Смотреть Два бойца (1943)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Два бойца (1943)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Два бойца
Два бойца фильм плакат.jpg
Жанр

военный фильм, драма

Режиссёр

Леонид Луков

Автор
сценария

Евгений Габрилович

В главных
ролях

Борис Андреев
Марк Бернес

Оператор

Александр Гинцбург

Композитор

Никита Богословский

Кинокомпания

Ташкентская киностудия

Длительность

80 мин.

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Язык

русский язык

Год

1943

«Два бойца» — художественный фильм, снятый режиссёром Леонидом Луковым в условиях эвакуации во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. В 1963 году Киностудией им. М. Горького сделана «новая редакция» фильма.

Сюжет

Легендарный военный фильм по повести Льва Славина «Мои земляки», рассказывающий о фронтовой дружбе солдат Аркадия Дзюбина, неунывающего, лихого и бедового парня из Одессы, и Саши Свинцова — «Саши с Уралмаша», преисполненный юмором, добротой и таким пониманием солдатской жизни, что картина пользовалась успехом долгие годы. «Два бойца» стал первым фильмом, утверждавшим в общем-то простую истину: на войне не только сражаются, на войне — живут… Ленинградский фронт, где война приняла «оседлый», окопный характер и где паузы между боями стали постепенно растягиваться, представлял особую возможность внимательно присмотреться к своим героям в обыденной обстановке блиндажей и землянок, прислушаться к их простым разговорам и шуткам в период затишья, да просто заглянуть им в глаза.

В ролях

Кадр из фильма «Два бойца»
Борис Андреев и Марк Бернес
  • Марк Бернес — Аркадий Дзюбин
  • Борис Андреев — Саша Свинцов
  • Вера Шершнёва — Тася
  • Янина Жеймо — медсестра
  • Максим Штраух — профессор
  • Иван Кузнецов — Галанин
  • Степан Крылов — майор Рудой
  • Лаврентий Масоха — Окулита

Не указанные в титрах

  • Афанасий Белов — эпизод
  • Эммануил Геллер — матрос
  • Григорий Михайловпочтальон
  • Иван Переверзев — эпизод
  • Алексей Попов — эпизод
  • Андрей Сова — артиллерист
  • Ольга Третьяковаэпизод
  • Нестерова, Лизадевочка в эпизоде

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Евгений Габрилович
  • Режиссёр: Леонид Луков
  • Оператор: Александр Гинцбург
  • Художник: Владимир Каплуновский
  • Композитор: Никита Богословский
  • Автор стихов: Владимир Агатов
  • Звук: Арнольд Шаргородский

Публикации о фильме

Режиссёр Леонид Луков, которого мы знаем по его прежним работам и особенно по талантливо сделанной «Большой жизни», и на этот раз создал свежую и по-новому интересную картину. Весь фильм пронизан светлым юмором, и даже в «грустных» сценах «огонёк юмора» освещает события ласковым приятным светом.

— Григорий Александров. «Два бойца». «Труд», 21 сентября 1943 года

Можно не сомневаться, что фильм будет тепло встречен зрителем. В картине имеются отдельные недостатки — боевые эпизоды сняты авторами несколько наивно. Немцы, например, наступают в фильме густой толпой и покорно падают всем подразделением от первой очереди советского пулемёта. Но, по-моему, в данном случае удача основного поэтического замысла далеко перекрывает значение отдельных недочётов.

Сюжет картины чрезвычайно прост. Два бойца — один кузнец с Урала (актёр Б. Андреев), другой — сварщик из Одессы (актёр М. Бернес) — соединены дружбой, чудесной, глубокой, нежной и преданной, такой, какая часто возникает между хорошими людьми в тяжёлой военной обстановке. Эта дружба чиста, лишена какого бы то ни было расчёта и полна естественного оптимизма. Она напоминает дружбу юношей-школьников, стихийно верящих в себя и друг в друга и в свою будущую счастливую жизнь. Уже этот органический, глубокий оптимизм, расцветающий в тяжёлом военном труде, по-моему, составляет первую прекраснейшую удачу картины.

— Всеволод Пудовкин. «Правда», 6 октября 1943 года

Вспомните фильмы: о войне, скажем, сделанные во время войны, — они не напоминали её ничем, всё было наврано, кроме внутреннего душевного настроя. Что осталось от фильма «Два бойца»? Душа — исполнение Бернесом песни «Тёмная ночь». Бернес весь уходит в песню. И благодаря тому, что песня более условна и не притворяется войной, вся липовая фактура, в этот момент его окружающая, начисто перестаёт действовать на нервы, растворяется в правде песни.

Алексей Симонов. «Без войны...» «Советская культура», 5 мая 1990 года

Песни

Песни «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали» (музыка Никиты Богословского, стихи Владимира Агатова), исполненные в фильме Марком Бернесом, приобрели широкую популярность.

О фильме «Два бойца»

[…] где-то под Харьковом, в истерзанном пулями кинотеатре, я посмотрел в первый раз «Два бойца». И понял, что есть в этом фильме нечто куда крупнее и важнее, чем песни, — игра Бориса Андреева и Марка Бернеса.

Я очень мало знал тогда Андреева, видел его в одном только фильме того же Лукова. Но знал, что роль Саши Свинцова, парня-уральца, написана мною бегло, в спешке и что нелегко с нею было актеру (автор лучше всех знает, что к чему в его сценарной работе и где что-то найдено для актера, а где как бы найдено, а на деле только пущена пыль в глаза). Тем сильнее взволновал меня Андреев, создавший образ Свинцова на материале сценарно-поверхностном, полупустом. Я принял Андреева сердцем, как только увидел, принял и эту неповоротливость жеста, и крепкость, и кротость улыбки, и эту массивность ног, не торопясь двигающихся по земле. Это был образ, точно и резко очерченный, без игровых завитушек, без актерских безделиц и баловства, рожденный актером сильным, предельно русским. Он шел, сидел, говорил, сердился и улыбался, этот уральский парень Саша с Уралмаша, и становилось вдруг до предела ясно (не словами, не фразами, а всем строем этой неторопливости, этим нескорым почерком жестов, движений, выражением глаз), что такую Россию не сломишь ни криком, ни танками! Раз уж поднялся этакий парень, взял автомат и надвинул каску, то нет ему ни мороза, ни рек, ни смерти — он победит.

Благодаря игре Андреева фильм, задуманный всего лишь как эпизод фронтовых будней, обрел внезапную широту и обращался какой-то своей стороной в раздумьях о родине, о ее людях. И ни к чему были тут ни взрывы, ни самолеты (в огромном числе привлеченные в фильм, видимо, для того, чтобы внушить зрителю ощущение масштабности), достаточен всего лишь один Андреев — Свинцов, в нем и масштаб, и неизбежность нашей победы.

ГАБРИЛОВИЧ Е. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1982.

О фильме «Два бойца»

[…]

Б. Андреев, играющий кузнеца, по совести говоря, просто поразил меня каким-то сверхдальним проникновением в психологию образа. Его медленная речь, манера шевелить губами чуть не перед каждым словом, как будто бы он повторяет его, прежде чем сказать; походка, то тяжело, то вдруг легко несущая массивное тело очень сильного человека; взгляд, то по-детски серьезный, то по-мужски решительный, — все точно говорит вам: «Вот сейчас, мне неохота, а уж если будет охота, тогда держись!». Он напоминает одного из тех легендарных русских кузнецов, которые умели одним тяжелым ударом расплющить кусок железа или же легкими движениями того же молота придать ему точно рассчитанную форму.

Необыкновенно удалась Андрееву ясность и непосредственность характера. Веришь каждому его слову, каждому поступку и чем внимательнее следишь за ним, тем больше его любишь. Я убежден, что зритель нашей страны тепло примет образ, сыгранный Андреевым, и надолго запомнит его. […]

ПУДОВКИН В. О фильме «Два бойца» // Правда. 1943. 6 окт.