Два бойца | |
Жанр |
военный фильм, драма |
---|---|
Режиссёр |
Леонид Луков |
Автор сценария |
Евгений Габрилович |
В главных ролях |
Борис Андреев |
Оператор |
Александр Гинцбург |
Композитор |
Никита Богословский |
Кинокомпания |
Ташкентская киностудия |
Длительность |
80 мин. |
Страна |
СССР |
Язык |
русский язык |
Год |
1943 |
«Два бойца» — художественный фильм, снятый режиссёром Леонидом Луковым в условиях эвакуации во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. В 1963 году Киностудией им. М. Горького сделана «новая редакция» фильма.
Сюжет
Легендарный военный фильм по повести Льва Славина «Мои земляки», рассказывающий о фронтовой дружбе солдат Аркадия Дзюбина, неунывающего, лихого и бедового парня из Одессы, и Саши Свинцова — «Саши с Уралмаша», преисполненный юмором, добротой и таким пониманием солдатской жизни, что картина пользовалась успехом долгие годы. «Два бойца» стал первым фильмом, утверждавшим в общем-то простую истину: на войне не только сражаются, на войне — живут… Ленинградский фронт, где война приняла «оседлый», окопный характер и где паузы между боями стали постепенно растягиваться, представлял особую возможность внимательно присмотреться к своим героям в обыденной обстановке блиндажей и землянок, прислушаться к их простым разговорам и шуткам в период затишья, да просто заглянуть им в глаза.
В ролях
- Марк Бернес — Аркадий Дзюбин
- Борис Андреев — Саша Свинцов
- Вера Шершнёва — Тася
- Янина Жеймо — медсестра
- Максим Штраух — профессор
- Иван Кузнецов — Галанин
- Степан Крылов — майор Рудой
- Лаврентий Масоха — Окулита
Не указанные в титрах
- Афанасий Белов — эпизод
- Эммануил Геллер — матрос
- Григорий Михайлов — почтальон
- Иван Переверзев — эпизод
- Алексей Попов — эпизод
- Андрей Сова — артиллерист
- Ольга Третьякова — эпизод
- Нестерова, Лиза — девочка в эпизоде
Съёмочная группа
- Автор сценария: Евгений Габрилович
- Режиссёр: Леонид Луков
- Оператор: Александр Гинцбург
- Художник: Владимир Каплуновский
- Композитор: Никита Богословский
- Автор стихов: Владимир Агатов
- Звук: Арнольд Шаргородский
Публикации о фильме
Режиссёр Леонид Луков, которого мы знаем по его прежним работам и особенно по талантливо сделанной «Большой жизни», и на этот раз создал свежую и по-новому интересную картину. Весь фильм пронизан светлым юмором, и даже в «грустных» сценах «огонёк юмора» освещает события ласковым приятным светом.
— Григорий Александров. «Два бойца». «Труд», 21 сентября 1943 года
Можно не сомневаться, что фильм будет тепло встречен зрителем. В картине имеются отдельные недостатки — боевые эпизоды сняты авторами несколько наивно. Немцы, например, наступают в фильме густой толпой и покорно падают всем подразделением от первой очереди советского пулемёта. Но, по-моему, в данном случае удача основного поэтического замысла далеко перекрывает значение отдельных недочётов.
Сюжет картины чрезвычайно прост. Два бойца — один кузнец с Урала (актёр Б. Андреев), другой — сварщик из Одессы (актёр М. Бернес) — соединены дружбой, чудесной, глубокой, нежной и преданной, такой, какая часто возникает между хорошими людьми в тяжёлой военной обстановке. Эта дружба чиста, лишена какого бы то ни было расчёта и полна естественного оптимизма. Она напоминает дружбу юношей-школьников, стихийно верящих в себя и друг в друга и в свою будущую счастливую жизнь. Уже этот органический, глубокий оптимизм, расцветающий в тяжёлом военном труде, по-моему, составляет первую прекраснейшую удачу картины.
— Всеволод Пудовкин. «Правда», 6 октября 1943 года
Вспомните фильмы: о войне, скажем, сделанные во время войны, — они не напоминали её ничем, всё было наврано, кроме внутреннего душевного настроя. Что осталось от фильма «Два бойца»? Душа — исполнение Бернесом песни «Тёмная ночь». Бернес весь уходит в песню. И благодаря тому, что песня более условна и не притворяется войной, вся липовая фактура, в этот момент его окружающая, начисто перестаёт действовать на нервы, растворяется в правде песни.
— Алексей Симонов. «Без войны...» «Советская культура», 5 мая 1990 года
Песни
Песни «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали» (музыка Никиты Богословского, стихи Владимира Агатова), исполненные в фильме Марком Бернесом, приобрели широкую популярность.