую искристую веселость, щеголеватость. От матери — русскую щедрость выдумки и потаенную доброту. В его искусстве многое идет от ярмарочного веселья, праздничности балаганов и вертепов.

…Когда беседуешь с этим бесконечно застенчивым, милым человеком, ловишь на себе прищур ласковых, с лукавинкой глаз, и не верится, что еще час назад он смотрел с экрана ледяными, звериными зрачками, злобно скрипел зубами, грозил смешать с землей.

Лицедей… Пожалуй, высокопарное и старомодное слово очень точно определяет актерскую суть Георгия Милляра.

Начало творческой биографии Георгия Милляра относится к двадцатым годам, когда его, бутафора геленджикского театра, однажды попросили заменить внезапно заболевшего актера. Дебют прошел удачно. Начинающего актера стали вводить в старые спектакли и давать роли в новых.

А затем сцены провинциальных театров. Характерные роли. Успех у зрителя и… полнейшая неудовлетворенность собственной игрой.

В 1924 году Милляр едет в Москву и поступает в школу «юниоров» при Московском театре Революции, первым художественным руководителем которого был Вс. Мейерхольд. В этом экспериментальном «учебном цехе» театра студийцам преподавали Ал. Попов, А. Гриппич, М. Терешкович.

«По своим психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы к их нетерпению и досаде не примешивалось чувство профессиональной любознательности, вызванное трудностью материала. „Консилиум“ педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли», — вспоминает Г. Милляр.

Привлекал Милляра и кинематограф. Впервые снявшись у режиссера К. Эггерта, он все чаще и чаще появляется на экране в небольших эпизодических ролях. Актер высокой требовательности к себе, бескомпромиссности, Милляр считает, что не может совмещать работу в театре и в кино. Он уходит из театра, в котором завоевал довольно прочное положение.

Последующий этап в творческой жизни Г. Милляра связан с именем известного мастера детского кино А.А. Роу. Режиссер-сказочник нашел в актере единомышленника, и дружба их длится вот уже более трех десятков лет. Их первым фильмом была экранизация сказки о лукавом Емеле-дурачке, капризной царевне Несмеяне, Щуке, говорящей человечьим голосом, и прочих чудесах.

Пресса среди наиболее интересных актерских работ единодушно отмечала исполнение Г. Милляра. Роль царя Гороха была сыграна в острой, гротесковой манере. Зрители увидели вздорного, злого дурака, облаченного в царские одежды.

В следующей картине — «Василиса Прекрасная» — Милляр сыграл три роли — гусляра, старика отца и Бабу Ягу.

Облик старика отца Старинушки весь пронизан мягким, лукавым юмором. В нем зрители узнавали любимый с детства образ сказочного деда — наивного, доброго и мудрого.

А Баба Яга — злобная, коварная, свирепая, но неудачливая гостья многих русских сказок… Какой она появилась на экране? На роль «злодейки» пробовались многие известные характерные актрисы: Т. Струкова, Ф. Раневская. Но было решено — мужчина в юбке — страшнее, и роль досталась Г. Милляру.

Долго и мучительно искал он внешний рисунок роли. «Однажды перед съемками, — вспоминает Милляр, — подошел ко мне художник Соколовский. — Я такую старушку видел в Ялте, — сказал он. — Коз пасла на Чайной горке. На Бабу Ягу похожа удивительно. Она тебе поможет… Вскоре ее увидел: старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка».

Позже на съемках мы завершили портрет моей зловещей «героини», облачив ее в жуткие лохмотья, повязав на голову черный платок, наградив ее звериной походкой«.

Для роли Бабы Яги Милляр нашел новые краски. Его глаза, еще недавно излучавшие теплоту, загораются змеиным блеском; Баба Яга злобно хрипит, угрожая, злорадствуя. Актер был беспощаден к своей героине. Он сыграл врага хитрого и коварного.

«Как гром с ясного неба упал на Русь Кащей Бессмертный. Пожег наши дома и хлеба, людей вырубил и жен живыми угнал, многие тысячи…» — так начиналась новая киносказка А. Роу о «Чудище, который весь мир жрет и не нажрется». Фильм о «Кащее Бессмертном» вышел на экран в год разгрома немецкого фашизма. Образ Кащея символизировал человеконенавистничество.

«Работая над ролью Кащея, мы обратились к тевтонскому эпосу, сознательно пародируя «Нибеллунгов», — вспоминает актер. — Аскетизм, неумолимость, озлобленность «рыцарей» средневековья — все вобрал этот образ. Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь не подпускала меня близко. Завидев даже издали, она в страхе шарахалась. Едва ей развязывали глаза (приходилось завязывать), она снова сбрасывала меня прочь. Помните, у Дюрера четырех апокалиптических всадников — это аллегорическое изображение разрушительных сил? Во внешнем рисунке роли я шел и от этих мрачнейших фигур художника. Поиски костюма и грима были мучительны. «Кащей без бороды — это не Кащей», — говорили мне. У моего Кащея были голый череп, сзади прямые волосы, переломленный нос и тупой выдающийся вперед подбородок, он был в пластмассовом панцире, из которого росли острые костяные крылья.

Был я и в молодости худым, но во время эвакуации среднеазиатская малярия иссушила меня до-предела. Я стал «живым» скелетом, и оператору было со мной легко работать. Он снимал меня снизу, чтобы Кащей казался еще выше и в живописном решении приближался к удлиненным фигурам ранней готики. Самым выразительным и удавшимся мне эпизодом считаю Кощееву смерть. Помните: скелет «ворога» кладут на землю, земля растрескивается, смыкается, и трава не ней не растет больше никогда. Кащей оказался смертен, как и мировое господство Гитлера оказалось мифом. Для меня роль Кащея наиболее выстраданная. В ней не только след творческих мук, но и память о тех тяжких годах, когда все мы жили жгучей ненавистью к фашистским завоевателям и жаждали дня победы«.

«Искусство создается не только кровью сердца, но желчью печени», — шутит Георгий Фоанцевич. Глядя на его сказочных героев, с ним невольно соглашаешься. Целая галерея типов, достойных злого, беспощадного осмеяния.

«Не вели казнить — вели донос вымолвить!» — излюбленное обращение царского спальника Чихиря — персонажа Ершовской сказки «Конек-Горбунок», того самого, что крадет у Ивана перо Жар-птицы и становится причиной многих бед на пути героев. Актер зло и едко высмеивает жадность, угодничество, лизоблюдство Чихиря.

Из земного сказочного царства, боярских хором, улюлюкающих разбойников герой следующей его сказки, «Марья-искусница», переселился во владения подводные, в общество водяных, чудищ болотных и заколдованных рыб. Квак — штатный подводный подхалим — омерзительное зеленое чудище с вечно улыбающимся растянутым ртом, огромными оттопыренными ушами, настороженными глазами и орденом рака на груди.

Сторонники рафинированного искусства легко могут обвинить актера в натуралистичности трактовки сказочных образов. Но в гротеске Милляра, в его сатирических красках всегда есть чувство меры, которое доступно лишь подлинному художнику.

«Ты, Юра, играешь парадоксами, — говорят мне коллеги, — рассказывает актер. — Но ведь парадокс — не опровержение истины. Напротив, парадокс обнажает истину, усиливает ее. Я, как в геометрии, веду доказательство от противного. Ведь чтобы явление изжить, надо его довести до абсурда. Ну а жизненное правдоподобие? В ролях эксцентрического плана познание мира идет по иному пути. Можно ли проникнуть в психологию жабы? Да и нужно ли? Ведь в баснях Лафонтена, Крылова, насквозь реалистических, нас занимают не Ослы и Совы, а категории людей, которых подразумевали баснописцы в аллегориях».

В фильме «Новые похождения Кота в сапогах» актриса Лидия Вертинская и Георгий Милляр играли одну и ту же роль — карточную колдунью даму пик. Их героиня то превращалась в юную блистательную красавицу, беспрепятственно проникающую на придворный карнавал (ее играла Лидия Вертинская), то в одинокую обитательницу мрачного замка — полупомешанную, вздорную, зловещую старуху (ее играл Милляр).

В сказке С. Михалкова «Новые похождения Кота в сапогах», озорной, веселой, остроумной, актер сыграл и свою вторую роль — печального шута-няньку. В королевстве, где больна принцесса, перестали звенеть его бубенчики. Сам он разучился улыбаться и веселить людей, он вынужден день и ночь читать чудовищно грустные сказки.

Врожденной пластичности актера можно позавидовать. Когда Милляра пригласили сняться в фильме-балете «Хрустальный башмачок» (в роли доброй феи), артисты балета встретили его как своего сотоварища по искусству: настолько естественным, органичным был драматический актер в балетном ансамбле. Его отличали высокая профессиональная культура, безупречное мастерство мима, счастливый дар тонко чувствовать поэтическую ткань сказки.

«Эксцентрика — мышление необычными образами», — говорит Милляр, мастер острого рисунка. Актер редкой пытливости, наблюдательности, он «коллекционирует» смешные человеческие черточки, привычки и награждает ими своих героев.

верен духу гоголевской прозы, малоросскому колориту оказался Милляр в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки». Его добродушный, лукавый и наивный черт — житель сельский. Бес неуютно чувствует себя во дворце императрицы, зато он свой на селе. Он способен на каверзы, мелкие козни, но готов и на добрые дела. И, как всегда в этом фильме-сложнейший грим. Снова гумоза, пластикаты. И при этом живое, подвижное лицо. Выразительное — даже если съемка идет с пяти утра на натуре, при жаре в 30.

«Грим, как и костюм, надо уметь носить, — утверждает актер. — Он сам по себе не сыграет. Им надо управлять».

Актер с удивительной легкостью «обживает» изделия гримерного цеха: крючковатые носы, тяжеловесные подбородки, старушечьи букли и маски чертей. Ему, творцу сказочных персонажей, очень важно овладеть внешним рисунком роли, найти правду образа в зримых, ярких деталях. Вспомните, как естественно носит актер костюм — будь то королевская мантия, лохмотья ведьмы, лягушачья кожа или элегантный фрак модернизированного палача.

Едва Милляр получает роль, он в своих «почеркушках» рисует героя, его грим и костюм, не ожидая эскизов художника. Собственно, часто он становится изобретателем костюма и грима своих персонажей.

Кажется, в игре актера, острой, неожиданной, живут шутки и чудачества первых лицедеев Древней Руси — скоморохов. Так заразительно его по-язычески безудержное веселье, когда «расправляется» он со своей старой знакомой — Бабой Ягой в фильме «Морозко». Не та стала злодейка — постарела, подряхлела, силы поубавились, радикулит старую замучил. Да и в своих колдовских волшебствах разуверилась. Отсюда традиционный образ злодейки русских сказок засверкал новыми гранями, в интонациях актера появились иронические нотки и масса юмористических бытовых подробностей. При всей условности, сказочности фигуры актер наделяет ее живыми человеческими чертами.

«Я меньше всего склонен отягощать режиссера обязанностью делать мне роль. Главное, мне важно получить стилистический заказ» — таково творческое кредо актера.

В работе над ролью он идет от внешней характеристики: «Сначала я вижу фигуру, грим, костюм, походку, позже приходит речь. С текстом обращаюсь жестоко, фильтрую его, избавляясь от многословия. Роль „прорезывается“ по кускам, а не в сюжетном порядке. Как ни странно, так „монтировать“ роль я приучился еще в театре, и это облегчило мне работу в кинематографе».

…Если вы встретите Милляра с начисто сбритыми бровями и бритой головой, — не удивляйтесь, это верный признак того, что актер готовится к очередной съемке. «Так гримеру проще работать с моим лицом, приспосабливая новый грим», — объясняет Милляр. И в этом он весь — с его самоотверженной, поистине фанатичной любовью к искусству. Актер — большой художник. И необыкновенно скромный человек.

— О каких ролях вы мечтаете?

— Актер — кладбище неигранных образов, — грустно констатирует Георгий Францевич.

— Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю.

Яповецкая Р. Георгий Милляр // Актеры советского кино. М.: Искусство, 1971. Вып. 7. С. 158—170.